Приложение ОП. 05
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Налоги и налогообложение
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
27
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Налоги и налогообложение
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2., ПК 2.3.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.3. Проводить расчет налогов и сборов.
ПК 2.2. Формировать бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность.
ПК 2.3. Оценивать достоверность формирования бухгалтерской (финансовой) и налоговой
отчетности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Налоги и налогообложение»: формирование у студентов системы
теоретических знаний и практических навыков, необходимых для понимания основ
налогообложения в Российской Федерации, характеристики теоретических аспектов
налогообложения, раскрытия механизма исчисления налогов.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
Знания
Распознавать задачу и/или проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия и реализовывать
его; определить необходимые ресурсы.
Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного
обращения (формы расчетов), понятие и
сущность
финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования
хозяйствующих субъектов, финансовые
4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.3.
Определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять результаты
поиска;
применять
средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение.
Определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного
дела; в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования.
Организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Описывать значимость своей профессии
(специальности); применять стандарты
антикоррупционного поведения
Соблюдать
нормы
экологической
безопасности; принципы бережливого
производства, определять направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
идентифицировать
объекты
налогообложения, исчислять налоговую
базу, сумму налога и сбора, а также сумму
ресурсы хозяйствующих субъектов –
структура и состав.
Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования
информации;
современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.
Содержание
актуальной
нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования.
Значимость
коллективных
решений,
работать
в
группе
для
решения
ситуационных заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений.
Сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии
(специальности);
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, принципы бережливого
производства,
задействованные
в
профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения
Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области денежного
обращения и финансов.
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах, бухгалтерском учете,
социальном и медицинском страховании,
5
взносов в государственные внебюджетные
фонды;
составлять регистры налогового учета,
налоговые
расчеты
и
декларации,
отчетность
в
государственные
внебюджетные фонды.
ПК 2.2.
пенсионном обеспечении; гражданское,
таможенное,
трудовое,
валютное,
бюджетное законодательство Российской
Федерации; законодательство Российской
Федерации,
регулирующее
административную
и
уголовную
ответственность за нарушения в сфере
уплаты налогов и сборов; законодательство
Российской
Федерации
в
сфере
деятельности экономического субъекта;
практика применения законодательства
Российской Федерации;
судебная практика по налогообложению.
разрабатывать
внутренние законодательство Российской Федерации о
организационно-распорядительные
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
документы, в том числе стандарты аудиторской деятельности, официальном
бухгалтерского
учета
экономического статистическом учете, архивном деле,
субъекта;
социальном и медицинском страховании,
определять
(разрабатывать)
способы пенсионном
обеспечении;
о
ведения
бухгалтерского
учета
и противодействии
коррупции
и
формировать
учетную
политику коммерческому
подкупу,
легализации
экономического субъекта;
(отмыванию)
доходов,
полученных
оценивать
возможные
последствия преступным путем, и финансированию
изменений
в
учетной
политике терроризма;
о
порядке
изъятия
экономического субъекта, в том числе их бухгалтерских
документов,
об
влияние на его дальнейшую деятельность
ответственности за непредставление или
разрабатывать формы первичных учетных представление недостоверной отчетности;
документов, регистров бухгалтерского гражданское,
таможенное,
трудовое,
учета, формы бухгалтерской (финансовой) валютное, бюджетное законодательство
отчетности
и
составлять
график Российской Федерации; законодательство
документооборота;
Российской
Федерации
в
сфере
планировать объемы и сроки выполнения деятельности экономического субъекта;
работ в отчетный период для целей практику применения законодательства
составления бухгалтерской (финансовой) Российской Федерации;
отчетности;
международные стандарты финансовой
распределять объем учетных работ между отчетности (в зависимости от сферы
работниками
(группами
работников) деятельности экономического субъекта);
бухгалтерской службы;
порядок
обмена
информацией
по
формировать
в
соответствии
с телекоммуникационным каналам связи
установленными
правилами
числовые судебную практику по налогообложению.
