Приложение ФОС ОП.06
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.06 Основы управленческого учета
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025
Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО)
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного
приказом Минпросвещения России от 24 июня 2024г. № 437 (зарегистрирован в Минюсте РФ
30 июля 2024 г. N 78944)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
1. ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫ СРЕДСТВ
по дисциплине ОП.06 Основы управленческого учета
№
Контролируемые разделы (темы) дисциплины
п/п
1
Тема 1. Сущность, принципы и назначение
управленческого учета
Тема 2. Классификация и поведение затрат
Тема 3. Выбор и проектирование модели и
системы учета и контроля затрат
Тема 4. Учет и контроль затрат по видам
Тема 5. Учет и исчисление затрат по местам
формирования и центрам ответственности
Тема 6. Учет и распределение затрат по объектам
калькулирования
Тема 7. Методы калькулирования как базы
ценообразования
Тема 8. Системы нормативного учета и
переменных затрат
Тема 9. Бюджетирование и система
внутрихозяйственной отчетности
Тема 10. Использование данных управленческого
учета для анализа и обоснования решений на
разных уровнях управления
Код
контролируемо
й компетенции
(или ее части)
Наименование
оценочного
средства
ОК 01.; ОК 02.;
выполнение
ОК 03.; ОК 04.; практических
ОК 05.; ОК 09.;
заданий;
ПК 1.1.; ПК 1.2.;
выполнение
ПК 1.4.; ПК 2.1., самостоятельных
ПК 2.2., ПК 2.3., работ по темам
ПК 2.5.
дисциплины;
контрольные
работы в форме
тестирования;
Промежуточная
аттестация в
форме
дифференцирова
нного зачета .
2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Код контролируемой компетенции (или ее части): ОК 01.; ОК 02.; ОК 03.; ОК 04.; ОК
05.; ОК 09.; ПК 1.1.; ПК 1.2.; ПК 1.4.; ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
Умения
Знания
Распознавать задачу и/или проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия и реализовывать
его; определить необходимые ресурсы.
Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного
обращения (формы расчетов), понятие и
сущность
финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования
хозяйствующих субъектов, финансовые
ресурсы хозяйствующих субъектов –
структура и состав.
Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования
информации;
современные
средства
и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.
Определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять результаты
3
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ПК 1.1.
ПК 1.2.
поиска;
применять
средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение.
Определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного
дела; в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования.
Организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
составлять
(оформлять)
первичные
учетные документы, в том числе
электронные документы;
осуществлять
комплексную
проверку
первичных учетных документов;
пользоваться
компьютерными
программами для ведения бухгалтерского
учета, информационными и справочноправовыми системами;
обеспечивать
сохранность
первичных
учетных документов до передачи их в
архив.
применять
правила
стоимостного
измерения объектов бухгалтерского учета,
способы
начисления
амортизации,
принятые
в
учетной
политике
экономического субъекта;
применять
методы
калькулирования
себестоимости продукции (работ, услуг),
составлять
отчетные
калькуляции,
производить расчеты заработной платы,
пособий и иных выплат работникам
экономического субъекта;
исчислять
рублевый
эквивалент
Содержание
актуальной
нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования.
Значимость
коллективных
решений,
работать
в
группе
для
решения
ситуационных заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений.
Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области денежного
обращения и финансов.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, архивном деле;
практика применения законодательства
Российской
Федерации по вопросам
оформления
первичных
учетных
документов;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие порядок составления,
хранения и передачи в архив первичных
учетных документов;
компьютерные программы для ведения
бухгалтерского учета.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
социальном и медицинском страховании,
пенсионном обеспечении, гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика применения законодательства
Российской Федерации по вопросам
денежного
измерения
объектов
бухгалтерского учета;
методы калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг);
4
выраженной
в иностранной
валюте
стоимости активов и обязательств.
ПК 1.5.
вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
составлять
бухгалтерские
записи
в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
сопоставлять данные аналитического учета
с оборотами и остатками по счетам
синтетического
учета на последний
календарный день каждого месяца;
готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую в
системе бухгалтерского учета;
обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в
архив;
исправлять ошибки, допущенные при
ведении
бухгалтерского
учета,
в
соответствии
с
установленными
правилами.
ПК 1.6.
