Приложение ОП. 04
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы бухгалтерского учета
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
23
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Основы бухгалтерского учета
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1., ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1. Составлять и обрабатывать первичные учетные документы о фактах хозяйственной
деятельности экономического субъекта.
ПК 1.2. Проводить денежное измерение объектов бухгалтерского учета.
ПК 1.3. Проводить расчет налогов и сборов.
ПК 1.4. Применять рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной
деятельности.
ПК 1.6. Использовать цифровые технологии ведения бухгалтерского учета и формирования
отчетности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Основы бухгалтерского учета»: изучение сущности бухгалтерского
учета, его правовых и организационных основ, места в системе управления организацией.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
Знания
Распознавать задачу и/или проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия и реализовывать
Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного
обращения (формы расчетов), понятие и
сущность
финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования
его; определить необходимые ресурсы.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1.
Определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять результаты
поиска;
применять
средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение.
Определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного
дела; в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования.
Организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Описывать значимость своей профессии
(специальности); применять стандарты
антикоррупционного поведения
Соблюдать
нормы
экологической
безопасности; принципы бережливого
производства, определять направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
составлять
(оформлять)
первичные
учетные
документы,
в том числе
электронные документы;
хозяйствующих
субъектов,
финансовые
ресурсы
хозяйствующих
субъектов
–
структура и состав.
Номенклатуру информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности; приемы структурирования
информации; современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
Содержание
актуальной
нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования.
Значимость коллективных решений, работать
в группе для решения ситуационных
заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений.
Сущность
гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности
по профессии (специальности); стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, принципы бережливого
производства,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения ресурсосбережения
Нормативно-правовые акты международные
и РФ в области денежного обращения и
финансов.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, архивном деле;
практика
применения
законодательства
осуществлять
комплексную
проверку
первичных учетных документов;
пользоваться
компьютерными
программами для ведения бухгалтерского
учета, информационными и справочноправовыми системами;
обеспечивать
сохранность
первичных
учетных документов до передачи их в
архив.
ПК 1.2.
применять
правила
стоимостного
измерения объектов бухгалтерского учета,
способы
начисления
амортизации,
принятые
в
учетной
политике
экономического субъекта;
применять
методы
калькулирования
себестоимости продукции (работ, услуг),
составлять
отчетные
калькуляции,
производить расчеты заработной платы,
пособий и иных выплат работникам
экономического субъекта;
исчислять
рублевый
эквивалент
выраженной в иностранной валюте
стоимости активов и обязательств.
ПК 1.3.
идентифицировать
объекты
налогообложения, исчислять налоговую
базу, сумму налога и сбора, а также сумму
взносов в государственные внебюджетные
фонды;
составлять регистры налогового учета,
налоговые
расчеты
и
декларации,
отчетность
в
государственные
внебюджетные фонды.
ПК 1.4.
применять рабочий план счетов с учетом
масштабов
и
видов
деятельности
экономического субъекта;
обосновывать необходимость разработки
рабочего плана счетов на основе типового
плана
счетов
бухгалтерского
учета
финансово-хозяйственной деятельности;
Российской
Федерации
по
вопросам
оформления первичных учетных документов;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие порядок составления,
хранения и передачи в архив первичных
учетных документов;
компьютерные программы для ведения
бухгалтерского учета.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
социальном и медицинском страховании,
пенсионном
обеспечении,
гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика
применения
законодательства
Российской
Федерации
по
вопросам
денежного
измерения
объектов
бухгалтерского учета;
методы калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг);
методы учета затрат продукции (работ,
услуг);
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие стоимостное измерение
объектов бухгалтерского учета, а также
оплату труда.
законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах, бухгалтерском учете,
социальном и медицинском страховании,
пенсионном
обеспечении;
гражданское,
таможенное, трудовое, валютное, бюджетное
законодательство Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации,
регулирующее
административную
и
уголовную ответственность за нарушения в
сфере
уплаты
налогов
и
сборов;
законодательство Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практика
применения
законодательства Российской Федерации;
судебная практика по налогообложению.