показатели в отчетах, входящих в состав
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
при
централизованном
и
децентрализованном
ведении
бухгалтерского учета;
составлять бухгалтерскую (финансовую)
отчетность
при
реорганизации
или
ликвидации юридического лица;
обосновывать принятые экономическим
субъектом решения при проведении
внутреннего контроля, государственного
(муниципального) финансового контроля,
внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
использовать внутренние организационнораспорядительные
документы,
регламентирующие ведение налогового
6
ПК 2.3.
учета, составление налоговых расчетов и
деклараций;
обеспечивать
установленные
сроки
выполнения работ и представления
налоговых
расчетов
и
деклараций,
отчетности в государственные органы.
осуществлять
внутренний
контроль
ведения
бухгалтерского
учета
и
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности экономического субъекта;
проверять качество составления регистров
бухгалтерского
учета,
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
определять
и
изменять
границы
контрольной
среды
экономического
субъекта;
проводить
оценку
состояния
и
эффективности внутреннего контроля в
экономическом субъекте;
- осуществлять процесс восстановления
бухгалтерского учета;
- оценивать существенность информации,
раскрываемой
в
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
- собирать информацию из различных
источников, систематизировать, обобщать
и анализировать ее;
- применять на практике нормативные
правовые
акты
в
соответствующих
областях знаний;
- применять на практике методы отбора
элементов для проведения аудиторских
процедур, экстраполировать результаты
аудиторской выборки на генеральную
совокупность;
- подготавливать и оформлять рабочие
документы.
- законодательство Российской Федерации
об аудиторской деятельности, федеральные
стандарты
аудиторской
деятельности,
основы информационных технологий и
компьютерных систем в аудиторской
деятельности;
кодекс
профессиональной
этики
аудиторов и правила независимости
аудиторов и аудиторских организаций;
- законодательство Российской Федерации
о
бухгалтерском
учете,
стандарты
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности,
основы
международных
стандартов
финансовой
отчетности,
информационных
технологий
и
компьютерных систем в бухгалтерском
учете и бухгалтерской отчетности;
- основы гражданского законодательства
Российской
Федерации,
трудового
законодательства Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации о
социальном страховании и обеспечении,
корпоративном управлении;
- основы налогового законодательства
Российской Федерации;
- методы поиска, отбора, анализа и
систематизации информации;
внутренние
организационнораспорядительные документы аудиторской
организации,
регламентирующие
аудиторскую деятельность в организации.
1.3. Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий
свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое
единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий
ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины,
способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и
культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие
дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным
признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
7
деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических,
природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных
отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности,
открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному
общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий,
отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и
предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения,
готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий
ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный,
ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского
общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию течение жизни Демонстрирующий
позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный
на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены
технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры,
принятие традиционных ценностей многонационального народа России.
Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом
народа
России,
деятельно
выражающий
чувство
причастности
к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий
ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России,
к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их
заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности,
уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой
человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека,
собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора,
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных
групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных
убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных
прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность
межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в
России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный
в общественные инициативы, направленные на их сохранение
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
8
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий
стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и
ЛР 9
обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение,
употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр,
любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в
цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния
социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на
окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих
ЛР 10
вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий
рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения
памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в
общественные инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству
коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к
нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное
ЛР 11
самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом
обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и
мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного
творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и
промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный
на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины
ЛР 12
и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия
в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия
ЛР 13
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением
принимать решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с
другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования,
ЛР 14
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически
мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 15
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Демонстрирующий профессиональные умения и навыки, проявление
экономической и финансовой культуры, экономической грамотности;
возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к
ЛР 16
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем; Способный
продуктивно и добросовестно трудиться, и реализовать свой личностный
потенциал в профессиональной деятельности. Самостоятельный и ответственный
9
в принятии решений во всех сферах своей деятельности.
Мотивированный к самообразованию и развитию. Признающий ценность
образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий
безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием;
рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной
успешности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной
реакции на критику, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Гибко реагирующий на
появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению.