работать в автоматизированной системе
бухгалтерского учета на предприятии при
применении
различных
режимов
налогообложения;
пользоваться
компьютерными
программами для ведения бухгалтерского
учета, информационными и справочноправовыми системами;
ПК 2.1.
осуществлять документирование этапов
инвентаризации;
проводить фактический подсчет активов;
Осуществлять
инвентаризацию
обязательств;
составлять бухгалтерские записи по
отражению результатов инвентаризации и
урегулированию
инвентаризационных
разниц.
ПК 2.2.
разрабатывать
внутренние
организационно-распорядительные
документы, в том числе стандарты
бухгалтерского
учета
экономического
методы учета затрат продукции (работ,
услуг);
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие стоимостное измерение
объектов бухгалтерского учета, а также
оплату труда.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании, пенсионном обеспечении,
хранении
и
изъятии
регистров
бухгалтерского
учета,
гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика применения законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
учету;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие
особенности
группировки информации, содержащейся в
первичных учетных документах, хранения
документов и защиты информации в
экономическом субъекте;
порядок составления сводных учетных
документов
в
целях
осуществления
контроля и упорядочения обработки
данных о фактах хозяйственной жизни.
порядок
обмена
информацией
по
телекоммуникационным каналам связи;
современные
технологии
автоматизированной
обработки
информации;
компьютерные программы для ведения
бухгалтерского учета;
правила
защиты
информации,
формируемой в системе бухгалтерского
учета.
нормативные
правовые
акты,
регулирующие
порядок
проведения
инвентаризации активов и обязательств;
периодичность, и порядок проведения
инвентаризации
различных
объектов
бухгалтерского учета;
процесс подготовки к инвентаризации,
порядок
оформления
сличительных
ведомостей, инвентаризационных описей,
актов инвентаризации;
порядок отражения в учете результатов
инвентаризации.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
аудиторской деятельности, официальном
статистическом учете, архивном деле,
5
ПК 2.3.
субъекта;
определять
(разрабатывать)
способы
ведения
бухгалтерского
учета
и
формировать
учетную
политику
экономического субъекта;
оценивать
возможные
последствия
изменений
в
учетной
политике
экономического субъекта, в том числе их
влияние на его дальнейшую деятельность
разрабатывать формы первичных учетных
документов, регистров бухгалтерского
учета, формы бухгалтерской (финансовой)
отчетности
и
составлять
график
документооборота;
планировать объемы и сроки выполнения
работ в отчетный период для целей
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
распределять объем учетных работ между
работниками
(группами
работников)
бухгалтерской службы;
формировать
в
соответствии
с
установленными правилами числовые
показатели в отчетах, входящих в состав
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
при
централизованном
и
децентрализованном
ведении
бухгалтерского учета;
составлять бухгалтерскую (финансовую)
отчетность
при
реорганизации
или
ликвидации юридического лица;
обосновывать принятые экономическим
субъектом решения при проведении
внутреннего контроля, государственного
(муниципального) финансового контроля,
внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
использовать внутренние организационнораспорядительные
документы,
регламентирующие ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов и
деклараций;
обеспечивать
установленные
сроки
выполнения работ и представления
налоговых
расчетов
и
деклараций,
отчетности в государственные органы.
осуществлять
внутренний
контроль
ведения
бухгалтерского
учета
и
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности экономического субъекта;
проверять качество составления регистров
бухгалтерского
учета,
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
определять
и
изменять
границы
контрольной
среды
экономического
субъекта;
проводить
оценку
состояния
и
социальном и медицинском страховании,
пенсионном
обеспечении;
о
противодействии
коррупции
и
коммерческому
подкупу,
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма;
о
порядке
изъятия
бухгалтерских
документов,
об
ответственности за непредставление или
представление недостоверной отчетности;
гражданское,
таможенное,
трудовое,
валютное, бюджетное законодательство
Российской Федерации; законодательство
Российской
Федерации
в
сфере
деятельности экономического субъекта;
практику применения законодательства
Российской Федерации;
международные стандарты финансовой
отчетности (в зависимости от сферы
деятельности экономического субъекта);
порядок
обмена
информацией
по
телекоммуникационным каналам связи
судебную практику по налогообложению.
- законодательство Российской Федерации
об аудиторской деятельности, федеральные
стандарты
аудиторской
деятельности,
основы информационных технологий и
компьютерных систем в аудиторской
деятельности;
кодекс
профессиональной
этики
аудиторов и правила независимости
аудиторов и аудиторских организаций;
- законодательство Российской Федерации
о бухгалтерском учете, стандарты
6
ПК 2.5.