сущность плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
деятельности
организаций;
теоретические
вопросы
разработки
и
применения плана счетов бухгалтерского
учета
в
финансово-хозяйственной
деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов
бухгалтерского учета;
классификацию счетов бухгалтерского учета
по экономическому содержанию, назначению
и структуре
ПК 1.5.
ПК 1.6.
вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
составлять
бухгалтерские
записи
в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
сопоставлять данные аналитического учета
с оборотами и остатками по счетам
синтетического
учета на последний
календарный день каждого месяца;
готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую в
системе бухгалтерского учета;
обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в
архив;
исправлять ошибки, допущенные при
ведении
бухгалтерского
учета,
в
соответствии
с
установленными
правилами.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании,
пенсионном
обеспечении,
хранении
и
изъятии
регистров
бухгалтерского
учета,
гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
практика
применения
законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
учету;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие
особенности
группировки информации, содержащейся в
первичных учетных документах, хранения
документов и защиты информации в
экономическом субъекте;
порядок составления сводных учетных
документов в целях осуществления контроля
и упорядочения обработки данных о фактах
хозяйственной жизни.
работать в автоматизированной системе порядок
обмена
информацией
по
бухгалтерского учета на предприятии при телекоммуникационным каналам связи;
применении
различных
режимов современные
технологии
налогообложения;
автоматизированной обработки информации;
пользоваться
компьютерными компьютерные программы для ведения
программами для ведения бухгалтерского бухгалтерского учета;
учета, информационными и справочно- правила защиты информации, формируемой
правовыми системами;
в системе бухгалтерского учета.
Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому
взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов,
национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально
опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к
людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке
нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный
на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному
образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к
регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и
профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие
традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою
этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно
выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к
Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за
рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской
культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой
жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую
уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого
человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов
других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного
и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных,
экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую
среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение
других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны,
региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы,
направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние
и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и
самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам,
ЛР 11
традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных
видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта.
Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли
народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное
отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
ЛР 12
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и
их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия
ЛР 13
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно
взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
ЛР 14
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
поставленных
целей;
демонстрирующий
профессиональную
достижение
жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 15
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Демонстрирующий профессиональные умения и навыки, проявление экономической и
финансовой культуры, экономической грамотности; возможности реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
ЛР 16
общенациональных проблем; Способный продуктивно и добросовестно трудиться, и
реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности.
Мотивированный к самообразованию и развитию. Признающий ценность образования,
ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы;
управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий
собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Готовый к
ЛР 17
профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику, сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях. Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности,
готовый к их освоению.
Проявляющий культуру потребления информации, умение и навыки пользования
ЛР 18
компьютерной техникой и специализированными программами; навыки отбора и
критического анализа информации, умение ориентироваться в информационном
пространстве (в том числе в сетевом)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Проявляющий сознательное отношение к труду; добросовестность и ответственность за
результат учебной деятельности; демонстрирующий интерес к будущей профессии;
демонстрирующий навыки здорового образа жизни и высокий уровень культуры
здоровья обучающихся
Проявляющий мировоззренческие установки на отсутствие фактов проявления
идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся
Демонстрирующий интерес к участию и проведению мероприятий культурноспортивной направленности (концерты, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии,
выставки и т.д.)
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 1-21 в
соответствии с Программой воспитания обучающихся.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (заочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
72
Всего учебных занятий во взаимодействии с преподавателем
20
в том числе:
теоретическое обучение (урок, лекция)
7
практические занятия
13
*консультация
2
Самостоятельная работа
48
**Промежуточная аттестация в форме экзамена
2
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за
счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (очная форма обучения)
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
1
2
Раздел 1 Основы теории бухгалтерского учета
Тема 1. Сущность и
Содержание учебного материала
содержание
1. Сущность и функции бухгалтерского учета. Предмет и метод
бухгалтерского
бухгалтерского учёта. Принципы (требования и допущения) бухгалтерского
учета
учета. Объекты бухгалтерского учёта. Пользователи бухгалтерской
информаций в рыночной экономики, их интересы и потребности.