Проявляющий культуру потребления информации, умение и навыки пользования
компьютерной техникой и специализированными программами; навыки отбора и
критического анализа информации, умение ориентироваться в информационном
пространстве (в том числе в сетевом)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Проявляющий сознательное отношение к труду; добросовестность и
ответственность за результат учебной деятельности; демонстрирующий интерес к
будущей профессии; демонстрирующий навыки здорового образа жизни и
высокий уровень культуры здоровья обучающихся
Проявляющий мировоззренческие установки на отсутствие фактов проявления
идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся
Демонстрирующий интерес к участию и проведению мероприятий культурноспортивной направленности (концерты, конкурсы, соревнования, фестивали,
экскурсии, выставки и т.д.)
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 1-21
в соответствии с Программой воспитания обучающихся.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
108
Всего учебных занятий во взаимодействии с преподавателем
16
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
4
практические занятия
12
*консультация
Самостоятельная работа
**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
102
0
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
10
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за
счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
11
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (неочная форма обучения)
Наименование
разделов и тем
Объем
часов
Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Теоретические
1. Экономическая сущность и понятие налога, сбора и страховых взносов.
основы
2. Функции налогов.
налогообложения
3. Принципы налогообложения.
4. Состав и основы законодательства о налогах и сборах.
5. Система налогов Российской Федерации; виды и порядок налогообложения.
6. Источники уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
7. Элементы налогообложения и общие условия установления страховых взносов.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Государственное
1. Участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности.
регулирование
2. Государственная регистрация и постановка на учет организаций и индивидуальных
налоговых
предпринимателей.
правоотношений
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Исполнение
1. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов, сборов,
обязанности по
страховых взносов.
уплате налогов,
2. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов.
сборов, страховых
3. Взыскание налога, сбора, страховых взносов.
взносов
4. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налога, сбора, страховых
взносов, пеней, штрафа.
практических занятий
1. Решение ситуационных задач по исполнению обязанности по уплате налога, сбора,
страховых взносов, определению недоимки и взысканию налогов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
8
Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
2
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
2
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
1
12
Способы обеспечения
исполнения
обязанности по
уплате налогов,
сборов, страховых
взносов
Тема 1.5.
Налоговый контроль
и налоговые
правонарушения.
Ответственность за
совершение
налоговых
правонарушений
1. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых
взносов.
2. Пеня.
практических занятий
1. Решение ситуационных задач по приостановлению операций на счетах
налогоплательщиков и расчету пени.
Содержание учебного материала
1. Формы налогового контроля. Налоговые проверки.
2. Понятие налогового правонарушения.
3. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.
4. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
практических занятий
1. Решение ситуационных задач по расчету налоговых санкций за совершение налоговых
правонарушений.
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, СБОРОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Федеральные налоги
1. Налогоплательщики. Объект налогообложения.
2. Налоговая база. Налоговый период. Налоговая ставка.
3. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога. Льготы
4. Экономическая сущность и основные элементы налога на добавленную стоимость.
5. Экономическая сущность и основные элементы налога на прибыль организаций.
6. Экономическая сущность и основные элементы налога на доходы физических лиц.
практических занятий
1. Решение ситуационных задач по расчету налога на добавленную стоимость.
2. Решение ситуационных задач по расчету налога на прибыль организаций.
3. Решение ситуационных задач по расчету налога на доходы физических лиц.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Региональные налоги 1. Экономическая сущность и основные элементы региональных налогов: налога на
и местные налоги
имущество организаций и транспортного налога.
2. Экономическая сущность и основные элементы местных налогов.
практических занятий
1.Решение ситуационных задач по расчету региональных налогов.
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
1
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
2
8
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
2
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
2
13
Тема 2.3.
Специальные
налоговые режимы
Тема 2.4.
Страховые взносы
Содержание учебного материала
0
практических занятий
1.Решение ситуационных задач по расчету налога при применении упрощенной
системы налогообложения.
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
2
Содержание учебного материала
1. Экономическая сущность страховых взносов.
2. Основные элементы обложения страховых взносов.
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
0
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.3, ПК 2.2.,
ПК 2.3. ЛР 1-21
1. Экономическая сущность и основные элементы налога при применении упрощенной
системы налогообложения.
