Приложение ОП. 02
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Статистика
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Статистика
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01. - ОК 05, ОК
09, ПК 1.5., ПК 2.2., ПК 2.4.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
ПК 1.1. Составлять и обрабатывать первичные учетные документы о фактах
хозяйственной деятельности экономического субъекта.
ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов
хозяйственной деятельности
ПК 2.2. Формировать бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность.
ПК 2.4. Проводить анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Статистика»: формирование теоретических знаний и практических
навыков при сборе, обработке и анализе статистических данных.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
Знания
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия; определить
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
решения задач;
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ПК 1.1.
ПК 1.5.
определять задачи для поиска информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
определять
актуальность
нормативноправовой
документации
в
профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать
траектории профессионального развития и
самообразования
Организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
составлять (оформлять) первичные учетные
документы, в том числе электронные
документы;
осуществлять
комплексную
проверку
первичных учетных документов;
пользоваться компьютерными программами
для
ведения
бухгалтерского
учета,
информационными и справочно-правовыми
системами;
обеспечивать
сохранность
первичных
учетных документов до передачи их в архив.
вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
составлять
бухгалтерские
записи
в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
сопоставлять данные аналитического учета с
оборотами и остатками по счетам
синтетического
учета
на
последний
календарный день каждого месяца;
готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую в
системе бухгалтерского учета;
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления
результатов
поиска
информации; современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
содержание
актуальной
нормативноправовой документации; современная
научная
и
профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Значимость
коллективных
решений,
работать
в
группе
для
решения
ситуационных заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста;
правила
оформления
документов
и
построения
устных
сообщений.
Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области денежного
обращения и финансов.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, архивном деле;
практику применения законодательства
Российской Федерации по вопросам
оформления
первичных
учетных
документов;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
регламентирующие порядок составления,
хранения и передачи в архив первичных
учетных документов;
компьютерные программы для ведения
бухгалтерского учета
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном
деле,
социальном
и
медицинском страховании, пенсионном
обеспечении,
хранении
и
изъятии
регистров
бухгалтерского
учета,
гражданское,
трудовое,
таможенное
законодательство Российской Федерации;
практика применения законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
учету;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического
субъекта,
5
обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в архив
исправлять ошибки, допущенные при
ведении
бухгалтерского
учета,
в
соответствии с установленными правилами
ПК 2.2.
регламентирующие
особенности
группировки информации, содержащейся
в первичных
учетных
документах,
хранения
документов
и
защиты
информации в экономическом субъекте;
порядок составления сводных учетных
документов в целях осуществления
контроля и упорядочения обработки
данных о фактах хозяйственной жизни
разрабатывать внутренние организационно- законодательство Российской Федерации о
распорядительные документы, в том числе бухгалтерском учете, налогах и сборах,
стандарты
бухгалтерского
учета аудиторской деятельности, официальном
экономического субъекта;
статистическом учете, архивном деле,
оценивать
возможные
последствия социальном и медицинском страховании,
изменений
в
учетной
политике пенсионном
обеспечении;
о
экономического субъекта, в том числе их противодействии
коррупции
и
влияние на его дальнейшую деятельность;
коммерческому подкупу, легализации
разрабатывать формы первичных учетных (отмыванию)
доходов,
полученных
документов,
регистров
бухгалтерского преступным путем, и финансированию
учета, формы бухгалтерской (финансовой) терроризма;
о
порядке
изъятия
отчетности
и
составлять
график бухгалтерских
документов,
об
документооборота;
ответственности за непредставление или
планировать объемы и сроки выполнения представление недостоверной отчетности;
работ в отчетный период для целей гражданское,
таможенное,
трудовое,
составления бухгалтерской (финансовой) валютное, бюджетное законодательство
отчетности;
Российской Федерации; законодательство
формировать
в
соответствии
с Российской
Федерации
в
сфере
установленными
правилами
числовые деятельности экономического субъекта;
показатели в отчетах, входящих в состав практика применения законодательства
бухгалтерской (финансовой) отчетности, Российской Федерации;
при
централизованном
и международные стандарты финансовой
децентрализованном
ведении отчетности (в зависимости от сферы
бухгалтерского учета;
деятельности экономического субъекта)
составлять бухгалтерскую (финансовую) порядок
обмена
информацией
по
отчетность
при
реорганизации
или телекоммуникационным каналам связи;
ликвидации юридического лица;
судебная практика по налогообложению.