2. Организация бухгалтерского учета в организации. Права, обязанности и
ответственность главного бухгалтера и руководителя организации. Предмет,
объекты, цели и концепции финансового учета. Критерии различия
финансового, налогового и управленческого учета.
Практические занятия
Публичная презентация проекта на тему «Методические основы
бухгалтерского учета»
Тема 2. Система
нормативного
регулирования
бухгалтерского
учета в Российской
Федерации
Содержание учебного материала
1. Общие положения по законодательному и нормативному регулированию
бухгалтерского учета в Российской Федерации. Действующие уровни системы
нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Практические занятия
Публичная презентация проекта на тему «Нормативные документы,
определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учёта»,
(руководствуясь Федеральным законом «О Бухгалтерском учете» от
06.12.2011 № 402-ФЗ).
Раздел 2 Общая характеристика бухгалтерского учета
Тема 3.
Содержание учебного материала
Объем
Объем
часов
часов
теоретиче практиче
ского
ских
обучения занятий
3
2
1
4
0
5
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6.
ЛР 1-21
0
1
0
0
0
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
3
11
Документация и
инвентаризация
1 Понятие и классификация документа. Понятие учетных регистров их
классификация.
2 Формы бухгалтерского учета. Понятие инвентаризации и основные этапы
её проведения.
Практические занятия
Изучение порядка заполнения первичных документов бухгалтерского учёта (с
применением бухгалтерской программы (1С: Предприятие). Проверка,
обработка и группировка документов.
Тема 4. Балансовое
Содержание учебного материала
обобщение и система 1. Понятие и форма бухгалтерского баланса. Классификация балансов. Типы
счетов
изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций.
бухгалтерского
2. Счета бухгалтерского учета их строение и связь с балансом.
учёта.
Классификация счетов. Понятие двойной записи. План счетов бухгалтерского
учета. Рабочий план счетов.
Практические занятия
1. Группировка хозяйственных средств и источников их формирования.
Составление бухгалтерских записей (проводок).
2. Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных
операций. Разработка рабочего плана счетов.
Раздел 3 Организация бухгалтерского учета
Тема 5. Учет
Содержание учебного материала
денежных средств
1. Порядок организации кассовых операций в Российской Федерации.
2. Формы наличных и безналичных расчетов в Российской Федерации. Учет
денежных средств в наличной и безналичной формах.
2
0
Практическое занятие
Решение ситуационных задач по учету денежных средств в наличной и
безналичной формах.
Тема 6. Учет
основных средств и
нематериальных
активов.
Содержание учебного материала
1. Понятие, оценка и классификация основных средств. Понятие, оценка и
классификация нематериальных активов. Синтетический и аналитический
учет поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
1
4
0.5
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
7
0.5
1
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
12
Практические занятия
Решение ситуационных задач по учету поступления и выбытия основных
средств, амортизации основных средств. Решение тестовых заданий
Тема 7. Учет
материальнопроизводственных
запасов
Содержание учебного материала
1. Понятие, классификация и оценка производственных запасов.
Синтетический и аналитический движения учет материальнопроизводственных запасов на складе и в бухгалтерии.
Тема 8. Учет затрат
на производство и
калькулирование
себестоимости
Практические занятия
Решение ситуационных задач по учету поступления, списания в производство
и выбытия материально-производственных запасов (МПЗ) в бухгалтерии,
оценки материалов в текущем учете, бухгалтерской отчетности.
Решение тестовых заданий
Содержание учебного материала
1. Понятие производственных затрат и их классификация. Методы
калькулирования себестоимости продукции. Синтетический и аналитический
учет затрат на производство.
