ФОС ОП.01 Теория государства и права

Приложение № 4.2
к ОП по специальности
40.02.04 Юриспруденция

Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
Л.Г.Макарова
«___07__» __12___ 2023г

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В.Салда, 2023 г.

Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.04
Юриспруденция базовой подготовки, программы учебной дисциплины «Теория государства и
права».

Разработчик:
Дрозд Ольга Витальевна, преподаватель

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _3__ от
«_07__» ___12___ 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .........................................................................................................................3
1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ........4
1.1 Знания и умения, подлежащие проверке ....................................................................................4
1.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине ..............5
2 КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................................................7
Общее положение ................................................................................................................................7
2.1 Типовые задания для оценки .......................................................................................................7
3 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ...............................................................................................................................9
3.1 Паспорт ...........................................................................................................................................9
3.2 Задания для экзаменующегося ...................................................................................................15
3.3 Пакет экзаменатора .....................................................................................................................33

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Фонд оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины
профессионального цикла ОП.01 «Теория государства и права» основной образовательной
программы .
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен обладать
предусмотренными ФГОС по специальности СПО 40.02.04 «Юриспруденция» базовой
подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную
компетенцию, и общими компетенциями:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 06
ОК 09

применять теоретические положения
при
изучении
специальных
юридических дисциплин;
оперировать
юридическими
понятиями и категориями;
применять
на
практике
нормы
различных отраслей права;
работать с законодательными и иными
нормативными правовыми актами,
специальной
литературой
на
государственном
и
иностранном
языках;
анализировать, делать выводы и
обосновывать свою точку зрения по
правовым отношениям

понятие, типы и формы государства и
права;
роль государства в политической
системе общества;
систему права Российской Федерации и
ее элементы;
формы реализации права;

понятие и виды правоотношений;
виды правонарушений и юридической
ответственности;
основы правового государства и
гражданского общества;
основные типы современных правовых
систем;
классификация
социальных
норм
современного общества;
структуру и классификацию норм
права.

Контрольно-оценочные средства включают контрольные (типовые) материалы для
проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме диф зачета.
Диф зачет проводится в виде тестирования и выполнения кейс-задания.

3

1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
1.1 Знания и умения, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка
следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
У1применять теоретические положения при
изучении
специальных
юридических
дисциплин;
У2оперировать юридическими понятиями и
категориями;
У3применять на практике нормы различных
отраслей права;
знать:
З1закономерности
возникновения
и
функционирования государства и права;
З2основы правового государства;
З3основные типы современных правовых
систем;
З4понятие, типы и формы государства и права;
роль государства в политической
системе общества;
З4систему
права
Российской
Федерации и ее элементы;
З5формы реализации права;
З6понятие и виды правоотношений;
З7виды правонарушений и юридической
ответственности

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
– домашние задания проблемного характера;
– практические задания по работе с
оригинальными текстами;
– подготовка и защита групповых заданий
проектного характера;
- тестовые задания по соответствующим
темам.
Методы оценки результатов обучения:
– мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся;
– накопительная оценка

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное
толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.

Собеседование, наблюдение за деятельностью
студента при выполнении практических работ
и во время практического обучения,
интерпретация результатов обучения
Наблюдение за деятельностью студента при
выполнении практических работ и во время
учебной практики, интерпретация результатов
собеседования и наблюдения

ОК 9. Ориентироваться в условиях Собеседование, наблюдение за учебной и
внеучебной
деятельностью
студента,
постоянного изменения правовой базы.
интерпретация результатов собеседования и
наблюдения

4

1.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной
дисциплине
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной
дисциплины

Текущий контроль
Форма контроля

Раздел
1.
ТЕОРИЯ
ГОСУДАРСТВА
Тема 1.1 Власть и
Контрольная работа № 1
общество
Тема 1.2 . Сущность
государства
Контрольная работа № 1
Тема
1.3
Теория
происхождения
Контрольная работа № 1
государства
Тема
1.4
государства