эффективности внутреннего контроля в
экономическом субъекте;
- осуществлять процесс восстановления
бухгалтерского учета;
- оценивать существенность информации,
раскрываемой
в
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
- собирать информацию из различных
источников, систематизировать, обобщать
и анализировать ее;
- применять на практике нормативные
правовые
акты
в
соответствующих
областях знаний;
- применять на практике методы отбора
элементов для проведения аудиторских
процедур, экстраполировать результаты
аудиторской выборки на генеральную
совокупность;
- подготавливать и оформлять рабочие
документы.
определять финансовую модель бизнесплана и объем работ по бизнеспланированию;
формировать структуру бизнес-плана;
планировать объемы, последовательность и
сроки выполнения работ по составлению
бизнес-планов,
контролировать
их
соблюдение.
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности,
основы
международных
стандартов
финансовой
отчетности,
информационных
технологий
и
компьютерных систем в бухгалтерском
учете и бухгалтерской отчетности;
- основы гражданского законодательства
Российской
Федерации,
трудового
законодательства Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации о
социальном страховании и обеспечении,
корпоративном управлении;
- основы налогового законодательства
Российской Федерации;
- методы поиска, отбора, анализа и
систематизации информации;
внутренние
организационнораспорядительные документы аудиторской
организации,
регламентирующие
аудиторскую деятельность в организации.
методические документы по финансовому
анализу, бюджетированию и управлению
денежными потоками;
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах, бухгалтерском и
официальном
статистическом
учете,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании, пенсионном обеспечении,
аудиторской деятельности, гражданское,
таможенное, трудовое законодательство
Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практику
применения
законодательства Российской Федерации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должны:
Знать:
− основные принципы аудиторской деятельности;
− нормативное правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;
− основные процедуры аудиторской проверки;
− порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
Уметь:
− ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в
Российской Федерации;
− выполнять выполнение задания работы по проведению аудиторских проверок;
− выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
Иметь практический опыт:
− в применении нормативно-правовых нор проведения аудиторской деятельности в
Российской Федерации;
− в применении и оценке основных процедур аудиторской проверки;
− в проведении оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
Контрольно-оценочные средства включают контрольные материалы для проведения
текущей и промежуточной аттестации.
7
Итоговой формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
Студенты допускаются к экзамену при наличии результатов текущей аттестации,
предусмотренных учебным планом соответствующего семестра.
3. Оценочные средства для текущего контроля
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. История возникновения и развития управленческого учета в России.
2. Понятие управленческого учета и его предмет.
3. Объекты управленческого учета.
4. Метод и способы управленческого учета.
5. Принципы и функции управленческого учета.
6. Производственный учет как составная часть управленческого учета.
7. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
8. Экономическая сущность затрат, издержек и расходов на производство продукции.
9. Классификация затрат в целях исчисления себестоимости продукции.
10. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования.
11. Классификация затрат для обеспечения системы контроля за затратами.
12. Классификация затрат по степени регулируемости.
13. Классификация затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на
себестоимость продукции.
14. Центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования.
15. Сметное планирование (бюджетирование). Разработка главного бюджета.
16. Взаимосвязь операционного и финансового бюджетов.
17. Виды сметных систем.
18. Фиксированные и гибкие сметы.
19. Нулевые и приростные сметы.
20. Периодические и непрерывные сметы.
21. Понятие и формирование учетной политики.
22. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета.
23. Основные модели учета затрат.
24. техники, формы и организации управленческого учета.
25. Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство.
26. Формирование в учете информации о расходах по обычным видам деятельности по
элементам затрат.
27. Подходы к организации бухгалтерского учета затрат на производство и продажу продукции.
28. Синтетический и аналитический учет затрат на производство продукции по видам расходов.
29. Синтетический учет и контроль затрат на продажу продукции.
30. Объект и методы калькулирования себестоимости продукции.
31. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции.
32. Попроцессный метод учета затрат.
33. Попередельный метод учета затрат.
34. Позаказный метод учета затрат.
35. Нормативный метод учета затрат и стандарт-кост.
36. Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе метода «директкостинг».
8
37. Сущность, виды и особенности учета вспомогательных производств.
