Приложение СГ.04
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.04 Физическая культура
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Углов Е.С. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.04 Физическая культура»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.04 Физическая культура является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 08.
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения
Знания
Код
ПК, ОК
ОК 04 организовывать работу коллектива и
психологические
основы
команды; взаимодействовать с коллегами,
деятельности
коллектива,
руководством, гражданами в ходе
психологические
особенности
профессиональной деятельности
личности;
основы
проектной
деятельности
ОК 08 Использовать физкультурноРоль
физической
культуры
в
оздоровительную деятельность для
общекультурном, профессиональном
укрепления здоровья, достижения
и социальном развитии человека;
жизненных и профессиональных целей;
основы здорового образа жизни;
применять рациональные приемы
условия
профессиональной
двигательных функций в профессиональной деятельности
и
зоны
риска
деятельности; пользоваться средствами
физического здоровья специальности;
профилактики перенапряжения,
средства
профилактики
характерными для данной специальности
перенапряжения
1.3. Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
4
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий
приверженность
традиционным
духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности,
открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями
разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие
социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий
уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке
нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный
на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение
к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и
профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры,
принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий
свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России,
деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России,
к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за
рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской
культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения,
деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой
жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую
уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
5
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния
социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на
окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное
поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников
природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные
инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству
коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к
нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное
самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом
обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной
эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми
и их финансового содержания
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 112 с учетом Программы воспитания обучающихся.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
лекции, уроки
практические занятия
*консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
122
2
2
120
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса, в день, освобожденный от других видов занятий. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (неочная форма обучения)
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Введение.
Физическая культура,
спорт, функции
физической культуры,
здоровый образ жизни,
профессиональноприкладная физическая
подготовка.
1. Физическая культура и спорт: основные понятия, функции, история возникновения, их роль
в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
2. Здоровый образ жизни, профессионально-прикладная физическая подготовка. Здоровье
населения России. Факторы риска и их влияние на здоровье. Современная концепция здоровья
и здорового образа жизни. Мотивация ЗОЖ. Критерии эффективности здорового образа жизни.
его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов,
антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб.
3. Организм, среда, адаптация. Культура питания. Возрастная физиология. Организация
жизнедеятельности, адекватная биоритмам. Культура здоровья и вредные пристрастия.
Сексуальная культура – ключевой фактор психического и физического благополучия
обучающегося. Культура психического здоровья. Оптимизация умственной работоспособности
обучающегося в образовательном процессе. Средства физической культуры в регуляции
работоспособности. Формирование валеологической компетенции в оценке уровня своего
здоровья и формирования ЗОЖ.
4. Условия профессиональной деятельности юриста и зоны риска его физического здоровья.
Использование средств физической культуры для профилактики перенапряжения и
профессиональных заболеваний. Особенности организации физического воспитания в
образовательном учреждении (валеологическая и профессиональная направленность). Цели и
задачи физической культуры
Коды
формиру
Объем
емых
часов
компетен
ций
3
4
ОК 08
2
Раздел 1. Основные виды общей физической подготовки
Тема 1.1.
Легкая атлетика.
Кроссовая подготовка
Общая физическая
Содержание
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки. Правила техники
безопасности по л/атлетике.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
ОК 04,
ОК 08
8
подготовка (ОФП)
Тема 1.2.
Лыжная
Подготовка. ОФП
Лыжная подготовка в
случае отсутствия снега
может быть заменена
кроссовой подготовкой
Тема 1.3.
Атлетическая
гимнастика. ОФП
Практическое занятие
Совершенствование техники бега на короткие дистанции, низкий старт и стартовый разгон. Бег
на 100м.
Практическое занятие
Совершенствование техники прыжка в длину
Практическое занятие
Развитие выносливости. Бег 3000м (2000м.- девушки). Футбол - двухсторонняя игра.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
ОФП. Основные элементы тактики в лыжных гонках. ТБ при занятиях лыжным спортом.
Практическое занятие
Первая помощь при травмах и обморожениях. Элементы тактики лыжных гонок.
