ОП.07 Основы внутреннего контроля

Приложение ОП. 07
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение

Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Основы внутреннего контроля
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
квалификация: бухгалтер

заочная форма обучения
базовая подготовка

Верхняя Салда
2025

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

19

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Основы внутреннего контроля
1.1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01.; ОК 02.; ОК
03.; ОК 04.; ОК 05.; ОК 09.; ПК 1.1.; ПК 1.2.; ПК 1.4.; ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1. Составлять и обрабатывать первичные учетные документы о фактах хозяйственной
деятельности экономического субъекта.
ПК 1.2. Проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета.
ПК 1.4. Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной
деятельности.
ПК 1.6. Использовать цифровые технологии ведения бухгалтерского учета и формирования
отчетности.
ПК 2.1. Проводить инвентаризацию активов и обязательств экономического субъекта и
отражать ее результаты.
ПК 2.2. Формировать бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность.
ПК 2.3. Оценивать достоверность формирования бухгалтерской (финансовой) и
налоговой отчетности.
ПК 2.5. Составлять финансовую модель бизнес-плана.
1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Основы внутреннего контроля»: формирование теоретических
знаний и практических навыков о системе внутреннего контроля, её принципах, структуре и
содержании на хозяйствующих субъектах.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.

Код
ПК, ОК
ОК 01

Умения

Знания

Распознавать
задачу
и/или
проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составить план действия и реализовывать его;
определить необходимые ресурсы.

Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного
обращения (формы расчетов), понятие и
сущность
финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования

4

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09
ПК 1.1.

Определять задачи для поиска информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства
информационных технологий для решения
задач;
использовать
профессиональных
современное программное обеспечение.
Определять
актуальность
нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную профессиональную терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства
и
недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного
дела; в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования.
Организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Описывать значимость своей профессии
(специальности);
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

Соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
принципы
бережливого
производства,
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках.
составлять (оформлять) первичные учетные
документы, в том числе электронные
документы;
осуществлять
комплексную
проверку
первичных учетных документов;

хозяйствующих субъектов, финансовые
ресурсы хозяйствующих субъектов –
структура и состав.
Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования
информации;
современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

Содержание
актуальной
нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования.

Значимость
коллективных
решений,
работать
в
группе
для
решения
ситуационных заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений.
Сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии
(специальности);
стандарты
и
антикоррупционного
поведения
последствия его нарушения
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, принципы бережливого
производства,
задействованные
в
профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения
Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области денежного
обращения и финансов.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, архивном деле;
практика применения законодательства
Российской
Федерации по вопросам
оформления
первичных
учетных

5

пользоваться компьютерными программами
для
ведения
бухгалтерского
учета,
информационными и справочно-правовыми
системами;
обеспечивать сохранность первичных учетных
документов до передачи их в архив.

ПК 1.2.

применять правила стоимостного измерения
объектов бухгалтерского учета, способы
начисления амортизации, принятые в учетной
политике экономического субъекта;
применять
методы
калькулирования
себестоимости продукции (работ, услуг),
составлять
отчетные
калькуляции,
производить расчеты заработной платы,
пособий и иных выплат работникам
экономического субъекта;
исчислять рублевый эквивалент выраженной в
иностранной валюте стоимости активов и
обязательств.

ПК 1.5.

вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
составлять
бухгалтерские
записи
в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
сопоставлять данные аналитического учета с
оборотами
и
остатками
по
счетам
синтетического
учета
на
последний
календарный день каждого месяца;
готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую в
системе бухгалтерского учета;
обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в архив;
исправлять ошибки, допущенные при ведении
бухгалтерского учета, в соответствии с
установленными правилами.

ПК 1.6.