обосновывать принятые экономическим
субъектом
решения
при
проведении
внутреннего контроля, государственного
(муниципального) финансового контроля,
внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
использовать внутренние организационнораспорядительные
документы,
регламентирующие ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов и
деклараций;
обеспечивать
установленные
сроки
выполнения
работ
и
представления
налоговых
расчетов
и
деклараций,
отчетности в государственные органы;
формировать числовые показатели отчетов,
входящих
в
состав
бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
проводить счетную и логическую проверку
правильности
формирования
числовых
6
ПК 2.4.
показателей отчетов, входящих в состав
бухгалтерской (финансовой) отчетности;
формировать пояснения к бухгалтерскому
балансу и отчету о финансовых результатах;
- применять методы финансового анализа
информации, содержащейся в бухгалтерской
(финансовой) отчетности; устанавливать
причинно-следственные связи изменений,
произошедших
за отчетный
период;
оценивать потенциальные риски;
формировать аналитические отчеты и
представлять
их
заинтересованным
пользователям.
- документы по финансовому анализу,
бюджетированию
и
управлению
денежными потоками
- законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах, бухгалтерском и
официальном
статистическом
учете,
архивном
деле,
социальном
и
медицинском страховании, пенсионном
обеспечении, аудиторской деятельности,
гражданское,
таможенное,
трудовое
законодательство Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
применения
субъекта;
практика
законодательства Российской Федерации
1.3. Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий
приверженность
традиционным
духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности,
открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями
разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие
социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий
уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке
нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
7
собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный
на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение
к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и
профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры,
принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий
свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России,
деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России,
к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за
рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской
культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения,
деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой
жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую
уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния
социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на
окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное
поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников
природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные
инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству
коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
8
нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное
самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом
обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной
эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
ЛР 12
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми
и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия
ЛР 13
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
Готовый
соответствовать
ожиданиям
работодателей:
проектно-мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими
людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный,
ЛР 14
пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный
на
достижение
поставленных
целей;
демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 15
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Демонстрирующий профессиональные умения и навыки, проявление экономической и
финансовой культуры, экономической грамотности; возможности реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
ЛР 16
общенациональных проблем; Способный продуктивно и добросовестно трудиться, и
реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности.
Мотивированный к самообразованию и развитию. Признающий ценность образования,
ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы;
управляющий
собственным
профессиональным
развитием;
рефлексивно
оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Готовый
ЛР 17
к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику,
сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях. Гибко реагирующий на появление новых форм
трудовой деятельности, готовый к их освоению.
Проявляющий культуру потребления информации, умение и навыки пользования
компьютерной техникой и специализированными программами; навыки отбора и
ЛР 18
критического анализа информации, умение ориентироваться в информационном
пространстве (в том числе в сетевом)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Проявляющий сознательное отношение к труду; добросовестность и ответственность
за результат учебной деятельности; демонстрирующий интерес к будущей профессии;
ЛР 19
демонстрирующий навыки здорового образа жизни и высокий уровень культуры
здоровья обучающихся
Проявляющий мировоззренческие установки на отсутствие фактов проявления
ЛР 20
9
идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся
Демонстрирующий интерес к участию и проведению мероприятий культурноспортивной направленности (концерты, конкурсы, соревнования, фестивали,
экскурсии, выставки и т.д.)
ЛР 21
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 121 в соответствии с Программой воспитания обучающихся
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объём образовательной программы
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем
часов
48
8
в том числе:
лекции, уроки
практические занятия
4
4
*консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
40
0
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса, в день, освобожденный от других видов занятий. Промежуточная аттестация в
форме дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Наименование
разделов и тем
содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1. Предмет и задачи статистики.
2. История статистики.
3. Особенности статистической методологии.
4.Статистическая совокупность.
5. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков.
В том числе практических и лабораторных занятий
Предмет, метод и задачи статистики
Содержание учебного материала
Тема 2.
Статистическое 1. Статистическое наблюдение, этапы его проведения и осуществление поиска и
интерпретации информации необходимой для выполнения задач профессиональной
наблюдение
деятельности. Цели и задачи статистического наблюдения.
2. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения.
3. Статистический формуляр. Формы и виды статистической отчетности. Статистический
момент и срок (период) статистического наблюдения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Статистическое наблюдение.
Тема 3. Сводка Содержание учебного материала
и группировка 1. Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике
статистических выполнения.
2. Программа статистической сводки. Результаты сбора информации и и отражение их в
материалов
статистической сводке.
3. Группировка статистических данных. Виды группировок.
4. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки.
5. Перегруппировка статистических данных.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.
