Приложение ФОС СГ.03
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«_23_» __06_ 2025г.
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
СГ. 05 Основы бережливого производства
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025
Фонд оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
– ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 июня 2024г. № 437 (зарегистрирован
в Минюсте РФ 30 июля 2024 г. N 78944)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине СГ. 05 Основы бережливого производства
№
Контролируемые разделы (темы)
Код
Наименование
п/п
дисциплины
контролируемой
оценочного средства
компетенции
(или ее части)
Раздел 1. Бережливое производство:
ОК 01
Текущий контроль в
основные понятия, принципы, методология,
ОК 02
форме:
проблематизация
ОК 03
- тестирование;
Тема 1.1 Основные понятия и методология
ОК 04
- защиты
бережливого производства
ОК 07
практических
1
2
Тема 1.2 Бережливый проект. Картирование
ЛР 1-12
занятий;
- рефераты по темам
потока создания ценности. Потери и
действия, добавляющие ценность
3
Тема 1.3 Методы решения проблем
Раздел 2 Реализация принципов бережливого
Промежуточная
производства в профессиональной
аттестация:
деятельности
дифференцированный
4
зачет
Тема 2.1 Инструменты бережливого
производства
5
Тема 2.2 Внедрение методов бережливого
производства
6
Тема
2.3
Технологии
вовлечения
и
мотивации персонала
2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Код контролируемой компетенции (или ее части): ОК 01.; ОК 02.; ОК 03.; ОК 04.; ОК 07.; ПК
1.2.; ПК 2.1.
Умения
Знания
Код ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
определять
необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач
ОК 03
применять
современную
научную
профессиональную терминологию
ОК 04
организовывать работу коллектива и
команды в рамках реализации проектов по
улучшениям;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности по
специальности, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона;
проектировать карту потока создания
ценности;
организовывать рабочее место по системе
5S;
ОК 07
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
методы работы в профессиональной
и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
современные средства и устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности.
современную
научную
и
профессиональную терминологию;
порядок выстраивания презентации;
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы проектной деятельности
правила
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности;
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства;
основные направления изменения
климатических условий региона;
основы устройства бережливой
организации и ее производственной
системы;
В соответствии с Программой воспитания обучающихся, способствующей развитию
личностных результатов ЛР 1-12, оценка личностных результатов может быть произведена с
применением следующих форм оценивания:
− персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
− неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
− качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
− количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
− интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
− дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
− наблюдение;
− портфолио;
− экспертная оценка;
− стандартизованные опросники;
− проективные методы;
− самооценка;
анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ).
3. Оценочные средства
Практическая работа.
Практическое занятие «Современные методы повышения эффективности организации
производства».
Задание. Необходимо в письменном виде ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Дайте классификацию производства по видам (в виде схемы).
2. Какие виды кризисов может переживать производство?
Практическое занятие. Составить глоссарий основных понятий Бережливого производства.
Современные методы повышения эффективности организации производства.
Практическое занятие по теме «Стандартизация»
5S – система рационализации рабочего места. Система TPM. SMED - Система быстрой
переналадки оборудования. Метод Кайдзен. Система 5W2H. Система «точно вовремя».
Построение диаграммы «Спагетти».
Критерии оценивания
− Оценка «отлично» выставляется студенту, если 90-100% правильных ответов, задание
выполнено полностью и правильно
− Оценка «хорошо» выставляется студенту, если 80-89% правильных ответов, задание
выполнено полностью, но есть некоторые замечания, которые были исправлены в ходе ответа
− Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если 70-79% правильных ответов,
задание выполнено с ошибками
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если 69% и менее правильных
ответов, задание не выполнено или сделано не полном объеме и с ошибками.
Типовые вопросы:
1.
2.
Т.Оно.
Концепция бережливого производства: исторический аспект.
История внедрения инструментов и принципов бережливого производства Г.Фордом и
Что такое массовое производство.
Пирамида качества, предпосылки формирования концепции бережливого производства.
Японский опыт разработки, внедрения, совершенствования систем управления качества
Понятие и содержание риск-менеджмента.
Основные элементы и этапы управления рисками.
Функции и правила риск-менеджмента.
Сущность и расчет коэффициента риска.
Виды потерь, их источники и способы их устранения.
Потери: перепроизводство, лишние движения, ненужная транспортировка, излишние
запасы, избыточная обработка, ожидание, переделка/ брак.
12.
Система 3М: Дать определения - Муда, Мури, Мура.
13.
Управление рабочим пространством.
14.