1
0.5
0.5
0.5
Практические занятия
Решение задач по учету прямых затрат, распределение косвенных расходов,
расходов будущих периодов, потерь от брака.
Тема 9. Учет
готовой продукции
и её продажи
Тема 10. Учет
текущих операций и
расчетов.
Содержание учебного материала
1. Понятие готовой продукции и методы ее оценки. Документальное
оформление движения готовой продукции. Синтетический и аналитический
учет готовой продукции на складе и в бухгалтерии.
Практические занятия
1. Решение задач по учету движения готовой продукции. Порядок отражения
в учете реализации продукции и определения финансового результата, учет и
распределение расходов на продажу.
Содержание учебного материала
1. Понятие обязательств, источники их возникновения и состав.
Документальное оформление операций текущих обязательств и расчетов.
Порядок отражения информации об обязательствах на счетах бухгалтерского
учета.
1
0.5
1
0.5
ОК 01-ОК 06, ОК
09; ПК 1.1; ПК 1.2,
ПК 1.3; ПК 1.4;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06, ОК
09; ПК 1.1; ПК 1.2,
ПК 1.3; ПК 1.4;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06, ОК
09; ПК 1.1; ПК 1.2,
ПК 1.3; ПК 1.4;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06, ОК
09; ПК 1.1; ПК 1.2,
ПК 1.3; ПК 1.4;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
13
Тема 11. Учет
финансовых
результатов и
использование
прибыли.
Практические занятия
Решение ситуационных задач по учету поступления, списания в производство
и выбытия материально-производственных запасов (МПЗ) в бухгалтерии,
оценки материалов в текущем учете, бухгалтерской отчетности.
Решение тестовых заданий
Содержание учебного материала
1. Понятие и классификация доходов организации, порядок признания
доходов. Структура и порядок формирования финансовых результатов
деятельности организации. Учет финансового результата в организации. Учёт
собственного капитала организации.
Практические занятия
Решение ситуационных задач по учету финансового результата. Решение
ситуационных задач по учету собственного капитала организации.
1.5
0.5
1.5
Раздел 4 Особенности составления учетной политики и бухгалтерской (финансовой) отчетности
Тема 12. Учетная
Содержание учебного материала
политика
1. Общие положение по бухгалтерскому учету «учетная политика
организации
организации» ПБУ
2. Формирование учетной политики. Раскрытие и изменение учетной
политики.
Практические занятия
Разработка основных разделов учетной политики организации. Выполнение
тестового задания.
1
0.5
Тема 13. Основы
составления
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
0.5
Содержание учебного материала
1. Понятие отчетности и ее виды. Основные требования, предъявляемые к
бухгалтерской (финансовой) отчетности. Состав и содержание бухгалтерской
(финансовой) отчетности. Порядок составления и утверждения бухгалтерской
отчетности.
Практические занятия
Заполнение форм бухгалтерской отчетности.
Решение тестовых заданий.
3
1.5
1.5
7
13
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
ОК 01-ОК 07, ОК
09, ПК 1.1., ПК
1.2, ПК 1.3, ПК
1.4, ПК 1.5, ПК
1.6. ЛР 1-21
14
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка рефератов по темам дисциплины
2. Выполнение самостоятельных заданий
3. Работа с конспектом и рекомендованной литературой
4. Подготовка к тестированию
5. Подготовка к экзамену
48
Промежуточная аттестация - экзамен
Всего:
Объем во взаимодействии с преподавателем, в том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации
Экзамен
72
20
7
13
2
2
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Учебная аудитория (кабинет общепрофессиональных дисциплин и МДК) для проведения занятий
всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный
текст на мониторе (экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14
Blue, включающий точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом
Брайля; наушники; колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"
3.2. Информационное обеспечение обучения
16
3.2.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая изменениями.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями.
5. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в
действующей редакции).
6. Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной
финансовой
отчетности" (в действующей редакции).
7. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 "Об утверждении Программы
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности".
8. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его
применению" (в действующей редакции).
9. Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н "Об утверждении Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в действующей
редакции).
10. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"(ПБУ 4/99) (в действующей
редакции).
11. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности
организаций"(в действующей редакции).
12. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н "Об утверждении положений по
бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных
значений" (ПБУ 21/2008)") (в действующей редакции).
13. Приказ Минфина России от 27.12.2007 №153н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (в действующей
редакции).
14. Приказ Минфина России от 19.11.2002 №115н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" (в действующей редакции).
15. Приказ Минфина России от 15.11.2019г. №180н "Об утверждении Федерального
стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».
16. Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н "Об утверждении Федерального
стандарта Бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020
«Капитальные вложения». (в действующей редакции).
17. Приказ Минфина России от 13.12.2010 №167н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные
активы" (ПБУ 8/2010)" (в действующей редакции).
18. Приказ Минфина России от 28.06.2010 №63н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ
22/2010)" (в действующей редакции).
19. Приказ Минфина России от 10.12.2002 №126н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" (в действующей редакции).
20. Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (в
действующей редакции).
21. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №107н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" (в
действующей редакции).
17
22. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (в действующей редакции).
23. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (в действующей редакции).
24. Приказ Минфина России от 27.11.2006 №154н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (в действующей редакции).
25. Приказ Минфина РФ от 25.12.2007 №147н "О внесении изменений в Положение по
бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)"(в действующей редакции).
26. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 №92н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"(в действующей
редакции).
27. Приказ Минфина России от 24.10.2008 №116н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)" (в
действующей редакции)
28. Приказ Минфина России от 29.04.2008 №48н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)" (в действующей
редакции).
29. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 №125н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)" (в
действующей редакции).
30. Приказ Минфина РФ от 16.10.2018 №208н "Об утверждении Федерального стандарта
Бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 " Бухгалтерский учет аренды" (в действующей
редакции).
31. Приказ Минфина РФ от 16.04.2021 №62н "Об утверждении Федерального стандарта
Бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 " Документы и документооборот в бухгалтерском
учете" (в действующей редакции).
32. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 "Об утверждении Методических указаний по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
33. Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У "О порядке ведения кассовых операций
юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций
индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"(в
действующей редакции)
3.2.2. Основная литература:
1.
Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 260 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-19877-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/557273 .
2.
Воронченко, Т. В. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 727 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17609-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/545071 .
3.2.3. Дополнительная литература:
1.
Проданова, Н. А. Основы бухгалтерского учета для малого бизнеса: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная;
ответственный редактор Е. И. Зацаринная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 220 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-518
534-15783-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/538293
2.
Захаров, И. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего профессионального
образования / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова; под редакцией И. М. Дмитриевой. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 415 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-16613-2. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536850
3.
Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. М. Дмитриева. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-16324-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/536590 .
4.
Голубева, С. С. Основы бухгалтерского учета : учебник для СПО / С. С. Голубева, М. В.
Голубниченко. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 198 c. —
ISBN 978-5-4488-1717-5, 978-5-4497-2498-4. — Текст : электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134006.html
3.2.4. Интернет-источники:
1. Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс], – Режим
доступа: http://www.gks.ru /
2. Научная электронная библиотека, [Электронный ресурс], – Режим доступа:
https://elibrary.ru/
3. Официальный сайт ЦБ РФ, [Электронный ресурс], – Режим доступа: www.cbr.ru
4. Российское информационное агентство деловой информации "РБК", [Электронный
ресурс], – Режим доступа: http://www.rbc.ru
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный
ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL:
https://www.nalog.gov.ru/
7. Финансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/
8. КонсультантПлюс: справочная система [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://www.consultant.ru/
9. Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих
участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в Университете направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией.
Учебная дисциплина ОП.04 Основы бухгалтерского учета способствует развитию
личностных результатов ЛР 1-21 в соответствии с Программой воспитания обучающихся.
19
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Адаптация рабочей программы дисциплины проводится при реализации адаптивной
образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы реабилитации
или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями) – в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения среднего
профессионального образования условий, а также обеспечения достижения обучающимися
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов формирования
практического опыта.