работать в автоматизированной системе
бухгалтерского учета на предприятии при
применении
различных
режимов
налогообложения;
пользоваться компьютерными программами

документов;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие порядок составления,
хранения и передачи в архив первичных
учетных документов;
компьютерные программы для ведения
бухгалтерского учета.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
социальном и медицинском страховании,
пенсионном обеспечении, гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика применения законодательства
Российской Федерации по вопросам
денежного
измерения
объектов
бухгалтерского учета;
методы калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг);
методы учета затрат продукции (работ,
услуг);
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие стоимостное измерение
объектов бухгалтерского учета, а также
оплату труда.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании, пенсионном обеспечении,
хранении
и
изъятии
регистров
бухгалтерского
учета,
гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика применения законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
учету;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие
особенности
группировки информации, содержащейся в
первичных учетных документах, хранения
документов и защиты информации в
экономическом субъекте;
порядок составления сводных учетных
документов
в
целях
осуществления
контроля и упорядочения обработки
данных о фактах хозяйственной жизни.
порядок
обмена
информацией
по
телекоммуникационным каналам связи;
современные
технологии
автоматизированной
обработки
информации;

6

ПК 2.1.

ПК 2.2.

для
ведения
бухгалтерского
учета, компьютерные программы для ведения
информационными и справочно-правовыми бухгалтерского учета;
правила
защиты
информации,
системами;
формируемой в системе бухгалтерского
учета.
осуществлять
документирование
этапов нормативные
правовые
акты,
инвентаризации;
регулирующие
порядок
проведения
проводить фактический подсчет активов;
инвентаризации активов и обязательств;
Осуществлять инвентаризацию обязательств;
периодичность, и порядок проведения
составлять
бухгалтерские
записи
по инвентаризации
различных
объектов
отражению результатов инвентаризации и бухгалтерского учета;
урегулированию инвентаризационных разниц.
процесс подготовки к инвентаризации,
порядок
оформления
сличительных
ведомостей, инвентаризационных описей,
актов инвентаризации;
порядок отражения в учете результатов
инвентаризации.
разрабатывать внутренние организационно- законодательство Российской Федерации о
распорядительные документы, в том числе бухгалтерском учете, налогах и сборах,
стандарты
бухгалтерского
учета аудиторской деятельности, официальном
экономического субъекта;
статистическом учете, архивном деле,
определять (разрабатывать) способы ведения социальном и медицинском страховании,
бухгалтерского учета и формировать учетную пенсионном
обеспечении;
о
политику экономического субъекта;
противодействии
коррупции
и
оценивать возможные последствия изменений коммерческому
подкупу,
легализации
в учетной политике экономического субъекта, (отмыванию)
доходов,
полученных
в том числе их влияние на его дальнейшую преступным путем, и финансированию
деятельность
терроризма;
о
порядке
изъятия
разрабатывать формы первичных учетных бухгалтерских
документов,
об
документов, регистров бухгалтерского учета, ответственности за непредставление или
формы
бухгалтерской
(финансовой) представление недостоверной отчетности;
отчетности
и
составлять
график гражданское,
таможенное,
трудовое,
документооборота;
валютное, бюджетное законодательство
планировать объемы и сроки выполнения Российской Федерации; законодательство
работ в отчетный период для целей Российской
Федерации
в
сфере
составления
бухгалтерской
(финансовой) деятельности экономического субъекта;
отчетности;
практику применения законодательства
распределять объем учетных работ между Российской Федерации;
работниками
(группами
работников) международные стандарты финансовой
бухгалтерской службы;
отчетности (в зависимости от сферы
формировать
в
соответствии
с деятельности экономического субъекта);
установленными
правилами
числовые порядок
обмена
информацией
по
показатели в отчетах, входящих в состав телекоммуникационным каналам связи
бухгалтерской (финансовой) отчетности, при судебную практику по налогообложению.
централизованном
и децентрализованном
ведении бухгалтерского учета;
составлять
бухгалтерскую
(финансовую)
отчетность при реорганизации или ликвидации
юридического лица;
обосновывать
принятые
экономическим
субъектом
решения
при
проведении
внутреннего
контроля,
государственного
(муниципального)
финансового контроля,
внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
использовать внутренние организационнораспорядительные
документы,

7

ПК 2.3.

ПК 2.5.

1.3.