Функции

Тема
1.5
государства

Форма

Тема 1.6 Механизм
(аппарат) государства

Зачет

З1 - З3

зачетн

У1, У3
З2, З4, З5

зачетн

У1, У3
З2 – З11

У1
З1, З2

У1
З1, З2, З3

У1
З2, З4

Контрольная работа № 2
Внеаудиторная
самостоятельная работа
№8

У1, У3
З2, З5

У1, У3
З2, З6

Тест № 2
Контрольная работа № 3

У1
З2, З7

Контрольная работа № 3
Внеаудиторная
самостоятельная работа
№ 13

У1, У3
З2, З8

5

Промежуточная
аттестация
Форма
Проверяемые
контроля
У, З

З1

Контрольная работа № 2

Раздел
2.
ГОСУДАРСТВО
И
ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Тема 2.1 Государство в
политической системе Тест № 1
Контрольная работа № 3
общества
Тема 2.2 . Правовое
государство
Тема 2.3 Государство и
личность

Проверяемые
У, З

Таблица 2

Раздел
ПРАВА

3.

ТЕОРИЯ Контрольная работа № 3

Тема
3.1
Происхождение
сущность права

.
и

Тема 3.2 Источники
(формы) права и
правотворчество

Внеаудиторная
самостоятельная работа
№ 14

У1, У3
З2, З9

Тест № 3
Контрольная работа № 3

У1, УЗ
З2, З10

Контрольная работа № 3
Внеаудиторная
самостоятельная работа
№ 16

У1, У2, У4
З2, З11

Тема 3.3 Система права

Тема 3.4 Норма права

Тема 3.5
права

Реализация

Тема 3.6
права

Толкование

Тема 3.7 .
Правоотношение
Тема 3.8 Правомерное
поведение,
правонарушение и
юридическая
ответственность

6

2 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общее положение
Основной целью оценки курса учебной дисциплины является оценка освоения умений и
усвоения знаний.
Оценка курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм
и методов контроля: зачеты по темам, оценивание результатов внеаудиторной работы;
контрольные работы по разделам, диф зачет.
Результаты обучения
Знать:
понятие,
типы
и
формы
государства и права;
роль
государства
в
политической
системе
общества;
систему
права
Российской
Федерации и ее элементы;
формы реализации права;
понятие
и
виды
правоотношений;
виды
правонарушений
и
юридической ответственности;
основы правового государства и
гражданского общества;
основные типы современных
правовых систем;
классификация
социальных
норм современного общества;
структуру и классификацию
норм права.

Критерии оценки
конструктивность
взаимодействия
с
обучающимися,
преподавателями в ходе
обучения, руководителями
учебной
и
производственной практик.
соблюдение
норм
профессиональной этики;
построение
профессионального
общения
с
учетом
социальнопрофессионального
статуса,
ситуации
общения,
особенностей
группы и индивидуальных
особенностей участников
коммуникации.
грамотность
устной
и
письменной речи;
ясность формулирования и
изложения мыслей;
проявление толерантности
в процессе общения.
соблюдение
норм
поведения
во
время
учебных занятий;
- соблюдение стандартов
антикоррупционного
поведения;
эффективность
использования
в
профессиональной
деятельности необходимой
документации, в том числе
на иностранном языке.

7

Методы оценки
Оценка по итогам устного
опроса студентов,
Оценка по итогам выполнения
индивидуальных письменных
заданий,
Наблюдение
по
итогам
тестирования и выполнения
контрольной
работы,
практических заданий.

Уметь:
применять
теоретические
положения
при
изучении
специальных
юридических
дисциплин;
оперировать
юридическими
понятиями и категориями;
применять на практике нормы
различных отраслей права;
работать с законодательными и
иными
нормативными
правовыми
актами,
специальной литературой на
государственном
и
иностранном языках;
анализировать, делать выводы и
обосновывать
свою
точку
зрения
по
правовым
отношениям

демонстрация
навыков
работы с нормативными
правовыми актами, в т.ч. с
использованием
информационнокомпьютерных
технологий.
решение
практических
ситуаций с нормативным
правовым обоснованием;
обоснованность
постановки цели, выбора и
применения методов и
способов
решения
профессиональных задач;
использование различных
источников,
включая
электронные
ресурсы,
медиа ресурсы, Интернетресурсы,
периодические
издания по специальности
для
решения
профессиональных задач.

Оценка по итогам устного
опроса студентов,
Оценка по итогам выполнения
индивидуальных письменных
заданий,
Наблюдение
по
итогам
тестирования и выполнения
контрольной
работы,
практических заданий.