Информация о специальных условиях, созданных для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, размещена на сайте ММУ (http://www.mi.university).
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета отвечает особым образовательным потребностям обучающихся
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет оснащен
оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся
с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, оборудован индукционными
системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей,
использование клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет оборудован
адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья
у обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
20
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля
проводятся с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и
отставания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение
коррективов в учебную деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки
к ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения,
предусмотренные рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная
работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
-правила оформления документов и
построения устных сообщений;
-сущность плана счетов бухгалтерского
учета
финансово-хозяйственной
деятельности организаций;
-теоретические вопросы разработки и
применения плана счетов бухгалтерского
учета
в
финансово-хозяйственной
деятельности организации;
-инструкцию по применению плана счетов
бухгалтерского учета;
классификацию счетов бухгалтерского
учета по экономическому содержанию,
назначению и структуре;
-законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании, пенсионном обеспечении,
хранении
и
изъятии
регистров
бухгалтерского
учета,
гражданское,
трудовое, таможенное законодательство
Российской Федерации;
-практика применения законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
Критерии оценки
Методы оценки
Оценка
«отлично»
выставляется обучающемуся,
если он глубоко и прочно
усвоил
программный
материал
курса,
исчерпывающе,
последовательно,
четко и
логически
стройно
его
излагает,
умеет
тесно
увязывать
теорию
с
практикой,
свободно
справляется с задачами и
вопросами, не затрудняется с
ответами при видоизменении
заданий,
правильно
обосновывает
принятые
решения,
владеет
разносторонними навыками и
приемами
выполнения
практических задач;
оценка
«хорошо»
выставляется обучающемуся,
если он твердо знает материал
курса, грамотно и по существу
Экспертная
оценка
деятельности
обучающихся
при
выполнении и защите
результатов
практических
занятий, выполнении
домашних
работ,
опроса, результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся,
контрольных работ и
других
видов
текущего контроля.
21
учету;
-внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие
особенности
группировки информации, содержащейся в
первичных учетных документах, хранения
документов и защиты информации в
экономическом субъекте;
-порядок составления сводных учетных
документов
в целях
осуществления
контроля и упорядочения обработки
данных о фактах хозяйственной жизни.
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
-грамотно
излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
-обосновывать необходимость разработки
рабочего плана счетов на основе типового
плана
счетов
бухгалтерского
учета
финансово-хозяйственной деятельности;
-применять
рабочий
план
счетов
бухгалтерского учета организации;
-вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
-составлять
бухгалтерские
записи
в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
-сопоставлять
данные
аналитического
учета с оборотами и остатками по счетам
синтетического
учета
на последний
календарный день каждого месяца;
-готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую в
системе бухгалтерского учета;
-обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в
архив;
-исправлять ошибки, допущенные при
ведении
бухгалтерского
учета,
в
соответствии с установленными правилами
излагает его, не допуская
существенных неточностей в
ответе на вопрос, правильно
применяет
теоретические
положения
при
решении
практических вопросов и
задач, владеет необходимыми
навыками и приемами их
выполнения;
оценка
«удовлетворительно»
выставляется обучающемуся,
если он имеет знания только
основного материала, но не
усвоил его деталей, допускает
неточности,
недостаточно
правильные
формулировки,
нарушения
логической
последовательности
в
изложении
программного
материала,
испытывает
затруднения при выполнении
практических задач;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся,
который
не
знает
значительной
части
программного
материала,
допускает
существенные
ошибки,
неуверенно,
с
большими
затруднениями
решает практические задачи
или не справляется с ними
самостоятельно.
Оценка результатов
выполнения
практической
работы;
Оценка результатов
проведенного
итогового экзамена;
Оценка результатов
устного
и
письменного опроса;
Оценка результатов
тестирования;
Оценка результатов
решения
ситуационных задач.
Промежуточная
аттестация экзамен.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения
по учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств),
позволяющие оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
22
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
23