ФОС СГ.01 История России

Приложение ФОС СГ.01
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение

Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине

СГ.01 История
для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
квалификация: бухгалтер

заочная форма обучения
базовая подготовка

Верхняя Салда
2025

Фонд оценочных средств учебной дисциплины разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 июня 2024г. № 437 (зарегистрирован в
Минюсте РФ 30 июля 2024 г. N 78944)

Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Дрозд О.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.

2

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине СГ.01 История России
№
п/п

Контролируемые разделы
(темы) дисциплины*

1 Раздел 1. Российская
Федерация в конце XX- начале
XXI века.
2

Раздел 2. Россия и глобальный
мир

Код
контролируемой
компетенции (или
ее части)
ОК 01.; ОК 02.; ОК
03.; ОК 04.; ОК 05.;
ОК 06.; ОК 09. ЛР
1-12

Наименование оценочного
средства
-выполнение
практических
заданий;
-выполнение самостоятельных
работ по темам дисциплины;
-тестирование,
-дифференцированный зачет по
дисциплине

3

2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Код контролируемой компетенции (или ее части): ОК 01.; ОК 02.; ОК 03.; ОК 04.; ОК 05.; ОК 06.; ОК 09.
Результаты обучения
Формы и методы
контроля и оценки
Критерии оценки
результатов обучения
Знания:
- оценка «отлично» выставляется
Текущий контроль
демонстрирует знание исторических событий и процессов;
студенту,
при проведении:
оценивает исторические факты, процессы и явления;
если набрано 90-100%
-письменного/устного
правильных ответов;
опроса;
имеет гражданскую позицию;
-тестирования;
- оценка «хорошо» выставляется
выполняет задания самостоятельной работы в соответствии с
-оценки результатов
студенту,
требованиями, установленными к данному виду работ;
если набрано 71 - 89% правильных самостоятельной
находит способы и методы структурирования информации;
работы
ответов;
выстраивает план деятельности;
- оценка «удовлетворительно»
подбирает информационные ресурсы необходимые для
Промежуточная
выставляется студенту,
решения поставленных задач;
аттестация
если
набрано
51
70%
правильных
оказывает поддержку членам команды при решении
в форме
ответов;
поставленных задач;
дифференцированного
- оценка «неудовлетворительно»
определяет свои личностные особенности и перспективы
зачета в виде:
выставляется студенту,
личностного развития;
- устного опроса
если набрано 0 - 50% правильных
подбирает актуальную информацию;
ответов.
обрабатывает и представляет информацию в различных
формах, в т.ч. с использованием программного обеспечения;
самостоятельно создает презентации;
свободно владеет информацией для сообщения (доклада) и
представляет ее в устной форме без помощи дополнительных
ресурсов;
понимает сущность гражданско-патриотического поведения;
правильно выбирает пути формирования гражданскойпатриотической позиции;
принимает и разделяет общечеловеческие ценностей и нормы;

Умения:

- оценка «отлично» выставляется
студенту,
4

Текущий контроль
при проведении:

демонстрация умений ориентироваться в системе
международных отношений;
демонстрация умений определять сущность локальных
региональных конфликтов ХХ-XXI века;
демонстрация умений анализировать деятельность
международных организаций ХХ века;
демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и
оформлять документацию на государственном языке
Российской Федерации, принимая во внимание особенности
социального и культурного контекста;
уверенно использует средства ИТ для обработки и хранения
информации;
свободно представляет информацию в различных формах с
использованием разнообразного программного обеспечения;
создает презентации в различных формах;
демонстрирует позитивное отношение к военной и
государственной службе, воспитание в духе нетерпимости к
коррупционным проявлениям

если набрано 90-100%
правильных ответов;
- оценка «хорошо» выставляется
студенту,
если набрано 71 - 89% правильных
ответов;
- оценка «удовлетворительно»
выставляется студенту,
если набрано 51 - 70% правильных
ответов;
- оценка «неудовлетворительно»
выставляется студенту,
если набрано 0 - 50% правильных
ответов.