Практическое занятие
Совершенствование техники переходов лыжных ходов: с одновременных на попеременные.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
Упражнения на развитие мышц плечевого пояса и брюшного пресса -поднимание туловища из
положения лежа 30 секунд
ОК 04,
ОК 08
ОК 04,
ОК 08
Раздел 2. Спортивные игры
Тема 2.1.
Волейбол. ОФП
Тема 2.2.
Футбол. ОФП
В том числе практических занятий и лабораторных работ
ОК 04,
ОК 08
Практическое занятие
Совершенствование техники приема и передач мяча в волейболе: сверху (снизу) двумя руками.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
Совершенствование технических приемов игры в нападении
Практическое занятие
Футбол-двухсторонняя игра с задания преподавателя
ОК 04,
ОК 08
Раздел 3. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
Тема 3.1.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
9
Атлетическая
гимнастика. ОФП
Тема 3.2. Единоборства.
ОФП
Практическое занятие
Обучение базовым силовым упражнениям.
Упражнения на развитие мышц плечевого пояса и брюшного пресса -поднимание туловища из
положения лежа 30 секунд
Практическое занятие
Круговая тренировка 5-6 станций на развитее силы
Практическое занятие
Сгибание разгибание рук на брусьях
Практическое занятие
Прыжки на скакалке за 1 минуту
Содержание учебного материала
1. Обучение основам техники выполнения различных типов ударов и типов защит от них.
2. Обучение приемам страховки и самостраховки, захватов и бросков и основам самообороны.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие. Обучение основам техники выполнения различных типов ударов и
типов защит от них.
Практическое занятие. Обучение приемам страховки и самостраховки, захватов и бросков и
основам самообороны.
ОК 04,
ОК 08
ОК 08
Раздел 4. Основные виды общей физической подготовки
Тема 4.1.
Легкая атлетика.
Кроссовая подготовка.
ОФП
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
Правила техники безопасности по л/атлетике. Бег 60-100м. на скорость. Развитие
выносливости.
Практическое занятие
Низкий старт, бег в медленном темпе.
Совершенствование низкого старта и разгона.
ОК 04,
ОК 08
Раздел 5. Учебно-методические занятия
Тема 5.1
В том числе практических занятий и лабораторных работ
10
Профилактика
профессиональных
заболеваний. ОФП
Тема 5.2
Здоровьесберегающие
технологии
Практическое занятие
Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье.
Методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном
утомлении.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами
массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями.
Практическое занятие
Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние
здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
Практическое занятие
Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного
аппарата и основных функциональных систем.
Практическое занятие
Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения.
Практическое занятие
Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики
с учетом направления будущей профессиональной деятельности
ОК 04,
ОК 08
ОК 04,
ОК 08
Раздел 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Тема 6.1.
Гиревое двоеборье
(юноши)
Упражнения на
гимнастической лестнице
(девушки). ОФП
Тема 6.2.
ОК 04,
ОК 08
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие
Техника рывка и толчка. Техника перехода в рывке. Упражнения на силовую выносливость.
Висы с различным положением ног. Упражнения на пресс, спину. Упражнения на
растягивание мышц и связок. Отжимания в упоре лежа. Рывок гири 16 кг (юноши),
поднимании ног до прямого угла («лесенка», девушки)
Практическое занятие
Толчок гири 16 кг (юноши), поднимание ног до прямого угла (один подход, девушки).
Двоеборье (гири 16 кг) (юноши), поднимание туловища (максим. кол-во раз, девушки)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
11
Практическое занятие
Круговая тренировка с целью развития силовых и скоростных качеств, силовой выносливости.
Подтягивание, отжимание, поднимание туловища, жим штанги лежа, прыжки со скакалкой, бег
и др. упр. Выполнение нормативов по гиревому двоеборью.
Практическое занятие
Упражнение с гимнастической скамейкой
Подтягивание на перекладине
Поднимание туловища
Упражнение со скакалкой
Промежуточная аттестация диф зачет
Всего:
ОК 04,
ОК 08
Круговая тренировка.
ОФП
122
12
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура (для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ)
Наименован
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
ие разделов
и тем
1
2
Тема
Содержание учебного материала
1 Понятие о теории и истории физической культуры. История физической культуры.
2. Понятийный аппарат теории и методики физического воспитания.
3. Цель и задачи физического воспитания. Система физического воспитания в Российской Федерации.