регламентирующие ведение налогового учета,
составление налоговых расчетов и деклараций;
обеспечивать
установленные
сроки
выполнения работ и представления налоговых
расчетов и деклараций, отчетности в
государственные органы.
осуществлять внутренний контроль ведения
бухгалтерского
учета
и
составления
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
экономического субъекта;
проверять качество составления регистров
бухгалтерского
учета,
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
определять и изменять границы контрольной
среды экономического субъекта;
проводить оценку состояния и эффективности
внутреннего контроля в экономическом
субъекте;
- осуществлять процесс восстановления
бухгалтерского учета;
- оценивать существенность информации,
раскрываемой в бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
- собирать информацию из различных
источников, систематизировать, обобщать и
анализировать ее;
- применять на практике нормативные
правовые акты в соответствующих областях
знаний;
- применять на практике методы отбора
элементов для проведения аудиторских
процедур,
экстраполировать
результаты
аудиторской
выборки
на
генеральную
совокупность;
- подготавливать и оформлять рабочие
документы.

-законодательство Российской Федерации
об аудиторской деятельности, федеральные
стандарты
аудиторской
деятельности,
основы информационных технологий и
компьютерных систем в аудиторской
деятельности;
-кодекс профессиональной этики аудиторов
и правила независимости аудиторов и
аудиторских организаций;
-законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском
учете,
стандарты
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности,
основы
международных
стандартов
финансовой
отчетности,
информационных
технологий
и
компьютерных систем в бухгалтерском
учете и бухгалтерской отчетности;
-основы гражданского законодательства
Российской
Федерации,
трудового
законодательства Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации о
социальном страховании и обеспечении,
корпоративном управлении;
-основы
налогового
законодательства
Российской Федерации;
-методы поиска, отбора, анализа и
систематизации информации;
-внутренние
организационнораспорядительные документы аудиторской
организации,
регламентирующие
аудиторскую деятельность в организации.
определять финансовую модель бизнес-плана методические документы по финансовому
и объем работ по бизнес-планированию;
анализу, бюджетированию и управлению
формировать структуру бизнес-плана;
денежными потоками;
планировать объемы, последовательность и законодательство Российской Федерации о
сроки выполнения работ по составлению налогах и сборах, бухгалтерском и
статистическом
учете,
бизнес-планов,
контролировать
их официальном
архивном деле, социальном и медицинском
соблюдение.
страховании, пенсионном обеспечении,
аудиторской деятельности, гражданское,
таможенное, трудовое законодательство
Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практику
применения
законодательства Российской Федерации.

Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания

Код личностных
результатов

8

(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества,
выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, и современном мировом
сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским
государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и
культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий
неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным,
религиозным
признакам;
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской
социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и
др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и
участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с
народными избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности,
открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом
осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и
неформальному
общению
с
представителями
разных
народов,
национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие
социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в
социальной поддержке нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий
ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный,
ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной
деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению
профессионального образования, к непрерывному образованию течение
жизни Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых
отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную
переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих
социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и
культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа
России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя
патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к
многонациональному
народу
России,
к
Российскому
Отечеству.
Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному
наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам,
традициям
народов,
проживающих
в
России,
к
соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в
сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий

реализации
программы
воспитания

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

9

познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой
человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека,
собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора,
ЛР 7
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной
принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении
выражения прав и законных интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных
групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных
убеждений
с
учётом
соблюдения
необходимости
обеспечения
конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно
ЛР 8
выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия
людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к
преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены,
режим
занятий
и
отдыха,
физическая
активность),
демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию.
ЛР 9
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и
опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков,
психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира,
проявляющий сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социальных, экономических и профессиональнопроизводственных процессов на окружающую среду. Выражающий
ЛР 10
деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий
опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других
граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы
страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные
инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как
средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий
сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве.
ЛР 11
Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве с учётом российских традиционных духовнонравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта.
Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной
эстетике
Принимающий
российские
традиционные
семейные
ценности.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание
брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
ЛР 12
воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями

10

к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия
ЛР 13
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением
принимать решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с
другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования,
ЛР 14
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый,
критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей;
демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 15
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Демонстрирующий профессиональные умения и навыки, проявление
экономической и финансовой культуры, экономической грамотности;
возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
ЛР 16
общественных, государственных, общенациональных проблем; Способный
продуктивно и добросовестно трудиться, и реализовать свой личностный
потенциал в профессиональной деятельности. Самостоятельный и
ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности.
Мотивированный к самообразованию и развитию. Признающий ценность
образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий
безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием;
рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной
ЛР 17
успешности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной
реакции на критику, сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Гибко
реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их
освоению.
Проявляющий культуру потребления информации, умение и навыки
пользования компьютерной техникой и специализированными программами;
ЛР 18
навыки отбора и критического анализа информации, умение ориентироваться
в информационном пространстве (в том числе в сетевом)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Проявляющий сознательное отношение к труду; добросовестность и
ответственность за результат учебной деятельности; демонстрирующий
ЛР 19
интерес к будущей профессии; демонстрирующий навыки здорового образа
жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся
Проявляющий мировоззренческие установки на отсутствие фактов
ЛР 20
проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся
Демонстрирующий интерес к участию и проведению мероприятий культурноЛР 21
спортивной направленности (концерты, конкурсы, соревнования, фестивали,
экскурсии, выставки и т.д.)

Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 1-21 в
соответствии с Программой воспитания обучающихся

11

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы

Объем
часов

Объем образовательной программы

52

Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

8

в том числе:
лекции, уроки

4

практические занятия

4

*консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса, в день, освобожденный от других видов занятий. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение дисциплины.

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (неочная форма обучения)
Объем
часов

Наименование
разделов и тем
Тема 1 Внутренний
контроль
коммерческой
организации:
сущность, содержание
и роль в управлении

Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий

Содержание учебного материала

2

практических и лабораторных занятий

0

4.
Содержание учебного материала
3. Организационная деятельность и организация внутреннего контроля. Этапы организации

2

1. Сущность внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
Основные подходы к трактовке внутреннего контроля. Определение внутреннего контроля в
международной практике. Определение внутреннего контроля в нормативных актах РФ. Место
внутреннего контроля среди функций управления организацией.
2. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах,
аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании,
пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и коммерческому подкупу,
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма; гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство
Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности
экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации.
1.
2.
3.

Тема 2 Особенности
организации
внутреннего контроля
коммерческой
организации

Основные подходы к трактовке внутреннего контроля.
Место внутреннего контроля среди функций управления организацией.
Практика применения законодательства Российской Федерации.
Основные подходы к трактовке внутреннего контроля

внутреннего контроля. Формы внутреннего контроля. Элементы внутреннего контроля.
Организация внутреннего контроля. Формы, процедуры и методы внутреннего контроля.
4. Методики внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской (финансовой) отчетности. Принципы и требования к функционированию
внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности экономического субъекта.
практических и лабораторных занятий

5.
6.
7.

Тема 3 Эффективность

Организационная деятельность внутреннего контроля.
Организация внутреннего контроля.
Формы и элементы внутреннего контроля.
Формы и элементы внутреннего контроля.

8.
Содержание учебного материала

Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
ОК 01-ОК 07;
ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

ОК 01-ОК 07;
ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

0

ОК 01-ОК 07;

13

внутреннего контроля
коммерческой
организации:
ограничения,
предпосылки и
направления
модификации

5. Преобразования в сфере внутреннего контроля. Факторы, влияющие на эффективность
внутреннего контроля.
6. Предпосылки модификации внутреннего контроля коммерческих предприятий

Тема 4
Документирование
внутреннего контроля

Содержание учебного материала
7. Порядок организации документирования внутреннего контроля. Документирование
процедур внутреннего контроля. Требования к специалисту по контролю и его ответственность.
8. Предпосылки модификации внутреннего контроля.
9. Судебная практика по спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни экономических
субъектов, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности. Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления
контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни.
10. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта.
Формирование справочника типовых фактов хозяйственной жизни экономического субъекта и

практических и лабораторных занятий

9.

Предпосылки модификации внутреннего контроля коммерческих предприятий.

10. Преобразования в сфере внутреннего контроля.