5

-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки результатов
самостоятельной
работы
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
- устного опроса

3. Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля
3.1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. – второй половине 80-х гг
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности
идеологии национальной и социально-экономической политики.
2. Кризис «развитого социализма». Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг.
3. «Биполярная модель» международных отношений. Блоковая стратегия.
4. СССР в глобальных и региональных конфликтах.
5. Афганская война и ее последствия.
6. Ближневосточный конфликт.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х
7. Перестройка в СССР (1985–1991 гг.): причины и последствия. Предпосылки системного
кризиса.
8. Характеристика основных периодов перестройки. Парад суверенитетов».
9. События августовского путча.
10. Подписание Беловежских соглашений и образование СНГ.
11. Экономика СССР и перестройка. Экономическое развитие России на этапе перехода к
рыночной экономике.
12. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социальноэкономического развития.
13. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к
рыночной экономике.
14. Программа «500 дней».
Предпосылки формирования новой российской государственности в конце XXначале XXI века.
15. Антикризисные меры и рыночные реформы. Формирование государственной власти
новой России.
16. Принятие Конституции РФ 1993г. Формирование новой российской государственности,
государственное строительство Российской Федерации в 1991-1999 гг.
17. Октябрьские события 1993 года. Особенности формирования партийно-политической
системы России в условиях демократической формы правления.
18. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии.
Социально-экономическое развитие
19. «Шоковая терапия» как способ перехода к рыночной экономике. Реформы Е.Т. Гайдара.
Экономический курс В.С. Черномырдина.
20. Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его последствий.
Экономические меры правительства Е. М. Примакова.
21. Политическая жизнь России в начале 21 в. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
22. Президент В. В. Путин и его программа. Анализ выступления Президента РФ в январе 2008
года в части вхождения России в пятерку крупнейших экономических держав мира»:
выявление причин и экономических последствий вхождения России в пятерку крупнейших
экономических держав мира. Обеспечение гражданского согласия и единства общества.
23. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом.
24. Судебная реформа. Выборы 2003-2004гг. Реформа управления. Итоги политического
развития страны в 2000-е гг.
Россия и мировые интеграционные процессы
25. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа
6

НАТО и политические ориентиры России.
26. Роль международных организаций (ВТО, ЕЭС, ОЭСР) в глобализации политической и
экономической жизни и участие России в этих процессах.
27. Внешняя политика России в начале 21 в. Разработка новой внешнеполитической стратегии.
28. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом.
29. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за
рубежом.
30. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций
России на международной арене.
Основные направления внешней политики
31. Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве. Договор о
коллективной безопасности. Содружество независимых государств (СНГ);
32. Таможенный союз (ТС); ЕврАзЭС; БРИКС. Особенности миротворческой миссии России
в постсоветский период
Развитие России на современном этапе
33. Россия в 2008–2011 гг. Президент Д. А. Медведев и его программа. Военный конфликт в
Закавказье. Новый этап политической реформы.
34. Российская Федерация в 2012-2022г. Президентские выборы 2012 г.
35. Воссоединение Крыма с Россией. Внешняя политика. Участие
36. России в борьбе с международным
терроризмом в Сирии. Укрепление
обороноспособности страны.
37. Президентские выборы 2018 г. Голосование по поправкам в Конституцию Российской
Федерации.
38. Специальная военная операции России на Украине в 2022 г.
39. Мировой экономический кризис 2008–2009 гг. и его влияние на экономику России.
40. Санкции против России и политика импортозамещения. Экономическое развитие страны в
2016–2022 гг.
Основные тенденции и явления в культуре на рубеже XX – XXI вв.
41. Особенности развития культуры России на рубеже XX – XXI вв. Государственная
поддержка отечественной культуры; сохранение традиционных нравственных ценностей.
42. Восстановление системы кинопроката; лидеры театральной жизни; культура на
телевидении и радио. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
формирование «массовой культуры».
Россия в процессе глобализации
43. Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир. Усиление Китая.
44. Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.).
45. Пандемия и ее влияние на мировое развитие.
46. Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт.
47. Интеграция России в международные экономические организации.
48. Санкционная война: санкции и контрсанкции.
Устный опрос – это средство контроля, организованное как специальная беседа
преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на
выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т. п.