Алгоритм выставления оценки: оценка выставляется по
практической и теоретической частей по приведенному алгоритму.
Оценка за теоретическую часть
Оценка за практическую часть
Итоговая оценка

результатам

выполнения

2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5
2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5
2 3 3 4 2 3 4 4 3 3 4 5 3 4 4 5

Критерии оценки теоретической части:
оценка «5» - 21-24 правильных ответа
оценка «4» - 17-20 правильных ответов
оценка «3» - 13-16 правильных ответов
оценка «2» - менее 13 правильных ответов
Критерии оценки практической части:
оценка «5» - решено 2 задачи; правильный подбор нормы, аргументированность выводов
оценка «4» - решено 2 задачи; правильный подбор нормы, правильный вывод без пояснений
оценка «3» - решено 2 задачи; правильный подбор нормы, нет вывода и пояснений или
решена 1 задача; правильный подбор нормы, аргументированность выбора
оценка «2» - неправильный подбор нормы

8

3 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТГП»
Предметом оценки на диф зачете являются умения и знания.
Контроль и оценка на диф зачете осуществляются с использованием следующих форм и
методов:
− тестирование (теоретическое задание);
По итогам зачета выставляется оценка по шкале: удовлетворительно, хорошо, отлично

3.1 Паспорт

Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
Теория государства и права по специальности СПО базовой подготовки.
Умения:
применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
оперировать юридическими понятиями и категориями;
применять на практике нормы различных отраслей права;
Знания:
закономерности возникновения и функционирования государства и права;
основы правового государства;
основные типы современных правовых систем;
понятие, типы и формы государства и права;
роль государства в политической системе общества;
систему права Российской Федерации и ее элементы;
формы реализации права;
понятие и виды правоотношений;
виды правонарушений и юридической ответственности
Задания для экзаменующегося.
. Выполнение тестирования.
Примерные задания для подготовки к тестированию:
1. Что является предметом теории государства и права?

a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе
государства и права, культуры, религии, морали.
б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и
многообразных форм их проявлений в обществе;
в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной
жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения,
развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в
обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных
государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственноправовые процессы и явления.

2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?
а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;

9

д) политология, культурология, логика.

3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственноправовым?

а) обычаи, мораль, религия;
б) политическое сознание и политическая культура;
в) традиции, нравственность, культура;
г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

4. Какие функции выполняет теория государства и права?

а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
б) методологическую;
в) прогностическую;
г) политическую (идеологическую);
д) вcе перечисленные.

5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?
а) предмет определяет методы его исследования;
б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства
и права.
6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и
классификации различных государственных и правовых систем?
а) статистический;
б) метод сравнительного правоведения;
в) метод формальной логики;
г) метод правового эксперимента.
7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых
явлений на основе условного разделения на отдельные части?
а) анализ;
б) синтез;
в) статистический метод;
г) сравнительный метод;
д) диалектический метод.

8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала
главенствующее место в обществе?
а) матриархат;
б) патриархат;
в) дикость;
г) варварство;
д) цивилизация.

9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном
родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?
а) род;
б) государство;
в) общество;
г) корпорация;
д) союз племен.

10

10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и
властью;
б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от
общества (рода) аппарат принуждения;
в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного
порядка;
д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?
а) интересы вождя;
б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
в) интересы всего общества, рода;
г) не выражает ничьих интересов;
д) интересы отдельных личностей.

12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?
а) юридические нормы;
б) политические нормы;
в) родовые обычаи (мононормы);
г) технические нормы;
д) религиозные нормы.

13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
б)рост производительности труда и появление прибавочной
стоимости;
в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол
общества на классы;
г) появление частной собственности;
д) появление городов, изменение климатических условий.

14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?
а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
в) в этих государствах источником власти является собственность;
г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически
собственником средств производства;
в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
г) эти государства имеют застойный характер;
д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность,
общество делится на антагонистические классы.

16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего
насилия?
а) возникновение денег, городов и ремесел;
б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;

11

г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба
между ними;
г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть
зависимым от сильного.

18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением
прибавочного продукта, частной собственности, классов;
б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного
проживания;
в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда,
образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?
а) Макиавелли, Гамильтон;
б) Маркс, Энгельс, Ленин;
в) Михайловский, Бакунин;
г) Аристотель, Фильмер;
д) Фома Аквинский, Маритэн.

21. Каковы основные признаки государства?

а) национальная валюта, армия, полиция;
б) власть, народ, обычай;
в) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью
общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления, сбор налогов;
г) столица, флаг, герб, гимн;
д) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.