использование его в процессе осуществления внутреннего контроля.
практических и лабораторных занятий

Тема 5 Перспективы
использования
компьютерных
технологий в
организации

11. Изучение судебной практики по спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни
экономических субъектов, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
12. Формирование справочника типовых фактов хозяйственной жизни экономического
субъекта и использование его в процессе осуществления внутреннего контроля.
13. Порядок организации документирования внутреннего контроля
14. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта.
15. Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля
данных о фактах хозяйственной жизни.
16. Порядок составления учетных документов в целях осуществления упорядочения
обработки данных о фактах хозяйственной жизни.
17. Документирование процедур внутреннего контроля.
18. Требования к специалисту по контролю и его ответственность.
19. Решение ситуационных задач.
Содержание учебного материала
11. Автоматизация внутреннего контроля. Требования к программному обеспечению
внутреннего контроля.
12. План проведения внутреннего контроля. Проверка полноты информации и внутреннего
контроля.

0

ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

1
0

ОК 01-ОК 07;
ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

2

ОК 01-ОК 07;
ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

0

ОК 01-ОК 07;
ОК 09; ПК 1.1.; ПК 1.2.;
ПК 1.4- ПК 1.6.; ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5.
ЛР 1-21

14

внутреннего контроля

практических и лабораторных занятий

20. Проверка полноты информации и внутреннего контроля.
21. Автоматизация внутреннего контроля.

1

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

Всего:
Объем во взаимодействии с преподавателем, в том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации

44
0
52
8
4
4
0

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
учебные кабинеты:

Учебная аудитория (кабинет общепрофессиональных дисциплин и МДК) для проведения занятий всех
видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для преподавателя;
маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко окрашенными
кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; роллер, заменяющий
компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; видео увеличитель
электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный текст на мониторе
(экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14 Blue, включающий
точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом Брайля; наушники;
колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для преподавателя;
маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Нормативно-правовые акты:
1.
2.
3.
4.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция);
Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (действующая редакция);
5. Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
6. Таможенный кодекс Таможенного союза (действующая редакция);
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая редакция);
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (действующая редакция);
9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний»;
10. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (действующая редакция) «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма»;
11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации»;
12. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (действующая редакция) «О несостоятельности
(банкротстве);
13. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (действующая редакция) «О валютном
регулировании и валютном контроле»;
14. Федеральный
закон
от
29.07.2004
№
98-ФЗ
(действующая
редакция)
«О коммерческой тайне»;
15. Федеральный
закон
от
27.07.2006
№
152-ФЗ
(действующая
редакция)
«О персональных данных»;
16. Федеральный
закон
от
29.12.2006
№
255-ФЗ
(действующая
редакция)
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством»;
17. Федеральный
закон
от
25.12.2008
№
273-ФЗ
(действующая
редакция)
«О противодействии коррупции»;
18. Федеральный
закон
от
30.12.2008
№
307-ФЗ
(действующая
редакция)
«Об аудиторской деятельности»;
19. Федеральный
закон
от
27.07.2010
№
208-ФЗ
(действующая
редакция)
«О консолидированной финансовой отчетности»;
20. Федеральный
закон
от
27.11.2010
№
311-ФЗ
(действующая
редакция)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
21. Федеральный
закон
от
29.11.2010
№
326-ФЗ
(действующая
редакция)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
22. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая
редакция);
23. Постановление Правительства РФ в 3 частях от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных
средств, включаемых в амортизационные группы» (действующая редакция);
24. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об
особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством» (действующая редакция);
25. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв.
приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (действующая редакция);
26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008),
утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н (действующая редакция);
17

27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых
выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. приказом Минфина РФ от 27.11.2006 №
154н (действующая редакция);
28. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (действующая редакция);
29. Федеральный стандарт «Запасы» (ФСБУ 5/2019), утв. приказом Минфина России от
15.11.2019 № 180н);
30. Федеральный стандарт «Основные средства» (ФСБУ 6/2020), утв. приказом Минфина России
от 17.09.2020 № 204н;
31. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв.
приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н (действующая редакция);
32. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и
условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н
(действующая редакция);
33. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом
Минфина России от 06.05.1999 № 32н (действующая редакция);
34. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом
Минфина России от 06.05.1999 № 33н (действующая редакция);
35. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008),
утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н (действующая редакция);
36. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утв.
Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н (действующая редакция);
37. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утв.
приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (действующая редакция);
38. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв.
приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (действующая редакция);
39. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008),
утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н (действующая редакция);
40. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ
16/02), утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н (действующая редакция);
41. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утв. приказом Минфина России от
19.11.2002 № 115н (действующая редакция);
42. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
(ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (действующая редакция);
43. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв.
приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н (действующая редакция);
44. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности»
(ПБУ 20/03), утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н (действующая редакция);
45. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утв.
приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (действующая редакция);
46. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и
отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н
(действующая редакция);
47. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011),
утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н (действующая редакция);
48. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ
24/2011), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2011 № 125н (действующая редакция);
49. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв.
приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н (действующая редакция);
50. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (действующая редакция);
18