-

Критерии оценки устного опроса студентов:
Оценка «отлично»:
глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;
7

-

полные, последовательные, грамотные, логически излагаемые аргументированные ответы;
демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно
рекомендованной литературы;
воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.
Оценка «хорошо»:
наличие несущественных ошибок, не достаточно аргументированные ответы на вопросы;
демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;
четкое изложение учебного материала.
Оценка «удовлетворительно»:
наличие несущественных ошибок в ответе, отсутствие аргументации, но достаточно
грамотное и логичное изложение;
демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по пройденной программе,
отсутствие аргументации;
не структурированное, не грамотное и не логичное изложение учебного материала при ответе.
Оценка «неудовлетворительно»:
незнание материала темы или раздела;
серьезные ошибки при ответе.
3.2. КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тестирование по дисциплине История

1 Укажите период «холодной войны»:
а) 90 – е гг. ХХ в.
б) 30-40 – е гг. ХХ в.
в) 40-80 – е гг. ХХ в.
г) 20-30 –е гг. ХХ в.
2. Главное проявление «оттепели» заключалось в:
а) ослаблении руководящей роли партии
б) освобождении всех политзаключенных
в) публикации произведений антисталинской направленности
г) устранении «железного занавеса» между Востоком и Западом
3. Система международных отношений, характеризующаяся балансом примерно равных
сил двух конкурирующих блоков государств, называется:
а) монополярной
б) глобальной
в) биполярной
г) интернациональной
4. Определите, кто был первым президентом СССР:
а) Б. Н. Ельцин
б) М.С. Горбачев
в) Л.И. Брежнев
г) В.И. Ленин
5. Политика, инициированная М.С. Горбачевым во второй половине 80-х гг., называлась:
а) Оттепель
б) Перестройка
в) Ускорение
г) Обновление страны
6. Укажите событие, произошедшее 12 июня 1990 г.:
8

а) Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР
б) Путч ГКЧП
в) Роспуск ОВД
г) Начало чековой приватизации в России
7. Определите, кто был первым президентом России:
а) Б. Н. Ельцин
б) М.С. Горбачев
в) В.В. Путин
г) Д.А. Медведев
8. Начатая М. С. Горбачевым перестройка связана с:
а) попыткой исправления «отдельных деформаций» социализма
б) реформированием тоталитарной системы
в) приватизацией земли, банков, предприятий
г) роспуском КПСС
9. Распад СССР произошел в:
а) 1987 г.
б) 1990 г.
в) 1991 г.
г) 1997 г.
10. Определите событие, которое произошло в СССР 19-21 августа 1991 г.:
а) Очередной съезд народных депутатов
б) Вывод советских войск из Афганистана
в) Попытка государственного переворота
г) Референдум по проблемам сохранения СССР
11. Укажите, что предусматривало Беловежское соглашение:
а) Принятие новой конституции СССР
б) Вывод советских войск из ГДР
в) Роспуск СССР, создание СНГ
г) Создание ГКЧП
12. Укажите правопреемника(ков) СССР на международной арене после его распада:
а) Россия
б) Россия и Украина
в) Белоруссия, Украина, Россия
г) Россия и Казахстан
13. По Конституции 1993 г. Россия является государством:
а) унитарным
б) федеративным
в) конфедеративным
г) основанным на принципе национальной автономии
14. «Новое политическое мышление» – это …
а) реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина
б) внешнеполитический курс М.С. Горбачёва
в) программа перехода к рыночным отношениям
г) реформа политической системы
15. Соотнесите имена и события:
1. Проведение политики «перестройки»
А) М.С. Горбачев
2. Принятие Конституции 1993 г.
Б) Б.Н. Ельцин
3. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
В) Д.А. Медведев
4. Зимняя олимпиада в Сочи
Г) В.В. Путин
9

16. Соотнесите даты и события:
1. Распад СССР
А) 1986 г.
2. Образование НАТО
Б) 1949 г.
3. Авария на Чернобыльской АЭС
В)1991 г.
4. Избрание М.С. Горбачева президентом СССР
Г) 1990 г.
17. Определите город, где произошел теракт 11 сентября 2001 г.:
а) Лондон
б) Мадрид
в) Нью-Йорк
г) Париж
18. Укажите, какая страна не является постоянным членом Совета Безопасности ООН:
а) Китай
б) Россия
в) США
г) Индия
19. Определите международный документ, являющийся эталоном прав и свобод человека:
а) Декларация о принципах международного права;
б) Декларация прав народов России;
в) Всеобщая декларация прав человека;
г) Конвенция о правах ребенка
20. Укажите, что свойственно экстремизму:
а) усиление национального самосознания
б) стремление к захвату чужих территорий
в) разжигание межнациональных конфликтов
г) проявление крайних взглядов и методов
21. Определите, когда произошла атака исламских экстремистов против США:
а) 1 сентября 2001 г.
б) 11 сентября 2001 г.
в) 1 сентября 2002 г.
г) 11 сентября 2002 г.
22. Укажите, какая(ие) страна(ны) являются постоянными членами Совета Безопасности
ООН:
а) Великобритания
б) Россия
в) США
г) Все выше перечисленные страны
23. Раскройте понятие «сепаратизм»:
а) Стремление к отделению, обособлению
б) Политика устрашения
в) Приверженность к крайним взглядам и мерам
г) Разносторонние межгосударственные связи
24. В начале 1990-х годов проведение приватизации в РФ связано с деятельностью...
а) А.Б. Чубайса
б) Е.Т.Гайдара
в) Г.Бурбулиса
г) В.Черномырдина
25. В период правления Б.Н. Ельцина имел(-и) место:
а) запрещение деятельности крупнейшей оппозиционной партии
б) масштабное перераспределение собственности
10