38. Особенности учета затрат на ремонт.
39. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости услуг МТП.
40. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг автотранспорта.
41. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг энергетических производств и
хозяйств.
42. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг водоснабжения.
43. Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг гужевого
транспорта.
44. Учет затрат и выхода продукции растениеводства.
45. Особенности
калькулирования
себестоимости
некоторых
видов
продукции
растениеводства.
46. Учет затрат и выхода продукции животноводства.
47. Особенности калькулирования себестоимости некоторых видов продукции животноводства.
48. Учет затрат, калькулирования себестоимости и выхода продукции промышленных
производств.
49. Учет затрат на организацию производства и управление им.
50. Учет общепроизводственных расходов.
51. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
52. Порядок закрытия счетов бухгалтерского управленческого учета.
53. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования.
54. Методы расчета трансфертных цен.
55. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов.
56. Анализ безубыточности производства.
57. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.
58. Принятие решений по ценообразованию.
59. Решения о реструктуризации бизнеса.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил
программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его
излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и
вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает
принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения
практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно
и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос
правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач,
владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только
основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними
самостоятельно.
9
Темы рефератов по дисциплине «Основы управленческого учета»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
История развития управленческого учета в России
История развития управленческого учета за рубежом
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Предмет и метод управленческого учета
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Организация управленческого учета.
Бюджетирование производственной деятельности организации.
Бюджетирование торговой деятельности организации.
Организация системы бюджетирования.
Управление бюджетами в организации.
Автоматизация системы бюджетирования и принятия управленческих решений.
Сметное планирование производственной деятельности организации.
Планирование использования материалов и затрат по их приобретению.
Построение системы счетов управленческого учета.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил
программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его
излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и
вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает
принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения
практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно
и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос
правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач,
владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только
основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними
самостоятельно.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1
Компетенция ОК-01 – Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам
1. К переменным относят расходы, размер которых:
а) не изменяется на единицу продукта;
б) не зависит от объема производства;
в) с ростом производства пропорционально увеличивается на единицу продукта.
2. Центр ответственности – это:
10
а) обособленное структурное подразделение предприятия, в котором потребляются
ресурсы и можно учесть соответствующие затраты;
б) подразделение организации, где совмещается появление затрат или получение
доходов с ответственностью менеджеров;
в) виды продукции, работ, услуг, затраты по которым учитываются отдельно друг от
друга.
3. Какие типы себестоимости используются в управленческом учете?
а) все нижеперечисленные;
б) полная производственная;
в) прямая производственная (частичная);
г) по центрам ответственности.
4. В состав материальных затрат включаются:
а) покупные сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты;
б) работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними
организациями;
в) природное сырье;
г) топливо, энергия, потребляемая со стороны;
д) потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм
естественной убыли;
е) все ответы верны.
Компетенция ОК-02 – Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
5. Цель управленческого учета:
а) учет имущества, обязательств организации и периодическая отчетность об общем
финансовом состоянии организации перед ее руководством, специалистами;
б) обеспечение руководства, специалистов организаций информацией для принятия
решений как оперативного, так и перспективного характера;
в) обеспечение государственных органов информацией о фактической себестоимости
продукции (работ, услуг).
6. В затраты производства относят затраты на оплату труда:
а) производственного персонала основной деятельности;
б) основную зарплату всех работников, занятых в основной деятельности;
в) основную и дополнительную зарплату штатных и нештатных работников, занятых в
основной деятельности.
7. Сколько ведомостей учета общепроизводственных расходов ведется на предприятии
при наличии нескольких производств?
а) одна;
б) по каждому производству отдельно;
в) одна по основным цехам и одна по вспомогательным цехам.
8. Принцип контролируемости, лежащий в основе составления сегментарной отчетности,
означает, что:
а) из отчетов исключаются показатели, не регулируемые руководителем подразделения;
б) в отчеты включаются лишь регулируемые показатели;
в) в отчеты включаются как контролируемые, так и неконтролируемые показатели;
Компетенция ОК-04 – Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде
9. Особенности учета вспомогательных производств обусловлены тем, что:
а) одна и та же их продукция может быть одновременно использована в основном
производстве, вспомогательных производствах, реализована на сторону, передана
непроизводственной сфере;
б) возможны взаимные услуги вспомогательных производств;
11
в) нет правильного ответа;
г) верны ответы а и б.