4. Спорт в системе физического воспитания студентов. Научные основы здорового образа жизни.
В том числе, практических занятий
1. Техника безопасности при физкультурно-оздоровительных занятиях.
2. Методика занятий физическими упражнениями.
3. Основы здорового образа жизни студента.
4. Средства и методы оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры.
5. Обучение упражнениям на формирование осанки.
6. Обучение упражнениям на развитие мышц спины.
Содержание учебного материала
Тема
1. Физическая культура в общекультурном и профессиональном развитии человека.
2. Физическая культура в социальном развитии человека.
3. Основы здорового образа жизни.
4. Физкультурно-оздоровительная деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
В том числе, практических занятий
1. Техника безопасности при физкультурно-оздоровительных занятиях.
2. Основы здорового образа жизни студента.
3. Средства и методы оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры.
4. Современные физкультурно-оздоровительные технологии.
5. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной, лечебной и адаптивной
физической культурой.
6. Организация самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
7. Обучение упражнениям на гибкость.
8. Обучение упражнениям на развитие мышц рук.
Объем
часов
3
Коды
формируемых
компетенций,
4
ОК 04, ОК 08
4
8
8
ОК 04, ОК 08
12
13
Тема
Тема
Тема
Тема
9. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
10. Обучение упражнениям на развитие и укрепление мышц брюшного пресса.
Содержание учебного материала
1. Основы оздоровительных систем физических упражнений и адаптивной физической культуры.
2. Средства и методы оздоровительные системы физических упражнений и адаптивная физическая культура.
В том числе, практических занятий
1. Техника выполнения физических упражнений из оздоровительных систем и адаптивной физической
2. Улучшение морфофункционального состояния и повышение уровня подготовленности с использованием
средств и методов оздоровительных систем и адаптивной физической культуры.
3. Определение уровня морфофункционального состояния и физической подготовленности с учетом
Содержание учебного материала
1. Основы терренкура и легкой атлетики.
2. Улучшение морфофункционального состояния и повышение уровня подготовленности с использованием
терренкура, средств и методов легкой атлетики.
В том числе, практических занятий
1. Техника ходьбы.
2. Техника легкоатлетических упражнений.
3. Повышение уровня подготовленности и улучшение морфофункционального состояния с использованием
терренкура, средств и методов легкой атлетики.
4. Выполнение комплекса легкоатлетических упражнений для оздоровительной тренировки.
Содержание учебного материала
1. Основы подвижных и спортивных игр.
2. Техника упражнений в подвижных и спортивных играх.
В том числе, практических занятий
1. Правила подвижных и спортивных игр.
2. Техника и тактика игровых действий.
3. Повышение уровня подготовленности и улучшение морфофункционального состояния с использованием
спортивных игр.
Содержание учебного материала
1. Производственная гимнастика.
2. Пилатес.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Самомассаж.
10
ОК 04, ОК 08
10
8
ОК 04, ОК 08
10
6
ОК 04, ОК 08
8
10
ОК 04, ОК 08
14
В том числе практических занятий
1. Составление и проведение комплекса упражнений типа производственной гимнастики.
2. Составление и проведение комплекса упражнений для снятия напряжения.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Общая физическая подготовка (ОФП) Самомассаж.
10
Самостоятельная работа обучающихся, освобождённых от практических занятий на постоянной основе по медицинским
показаниям
Написание рефератов. Примерные темы рефератов.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической
культуры для их направленной коррекции.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической
направленности.
3. Характеристика психофизиологических состояний человека и использование двигательной активности для их
коррекции
4. Исторические аспекты изменений правил игры в настольный теннис (волейбол, баскетбол).
5. История Олимпийского движения: от Древней Греции до современности.
6. Виды спорта, их развитие. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях.
7. Анатомия человеческого тела и влияние физической культуры на состояние здоровья.
8. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
9. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности финансового работника
10. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
11. Профилактика профессиональных заболеваний с помощью средств физической культуры.
12. Упражнения для коррекции зрения, их использование в профессиональной деятельности.
13. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе
профессиограммы специалиста.
14. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления
будущей профессиональной деятельности специалиста.