в) ослабление позиций России на международной арене
г) все перечисленные
26. ГКЧП был создан ...
а) 31 декабря 1999 года
б) 12 июня 1990 года
в) в ночь с 18 на 19 августа 1991 года
г) после смерти И.Сталина
27. Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием в
а) 1936 году
б) 1977 году
в) 1993 году
г) 2000 году
28. Договор о роспуске СССР в 1991 году не подписал глава:
а) Белоруссии
б) России
в) Украины
г) Казахстана
29. К городам федерального значения не относится город
а) Санкт-Петербург
б) Екатеринбург
в) Москва
г) Севастополь
30. Договор о создании Содружества Независимых Государств первыми подписали
а) Россия, Белоруссия, Казахстан
б) Белоруссия, Украина, Польша
в) Россия, Белоруссия, Украина
г) Россия, Казахстан, Армения
Критерии оценки:
• оценка «отлично» выставляется студенту, если набрано 90-100% правильных ответов;
• оценка «хорошо» выставляется студенту, если набрано 71 - 89% правильных ответов;
• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если набрано 51 - 70% правильных
ответов;
• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если набрано 0 - 50% правильных
ответов.
3.3. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Всеобщая декларация прав человека.
Новая ядерная политика США, претензии на мировое господство.
Господствующее положение США в ряде международных организаций.
Приход к власти коммунистов в ряде стран Европы и Азии.
Антивоенное и студенческое движение. Феминистское движение.
Объединение Германии и проблемы послевоенного развития.
Постиндустриальное немецкое общество.
11

Критерии оценки:
•
оценка «отлично» выставляется студенту, если детерминирующая идея отражает глубокое
понимание, содержание ответов, рассуждений соответствует теме; речь грамотна, используется
историческая лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии
уверенных знаний по теме;
•
оценка «хорошо» выставляется студенту, если основная идея содержательна, речь
грамотна, используется преимущественно историческая лексика; ответы на дополнительные
вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада;
•
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если идея ясна, но тема не раскрыта;
историческая лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют
судить о поверхностных знаниях по теме;
•
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если основная идея поверхностна
или отсутствует; историческая лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не
даны.
3.4. Групповые или индивидуальные (по выбору студентов) творческие задания (проекты)
Темы возможных презентаций:
1. Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культура молодежного бунта.
2. Глобализация в политической, социально-экономической и духовной сферах как новый
цивилизационный процесс 21 века: достижения, противоречия.
3. Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации. Комплекс проблем
разоружения: прекращение разработки и производства оружия массового уничтожения;
ограничение и прекращение ядерных испытаний; демилитаризация зон вооруженных
конфликтов. Международные соглашения в области разоружения.
4. Проблемы разработки нормативно-правовой базы борьбы с международным терроризмом во
внешней и внутренней политике РФ.
Критерии оценки:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если презентация построена логически, студент

проявляет глубокое знание исторических терминов, понятий, категорий, концепций и теорий;
развернуто аргументирует выдвигаемые выводы и решения, приводит убедительные аргументы,
делает содержательные выводы; демонстрирует уверенные знания основной и дополнительной
литературы; речь грамотна;
• оценка «хорошо» выставляется студенту, если темы презентации предоставлена
недостаточно полно; выводы правильны; выдвигаемые положения аргументированы, однако
имеется непоследовательность анализа; демонстрирует знание только учебной литературы; речь
грамотна;
• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если презентация недостаточно
логически выстроена; студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии используемых
терминов и понятий; знания специальной литературы не проявлены;
• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если в ответе недостаточно
раскрыты исторические понятия, категории; студент проявляет стремление подменить научное
обоснование раскрываемого вопроса рассуждениями обыденно-повседневного бытового
12