10. Формы представления отчетности в управленческом учете:
а) не представляются;
б) произвольные, удобные для организации;
в) едины для всех организаций, утверждаются государственными органами.
11. По какому методу нормативными документами разрешено оценивать остатки
незавершенного производства?
а) по фактической производственной себестоимости;
б) по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
в) по прямым статьям затрат;
г) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
д) по фактически произведенным затратам;
е) по любому из вышеперечисленных, но не изменяя метод в течение года;
ж) по любому методу, при этом можно изменять его в течение года.
12. При бесполуфабрикатном варианте учета затрат себестоимость готового продукта
определяют:
а) в целом по предприятию, как сумму затрат по статьям счета 20 "Основное
производство" всех цехов;
б) себестоимость продукции последнего передела и будет себестоимостью готового
продукта;
в) в целом по предприятию, как сумму затрат по статьям счета 20 "Основное
производство" всех цехов, с учетом незавершенного производства.
Компетенция ОК-05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
13. Как корректируются при определении себестоимости готовой продукции затраты за
месяц на сумму отходов производства, недостач, порчи, отходов производства?
а) увеличиваются;
б) уменьшаются;
в) не изменяются.
Компетенция ОК-09 – Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках
14. Фактическую (отчетную) калькуляцию составляют исходя из:
а) текущих норм затрат (обычно на начало месяца);
б) прогрессивных норм расхода ресурсов, средних за период;
в) данных аналитического учета затрат на производство.
15. В каком типе производства используется позаказный метод калькулирования?
а) единичном;
б) поточном;
в) непрерывном;
г) во всех.
16. Как определяются отклонения от стандартов в системе "Стандарт-кост"?
а) от фактических затрат вычитают стандартные;
б) по сигнальным документам;
в) к фактическим затратам прибавляют стандартные.
17. Маржинальный доход – это:
а) сумма постоянных издержек;
б) разность между выручкой от реализации и переменными затратами;
в) сумма переменных и постоянных издержек.
18. "Критическая точка" – это тот объем продаж, при котором предприятие имеет:
а) прибыль;
12
б) убыток;
в) ни прибыль, ни убыток.
19. В системе "Директ-костинг" непосредственно на счет "Прибыли и убытки"
относят:
а) непроизводственные расходы, накладные расходы;
б) непроизводственные расходы и постоянную часть накладных расходов;
в) только коммерческие расходы.
20.Основным достоинством двухкруговой организации бухгалтерского управленческого
учета является:
а) экономия бухгалтерского труда и как следствие- сокращение численности
бухгалтерского аппарата;
б) сохранение коммерческой тайны;
в) повышение достоверности бухгалтерской отчетности;
г) все ответы верны.
21.При автономном варианте организации учета:
а) первичная информация вводится и обрабатывается один раз;
б) первичная информация обрабатывается дважды, что ведет к дополнительным
трудозатратам;
в) ни один ответ не верен.
Компетенция ПК 1.4. Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета
организации.
22.Управленческий учет представляет собой подсистему:
а) статистического учета;
б) финансового учета;
в) бухгалтерского учета.
23.Основой бухгалтерского управленческого учета является:
а) финансовый бухгалтерский учет;
б) налоговый учет;
в) производственный учет;
г) статистический учет.
Компетенция ПК 1.2. Проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета.
24.Для принятия решения о выборе одного из альтернативных вариантов необходима
информация о:
а) релевантных издержках и доходах;
б) совокупных доходах и расходах по каждому варианту;
в) контролируемых и неконтролируемых затратах;
г) все ответы верны.
25.Периодические расходы состоят из:
а) коммерческих и административных расходов;
б) производственных издержек, информация о которых накоплена на бухгалтерских
счетах за отчетный период;
в) общецеховых расходов;
г) ни один ответ не верен.
Практические задания.
Компетенция ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов
хозяйственной деятельности.
1. Предприятие в отчете о прибыли показывает объем продаж – 200000 руб.;
производственные расходы – 80000 руб. (из них 40% – постоянные); коммерческие и
административные расходы – 100000 руб. (из них 60% –переменные). Рассчитать
маржинальный доход, игнорируя материальные запасы, и выбрать правильный ответ:
а) 92000 руб.
б) 108000 руб.