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет
Всего:
122
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории, лаборатории,
мастерские, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения
занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля, промежуточной
аттестации, помещения для организации самостоятельной работы.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения для спортивно-оздоровительной деятельности в рамках проведения
учебных занятий:
Учебная аудитория (тренажерный зал) для проведения занятий всех видов, предусмотренных
образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Специализированное оборудование:
тренажер для гиперэкстензии; тренажер Кроссовер; степпер Kettler; тренажер вертикальной и
горизонтальной тяги; тренажер вертикального жима; тренажер для пресса; тренажер Butterfly;
тренажер Смита; мульти тренажер Тorneo; гребной тренажер; беговая дорожка; тренажер
универсальный (штанга) Тorneo; велотренажер; универсальная стойка для приседания со штангой;
стол теннисный; шведская стенка; навесной турник; степ-платформа большая; степ-платформа
маленькая; стол для армрестлинга; скамья; стойка для гантельного ряда; гантели; фитболы; коврики;
бодибары; теннисные ракетки; теннисные шары; музыкальная установка; телевизор; шкаф для
хранения спортинвентаря.
Учебная аудитория (спортивный зал) для проведения занятий всех видов, предусмотренных
образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Специализированное оборудование:
зеркала, коврики, мячи, спортивные скакалки, палки гимнастические, степ-платформы, кубы
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов, в т.ч. для лиц с ОВЗ и
инвалидами, оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения
Специализированная мебель и оборудование:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся, в т.ч. адаптивная парта для лиц
с ОВЗ и инвалидами; комплект мебели для преподавателя; маркерная доска; интерактивная доска;
переносные настольные игры: шахматы, шашки, тактильные шашки, тактильные шахматы.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный
текст на мониторе (экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus
14 Blue, включающий точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом
Брайля; наушники; колонки.
16
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice,
МТС Линк.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows Server 2016, Windows 10, Microsoft Office, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice,
МТС Линк, Gimp, Paint.net, AnyLogic, Inkscape.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Физическая культура (базовый уровень)», Андрюхина Т.В., Третьякова Н.В. /Под ред.
Виленского М.Я. – ООО «Русское слово», 2019 г.
2. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019. — 319 с.
3. Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений / Г.И.
Погадаев. — М.: ДРОФА / Учебник, 2019. — 288 с.
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.П.
Матвеев, Е.С. Палехова. — М.: Вентана-Граф / Учебник, 2019. — 160 с
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Аллянов, Ю. Н. Физическая культура : учебник для среднего профессионального
образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02309-1. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471143
2.
Физическая культура : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469681
3.
Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО : учебное
пособие для спо / Г. Б. Бардамов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 144 с. — ISBN 978-5-507-44133-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/255971 (дата обращения: 19.07.2023).
— Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Коновалов, В. Л. Баскетбол : учебное пособие для спо / В. Л. Коновалов, В. А.
Погодин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 84 с. — ISBN 978-5-507-459476. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/292049
5.
Журин, А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для спо / А. В. Журин.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 56 с. — ISBN 978-5-507-46039-7. — Текст
17
:
электронный
//
Лань
https://e.lanbook.com/book/295964
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
6.
Безбородов, А. А. Практические занятия по волейболу : учебное пособие для спо
/ А. А. Безбородов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 92 с. — ISBN 978-5507-46032-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/295940
7.
Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в
специальной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова, Л. А.
Садовникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-81147201-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156380
8. Безбородов, А. А. Физическая культура: практические занятия по баскетболу :
учебное пособие для спо / А. А. Безбородов, С. А. Безбородов. — Санкт-Петербург : Лань,
2023. — 112 с. — ISBN 978-5-507-45206-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292841
9. 1. Физическая культура и спорт. Прикладная физическая культура и спорт : учебнометодическое пособие / сост. С. А. Дорошенко, Е. А. Дергач. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т,
2019. - 56 с. - ISBN 978-5-7638-4027-8. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1816527 (дата обращения: 15.11.2022). – Режим доступа: по
подписке.