характера; ответ содержит ряд серьезных неточностей.
3.5. Контрольные задания по темам семинарских занятий:
Семинарское занятие. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и
мире после Второй мировой войны.
1. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии.
2. Идея коллективной безопасности.
3. Новый расклад сил на мировой арене.
4. Речь Черчилля в Фултоне.
5. Доктрина «сдерживания».
6. План Маршалла.
7. Начало «холодной войны».
Семинарское занятие. Распространение ислама во второй половине ХХ века.
1. Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки.
2. Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность.
3. Рождение новой разновидности тоталитаризма - исламского.
Семинарское занятие. Внешняя политика США во второй половине ХХ века.
1. Основные направления социально-экономической политики в период президентства
Д.Буша и Б.Клинтона.
2. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем.
Семинарское занятие. Провозглашение ФРГ и образование ГДР.
1. ФРГ и «план Маршалла».
2. Германо-американские отношения на современном этапе.
3. Российско-германские отношения на современном этапе.
Семинарское занятие. Взаимоотношения СССР со странами Восточной Европы.
1. Формирование консервативной модели социализма.
2. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной
Европы.
Семинарское занятие. Прозападная модернизация Индии.
1. Обретение Индией независимости.
2. Последствия распада Индии.
3. Образование Пакистана и Бангладеш.
4. Проведение экономических реформ.
5. Взаимоотношения Индии и современной России
Семинарское занятие. Восточная Европа в последней четверти ХХ века.
1. Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.
2. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».
Семинарское занятие. Советско-американские отношения в последней четверти ХХ века.
1. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений.
2. Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
3. Ввод советских войск в Афганистан.
4. Расширение границ НАТО на Востоке.
13

5. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.
Семинарское занятие. Влияние ценностей западной культуры на российское общество в
конце ХХ века.
1. Влияние кинематографа на формирование личности молодого человека.
2. Аксиологический хаос и его последствия.
3. Распространение нетрадиционных религиозных культов.
4. Роль православной церкви в укреплении российского общества.
Семинарское занятие. Последствия глобализационных процессов.
1. Основные глобальные проблемы человечества.
2. Влияние глобализации на развитие экономической сферы стран третьего мира.
3. Глобализация и национальная идентичность.
4. Россия в глобализационных процессах
Семинарское занятие. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.
1. Мюнхенская речь В.В.Путина (2007 г.).
2. Самостоятельная политика России и ее последствия.
3. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной
безопасности.
4. Национальная доктрина РФ.
Семинарское занятие. Российская Федерация как самостоятельный субъект
международного права.
1. Роль России в славянском мире.
2. Проблемы взаимоотношения России со странами ближнего зарубежья: Грузия, Украина,
Молдавия.
3. Россия и Евросоюз.
4. Россия и США.
5. Роль России на Азиатско-тихоокеанском пространстве.
Критерии оценки:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ построен логически, студент

проявляет глубокое знание исторических терминов, понятий, категорий, концепций и теорий;
развернуто аргументирует выдвигаемые выводы и решения, приводит убедительные аргументы,
делает содержательные выводы; демонстрирует уверенные знания основной и дополнительной
литературы; речь грамотна;
• оценка «хорошо» выставляется студенту, если тема вопроса раскрыта недостаточно полно;
выводы
правильны;
выдвигаемые
положения
аргументированы,
однако
имеется
непоследовательность анализа; демонстрирует знание только учебной литературы; речь грамотна;
• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответ выстроен недостаточно
логично; студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии используемых терминов и
понятий; знания специальной литературы не проявлены;
• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если в ответе недостаточно
раскрыты исторические понятия, категории; студент проявляет стремление подменить научное
обоснование раскрываемого вопроса рассуждениями обыденно-повседневного бытового
характера; ответ содержит ряд серьезных неточностей.
14

