Приложение ФОС СГ.03
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025
Фонд оценочных средств учебной дисциплины разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
– ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 июня 2024г. № 437 (зарегистрирован
в Минюсте РФ 30 июля 2024 г. N 78944)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Углов Е.С. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
(наименование дисциплины)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Контролируемые разделы (темы)
дисциплины
Код
контролируемой
компетенции (или
ее части)
ОК 04,
Раздел 1. Введение. Актуальные
ОК 06,
проблемы
национальной
ОК 07,
безопасности страны
ЛР 1-12
Раздел 2. Защита населения от
ОМП и ЧС.
Раздел 3. История создания,
структура
и
назначение
Вооруженных Сил РФ.
Раздел
4.
Правовые
основы
воинской обязанности и военной
службы.
Раздел 5. Основы военной службы
(для юношей)
Раздел 5. Основы медицинских
знаний (для девушек)
Наименование
оценочного средства
Текущий контроль в
форме:
- защиты
практических занятий;
- самостоятельная
работа по теме
(реферат)
- ответы на вопросы
Промежуточный
контроль:
Дифференцированный
зачет
3
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
1.
Опасности и их показатели. Разновидности опасностей современного мира. Защита
человека и окружающей среды от опасностей.
2.
Сущность понятия «безопасность жизнедеятельности». Социальные и психологические
аспекты безопасности.
3.
Возникновение и развитие научных представлений о человеко- и природозащитной
деятельности. Представление о системе «человек – среда обитания», ее структуре и
функциональных связях.
4.
Системы безопасности и их структура.
5.
Вред, ущерб – виды и характеристики.
6.
Нормы экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности.
7.
Способы минимизации угрозы потерь, вызываемых нарушениями норм безопасности
жизнедеятельности на рабочем месте и опасность нарушения норм для реализации идеи
бережливого производства. Алгоритмы поддержания безопасных условий жизнедеятельности
на рабочем месте.
8.
Возможности применения ИКТ и цифровых инструментов для поиска актуальных
сведений о безопасности жизнедеятельности для принятия обоснованных решений, связанных
с профессиональным контекстом обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты
окружающей среды.
9.
Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС природного, техногенного
и социального характера. Общие правила безопасного поведения в ЧС и особенности
безопасного поведения в процессе выполнения профессиональных функций.
10. Основы пожаробезопасности и электробезопасности на рабочем месте.
11. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
12. Химическое оружие и его характеристика.
13. Биологическое оружие и его характеристика.
14. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения от оружия массового
поражения.
15. Действия населения в очаге ядерного, химического и биологического поражения.
16. Порядок применения современных средств и устройств информатизации и цифровых
инструментов в обеспечении безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в процессе
выполнения профессиональных функций.
17. Основы проектной деятельности в коллективе и команде по решению задач минимизации
опасностей и эффективного управления рисками ЧС на рабочем месте.
18. Применение принципов эффективного взаимодействия по созданию человеко- и
природозащитной среды осуществления профессиональной деятельности в процессе
разработки проектных продуктов.
19. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
20. Понятие и основные задачи гражданской обороны. Организационная структура
гражданской обороны.
4
21. Основные мероприятия, проводимые ГО. Действия населения по сигналам гражданской
обороны и особенности их выполнения в том случае, когда сигнал застал работника на рабочем
месте.
22. Номенклатура информационных источников, применяемых в сфере безопасности
жизнедеятельности: нормативно-правовые акты федерального, регионального, локального
уровней, регулирующие деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности, основы
контроля и управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты
окружающей среды
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)
23. Содержание этапов институционального развития отечественной воинской службы: этап
вечевого самообложения (вторая половина IX – XV вв.); этап ратной повинности (середина XV
– XVII вв.); этап рекрутской повинности (1699 – 1873 гг.); этап всеобщей воинской обязанности
и его три периода: имперский (1874 – 1917 гг.); советский (1918 – 1991 гг.); современной (с
1992 г.- настоящее время)
24. Аксиология военной службы как система представлений о ценностях профессиональной
служебной деятельности в военной сфере.