Предмет, метод
и задачи
статистики
Объем часов в
Коды
том числе в формируемых
форме
компетенций
практической
подготовки
ОК 01-ОК 05,
1
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
0
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
11
Тема 4.
Способы
наглядного
представления
статистических
данных
Тема 5.
Абсолютные и
относительные
величины и
техника их
расчета
Тема 6.
Средние
величины и
показатели
вариации
Виды статистической сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.
Виды и задачи группировок
Содержание учебного материала
1. Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы.
2. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.
3. Правила построения таблиц в статистике.
4. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле
графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.
5. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала
1. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели
2. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.
Коэффициенты, проценты, промилле в статистике
3. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры,
координации, интенсивности и сравнения
В том числе практических и лабораторных занятий
Виды и значение обобщающих статистических показателей.
Абсолютные статистические величины.
Относительные статистические величин
Содержание учебного материала
1. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя
квадратическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая.
2. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые)
средние степенные величины в статистике.
3. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение,
дисперсия, среднее квадратическое отклонение
В том числе практических и лабораторных занятий
Виды средних величин. Средняя арифметическая в статистике. Средняя гармоническая в
статистике. Абсолютные и относительные показатели вариации.
Расчет различных видов относительных величин
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
12
Тема 7.
Статистическое
изучение связи
между
явлениями
Тема 8. Ряды
динамики и
ряды
распределения
Тема 9.
Индексы
Содержание учебного материала
1. Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления.
2. Построение модели связи. Интерпретация результатов.
3. Функциональная связь и стохастическая зависимость.
4. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.
В том числе практических и лабораторных занятий
Статистическое изучение связи между явлениями.
Содержание учебного материала
1. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних
величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени.
2. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные
приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
3. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда.
Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.
4. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.
В том числе практических и лабораторных занятий
Понятие о рядах динамики. Виды рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики.
Средние показатели ряда динамики. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.
Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения
Содержание учебного материала
1. Понятие об индексах.
2. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме
построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.
3. Индивидуальные и общие индексы.
4. Агрегатный индекс.
5. Средние индексы.
6. Индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Понятие об индексах. Классификация индексов в статистике. Индивидуальные и общие
индексы. Агрегатные индексы и средние индексы. Индексы переменного состава, постоянного
состава и структурных сдвигов.
Содержание учебного материала
1. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки.
0
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
1
1
ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
0
самостоятель ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
ное изучение
1.5., ПК 2.2.,
ПК 2.4.
ЛР 1-21
самостоятель ОК 01-ОК 05,
ОК 09; ПК
ное изучение
13
Тема 10.
Выборочное
наблюдение
1.5., ПК 2.2.,
2. Генеральная и выборочная совокупности.
ПК 2.4.
3. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки.
ЛР
1-21
4. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
В том числе практических и лабораторных занятий
Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя
и предельная ошибки выборки.
Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности
Содержание учебного материала
самостоятель ОК 01-ОК 05,
Тема 11.
ОК 09; ПК
1. Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. ное изучение
Методы
1.5., ПК 2.2.,
изучения связи Построение модели связи. Интерпретация результатов, функциональная связь и стохастическая
ПК 2.4.
зависимость. Прямая и обратная связь, шейные и нелинейные связи.
между
ЛР 1-21
2. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ.
явлениями.
Корреляционно Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная
регрессионный регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия.
Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение агрессии. Коэффициенты регрессии.
анализ
Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей
регрессии.
В том числе практических и лабораторных занятий
Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя
и предельная ошибки выборки.
Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности
Интерпретация моделей регрессии.
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
Самостоятельная работа
Всего:
Объем во взаимодействии с преподавателем, в том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации
0
40
48
8
2
6
0
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная аудитория (кабинет общепрофессиональных дисциплин и МДК) для проведения занятий
всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный
текст на мониторе (экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14
Blue, включающий точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом
Брайля; наушники; колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"
3.2. Информационное обеспечение обучения
15
3.2.1. Основная литература
1.
Долгова, В. Н. Статистика: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16207-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536914
2.
Яковлев, В. Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Б. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 353 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402551-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/538738 .
3.2.2. Дополнительная литература
1. Статистика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под
редакцией И. И. Елисеевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 388 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17662-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536819
2. Статистика. Практический курс : учебное пособие для среднего профессионального
образования / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, О. И. Ганченко, М. А. Михайлов ; под редакцией
М. Р. Ефимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 323 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18638-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545226 .
3. Цыпин, А. П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel : практикум для СПО / А.