практических занятий
1. Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, на обязательное медицинское страхование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций по темам:
1. Виды и формы налогового контроля
2. Налоговые вычеты по НДФЛ: виды и порядок применения
3. Налог на прибыль: виды и признание расходов в налоговом учете
4. Особенности расчета и уплаты УСН
5. Особенности расчета и уплаты ЕНВД
Промежуточная аттестация диф зачет
Всего:
Объем во взаимодействии с преподавателем, в том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации
2
0
92
16
4
12
0
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы
следующие учебные кабинеты:
учебной
дисциплины
должны
быть
предусмотрены
Учебная аудитория (кабинет общепрофессиональных дисциплин и МДК) для проведения занятий
всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный
текст на мониторе (экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14
Blue, включающий точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом
Брайля; наушники; колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"
15
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1, 2, 3,4 (действующая редакция).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (действующая редакция).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (действующая
редакция).
6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (действующая редакция)
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период».
8. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая
редакция)
9. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в действующей редакции).
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (в
действующей редакции)
11. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в
действующей редакции),
12. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» (в действующей редакции).
13. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации» (в действующей редакции)
14. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации» от 28.01.2020 № 5-ФЗ (действующая редакция)
15. Приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении
Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в
уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»
16. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н (ред. от 29.12.2020) «О Порядке
формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их
структуре и принципах назначения»
17. Приказ ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182 (ред. от 30.11.2018) «Об утверждении
форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при
осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов,
страховых взносов, пеней, штрафов»
18. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения
кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах
назначения» (в действующей редакции)
19. Приказ ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7 -3/558 «Об утверждении формы налоговой
декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата
представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной
форме» (в действующей редакции).
20. Приказ ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228 «О внесении изменений в приложения к
приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ «Об
утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка
ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на
добавленную стоимость в электронной форме»
21. Приказ ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475 «Об утверждении формы налоговой
декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата
16
представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной
форме» (в действующей редакции).
22. Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405 «Об утверждении формы и формата
представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной
форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов
Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 N ММВ7-21/575@» (в действующей редакции).
23. Приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753 «Об утверждении формы расчета сумм
налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма
6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм
налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в
электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и
удержанных суммах налога на доходы физических лиц» (в действующей редакции).
24. Приказ ФНС России от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337 «Об утверждении форм сообщений об
исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а
также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@» (в
действующей редакции).
25. Приказ ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958 «Об утверждении формы, порядка
заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в
связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о
признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99» (в
действующей редакции).
1.
2.
3.
1.
2.
3.2.2. Основная литература:
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник для среднего профессионального
образования / В. Г. Пансков. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2025. — 447 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20603-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/558456 .
Налоги и налогообложение: учебник для среднего профессионального образования /
Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской,
Г. Н. Семеновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
526 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15925-7. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/537127
Дополнительная литература:
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственные редакторы Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. —
5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16902-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536714
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственные редакторы Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. —
5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16902-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536714 Налоги и
налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-19353-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556339
17
3. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Е. А. Кировой. — 6-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 483 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14991-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489632
4. Налоги и налогообложение : учебник для среднего профессионального образования /
Л. Я. Маршавина [и др.] ; под редакцией Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 510 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13743-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490151
5. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник для среднего профессионального
образования / Л. Н. Лыкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-19395-4. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/556408
6. Зацаринная, Е. И. Налогообложение субъектов малого бизнеса: учебное пособие для
среднего
профессионального
образования /
Е. И. Зацаринная,
О. Н. Тарасова,
Н. А. Проданова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 174 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-17214-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544992
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
3.2.3. Интернет-источники:
Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс], – Режим доступа:
http://www.gks.ru/
Официальный сайт Центрального Банка (Банка России) Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://www.cbr.ru
Научная электронная библиотека, [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://elibrary.ru
Российское информационное агентство деловой информации "РБК", [Электронный ресурс],
– Режим доступа: http://www.rbc.ru
Налоговая политика и практика: официальное информационно-аналитическое издание
Федеральной налоговой службы/ учредитель – Федеральная налоговая служба. — URL:
http://nalogkodeks.ru/
Бухгалтерский учет: теоретическое и научно-практическое издание/ учредитель журнала –
Министерство Финансов Российской федерации URL: http://www.buhgalt.ru/
Главная книга: периодическое печатное и электронное издание/ URL: https://glavkniga.ru/
Главбух: периодическое печатное и электронное издание/ URL: https://www.glavbukh.ru/
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий (практикумов, лабораторных
работ) и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система направлена на формирование и развитие интеллектуальной,
культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста,
сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
18
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина способствует развитию личностных результатов ЛР 1-21 в
соответствии с Программой воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Адаптация рабочей программы дисциплины проводится при реализации адаптивной
образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы реабилитации
или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями) – в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения среднего
профессионального образования условий, а также обеспечения достижения обучающимися
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов формирования
практического опыта.