3.6. Темы рефератов и докладов
1.
Л.И.Брежнев: человек и политик.
2.
Ю.В.Андропов: политический портрет.
3.
Третья волна эмиграции из СССР.
4.
Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.
5.
Основные этапы формирования политики «перестройки».
6.
Борьба в руководстве КПСС за выбор пути перемен (1987-1991 гг.).
7.
«Гласность» и раскрепощение общественного сознания.
8.
«Новое политическое мышление»: предпосылки, проявления, последствия.
9.
Возрождение российской многопартийности.
10. Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки» и
«постперестройки».
11. Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления и итоги
противостояния.
12. Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты.
13. "Перестройка" 1985-1991 – замысел и результат.
14. Российское общество на пути демократических реформ 1990-х годов – обретения и потери.
15. Расстрел «Белого дома» в октябре 1993 г. глазами участников событий.
16. Конституция Российской Федерации 1993 г.
17. Государственная Дума в 1993—1996 гг.
18. Россия и страны СНГ: проблема взаимоотношений.
19. Изменение геополитического положения России в 1992-1996 гг.
20. Эпоха Ельцина: характер и итоги правления.
21. Политические фигуры 1990-х годов: современные оценки.
22. Россия и Запад: характер взаимоотношений в постсоветский период.
23. 25 лет без СССР: роль и место постсоветской России в современном мире.
24. Внутренняя и внешняя политика 2000-х гг.
Критерии оценки:
•
оценка отлично – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание
реферата соответствует теме; речь грамотна, используются исторические термины, понятия и
категории; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по
теме доклада;
•
оценка хорошо – основная идея содержательна, речь грамотна, используется
преимущественно исторические термины, понятия и категории; ответы на дополнительные
вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме реферата;
•
оценка удовлетворительно – идея ясна, но тема не раскрыта; исторические термины и
понятия используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о
поверхностных знаниях по теме реферата;
•
оценка неудовлетворительно - основная идея поверхностна или отсутствует;
историческая терминология не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.

15

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Цель: формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных
компетенций
Задание: подготовка к семинару «Экономическая и научно-техническая политика СССР к началу
1980-х гг.»
Цель урока-семинара: показать неизбежность изменения советской экономической системы в
середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть
причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и
социальной сфере.
Основные знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научнотехническая политика; социальная политика.
Основные понятия: теневая экономика; продовольственная программа; товарный голод;
социалистическое соревнование; стагнация; экономический застой; лимитчики; дефицитная
экономика; стадиальное отставание.
Вопросы для обсуждения:
·
Научно-техническая политика государства. Достижения и негативные явления в научнотехнической сфере. Чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР?
·
В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.?
·
Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных
товаров в 60—70-е гг. Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации
в стране в начале 80-х гг.?
·
Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост
реальных доходов населения постоянно сокращался?
·
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной
направленности за 1970-е-начало 1980-х гг. Оцените объективность представленной в плакатах
информации. Прокомментируйте полученный результат.
·
Итоги экономических реформ. Дайте общую оценку экономических «экспериментов»
советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и
аргументировано изложить свою точку зрения.
Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
Цель: расширить представления о развитии культуры в конце ХХ века, уметь анализировать и
систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада
(сообщения).
Задание:
Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка,
литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная
культура.
Содержание работы:
1)
Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
2)
Составьте план изложения материала.
3)
Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
16

Норма времени: 2 час
Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения,
наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы,
умение изложить тезисы работы в выступлении.
Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.
Как написать доклад (сообщение)
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть
исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
· Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется
использовать не менее 8 - 10 источников).
· Составление библиографии.
· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
· Разработка плана доклада.
· Написание.
· Публичное выступление с результатами исследования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
Цель: осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь формулировать
собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.
Задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Россия – суверенное государство: приобретения и
потери»
Содержание работы:
1) Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр
«Академия», 2010
2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
3) Составьте план изложения материала
4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение
Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов,
аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка тетради
Этапы работы над сочинением
·
Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.
Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие
темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
·
Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
·
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким
выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в
виде тезиса — четко, ясно, категорично.
·
Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение
их в определенном порядке для обоснования тезиса
17