25. Типология ценностей военной службы по различным основаниям: по отношению к
военной деятельности (ценности-цели, ценности-средства, предметные и субъектные
ценности); по отношению к сфере взаимодействия субъектов военной службы (военнокорпоративные и военно-профессиональные ценности); по отношению к личности
военнослужащего в сфере военной деятельности (духовные, прагматические, витальные
ценности).
26. Военная безопасность страны, защита граждан Российской Федерации от военных угроз,
обеспечение условий для обороноспособности государства, как ценности-цели, определяющие
поведение человека в военной сфере, его отношение к военной службе и защите Отечества.
27. Влияние ценностных ориентаций человека на его трудовую деятельность в секторе
военного производства, участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и т. п.
28. Праксиология военной деятельности как совокупность теоретических представлений об
эффективной организации практической деятельности людей в военной сфере жизни общества.
29. Военная служба как вид федеральной государственной службы и разновидность
профессиональной служебной деятельности: особенности и предназначение.
30. Системная характеристика военной деятельности: цель, предмет, объект, субъект,
содержание, способы, результат и подсистема управления.
31. Культура военной службы и культурологические аспекты совершенствования
деятельности военнослужащих на современном этапе развития военной сферы жизни общества.
32. Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия,
строевые приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, действия
военнослужащих у автомобилей и на автомобилях.
33. Огневая подготовка: материальная часть автомата Калашникова, разборка, сборка, чистка,
смазка и хранение автомата, осмотр и подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата,
ручные осколочные гранаты
34. Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства физической подготовки.
Этапы проведения физической подготовки военнослужащих.
5
35. Техника выполнения физических упражнений и формирования двигательных навыков.
Основные формы проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя физическая
зарядка, попутные физические тренировки
36. Первая (доврачебная) помощь при ранениях, при ушибах, переломах, вывихах,
растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
37. Первая (доврачебная) помощь при ожогах, при поражении электрическим током, при
утоплении, при перегревании/переохлаждении организма, при обморожении и общем
замерзании, при отравлениях. Реанимационные мероприятия
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
38. Определение содержания наук микробиологии, иммунологии, эпидемиологии.
39. История развития микробиологии. Естественный микробный фон кожи.
40. Патогенные микроорганизмы. Бессимптомная латентная инфекция.
41. Инфекционные заболевания и бациллоносительство. Периоды протекания инфекционных
заболеваний
36. Определение понятия «иммунитет». Виды и подвиды иммунитета.
37. Антигены и антитела. Формы приобретенного иммунитета. Иммунитет и
восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Методы иммунопрофилактики.
38. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний.
39. Дезинфекция, ее виды и способы. Дератизация, ее виды и способы
40. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие.
41. Оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях: ожогах,
электротравмах, поражении молнией, отморожении, тепловом ударе, утоплении,
отравлении, инсульте, мигрени.
42. Методы доврачебной реанимации
43. Проблема травматизма. Понятие травмы.
44. Виды травматических повреждений. Меры профилактики травматизма.
45. Оказание первой (доврачебной) помощи при травмах
46. Здоровье и его основные показатели. Факторы формирования здоровья.
47. Здоровый образ жизни и его составляющие
48. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Двигательная активность и
здоровье.
49. Питание и здоровье. Факторы риска для здоровья.
50. Вредные привычки и их профилактика.
Устный опрос – это средство контроля, организованное как специальная беседа
преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное
на выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т. п.
-
Критерии оценки устного опроса студентов:
Оценка «отлично»:
глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;
полные, последовательные, грамотные, логически излагаемые аргументированные ответы;
демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно
рекомендованной литературы;
воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.
Оценка «хорошо»:
наличие несущественных ошибок, не достаточно аргументированные ответы на вопросы;
6
-
демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;
четкое изложение учебного материала.
Оценка «удовлетворительно»:
наличие несущественных ошибок в ответе, отсутствие аргументации, но достаточно
грамотное и логичное изложение;
демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по пройденной программе,
отсутствие аргументации;
не структурированное, не грамотное и не логичное изложение учебного материала при
ответе.