Информация о специальных условиях, созданных для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, размещена на сайте ММУ (http://www.mi.university ).
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен
быть оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет оборудован
адаптивными партами с регулировкой высоты.
19
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья у
обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся
с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения, предусмотренные
рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная
работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.
Результаты обучения
Умеет:
-ориентироваться
в
действующем
налоговом
законодательстве Российской Федерации;
-идентифицировать объекты налогообложения, исчислять
налоговую базу, сумму налога и сбора, а также сумму
взносов в государственные внебюджетные фонды;
-составлять регистры налогового учета, налоговые
расчеты и декларации, отчетность в государственные
внебюджетные фонды.
-разрабатывать
внутренние
организационнораспорядительные документы, в том числе стандарты
бухгалтерского учета экономического субъекта;
-определять
(разрабатывать)
способы
ведения
бухгалтерского учета и формировать учетную политику
экономического субъекта;
-оценивать возможные последствия изменений в учетной
Критерии оценки
Методы оценки
Сформированы
основные
понятия
теории
налогообложения,
систематические
представления
о
нормативно-правовом
регулировании
налогообложения
в
Российской Федерации.
Сформировано
понимание процедур,
связанных
с
исполнением
обязанностей
Проведение
фронтального
опроса.
Тестирование по
темам курса.
Выполнение и
защита
рефератов,
презентаций.
Экспертная
оценка
деятельности
обучающихся
при выполнении
и
защите
20
политике экономического субъекта, в том числе их
влияние на его дальнейшую деятельность
-разрабатывать формы первичных учетных документов,
регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
и
составлять
график
документооборота;
-планировать объемы и сроки выполнения работ в
отчетный период для целей составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
-распределять объем учетных работ между работниками
(группами работников) бухгалтерской службы;
-формировать
в соответствии
с установленными
правилами числовые показатели в отчетах, входящих в
состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при
централизованном
и децентрализованном
ведении
бухгалтерского учета;
-составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при
реорганизации или ликвидации юридического лица;
-обосновывать принятые экономическим субъектом
решения при проведении внутреннего контроля,
государственного
(муниципального)
финансового
контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
-использовать
внутренние
организационнораспорядительные
документы,
регламентирующие
ведение налогового учета, составление налоговых
расчетов и деклараций;
-обеспечивать установленные сроки выполнения работ и
представления налоговых расчетов и деклараций,
отчетности в государственные органы.
-осуществлять
внутренний
контроль
ведения
бухгалтерского учета и составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономического субъекта;
-проверять
качество
составления
регистров
бухгалтерского
учета, бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
-определять и изменять границы контрольной среды
экономического субъекта;
-проводить
оценку
состояния
и
эффективности
внутреннего контроля в экономическом субъекте;
-осуществлять процесс восстановления бухгалтерского
учета;
-оценивать существенность информации, раскрываемой в
бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-собирать информацию из различных источников,
систематизировать, обобщать и анализировать ее;
-применять на практике нормативные правовые акты в
соответствующих областях знаний;
-применять на практике методы отбора элементов для
проведения аудиторских процедур, экстраполировать
результаты аудиторской выборки на генеральную
совокупность;
-подготавливать и оформлять рабочие документы.