51. Минфина России от 29.07.1998 N 34н (действующая редакция) «Об утверждении Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
52. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его
применению» (действующая редакция);
53. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности
организаций» (действующая редакция)
54. Приказ Минфина России от 16.04.2021 № 62н «Об утверждении Федерального стандарта
бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2021 N 63814)
3.2.2. Основная литература:
1. Внутренний контроль в управлении рисками хозяйствующих субъектов: учебное пособие / В.
В. Земсков, В. И. Прасолов, К. С. Саркисян, В. А. Волконский; под редакцией В. В. Земскова,
В. И. Прасолова. — Москва: Прометей, 2021. — 378 c. — ISBN 978-5-00172-133-8. — Текст:
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/125607.html
1.

2.

3.

4.

5.

6.

3.2.3. Дополнительная литература:
Демина, И. Д. Внутренний контроль формирования и использования долговых финансовых
вложений: монография / И. Д. Демина, Н. А. Одегова. — 2-е изд. — Саратов: Вузовское
образование, 2021. — 184 c. — ISBN 978-5-4487-0754-4. — Текст: электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/102234.html
Шахбанов, Р. Б. Балансоведение: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Р. Б. Шахбанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 106 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15202-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544571
Сазыкин, Б. В. Управление операционным риском в коммерческом банке / Б. В. Сазыкин. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. —
(Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-12030-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516639
Берзон, Н. И. Корпоративные финансы: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. И. Берзон, Т. В. Теплова, Т. И. Григорьева; под общей редакцией
Н. И. Берзона. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 229 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16182-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541976 Шадрина,
Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Г. В. Шадрина, К. В. Голубничий. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 463 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-16888-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/538459.
Штефан, М. А. Аудит : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова ; под общей редакцией М. А. Штефан. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 313 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16650-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538320
Основы финансового контроля и государственного регулирования: отраслевой и
региональный аспект: коллективная монография / А. Н. Алексеев, А. В. Боговиз, И. Б.
Выпряжкин [и др.] ; под редакцией Ю. В. Гнездовой, Е. Е. Матвеевой. — 2-е изд. — Москва :
Научный консультант, 2024. — 330 c. — ISBN 978-5-9908932-9-0. — Текст : электронный //
Цифровой
образовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/140311.html
19

1.
2.
3.
4.

3.2.4. Интернет-источники:
Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс], – Режим доступа:
http://www.gks.ru/
Официальный сайт Центрального Банка (Банка России) Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://www.cbr.ru
Научная электронная библиотека, [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://elibrary.ru
Российское информационное агентство деловой информации "РБК", [Электронный ресурс], –
Режим доступа: http://www.rbc.ru

3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных
работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система направлена на формирование и развитие интеллектуальной,
культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста,
сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические
качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской
позицией.
Учебная дисциплина способствует развитию личностных результатов ЛР 1-21 в
соответствии с Программой воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Адаптация рабочей программы дисциплины проводится при реализации адаптивной
образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы реабилитации или
абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями) – в целях
обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение
профессионального образования, создания необходимых для получения среднего
профессионального образования условий, а также обеспечения достижения обучающимися
20

инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов формирования
практического опыта.
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую,
туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и
др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен быть
оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет оборудован
адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья у
обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия,
иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента, оказывающего
обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков
и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся с
учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения, предусмотренные
рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная работа;
подготовка сообщений, рефератов и др.

21

Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.