13
в) 120000 руб.
г) 110000 руб.
2. Чему будет равен критический объем, если цена реализации – 6 руб.,
переменные затраты на единицу – 4 руб., постоянные затраты за период – 100
руб.:
а) 50 ед
б) 100 ед
в) 80 ед.
19
3. Предприятием производится 5 видов изделий из 10 наименований материалов.
Сколько аналитических счетов потребуется для отражения этой информации в системе
бухгалтерского управленческого учета:
а) 50
б) 5
в) 15
г) 10
4. Совокупные постоянные затраты организации –3000 руб., объем
производства –500 ед. изделий. При объеме производства в 400 ед. изделий
постоянные затраты составят:
а) 2000 руб. в сумме
б) 3000 руб. в сумме
в) 7,5 руб. на единицу
г) верны второй и третий ответы
д) ни один ответ не верен
5. Предприятие планирует себестоимость продаж 2 000 000 руб., в том числе
постоянные затраты – 400 000 руб. и переменные затраты – 75% от объема
реализованной продукции. Каким планируется объем продаж:
а) 2 133 333 руб.
б) 2 400 000 руб.
в) 2 666 667 руб.
г) 3 200 000 руб.
Вариант 2
Компетенция ОК-01 – Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам
1. Объекты бухгалтерского управленческого учета:
а) затраты центров ответственности;
б) бюджетирование;
в) результаты хозяйственной деятельности;
г) лизинговые операции;
д) все ответы верны.
2. Какой из нижеприведенных абзацев должен быть включен в определение:
"Сущность бухгалтерского управленческого учета – интегрированная система…,
контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих
решений и координации проблем будущего развития предприятия"?
а) учета затрат и доходов;
б) распределения затрат и учета доходов.
3. Система учета фактических затрат формирует информацию:
а) путем учета стандартных затрат и отклонения от них;
б) на основе документов и их группировки;
в) через обособленное создание систематического и управленческого учета.
4. Система учета полных затрат состоит в том, что:
14
а) на вид продукции относятся все производственные расходы (часть прямо, а часть –
после распределения);
б) на вид продукции относятся все производственные расходы прямым путем;
в) затраты собираются только по центрам ответственности, безотносительно к видам
продукции.
Компетенция ОК-02 – Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
5. Система учета частичных затрат состоит в том, что:
а) управленческий учет обособлен от систематического;
б) на основе документов и их группировки формируется информация о фактически
произведенных затратах;
в) на вид продукции относят только расходы, прямо к ней относящиеся, а косвенные
расходы возмещаются из общей суммы выручки.
6. Цель управленческого учета:
а) учет имущества, обязательств организации и периодическая отчетность об общем
финансовом состоянии организации перед ее руководством, специалистами;
б) обеспечение руководства, специалистов организаций информацией для принятия
решений как оперативного, так и перспективного характера;
в) обеспечение государственных органов информацией о фактической себестоимости
продукции (работ, услуг).
7. Формы представления отчетности в управленческом учете:
а) не представляются;
б) произвольные, удобные для организации;
в) едины для всех организаций, утверждаются государственными органами.
8. Какая группировка затрат регламентирована государством?
а) по экономическим элементам;
б) по статьям затрат;
в) по элементам и статьям затрат;
г) не регламентируется.
Компетенция ОК-04 – Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде
9. К каким расходам относится создание резерва на ремонты?
а) предстоящим;
б) текущим;
в) будущим.
10. К накладным относят расходы, связанные:
а) с изготовлением товарной продукции;
б) с организацией, обслуживанием, управлением производством;
в) с производством продукта установленного качества при рациональной организации
хозяйства.
11. Прямые затраты связаны с производством:
а) определенного вида продукта и могут быть отнесены на его себестоимость путем
распределения пропорционально какой-либо базе;
б) определенного вида продукта и могут быть отнесены на его себестоимость на основе
первичных документов;
в) и их размер изменяется пропорционально изменению объема производства.
12. К каким нижеперечисленным
классификационным
группам относятся
общепроизводственные расходы?
а) основные, прямые, переменные, производственные;
б) накладные, косвенные, постоянные, производственные;
в) накладные, косвенные, постоянные, непроизводственные.