Оценка «неудовлетворительно»:
незнание материала темы или раздела;
серьезные ошибки при ответе.
ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое задание 1.
Правила поведения и порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера
Практическое задание 2.
Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов
при ЧС
Практическое задание 3.
Особенности выполнения работником правил поведения и действий по сигналам гражданской
обороны
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)
Практическое задание 4.
Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе
Практическое задание 5.
Военная служба как личностно-значимая и общественная ценность
Практическое задание 6.
Самоподготовка будущего призывника к осуществлению военной деятельности
Практическое задание 7.
Тренинг умений строевой и физической подготовки
Практическое задание 8.
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Практическое занятие № 9.
Иммунитет и методы иммунопрофилактики
Практическое занятие № 10.
Правила проведения плановых мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации
Практическое занятие №11.
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при неотложных состояниях
Практическое занятие №12.
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при травматизме
Практическое занятие № 13.
Оценка физического состояния. Составление индивидуальных карт здоровья с режимом дня,
графиком питания.
7
Критерии оценивания практической работы
Оценка «5»: даны ответы на поставленные вопросы, имеются грамотные и обоснованные
выводы по проведенному анализу, задание выполнено полностью
Оценка «4»: даны ответы на поставленные вопросы, имеются выводы по проведенному
анализу, однако отсутствует подтверждение причинно-следственной связи, задание выполнено
Оценка «3»: даны ответы не на все поставленные вопросы, имеются неправильные выводы по
проведенному анализу или они отсутствуют
Оценка «2»: не даны ответы на поставленные вопросы, задание не выполнено
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Изучение понятий чрезвычайных ситуаций;
Классификация, характеристики, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
Оружие массового поражения и его поражающие факторы;
Написание рефератов по темам:
Правила поведения и действия населения при техногенных ЧС.
Правила поведения и действия населения при природных ЧС.
Действия населения в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами.
Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации,
определяющих порядок несения военной службы.
9. Изучение положений Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту
жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила поведения военнослужащих в
бою.
10. Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах,
ожогах, отморожениях, отравлениях
11. Составление таблицы «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой
среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания)
12. Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте (в зависимости от
специальности СПО кратко сформулировать перечень своих обязанностей в области
безопасности в соответствии со свое будущей профессией)
13. Разработка схемы типовой структуры гражданской обороны на объекте экономики с учетом
профиля подготовки на основании изученного материала (индивидуальное задание).
14. Подготовка приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение
необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующем профилю подготовки
(индивидуальное задание).
15. Составление краткого конспекта «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в
Конституции Российской Федерации, основах законодательства об охране труда, трудовом
кодексе Российской Федерации».
16. Ответы на вопросы:
- какие, по вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению
устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного
учреждения?
- Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты?
- Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения?
- Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма?
- Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
8
1.
Основные понятия безопасности жизнедеятельности".
2.
Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных
бедствий.
3.
Средства защиты дыхательных путей.
4.
Средства защиты кожи от внешних негативных воздействий.
5.
Массовые средства безопасности.
6.
Опасность атомной и ядерной энергетики.
7.
История появления ядерного оружия.
8.
Последствия крупных аварий на АЭС.
9.
История появления ядов и химического оружия.
10.
Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
11.
Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения, наводнения. Поведение
населения в случае угрозы их возникновения.
12.
Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
13.
Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
14.
Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
15.
Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
16.
Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
17.
Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.
18.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
19.
Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
20.
Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения.
21.
Определение уровня дефектности газоперерабатывающего оборудования.
22.
Выбросы вредных веществ в атмосферу.
23.
Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
24.
Оценка и анализ производственной безопасности.
25.
Обеспечение охраны труда.
26.
Двухмерные системы оценки риска.
27.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
28.
Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
29.
Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и методы лечения.
30.
Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
Доклад, сообщение, реферат
Доклад, сообщение, реферат – продукт самостоятельной работы студента,
представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов
решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Критерии оценки докладов, сообщений, рефератов:
Оценка «отлично»:
- наличие четкого плана доклада;
- раскрытие в докладе сути проблемы;
- самостоятельность в подборе фактического материала и аналитического
осмысления;
- свободное изложение материала и четкие ответы на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо»:
- умение изложить сжато основные положения доклада;
- раскрытие в докладе сути проблемы;
- самостоятельность в подборе фактического материала и аналитического
осмысления;
его
его
9
- свободное изложение материала и ответы на поставленные вопросы с несущественными,
но быстро исправляемыми докладчиком ошибками.
Оценка «удовлетворительно»:
- содержательное выступление, но докладчик затрудняется сжато изложить основные
положения доклада;
- демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по теме доклада, отсутствие
аргументации;
- не структурированное изложение материала доклада, при ответе на вопросы допускает
ошибки.
Оценка «неудовлетворительно»:
- доклад не подготовлен.
Билеты для промежуточной аттестации.
БИЛЕТ №1
1. Дайте определения: опасность, чрезвычайное происшествие, чрезвычайная ситуация,
безопасность жизнедеятельности.
2. Виды Вооруженных Сил РФ, их основное предназначение.
БИЛЕТ №2
1. Классификая ЧС по источникам их возникновения, степени риска, масштабам
распространения и тяжести последствий.
2. Организационная структура Вооруженных сил РФ.
БИЛЕТ №3
1. Основные виды поражения территорий, людей и животных при ЧС различного характера.
Способы защиты от поражений.
2. Вооруженные Силы в системе национальной безопасности страны. Их роль, основные
функции и задачи.
БИЛЕТ №4.
1Чрезвычайные ситуации с выбросом химических опасных веществ (АХОВ). Способы зашиты
и меры по оказанию первой доврачебной помощи при химических ожогах и отравлениях.
2.Система национальной безопасности РФ.
БИЛЕТ №5
1. Морально-психологическое состояние при ЧС. Понятия паники и панической толпы. Меры
предосторожности и безопасное поведение в толпе.
2. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы. Нормативно-
правовые документы о военной службе и статусе военнослужащих.
БИЛЕТ №6
1. Радиактивное заражение местности. Основные источники радиоактивного заражения и их
влияние на состояние окружающей среды и здоровье человека. Формы проявления
радиоактивного заражения людей. Основные меры защиты от радиоактивного заражения.
2. Права и обязанности военнослужащих. Их особенности.
10
БИЛЕТ №7
1. Чрезвычайные ситуации природного происхождения: их основные особенности и
географическая приуроченность. Классификация ЧС природного происхождения по
источнику возникновения. Прогнозирование ЧС и катастроф.
2. Понятие о воинском учете. Порядок постановки на воинский учет и снятие с учета.
Освобождение от воинского учета
БИЛЕТ №8
1. Природные пожары. Причины их возникновения и меры по предупреждению природных
пожаров. Первая доврачебная помочь при ожогах и отравлении продуктами горения
2. Обязательная и добровольная подготовки к военной службе.
БИЛЕТ №9
1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Действия населения при угрозе
землетрясения. Безопасное поведение в заваленном пространстве. Меры оказания помощи при
ушибах и переломах.
2. Реформа военной организации РФ на современном этапе.
БИЛЕТ №10
1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Действия при поступлении
предупреждения от службы МЧС об угрозе урагана (тайфуна).
2. Порядок призыва на военную службу. Кто освобождается от призыва на военную службу
БИЛЕТ №11
1. Чрезвычайные ситуации социального характера: их виды и меры предосторожности.
2. Стратегия национальной безопасности Российской федерации.
БИЛЕТ №12
1. Техногенные взрывы и пожары. Меры противопожарной безопасности в быту и на
производстве. Первая доврачебная помощь при ожогах.
2. Особенности прохождения военной службы по контракту.
БИЛЕТ №13
1. Предназначение и структура Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
2. Основы здорового образа жизни.
БИЛЕТ №14.
1. Влияние криминогенной обстановки в местах проживания на безопасность
жизнедеятельности. Роль молодых людей в обострении криминогенной ситуации.
2. Тыл Вооруженных Сил РФ.
БИЛЕТ №15
1. Основные задачи МЧС России в области защиты населения и территорий от ЧС природного
и техногенного происхождения.