Современные методы повышения эффективности организации производства.
15.
Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности.
16.
Стратегия и цели развития компании.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности.
Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства.
Поток создания ценности. Поток единичных изделий.
Поток создания ценности. Описание потока создания ценности.
Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий.
Предпосылки и цели создания потока единичных изделий.
Время выполнения заказа.
Компоновки рабочих ячеек.
Создание рабочих ячеек.
Преимущества потока единичных изделий
Цель и задачи визуализации.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Критерии оценки:
Отлично: обучающийся свободно ориентируется в теоретическом материале; умеет изложить
и корректно оценить различные подходы к излагаемому материалу, способен сформулировать
и доказать собственную точку зрения; обнаруживает свободное владение понятийным
аппаратом; демонстрирует готовность применять теоретические знания в практической
деятельности и полное освоение показателей формируемых компетенций;
Хорошо: обучающийся хорошо ориентируется в теоретическом материале; имеет
представление об основных подходах к излагаемому материалу; знает определения основных
теоретических понятий излагаемой темы, в основном демонстрирует готовность применять
теоретические знания в практической деятельности и освоение большинства показателей
формируемых компетенций;
Удовлетворительно: обучающийся может ориентироваться в теоретическом материале; в
целом имеет представление об основных понятиях излагаемой темы, частично демонстрирует
готовность применять теоретические знания в практической деятельности и освоение
некоторых показателей формируемых компетенций;
Неудовлетворительно: обучающийся не ориентируется в теоретическом материале; не
сформировано представление об основных понятиях излагаемой темы, не демонстрирует
готовность применять теоретические знания в практической деятельности и освоение
показателей формируемых компетенций.
Темы рефератов, докладов:
Доклад, сообщение, реферат – продукт самостоятельной работы студента,
представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов
решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства.
Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии.
Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке.
Система «Упорядоточения /5S».
Система менеджмента качества.
Система «Точно-вовремя -JIT».
Система общего производительного обслуживания оборудования TPM.
Основные проблемы внедрения моделей бережливого производства.
Проектирование работ по внедрению систем бережливого производства.
Критерии оценки докладов, сообщений, рефератов:
Оценка «отлично»:
− наличие четкого плана доклада/реферата;
− раскрытие в докладе/реферате актуальности проблемы;
− самостоятельность в подборе нормативных правовых актов;
− свободное изложение материала и четкие ответы на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо»
− умение изложить сжато основные положения доклада/реферата;
− раскрытие в докладе актуальности проблемы;
− самостоятельность в подборе материала;
− свободное изложение материала и ответы на поставленные вопросы с несущественными,
но быстро исправляемыми докладчиком ошибками.
Оценка «удовлетворительно»
− докладчик затрудняется обосновать актуальность темы и сжато изложить основные
положения доклада;
− отсутствие в докладе/реферате эмпирических материалов;
− демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по теме доклада/реферата,
отсутствие аргументации;
− неструктурированное изложение материала доклада/реферата, при ответе на вопросы
студент допускает ошибки.
Оценка «неудовлетворительно»
− доклад/реферат не подготовлен.
− доклад/реферат подготовлен на основании устаревшего материала
− неструктурированное изложение материала доклада/реферата, при ответе на вопросы
студент допускает грубые ошибки.
Тестирование:
1. Бережливость – это:
А) система действий, приводящих к оправданному в данной ситуации и умеренному расходу
каких-либо ресурсов;
Б) мероприятия, связанные с медленными процессами;
В) черта человека, приводящая к расточительности и бесхозяйственности.
2. Основателем концепции бережливого производства, как системного направления
является:
А) Генри Форд;
Б) Джон Крафчик;
В) Тайити Оно.
3. Какая первая идея бережливого производства была сформулирована Г.Фордом:
А) массовое производство на основе конвейера;
Б) производство должно быть построено по принципу «Точно в срок»;
В) запасы являются необходимым и не взвинчивают цены.
4. Бережливое производство – это:
А) система действий, приводящих к оправданному в данной ситуации и умеренному расходу
каких-либо ресурсов;
Б) широкая управленческая концепция, направленная на устранение потерь и оптимизацию
бизнес-процессов: от этапа разработки продукта, производства и до взаимодействия с
поставщиками и клиентами;
В) удовлетворить персонал компании, т.е. предоставить ему ценность производимого им
товара, работы или услуги.
5. Основные принципы БП:
А) «встроенное качество»;
Б) «точное время»;
В) производство с потерями;
Г) все вышеперечисленное.
6. Что означает термин LEAN?