15
Компетенция ОК-05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
13. Центр ответственности – это:
а) обособленное структурное подразделение предприятия, в котором потребляются
ресурсы и можно учесть соответствующие затраты;
б) подразделение организации, где совмещается появление затрат или получение
доходов с ответственностью менеджеров;
в) виды продукции, работ, услуг, затраты по которым учитываются отдельно друг от
друга.
Компетенция ОК-09 – Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках
14. К переменным относят расходы, размер которых:
а) не изменяется на единицу продукта;
б) не зависит от объема производства;
в) с ростом производства пропорционально увеличивается на единицу продукта.
15. Какие типы себестоимости используются в управленческом учете?
а) все нижеперечисленные;
б) полная производственная;
в) прямая производственная (частичная);
г) по центрам ответственности.
16. В состав материальных затрат включаются:
а) покупные сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты;
б) услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями;
в) природное сырье;
г) топливо, энергия, потребляемая со стороны;
д) потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм
естественной убыли;
е) все ответы верны.
17. В каком типе производства используется позаказный метод калькулирования?
а) единичном;
б) поточном;
в) непрерывном;
г) во всех.
18. В затраты производства относят затраты на оплату труда:
а) производственного персонала основной деятельности;
б) основную зарплату всех работников, занятых в основной деятельности;
в) основную и дополнительную зарплату штатных и нештатных работников, занятых в
основной деятельности.
19. Сколько ведомостей учета общепроизводственных расходов ведется на предприятии
при наличии нескольких производств?
а) одна;
б) по каждому производству отдельно;
в) одна по основным цехам и одна по вспомогательным цехам.
20. Маржинальный доход – это:
а) сумма постоянных издержек;
б) разность между выручкой от реализации и переменными затратами;
в) сумма переменных и постоянных издержек.
21. Основным достоинством двухкруговой организации бухгалтерского управленческого
учета является:
а) экономия бухгалтерского труда и как следствие- сокращение численности
бухгалтерского аппарата;
16
б) сохранение коммерческой тайны;
в) повышение достоверности бухгалтерской отчетности;
г) все ответы верны.
Компетенция 1.4. Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
22. При автономном варианте организации учета:
а) первичная информация вводится и обрабатывается один раз;
б) первичная информация обрабатывается дважды, что ведет к дополнительным
трудозатратам;
в) ни один ответ не верен.
23. Элементом учетной политики организации является списание общехозяйственных
расходов с одноименного счета 26 в конце отчетного периода в дебет счета 90 «Продажи»,
субсчет «Себестоимость продаж». Это означает, что в бухгалтерском учете формируется
информация о:
а) полной себестоимости;
б) производственной себестоимости;
в) переменной себестоимости;
г) себестоимости, рассчитанной по прямым затратам.
Компетенция ПК 1.2. Проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета.
24. Расчет себестоимости единицы продукции может осуществляться методом простого
одноступенчатого калькулирования при условии:
а) производства однородной продукции;
б) отсутствия запасов незавершенного производства;
в) отсутствия запасов готовой продукции;
г) при выполнении всех трех вышеперечисленных условий.
25. Отличительными особенностями системы «стандарт-кост» являются:
а) текущий учет изменений норм ведется в разрезе причин и инициаторов;
б) порядок ведения бухгалтерского учета регламентирован, разработаны общие
отраслевые стандарты и нормы;
в) косвенные издержки относятся на себестоимость продукции в сумме фактически
произведенных затрат;
г) ни один ответ не верен.
Практические задания.
Компетенция ПК 1.1. Составлять и обрабатывать первичные учетные документы о
фактах хозяйственной деятельности экономического субъекта.
1. Чему будет равен критический объем, если цена реализации – 6 руб., переменные
затраты на единицу – 4 руб., постоянные затраты за период–100руб.:
а) 50 ед
б) 100 ед
в) 80 ед
2. Сколько единиц произведенной и реализованной продукции обеспечат
получение прибыли в размере 200 руб. (исходные данные в предыдущем
вопросе):
а) 100 ед
б) 150 ед
в) 190 ед
3. Используя данные теста 2, определите необходимую цену реализации, чтобы, продав
100 ед. продукции, получить прибыль в сумме 300 руб.:
а) 8 руб.
б) 10 руб.
в) 5 руб.
4. Если организация планирует реализовать 65 изделий (исходные данные см. в тесте 2),
то прибыль составит:
17
а) 50 руб.
б) 30 руб.
в) 90 руб.