22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной
власти внутри страны и ее независимости вовне?
а) правосубъектность;
б) государственный суверенитет;
в) правоспособность;
г) дееспособность;
д) правотворчество.

23. Какое определение публично-политической власти верно?
а) система государственных органов, которые управляют обществом;
б) система ноpмативно-пpавовых актов;

12

в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
г) система норм права, обычаев, морали;
д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

а) обеспечения интересов вождя;
б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую
власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
г) обеспечения интересов всего населения;
д) все перечисленные.

25. Что раскрывает понятие функции государства?

а) структуру государства и его признаки;
б) способы организации государственной власти;
в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
г) методы и приемы осуществления государственной власти;
д) все перечисленные понятия вместе.

26. Каковы формы осуществления функций государства?
а) правотворческая;
б) право исполнительная;
в) правоохранительная;
г) организационно-регламентирующая;
д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) контрольно-надзорная;
д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?
а) убеждение;
б) принуждение, наказание;
в) поощрение;
г) рекомендации;
д) совокупность всех перечисленных методов.

29. Какая из перечисленных функций является внутренней функцией государства?
а) социальная функция;
б) функция обороныстраны;
в) функция обеспечения мира и поддержкимировогопорядка;
г) функция интеграции в мировую экономику;
д) функция сотрудничества с другимистранами в решении глобальных проблем.

30. Какая из перечисленных функций является внешней функцией государства?
а) функция обороныстраны;
б) функция охраныправ и свобод граждан;
в) функция налогообложения;
г) экологическая функция;
д) социальная функция.

13

14

3.2 Задания для экзаменующегося
___________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 1
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

ВАРИАНТ № 2
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

ВАРИАНТ № 3
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %

15

Оценка
5 (отлично)

71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

_______________________________________________________________
ВАРИАНТ № 4
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

ВАРИАНТ № 5
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 6
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
16

Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 7
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

ВАРИАНТ № 8
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 9
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
17

Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

ВАРИАНТ № 10
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 11
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
18

ВАРИАНТ № 12
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 13
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 14
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %

19

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)

< 55 %

2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 15
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 16
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 17
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
20

Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 18
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 19
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
ВАРИАНТ № 20
ЗАДАНИЕ № 1 (теоретическое)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Выполнить компьютерное тестирование
Ответить на 20 вопросов, произвольно заданных программой.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
21

Вы пользуетесь: программой тестового контроля на основе программы 1С-ПредприятиеКонструктор курсов
Результат тестирования
86 – 100 %
71 – 85 %
56 – 70 %
< 55 %

Оценка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

__________________________________________________________________
Раздел 1 «Предмет и методология теории государства и права как
гуманитарной науки»
1 Что является предметом теории государства и права?
2Наиболее общие закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права.
3Какие основные государственно-правовые закономерности будут
выступать предметом ТГП?
4В чем состоит особенностью предмета теории государства и права?
5 Юридические науки относятся к гуманитарным наукам. На какие виды
их можно подразделить?
6Каково содержание основных функций теории государства и права?
7 Что подразумевается под методологией ТГП?
8Как классифицируются юридические науки?
Раздел 2 «Происхождение государства. Основные концепции»
1 Что означает термин «неолитическая революция?
2 Перечислите основные концепции о происхождении государства.
3 Возможно, ли в рамках одной научной теории объяснить
закономерности происхождения государства у различных народов?
4 Каковы взгляды сторонников органической теории происхождения
государства?
5
Какова роль обычного права в процессе происхождения права?
Раздел 3 «Понятие, сущность и социальное назначение государства»
1 Что такое государство?
2Перечислите основные признаки государства.
3 Что подразумевает государственная социальная ценность?
4 В чем заключается сущность государства?
5 Раскройте социальное назначение государства.
Раздел 4 «Власть и ее виды. Особенности государственной власти»
1 Что такое власть?
2 Каковы признаки государственной власти?
3 Назовите причины разделения на три ветви власти.
4 Какие элементы используются в системе сдержек и противовесов?
5Почему ряд органов не относится ни к одной ветви власти?
Раздел 5 «Механизм государства»
1 Что означает термин механизм государства?
2 Перечислите основные характерные черты механизма государства.
22