Результаты обучения
Знает:
-психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;
-методики
внутреннего
контроля
ведения
бухгалтерского
учета
и
составления
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
-законодательство
Российской
Федерации о бухгалтерском учете,
налогах
и
сборах,
аудиторской
деятельности,
архивном
деле,
социальном
и
медицинском
страховании, пенсионном обеспечении;
о
противодействии
коррупции
и
коммерческому подкупу, легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма; гражданское, таможенное,
трудовое,
валютное,
бюджетное
законодательство
Российской
Федерации;
законодательство
Российской
Федерации
в
сфере
деятельности экономического субъекта;
практика применения законодательства
Российской Федерации;
-порядок составления сводных учетных
документов в целях осуществления
контроля и упорядочения обработки
данных о фактах хозяйственной жизни;
-отечественный и зарубежный опыт в
сфере организации и осуществления
внутреннего
контроля
ведения
бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской (финансовой) отчетности
Умеет:
-взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности;
-осуществлять внутренний контроль
ведения
бухгалтерского
учета
и
составления
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
экономического субъекта;
-проверять
качество
составления
регистров
бухгалтерского
учета,
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности;
-определять и изменять границы
контрольной среды экономического
субъекта;
-проводить
оценку
состояния
и

Показатели освоенности компетенций
системность,
прочность
знаний: изложение полученных знаний в
устной, письменной или графической
форме,
полное,
в
системе,
в
соответствии с требованиями программы
дисциплины.
2. Обобщенность
знаний: выделение
существенных признаков изученного с
помощью операций анализа и синтеза;
выявление
причинно-следственных
связей; формулировка выводов и
обобщений; свободное оперирование
известными фактами и сведениями с
использованием знаний из других
учебных дисциплин.
3. Свободно
применяет
умение
(выполняет действие) при решении
ситуационных
задач,
логично,
последовательно излагает свое решение.
4.Свободно комментирует выполняемые
действия
(умения),
используя
профессиональную
терминологию,
отвечает на вопросы преподавателя.
5.
Способен
применять
умение
(действие) в незнакомой ситуации,
выполнять
задания
продвинутого,
творческого уровня.
1. Полнота,

Оценка
«отлично»
выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный материал
курса, исчерпывающе, последовательно,
четко и логически стройно его излагает,
умеет тесно увязывать теорию с
практикой, свободно справляется с
задачами и вопросами, не затрудняется с
ответами при видоизменении заданий,
правильно
обосновывает
принятые
решения,
владеет
разносторонними
навыками и приемами выполнения
практических задач;
оценка
«хорошо»
выставляется
обучающемуся, если он твердо знает
материал курса, грамотно и по существу
излагает его, не допуская существенных
неточностей в ответе на вопрос,
правильно применяет теоретические
положения при решении практических
вопросов
и
задач,
владеет
необходимыми навыками и приемами их
выполнения;
оценка
«удовлетворительно»

Методы оценки
Проведение
фронтального
опроса.
Тестирование по
темам курса.
Экспертная
оценка
деятельности
обучающихся при
выполнении
и
защите
результатов
практических
занятий,
выполнении
домашних работ,
опроса,
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся,
контрольных
работ и других
видов текущего
контроля

Проведение
фронтального
опроса
Тестирование по
темам курса
Выполнение
и
защита рефератов,
презентаций
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности
обучающихся при
выполнении
и
защите
результатов
практических

22

эффективности внутреннего контроля в
экономическом субъекте;
-осуществлять процесс восстановления
бухгалтерского учета;
-оценивать
существенность
информации,
раскрываемой
в
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности;
-собирать информацию из различных
источников,
систематизировать,
обобщать и анализировать ее;
-применять на практике нормативные
правовые акты в соответствующих
областях знаний;
-применять на практике методы отбора
элементов для проведения аудиторских
процедур, экстраполировать результаты
аудиторской выборки на генеральную
совокупность;
-подготавливать и оформлять рабочие
документы

выставляется обучающемуся, если он занятий.
имеет
знания
только
основного Промежуточная
материала, но не усвоил его деталей, аттестация
допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки, нарушения
логической
последовательности
в
изложении программного материала,
испытывает
затруднения
при
выполнении практических задач;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся, который
не
знает
значительной
части
программного материала, допускает
существенные ошибки, неуверенно, с
большими
затруднениями
решает
практические задачи или не справляется
с ними самостоятельно.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств), позволяющие
оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих форм
оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок, презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».