5. Предприятие планирует себестоимость продаж 2 000 000 руб., в том числе постоянные
затраты – 400 000 руб. и переменные затраты – 75% от объема реализованной продукции.
Каким планируется объем продаж:
а) 2 133 333 руб.
б) 2 400 000 руб.
в) 2 666 667 руб.
г) 3 200 000 руб.
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
А
Б
А
Е
Б
В
Б
Б
Г
Б
Е
В
Б
В
А
А
Б
В
Б
Б
Б
В
В
А
А
92000 руб.
50 ед
50
б, в
2 133 333 руб.
выполнение
от 61 до 70
Оценка
«отлично»
от 49 до 60
«хорошо»
Ключ для оценки ответов
Тестовые задания
Практические задания
50 ед
150 ед
8 руб.
а, б
2 133 333 руб.
Вариант 2
А,Б,В
А
Б
А
В
Б
Б
А
А
Б
Б
Б
Б
А
А
Е
А
В
Б
Б
Б
Б
Б
Г
Г
Критерии оценки:
Критерии оценки
теоретическое содержание дисциплины освоено
полностью, сформированы необходимые практические
навыки и умения, выполнены все задания
теоретическое содержание дисциплины освоено
полностью, сформированы необходимые практические
18
от 35 до 48
«удовлетворительно»
от 0 до 34
«неудовлетворительно»
навыки и умения не в полном объеме, выполнены все
задания, при выполнении которых были обнаружены
ошибки и недочеты.
теоретическое содержание дисциплины освоено
частично, но пробелы не носят существенного характера,
сформированы в основном необходимые практические
навыки и умения, выполнено большинство заданий, при
выполнении которых были обнаружены ошибки и
недочеты.
теоретическое содержание дисциплины не освоено, не
сформированы необходимые практические навыки и
умения, выполненные учебные задания содержат
ошибки и недочеты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. История возникновения и развития управленческого учета в России
2. Анализ безубыточности производства.
3. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов.
4. Понятие управленческого учета и его предмет.
5. Объекты управленческого учета.
6. Методы расчета трансфертных цен.
7. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования.
8. Метод и способы управленческого учета.
9. Принципы и функции управленческого учета.
10. Порядок закрытия счетов бухгалтерского управленческого учета.
11. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах.
12. Производственный учет как составная часть управленческого учета.
13. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
14. Учет общепроизводственных расходов.
15. Учет затрат на организацию производства и управление им.
16. Экономическая сущность затрат, издержек и расходов на производство продукции.
17. Классификация затрат в целях исчисления себестоимости продукции.
18. Учет затрат, калькулирования себестоимости и выхода продукции промышленных
производств.
19. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг автотранспорта.
20. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования.
21. Классификация затрат для обеспечения системы контроля за затратами.
22. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг энергетических производств
и хозяйств.
23. Учет затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг водоснабжения.
24. Классификация затрат по степени регулируемости.
25. Особенности учета затрат на ремонт.
26. Классификация затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на
себестоимость продукции.
27. Центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования.
28. Сущность, виды и особенности учета вспомогательных производств.
29. Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе метода «директкостинг».
30. Сметное планирование (бюджетирование). Разработка главного бюджета.
31. Взаимосвязь операционного и финансового бюджетов.
32. Нормативный метод учета затрат и стандарт-кост.
33. Позаказный метод учета затрат.
34. Виды сметных систем.
19
35. Фиксированные и гибкие сметы.
36. Попередельный метод учета затрат.
37. Попроцессный метод учета затрат.
38. Нулевые и приростные сметы
39. Периодические и непрерывные сметы.
40. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции.
41. Объект и методы калькулирования себестоимости продукции.
42. Понятие и формирование учетной политики.
43. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета.
44. Объект и методы калькулирования себестоимости продукции.
45. Синтетический учет и контроль затрат на продажу продукции.
46. Основные модели учета затрат.
47. Выбор техники, формы и организации управленческого учета.
48. Синтетический и аналитический учет затрат на производство продукции по видам
расходов
49. Нормативно-правовое регулирование учета затрат на производство.
50. Подходы к организации бухгалтерского учета затрат на производство и продажу
продукции
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил
программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно
его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и
вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает
принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения
практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса,
грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на
вопрос правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и
задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только
основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает
значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними
самостоятельно.
20
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств),
позволяющие оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
21