3 Какие элементы включает в себя структура механизма государства?
4 В чем заключается сущность принципа федерализма?
5 Какой закон устанавливает правовую основу государственной службы
Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных
служащих?
Раздел 6 «Форма государства»
1Какими признаками характеризуется государство?
2 Что такое форма государства? Какие элементы включает форма
государства?
3 Что такое принцип разделения властей? Какова роль принципа
разделения властей для формирования правового государства? Как этот принцип
реализуется в России?
4 Форма государственного устройства: понятие, признаки, основные
разновидности.
5 Унитарное государство, его характеристика.
6 Федерация: понятие, признаки, виды. Национальный и территориальный
принципы построения федераций.
7 Современные межгосударственные образования, элементы формы
государства, имеющиеся в них. Конфедерация.
8 Форма государственного устройства в Российской Федерации.
Раздел 7 «Гражданское общество и правовое государство»
1 Понятие «гражданское общество» означает…
2 Кто является основоположниками теории гражданского общества?
3 Являются ли данные перечисления элементами структуры гражданского
общества:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты
(собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность не зависимых от государства производителей (частные
фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации?
4 Назовите признаки гражданского общества.
5 В чем заключается незрелость в России гражданского общества? Какие
так и не были заложены основы гражданского общества?
Раздел 8 «Государство и право в политической системе общества»
1 Что первично: государство или право?
2 Зависит ли право от государства или, напротив, государство зависит от
права?
3 Как государство воздействует на право?
23

4 Какие группы государств выделяют в зависимости от степени
вмешательства государства в рыночные экономические процессы?
Раздел 9 «Понятие права и его основные характеристики»
1Назовитепроблемы определения понятия права?
2Раскройте сущность термина право.
3 Назовите основные концепции правопонимания.
4 В чем заключается функция права?
5 Какими качествами обладает объективное право?
6 Почему объективное право называют позитивным?
Раздел 10 «Право в системе нормативного регулирования
общественных отношений»
1 Что является социальным принуждением?
2 Перечислите все виды правовых регуляторов. Обоснуйте их специфику.
3 Какие две группы норм приняты в обществе? Дайте им определение.
4 Расскройте основной смысл социальных норм.
6 Рассмотрите несколько классификаций социальных норм.
7 Приведите пример различия между социальными нормами.
Раздел 11 «Правосознание и правовая культура»
1 Понятие и структура правосознания.
2 Виды правосознания.
3 Особенности правосознания юриста.
4 Правовая культура,
5 Правовое воспитание.
6 Правовой нигилизм и правовой идеализм.
7 Правотворчество: понятие, признаки.
8 Правотворчество и правоформирование.
9 Виды правотворчества.
10 Стадии правотворчества.
11 Принципы правотворчества.
12 Проблемы правотворчества в РФ.
Раздел 12 «Норма права.Система права»
1 Что такое норма права?
2Раскройте структуру нормы, дайте характеристику каждого структурного
элемента нормы на примере конкретной нормы.
3Какие известны способы изложения правовых норм в статьях
нормативно-правовых актов?
4 Что такое нормативно-правовой акт?
5Перечислите виды нормативно-правовых актов, дайте их характеристику.

24

6 Что такое правовая семья? Дайте сравнительную характеристику
основных правовых семей современности.
7Раскройте сущность международного права. Дайте сравнительную
характеристику международного публичного и международного частного права.
8 Сформулируйте основные принципы международного права, дайте
краткие пояснения к этим принципам.
4 Что такое правонарушение? Признаки правонарушения.
5 Что такое вина ? Формы вины.
6 Перечислите виды правонарушений, дайте их краткую характеристику.
7 Раскройте состав правонарушения.
8 Что такое юридическая ответственность? Что является основанием
юридической ответственности? Перечислите виды юридической ответственности.
9 Что такое законность и правопорядок? Укажите основные требования
законности.
6.2 Образцы тестов для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для
контроля самостоятельной работы обучающегося
Пометьте в вопросах все варианты ответов, которые считаете истинными
(их может быть несколько).
1. Какое из определений правильно отражает предмет теории государства
и права:
А) Предметом ТГП является изучение возникновения и развития
конкретных государств и правовых систем во всем их историческом
своеобразии, включая случайные государственно-правовые явления и процессы;
Б) Предметом ТГП являются основные общие закономерности
возникновения, развития и функционирования государства и права, а также
сопутствующие им иные социальные явления и процессы;
В) Предметом ТГП является исследование определенной сферы
государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства.
2. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства,
различия и классификации правовых систем?
А) статистический;
Б) метод сравнительного правоведения;
В)формально-юридический.
3. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими
науками
А) криминалистика;
Б) конституционное право;
В) история политических и правовых учений;
Г) административное право;
Д) судебная медицина;
Е) философия права;
25