2. Понятие здоровья человека. Основные факторы, влияющие на здоровье.
БИЛЕТ №16
1. Единая система оповещения населения об опасностях в чрезвычайных ситуациях. Действия
населения по сигналу оповещения об опасности.
2. Действия первой помощи при остановке дыхания и сердцебиения.
БИЛЕТ №17
11
1Виды оружия массового поражения. Их поражающее действие на человека, животных,
окружающую среду.
2Ответственность военнослужащих за воинские преступления в зависимости от их тяжести и
характера.
БИЛЕТ №18
1. Современные виды вооружения, основанные на новых физических факторах поражения.
2. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Признаки наркотического опьянения и
меры первой помощи.
БИЛЕТ №19
1.Средства индивидуальной защиты от действия оружия массового поражения.
2.Самостоятельные рода войск Вооруженных Сил РФ
БИЛЕТ №20
1. Средства коллективной инженерной защиты от чрезвычайных ситуаций и оружия массового
поражения. Правила заполнения, размещения и поведения в инженерных защитных
сооружениях.
2. Виды войск, не входящих в Вооруженные Силы РФ, их основные задачи.
БИЛЕТ №21
1. Характеристики современных военных конфликтов и войн. Основные очаги напряженности
военной ситуации на современном этапе.
2. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести.
БИЛЕТ №22
1. Конституция Российской федерации, федеральные законы и нормативно-правовые акты о
безопасности жизнедеятельности.
2. Основные виды воинской деятельности.
БИЛЕТ №23
1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Меры предосторожности при
угрозе затопления. Первая помощь при утоплении.
2. Структура руководства военной организацией РФ. Понятие о военных званиях и
должностях.
БИЛЕТ №24
1. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
2. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.
Методические указания подготовки и проведения семинара
Подготовка семинара
Подготовка слушателей к семинару практически начинается с лекции.
Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга 1 -2 неделями. За это время
слушатели имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать
рекомендованную литературу.
Обычно на семинарское занятие выносятся 2-3 вопроса. Кроме основных вопросов, в
плане семинара указывается еще ТЕМА ДОКЛАДА (если семинар проводится с докладом).
Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во
многом зависит работа семинара.
Темы докладов должны быть посвящены актуальным в теоретическом и политическом
отношениях вопросам. Тема. доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.
12
Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной
литературы. В него необходимо включить самые главные произведения классиков, другую
литературу, не перегружая его.
Большую помощь слушателям при подготовке к семинару оказывают преподаватели.
Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и
рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая
характеристика.
Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая слушателей на
подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному
изучению.
Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация
самостоятельной работы слушателей.
Примерно за 3-5 дней до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2
слушателей, либо определенную группу слушателей для выяснения, как они разобрались в
изученной литературе, дать методические советы.
Необходимо требовать от слушателей глубоко изучения всех вопросов плана семинара.
Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным слушателям готовить
специальные выступления по сложным вопросам. Можно также поручать наиболее подготовленным выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.
Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой слушателей и
планомерная помощь им в подготовке семинара.
Некоторые преподаватели стремятся ознакомиться с содержанием доклада перед
занятием — это может рекомендоваться лишь на младших курсах. Более целесообразно
ограничиться одобрением плана доклада, обычно вопросы плана, доклада рекомендуются ПМК
или в ходе консультации. Составной частью подготовки к семинару являются занятия в музеях,
просмотры документальных и учебных фильмов, имеющих отношение к теме предстоящего
семинара.
Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических
разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого
основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы.
Кроме того, в методических разработках предусматриваются воспитательные моменты,
дополнительная литература для слушателей и преподавателей; дается примерный расчет
времени, указывается, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия, художественная
и мемуарная литература.
Нередко вопросы методики проведения семинарского занятия рассматриваются на
заседаниях кафедр.
Подготовка семинарского занятия.
План проведения семинара
Подготовка к семинару:
1. Групповая установочная консультация:
— время проведения;
— ее основное содержание;
— дополнительная литература.
2. Индивидуальные консультации (вызов слушателей для ознакомления с подготовкой к
семинару и оказания им помощи).