Знает:
-законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах, бухгалтерском учете, социальном и медицинском
страховании, пенсионном обеспечении; гражданское,
налогоплательщиков
по уплате налогов и
контрольнонадзорными
функциями налоговых
органов.
Оценка
«отлично»
выставляется
обучающемуся, если он
глубоко
и
прочно
усвоил программный
материал
курса,
исчерпывающе,
последовательно, четко
и логически стройно
его излагает, умеет
тесно
увязывать
теорию с практикой,
свободно справляется с
задачами и вопросами,
не
затрудняется
с
ответами
при
видоизменении
заданий,
правильно
обосновывает
принятые
решения,
владеет
разносторонними
навыками и приемами
выполнения
практических задач;
оценка
«хорошо»
выставляется
обучающемуся, если он
твердо знает материал
курса, грамотно и по
существу излагает его,
не
допуская
существенных
неточностей в ответе
на вопрос, правильно
применяет
теоретические
положения
при
решении практических
вопросов
и
задач,
владеет необходимыми
навыками и приемами
их выполнения;
оценка
«удовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, если он
имеет знания только
основного материала,
но не усвоил его
деталей,
допускает
результатов
практических
занятий,
выполнении
домашних
работ,
опроса,
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся,
контрольных
работ и других
видов текущего
контроля.
Промежуточная
аттестация.
Проведение
фронтального
опроса.
21
таможенное,
трудовое,
валютное,
бюджетное
законодательство
Российской
Федерации;
законодательство Российской Федерации, регулирующее
административную и уголовную ответственность за
нарушения в сфере уплаты налогов и сборов;
законодательство Российской Федерации в сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практика
применения законодательства Российской Федерации;
судебная практика по налогообложению.
-законодательство
Российской
Федерации
о
бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской
деятельности,
официальном
статистическом
учете,
архивном деле, социальном и медицинском страховании,
пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и
коммерческому подкупу, легализации (отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию терроризма; о порядке изъятия
бухгалтерских документов, об ответственности за
непредставление или представление недостоверной
отчетности;
гражданское,
таможенное,
трудовое,
валютное, бюджетное законодательство Российской
Федерации; законодательство Российской Федерации в
сфере деятельности экономического субъекта; практику
применения законодательства Российской Федерации;
-международные стандарты финансовой отчетности (в
зависимости от сферы деятельности экономического
субъекта);
-порядок обмена информацией по телекоммуникационным
каналам связи;
-судебную практику по налогообложению.
-законодательство Российской Федерации об аудиторской
деятельности, федеральные стандарты аудиторской
деятельности, основы информационных технологий и
компьютерных систем в аудиторской деятельности;
-кодекс профессиональной этики аудиторов и правила
независимости аудиторов и аудиторских организаций;
-законодательство
Российской
Федерации
о
бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, основы международных
стандартов финансовой отчетности, информационных
технологий и компьютерных систем в бухгалтерском
учете и бухгалтерской отчетности;
-основы гражданского законодательства Российской
Федерации, трудового законодательства Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации о
социальном страховании и обеспечении, корпоративном
управлении;
-основы
налогового
законодательства
Российской
Федерации;
-методы поиска, отбора, анализа и систематизации
информации;
-внутренние
организационно-распорядительные
документы аудиторской организации, регламентирующие
аудиторскую деятельность в организации.
неточности,
недостаточно
правильные
формулировки,
нарушения логической
последовательности в
изложении
программного
материала, испытывает
затруднения
при
выполнении
практических задач;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся,
который
не
знает
значительной
части
программного
материала, допускает
существенные ошибки,
неуверенно,
с
большими
затруднениями решает
практические
задачи
или не справляется с
ними самостоятельно.
Тестирование по
темам курса.
Выполнение и
защита
рефератов,
презентаций.
Экспертная
оценка
деятельности
обучающихся
при выполнении
и
защите
результатов
практических
занятий,
выполнении
домашних
работ,
опроса,
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся,
контрольных
работ и других
видов текущего
контроля.
Промежуточная
аттестация.
22
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств), позволяющие
оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
23