Ж) уголовное право;
З) криминология.
4. С какими науками соотносится ТГП?
А) гуманитарными;
Б) юридическими;
В) естественными.
5. Какие функции выполняет ТГП?
А) эвристическую, онтологическую;
Б)гносеологическую, методологическую;
В) идеологическую
6. Каковы основные признаки государства, отличающие его от
социальной организации первобытного общества?
А) транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая
система;
Б) территориальная организация населения, публичная власть,
государственный суверенитет;
В) правоохранительные органы, армия, налоги, право.
7. В каком обществе регулируют общественные отношения
"мононормы"?
А) в рабовладельческом;
Б) в буржуазном;
В) в первобытном.
8. Назовите представителей "договорной" теории происхождения
государства и права.
А) Ф. Аквинский;
Б) Гроций;
В)Дюринг;
Г) Ж.Ж. Руссо;
Д) Ж. Маритен;
Е) Гумплович;
Ж) Каутский;
З) Монтескье.
9. Назовите представителей "теории насилия" происхождения государства
и права.
А) Ф. Аквинский;
Б) Гроций;
В) Дюринг;
Г) Ж.Ж. Руссо;
Д) Ж. Маритен;
Е) Гумплович;
Ж) Каутский;
З) Монтескье.
10. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками
"психологической теории" происхождения государства и права?
26

А) Аристотель;
Б) Гроций;
В) Фильмер;
Г) Ж.Ж. Руссо;
Д) Петражицкий;
Е) Радищев;
Ж) Фрезэр;
З) Михайловский;
И) Тард.
11. Из каких элементов состоит форма государства?
А) Форма правления;
Б) Форма правления и политический (государственный) режим;
В)Форма правления, форма государственного устройства, политический
(государственный) режим и политическая динамика;
12. Что такое "республика"?
А) форма правления;
Б) форма государственного устройства;
В) политическая динамика.
13. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления
деятельности государства внутри страны и на международной арене"?
А) задачи государства;
Б) форма государственного устройства;
В) функции государства.
14. Какова основная классификация функций государства?
А) основные и неосновные;
Б) внутренние и внешние;
В) постоянные и временные.
15. К какому понятию относится следующее определение:
"самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, созданная для
осуществления определенной функции и наделенная соответствующей
компетенцией?"
А) механизм государства;
Б) государственный орган;
В) государственное предприятие.
16. Какие из перечисленных функций государства являются основными?
А) регулятивная;
Б) воспитательная;
В) охранительная.
17. Какие существуют способы правового регулирования?
А) правоприменение;
Б) запрет;
В) правопорядок;
Г) дозволение;
Д) позитивное обязывание.
27

18. К какому понятию относится следующее определение:
"общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между
собой, сложившиеся в процессе исторического развития общества?"
А) социально-технические нормы;
Б) технические нормы;
В) социальные нормы.
19. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки:
общеобязательность,
формальная
определенность,
представительнообязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?
А) для корпоративных норм;
Б) для норм права;
В) для всех социальных норм.
20. Какой из элементов норм прав предусматривает условия применения
нормы?
А) диспозиция;
Б) предположение;
В) гипотеза.
21. Какие из способов изложения норм в статьях нормативно-правовых
актов отмечаются в юридической литературе?
А) диспозитивный;
Б) бланкетный;
В) ссылочный;
Г) прямой.
22. В случае коллизии между общей и специальной нормой применяется:
А) общая норма;
Б) специальная норма;
В) та, которая издана позже.
23. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической
силой?
А)Указ Президента;
Б) закон;
В) постановление правительства.
24. Отметьте индивидуально-правовые акты.
А) Указ Президента о награждении Петрова И.И.;
Б) Приговор суда;
В) Постановление Главы администрации Краснодарского края.
25. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу в
правоотношении?
А) объективное право;
Б) субъективное право;
В) моральное право.
26. Что понимается под правоспособностью?
А) способность нести юридическую ответственность;
Б) способность иметь права и обязанности;
28

В) способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и
нести юридические обязанности.
27. У каких субъектов права правоспособность и дееспособность
возникают одновременно?
А) у физических лиц;
Б) у юридических лиц;
В) у государства.
28. На какие группы подразделяются юридические факты по волевому
признаку?
А) правомерные и неправомерные;
Б) события и действия;
В) преступления и проступки.
29. Выделите стадии правотворческого процесса?
А) установление фактических обстоятельств дела;
Б) правотворческая инициатива;
В) обсуждение;
Г) принятие;
Д) опубликование нормативно-правового акта.
30. Какие формы реализации права могут осуществлять граждане?
А) правоприменение;
Б) соблюдение, исполнение;
В) использование.
31. Назовите виды толкования права по объему.
А) буквальное, ограничительное, распространительное;
Б) нормативное и индивидуальное;
В) доктринальное и обыденное.
32. Назовите элементы состава правонарушения?
А) объект, субъект;
Б) причина, мотив, цель;
В) объективная и субъективная сторона.
33. Как называется правомерное поведение, совершенное под страхом
наказания?
А) конформистское;
Б) маргинальное;
В) добровольное.
6.3 Темы для написания рефератов
1. Теория государства и права как наука. Ее предмет и методы.
2. Функции теории государства и права. Теория государства и права и
другие социальные науки.
3. Понятие и признаки государства. Государство и государственная
власть.
4. Исторические предпосылки государства. Основные концепции
29

происхождения и сущности государства.
5. Функции государства. Генеральная функция государства.
6. Типологии (типы) государств. Демократия. Автаркия.
7. Форма государства: понятие, состав.
8. Форма государственного правления: понятие, виды.
9. Форма государственного устройства: понятие, виды.
10. Государственный (политический) режим: понятие, виды, формы.
11. Понятие государственного механизма.
12. Государственные органы: понятие, виды. Государственные
учреждения.
13. Понятие государственного аппарата. Государственные служащие:
понятие, виды.
14. Средства и методы (формы) осуществления государственной власти.
15. Законодательная ветвь власти: понятие, функции.
16. Исполнительная ветвь власти, понятие, строение, функции.
17. Судебная ветвь власти: понятие, функции.
18. Государство в политической системе общества.
19. Концепция гражданского общества. Гражданское общество и
государство.
20. Концепция правового государства.
21. Концепция разделения властей. Особенности разделения властей в
современном российском государстве.
22. Концепция социального государства.
23. Понятие и признаки права.
24. Исторические предпосылки права. Основные концепции
происхождения и сущности права.
25. Функции права. Социальная ценность права.
26. Право и мораль: проблема демаркации.
27. Источник права: понятие, формы, виды.
28. Нормативно-правовой акт как источник права.
29. Судебный прецедент как источник права.
30. Обычай (традиция) как источник права.
31. Нормативно-правовой договор как источник права.
32. Юридическая доктрина как источник права.
33. Концепция (доктрина) естественного и позитивного права и ее
значение.
34. Деление права на правовые области.
35. Деление права на правовые отрасли.
36. Правовой институт и его юридическое значение.
37. Норма права, ее признаки и логическая структура.
38. Виды правовых норм.
39. Действие правовой нормы по содержанию (диспозиции).
40. Действие правовой нормы по предмету и методу.
41. Действие правовой нормы по кругу лиц. Понятие правосубъектности.
30

42. Действие правовой нормы во времени и в пространстве.
6.4Контрольные вопросы для диф зачета

права.

1. Предмет теории государства и права.
2. Метод теории государства и права. Связь метода и предмета науки.
3. Становление, развитие и современное состояние теории государства и

4. Социальная власть в первобытном обществе.
5. Категории и понятия теории государства и права.
6. Теории происхождения государства.
7. Признаки и функции государства.
8. Типология государства (формационный и цивилизационный) подходы.
Основные типы и виды государства.
9. Политическая система общества.
10. Государство в политической системе общества.
11. Формы государства: понятие и составляющие.
12. Форма правления.
13. Политический режим.
14. Механизм государства и государственная власть.
15. Теория разделения властей.
16. Государственная власть и ее признаки. Легитимность и легальность
государственной власти.
17. Функционирование государства: государственная служба.
18. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
19. Формы государственного устройства.
20. Правовое государство: понятие, признаки, условия формирования.
21. Понятие гражданского общества: его становление и развитие.
22. Теория полицейского государства.
23. Теория целостного государства.
24. Особенности применения принципаразделения властей в России.
25. Соотношение теории государства и права с другими юридическими
науками.
26. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и
государства в гражданском обществе.
27. Основные задачи и направления деятельности государства переходного
типа.
28. Государство, право, демократия.
29. Проблемы льгот и поощрений в праве.
30. Формы взаимодействия внутригосударственного и международного
права.
31. Пробелыв праве. Аналогия права и аналогия закона.
32. Права человека и гражданина.
33. Признаки и функции права.
31