·
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его.
Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
·
Подбор фактического и цитатного материала
Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее
значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.
Заключение
придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные
мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную
идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4
Цель: формирование представлений о неизбежности радикального обновления советской
экономической системы; об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; о
причинах тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.
Задание: Подготовка к семинару «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 19801990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей».
Основные знания:
предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция
«ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.;
концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».
Основные понятия:
ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация;
теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование;
техногенная катастрофа.
Проблема для дискуссии. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема
альтернатив.
Содержание подготовительной работы:
деление на группы, распределение ролей:
·
группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ведущими
политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.
·
Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социальноэкономической ситуации в стране
·
Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам
Норма времени: 1 час
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5
Цель: сформировать представление о важнейших внешнеполитических задачах, стоящих перед
Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в
источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме
конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.
Задание:
Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после
распада территории СССР.
Содержание работы.
1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные
направления внешней политики России после распада СССР.
18

2) Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.
3) Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после
распада территории СССР.
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для
сообщения, аргументировать свои суждения.
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6
Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы
межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. и их эффективности,
уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять
результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь
аргументировать свои суждения.
Задание:
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы
межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
Содержание работы.
1)
Используя материал учебника, дополнительные источники информации, перечислите
основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального
конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг
2) Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального
конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
3) Аргументируйте свои суждения.
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для
сообщения, аргументировать свои суждения.
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7
Цель: сформировать преставления оботношениях России со странами НАТО; уметь
формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.
Задание. Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»
Содержание работы:
1) Прочитайте §38-39 учебника.
2) Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.
3) Напишите эссе, пользуясь рекомендациями.
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: эссе
Критерии
оценки:
полнота
раскрытия
темы,
логичность,
последовательность,
аргументированность, наличие выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка эссе, участие в дискуссии
Рекомендации по написанию эссе
19

− Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом
перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
− Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете
аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);
− Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
− Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего
эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)
− Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это
будет ваш условный план)
− Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную
тему, сразу определить свою позицию и т.д.)
− Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили
− Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8
Цель: продолжить формирование представлений онациональных, религиозных, культурных
традициях и их роли в жизни народов; совершенствовать умения находить необходимую
информацию, аргументировать свою точку зрения
Задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек как носитель культуры своего народа»
Содержание работы:
1)
Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр
«Академия», 2012
2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
3) Составьте план изложения материала
4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение
Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов,
аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка тетради
Этапы работы над сочинением
·
Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.
Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие
темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
·
Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
·
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким
выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в
виде тезиса — четко, ясно, категорично.
·
Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение
их в определенном порядке для обоснования тезиса
·
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его.
Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
·
Подбор фактического и цитатного материала
20

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее
значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.
Заключение
придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные
мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную
идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9
Цель: формирование представлений опутях и средствах формирования духовных ценностей
общества, совершенствование умений систематизировать учебный материал, делать выводы,
представлять результат изучения в форме реферата.
Задание: напишите реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей
общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.
Содержание работы:
1)
Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках
2)
Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников
по теме, основная часть, выводы)
3)
Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов
Норма времени: 3 часа
Формат выполненной работы: Реферат
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие
выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии
Как написать реферат
Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение
сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только
пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной
точки зрения на рассматриваемую проблему.
Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.
1.
Выбор темы и постановка проблемы.
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с
преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их
доступность.
2.
Сбор материала по выбранной теме.
После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей
необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами
систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами
в интернете.
После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их
изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую
структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных
карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы
изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить,
что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право
потребовать предъявить эти подготовительные материалы.
3.
Составление плана.
21

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как
правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и
заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности
краткими.
4.
Работа над текстовой частью реферата.
После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных
вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным
конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью
собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения,
формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в
реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый
объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа,
плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется
использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.
Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность,
степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.
В основной части (8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по
теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо
заканчивать кратким выводом.
В заключении (1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты
проделанный работы.
5.
Оформление реферата.
На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы (реферат, доклад),
учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной
группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.
На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.
На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и,
следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.
Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь
ссылку на источник. Например,:
«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и
офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.
Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой
информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению
некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой
Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В
данном случае страница не указывается.
Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не
менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала
указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и
статьи в журналах, газетах и сборниках (и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами).
Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.
При оценке реферата учитываются следующие показатели:
·
определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана;
·
отбор и анализ источников и литературы;
·
последовательность и полнота раскрытия темы;
22

·
раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей
точки зрения;
·
наличие и обоснованность выводов;
·
стиль и язык изложения;
·
оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).
Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной
форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные
и взвешенные умозаключения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создается фонд оценочных средств, позволяющие оценить предметные
(знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок, презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».