А) потери;
Б) качество;
В) бережливый;
Г) безопасный.
7. В России первые элементы БП были внедрены в:
А) улучшение производства автопрома;
Б) в повышение производительности труда;
В) в бытовом хозяйстве.
8. При установлении цены Компания Тойота применяет:
А) затратный метод;
Б) беззатратный принцип;
В) принцип устранения потерь;
Г) все вышеперечисленное.
9. В БП единственным путем повышения прибыли является:
А) повышение цены на продукт;
Б) снижение затрат;
В) повышение качества продукта.
10. Треугольник эффективности позволяет:
А) увидеть процесс производства детально;
Б) экономически просчитать потери;
В) снизить затраты.
11. Повышением эффективности процесса является:
А) улучшение минимум одного параметра треугольника эффективности при ухудшении
всех остальных;
Б) ухудшение одного или нескольких параметров треугольника эффективности при
ухудшении всех остальных;
В) улучшение как минимум одного из параметров без ухудшения других показателей;
Г) нет верного ответа.
12. Качество – это:
А) срок и характеристики поставки продукта;
Б) техника безопасности, экологические риски, ущерб здоровью;
В) затраты на сырье, оплату труда, налоги;
Г) соответствие продукта предъявляемым нормам и стандартам.
13. Риски – это:
А) срок и характеристики поставки продукта;
Б) техника безопасности, экологические риски, ущерб здоровью;
В) затраты на сырье, оплату труда, налоги;
Г) соответствие продукта предъявляемым нормам и стандартам.
14. Затраты – это:
А) срок и характеристики поставки продукта;
Б) техника безопасности, экологические риски, ущерб здоровью;
В) затраты на сырье, оплату труда, налоги;
Г) соответствие продукта предъявляемым нормам и стандартам.
15. Расчет цены продукции в бережливом производстве:
А) Себестоимость + Прибыль = Цена для покупателя.
Б) Прибыль = Цена покупателя – Затраты на производство
16. Гемба - это…
А) место, где выполняется работа;
Б) место, где создается ценность;
В) место возникновения и решения проблем;
Г) все из перечисленного верно.
17. Муда это:
А) Создание добавляющей ценности
Б) Время на переналадку оборудования
В) Встраивание контроля качества
Г) Потери
Д) Выравнивание производства
18. Точно вовремя – это:
А). любая деятельность, которая, потребляя ресурсы, не создает ценности для клиента
Б). способ наладки оборудования, при котором происходит его автоматическая остановка
при появлении дефектных деталей
В). система производства, при которой изготавливается нужное потребителю количество
деталей в определенный им срок
Г). полезность продукта с точки зрения потребителя, создаваемая производителем в
результате выполнения последовательных действий
Д). новый тип производства, в котором ценность продукции определяется с точки зрения
потребителя
19. Одной из базовых проблем, которые решает система 5S, является
А). выравнивание производства по видам и объему продукции
Б). информация о необходимости производить нужные детали
В). дезорганизация рабочего места
Г). выявление дефектов
Д). высвечивает потери и проблемы в работе оператора
20. Информационная система, которая регулирует производство необходимой
продукции в нужном количестве и в необходимое время в нужное место на каждом
этапе производства, называется
А). джидока
Б). канбан
В). 5S
Г). 5 почему
Д). SMED
21. Ответственность каждого сотрудника в бережливом производстве:
А) не важна
Б) играет незначительную роль
В) вообще не учитывается
Г) важна, поскольку нам нужен думающий сотрудник
22. В бережливом производстве важно знать, кто является поставщиком информации,
продукта:
А) да
Б) нет
23. Согласно бережливому производству, главное, чтобы процесс был повторяем. Даже
если он содержит ошибку:
А) да
Б) нет
24. Основными элементами кайдзен деятельности организации являются:
А) непрерывный процесс, точно вовремя, равномерная нагрузка, встроенное качество
Б) совершенствовать сотрудников, точно вовремя, равномерная нагрузка
В) решение проблем на местах, совершенствование партнеров, точно вовремя
25. Цель любой деятельности по усовершенствованию это:
а) сокращение персонала
б) снижение гибкости
в) устранение потерь
Критерии оценки:
5 «отлично»
4 «хорошо»
3 «удовлетворительно»
2 «неудовлетворительно»
Глубокое знание темы, 90-100% правильно выполненных
заданий
Хорошее понимание темы, 80-70% правильно
выполненных заданий
Плохое понимание темы, 60-50% правильно выполненных
заданий
Студент не усвоил тему, менее 50% правильно
выполненных заданий