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для СПО - Издательский центр :
«Академия», 2020 Физическая культура : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 599 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-13554-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475342
3.2.4. Интернет-ресурсы:
1. Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт. – Режим
доступа: http://government.ru/department/60/events/
2. Официальный сайт Олимпийского комитета России [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.olympic.ru
3. Российская спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.libsport.ru/
4. Сайт Департамента физической культуры и спорта города [Электронный ресурс]:
Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mossport.ru
5. Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afkonline.ru/
6. Лечебная физкультура и спортивная медицина. Научно-практический журнал
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lfksport.ru/
7. Официальный сайт Паралимпийского комитета России [Электронный ресурс]. - Режим
доступа https://paralymp.ru/
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных
работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
18
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в Университете направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего
специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина способствует развитию личностных результатов ЛР 1-12 с учетом
Программы воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Адаптация рабочей программы профессионального модуля проводится при реализации
адаптивной образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы
реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его
потребностями) – в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья на получение профессионального образования, создания
необходимых для получения среднего профессионального образования условий, а также
обеспечения достижения обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья результатов формирования практического опыта.
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен
быть оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
19
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен быть
оборудован адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья
у обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля
проводятся с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки
к ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
20
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения,
предусмотренные рабочей программой дисциплины, направленные на формирование и
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; самостоятельная работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после завершения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.
Методы
Результаты обучения
Критерии оценки
оценки
Знать:
Оценка «отлично» выставляется за ответ, в Устный опрос.
психологические основы
котором обучающийся демонстрирует глубокое Практическое
деятельности коллектива,
понимание сущности материала, логично его выполнение.
психологические
излагает, используя примеры из практики и Педагогическое
особенности личности;
своего опыта.
наблюдение.
основы проектной
Оценка «хорошо» ставится за ответ, в котором Судейская
деятельности; роль
содержатся
небольшие
неточности
и практика.
физической культуры в
незначительные ошибки.
общекультурном,
Оценка «удовлетворительно» получают за
профессиональном и
ответ, в котором отсутствует логическая
социальном развитии
последовательность, имеются пробелы в
человека; основы
материале.
здорового образа жизни;
Оценка «неудовлетворительно» выставляется
условия
за плохое понимание и знание теоретического и
профессиональной
методического материала.
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для данной
специальности; правила и
способы планирования
системы индивидуальных
занятий физическими
упражнениями различной
направленности
Уметь:
Лёгкая атлетика.
Выполнение
Организовывать работу
1.Оценка техники выполнения двигательных
тестовых
коллектива и команды;
действий (проводится в ходе занятий): бега на
упражнений.
Использовать
короткие, средние, длинные дистанции;
На входе –
физкультурнопрыжков в длину; метание мяча на дальность.
начало
оздоровительную
Оценка самостоятельного проведения
учебного года,
деятельность для
студентом фрагмента занятия с решением
семестра;
укрепления здоровья,
задачи по развитию физического качества
На выходе – в
достижения жизненных и
средствами лёгкой атлетики. Спортивные
конце учебного
профессиональных целей; игры.
года, семестра,
Применять рациональные
Оценка техники базовых элементов техники
изучения темы
приемы двигательных
спортивных игр (броски в кольцо, удары по
программы.
функций в
воротам, подачи, передачи, жонглированиие)
Проведение
профессиональной
Оценка технико-тактических действий
фрагментов
деятельности;
студентов в ходе проведения контрольных
учебно21
Пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности.
соревнований по спортивным играм Оценка
выполнения студентом функций судьи. Оценка
самостоятельного проведения студентом
фрагмента занятия с решением задачи по
развитию физического качества средствами
спортивных игр.
Атлетическая гимнастика (юноши)
Оценка техники выполнения упражнений на
тренажёрах, комплексов с отягощениями, с
самоотягощениями. Самостоятельное
проведение фрагмента занятия или занятия
Кроссовая подготовка.
Оценка техники преодоления дистанции без
учёта времени.
Лыжная подготовка.
Оценка техники преодоления дистанции без
учёта времени.
Демонстрирует системные знания в области
основ здорового образа жизни и роли
физической культуры в гармоничном развитии
личности человека, Владеет информацией о
регулярных физических нагрузках в выбранной
специальности и способах профилактики
профзаболеваний
тренировочных
занятий.
Участие в
организации и
проведении
соревнований.
Судейская
практика.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения
по учебной дисциплине создается фонд оценочных средств, позволяющие оценить
предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
22