34. Современные подходы к пониманию сущности права.
35. Действие права. Правовое регулирование.
36. Механизм правового регулирования общественных отношений.
37. Правообразование. Объективное и субъективное в праве.
38. Источники (формы) права и их виды.
39. Источники права в Российской Федерации.
40. Систематизация нормативно-правовых актов.

32

3.3 Пакет экзаменатора
III а. УСЛОВИЯ
Тип задания теоретическое (компьютерное тестирование)
Компьютерное тестирование проводится с использованием программы тестового контроля на
основе программы 1С-Предприятие-Конструктор курсов. В программу введено 110 вопросов,
из них студенту автоматически предлагается ответить на 20 вопросов в произвольном порядке.
Результат тестирования определяется автоматически.
Время выполнения задания – 20 минут.
Оборудование: персональные компьютеры с установленной программой тестового контроля
на основе программы 1С-Предприятие-Конструктор курсов.
Тип задания практическое (выполнение кейс-заданий)
Выполнение кейс-задания с использованием информационно-правового комплекта системы
«Гарант».
Время выполнения задания – 20 минут.
Оборудование: персональные компьютеры с установленным информационно-правовым
комплектом системы «Гарант».
Результаты освоения

Критерии оценки результата

У1. Применять на
практике нормы
трудового
законодательства

правильность соблюдения алгоритма разрешения
практических ситуаций;
правильность определения правовой нормы,
применимой для разрешения ситуации;
точность соответствия сделанных выводов по
ситуации толкованию нормы права;
аргументированность изложения ответа.

У3. Анализировать и
решать юридические
проблемы в сфере
трудовых отношений

четкость
ориентирования
в
трудовом
законодательстве;
правильность применения алгоритма разрешения
кейс-заданий, ситуационных задач;
правильность и полнота определения круга
проблем по кейс-заданию, ситуационным
задачам;
правильность определения правовой нормы,
подлежащей применению;
точность соответствия принятого решения
толкованию нормы права.

Отметка о
выполнении

Условия выполнения заданий: при разрешении ситуации экзаменующийся может
пользоваться ИПС «Гарант» или Трудовым кодексом (по выбору), алгоритмом выполнения
кейс-задания.

33

IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
При выставлении итоговой оценки за зачет результаты теоретической и практической
частей суммируются и определяется средняя арифметическая.
При выставлении оценки учитываются результаты текущего и рубежного контроля по
дисциплине. Если у экзаменующегося по точкам текущего и рубежного контроля оценки
«хорошо» и «отлично», оценка за зачет увеличивается на 1 балл.
Критерии оценивания выполнения теоретического задания
Процент результативности (правильных ответов)

Оценка

86 – 100 %

отлично

71 – 85 %

хорошо

56 – 70 %

удовлетворительно

< 55 %

неудовлетворительно

Критерии оценивания выполнения практического задания
Оценка
-

соблюдение алгоритма выполнения кейс-задания;
определение максимально возможного количества вопросов, требующих
разрешения;
правильное определение правовой нормы, подлежащей применению;
соответствие выводов, сделанных экзаменующимся, толкованию норм
законодательства;
грамотное оперирование юридическими терминами.

отлично

-

определение вопросов, требующих разрешения, не в полном объеме;
правильное определение правовой нормы, подлежащей применению;
соответствие выводов, сделанных экзаменующимся, толкованию норм
законодательства, при незначительных ошибках.

хорошо

-

удовлетворите
льно

-

определение вопросов, требующих разрешения, в минимальном объеме;
правильное определение правовой нормы, подлежащей применению;
несоответствие выводов, сделанных экзаменующимся, толкованию норм
законодательства;
своевременное исправление ошибок при изложении ответа.

-

неправильное определение вопросов, требующих разрешения;
неправильное определение правовой нормы, подлежащей применению.

неудовлетвори
тельно

-

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».