3. Работа с докладчиком:
— беседа о плане доклада;
— рекомендация литературы;
— обсуждение основных положений содержание,
— контроль и оказание помощи.
13
4. Проведение учебного занятия в музее, просмотр документального, учебного фильма и другие
мероприятия в помощь предстоящему семинару.
5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий.
6. Связь с учебными группами слушателей.
План проведения семинара
1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.
2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.
3. План или тезисы вступительного слова:
— значение темы;
— задачи семинара;
— важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;
— порядок работы семинара и т.д.
4. Дополнительные вопросы к плану семинара:
— дается перечень вопросов.
5. Организация работы слушателей на семинаре:
— кому предоставить слово в первую очередь;
— кого и когда вызвать для контроля.
6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной
литературы.
7. Заключительное слово:
— оценка семинара в целом;
— оценка доклада;
— разбор выступлений слушателей;
— освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов;
— вывод по теме.
Проведение семинара:
1. Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя.
Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было
сказано в период подготовки занятия, на консультации.
Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение
изучаемой темы.
Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы,
активное участие в обсуждении которых должны принять все слушатели.
Нацеливает слушателей на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью,
практикой и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.
Выясняет, все ли слушатели готовы к занятию.
2. После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из
слушателей.
Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических и политических
вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия.
Продолжительность доклада: 15-20 минут.
Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане
занятия.
Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная
ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес
слушателей, ослабляет контакт с докладчиком, мало помогает выработке навыков публичных
выступлений.
3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.
— Следите за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара.
14
— Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки
подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие
поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.
Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В
ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое
разрешение.
4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым.
На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному
рассмотрению:
— вокруг доклада развертывается дискуссия;
— преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были
всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.
На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными
вопросами семинара.
5. Организация обсуждения вопросов плана семинара.
— Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся
в плане семинарского занятия. Это наименее удачная форма, так как:
— отсутствует система в обсуждении;
— слушатели не приучаются к логическому мышлению;
— принижается роль преподавателя.
Более приемлем другой порядок проведения, когда не обсудив один вопрос, слушатели не
переходят к обсуждению другого.
Для того, чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения
вопросов, надо хорошо знать слушателей, степень их подготовки, особенности каждого.
Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку.
Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает.
С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и
способствует более тщательной подготовке слушателей к последующим занятиям.
В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать
и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет
желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных
слушателей, вовлечь их в обсуждение проблемы.
Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить слушателей
излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.
Иногда слушатели выступают по заранее «облюбованному» ими вопросу. Такие выступления
допустимы лишь при условии, что слушатель готов и по всем другим вопросам семинара.
6. Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении слушателей
допустимо и оправдано в случаях, когда надо сразу же поправить выступающего, если он
допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.
Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего.
Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно.
Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.
7. Практикуйся организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или
в случае ошибки в выступлении, неточностей.
Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.
8. В ходе семинара у слушателей возникает много вопросов. Важно использовать их для
развития активного обсуждения темы.
Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в
заключительном слове.
9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с
отдельными слушателями, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.
10. Активное использование ТСО, наглядных пособий.
15
11. Заключительное слово преподавателя должно содержать:
— характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные
стороны и типичные недостатки;
— анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых
вопросов;
— всесторонний анализ доклада;
— рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать их
с жизнью;
— учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторией, форм
изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;
— оценку самостоятельности разработки доклада. При разборе выступлений надо вначале
сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто
отмалчивался на предыдущих занятиях;
указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные
выступления;
правильно ли ставились вопросы докладчику;
несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.
Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные слушателями
неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса.
Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного
освещения.
Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются слушателями перед
заключительным словом.
При разборе выступления НЕДОПУСТИМО распекание выступавших, унижение их
достоинства.
Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими
советами по дальнейшей самостоятельной работе.
Продолжительность заключительного слова при 4-х часовом семинаре 20-25 минут, при
6-ти часовом семинаре — до 45 минут.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения
по учебной дисциплине создается фонд оценочных средств, позволяющие оценить предметные
(знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
16