П. Цыпин, Л. Р. Фаизова. — Саратов : Профобразование, 2020. — 288 c. — ISBN 978-5-44880623-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/92170.html
4. Гомола, А. И. Составление и использование бухгалтерской отчетности : учебник для СПО
/ А. И. Гомола, С. В. Кириллов. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2020. — 319
c. — ISBN 978-5-4488-0424-3, 978-5-4486-0626-7. — Текст : электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/93549.html
5. Дегтярева, И. Н. Статистика : учебник для СПО / И. Н. Дегтярева. — Саратов, Москва :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 249 c. — ISBN 978-5-4488-1303-0, 978-5-44971213-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. —
URL: https://www.iprbookshop.ru/109497.html
3.2.3. Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации – URL:
https://minfin.gov.ru/
2. Официальный сайт Центрального Банка РФ – URL: www.cbr.ru
3. Официальный сайт Федерального казначейства – URL: https://roskazna.gov.ru/
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы – URL: https://www.nalog.gov.ru/
5. Официальный сайт Пенсионного фонда России – URL: https://sfr.gov.ru/
6. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования – URL:
https://www.ffoms.gov.ru/
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – URL:
https://rosstat.gov.ru/
8. Официальный сайт «1С:Предприятие 8» для учебных заведений – URL:
https://edu.1cfresh.com/
9. Энциклопедия
экономиста,
раздел
«Статистика»,
общая
теория
статистики
https://www.grandars.ru/student/statistika/obshchaya-teoriya-statistiki/
10. Научно-образовательный портал Экономика и управление на предприятиях - http://eup.ru/
11. Федеральный информационно-образовательный портал. http://edu.ru/
16
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных
работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система направлена на формирование и развитие интеллектуальной,
культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста,
сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина способствует развитию личностных результатов ЛР 1-21 в
соответствии с Программой воспитания обучающихся.
3.5. 3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Адаптация рабочей программы дисциплины проводится при реализации адаптивной
образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы реабилитации
или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями) – в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения среднего
профессионального образования условий, а также обеспечения достижения обучающимися
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов формирования
практического опыта.
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
17
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен
быть оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен быть
оборудован адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья у
обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся
с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения, предусмотренные
рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная
работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.
Показатели освоенности
Методы
Результаты обучения
компетенций
оценки
Знает:
- актуальный профессиональный
и знает
актуальный Проведение
социальный
контекст,
в
котором профессиональный
и фронтального
приходится работать и жить;
социальный контекст, в опроса
18
- основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и
смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной
статистики;
современные
тенденции
развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки,
анализа и наглядного представления
информации;
основные
формы
и
воздействующей
статистической
отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социальноэкономические явления.
- законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах, бухгалтерском и
официальном
статистическом
учете,
архивном
деле,
социальном
и
медицинском страховании, пенсионном
обеспечении, аудиторской деятельности,
гражданское,
таможенное,
трудовое
законодательство Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации
в сфере деятельности экономического
субъекта;
практика
применения
законодательства Российской Федерации
Умеет:
- распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;
котором
приходится
работать и жить;
- знает основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
знает
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной
и
смежных областях;
- знает методы работы в
профессиональной
и
смежных сферах;
- знает структуру плана для
решения задач;
- знает порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной
деятельности
Тестирование
по темам курса
Выполнение и
защита
рефератов,
презентаций
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающихся
при
выполнении и
защите
результатов
практических
занятий.
Промежуточная
аттестация
- знает законодательство
Российской Федерации о
налогах
и
сборах,
бухгалтерском
и
официальном
статистическом
учете,
архивном деле, социальном
и медицинском страховании,
пенсионном
обеспечении,
аудиторской деятельности,
гражданское, таможенное,
трудовое законодательство
Российской
Федерации;
законодательство
Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практика
применения
законодательства
Российской Федерации
Проведение
фронтального
опроса
Тестирование
по темам курса
Выполнение и
защита
рефератов,
презентаций
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающихся
при
выполнении и
защите
результатов
практических
занятий.
Промежуточная
аттестация
- умеет распознавать задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающихся
19
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах
собирать
и
регистрировать
статистическую информацию; проводить
первичную
обработку
и
контроль
материалов
наблюдения;
выполнять
расчеты статистических показателей и
формулировать
основные
выводы;
осуществлять
комплексный
анализ
изучаемых социально- экономических
явлений и процессов, используя средства
вычислительной
техники;
грамотно
излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике на государственном языке; уметь
выстраивать
взаимоотношения
с
представителями различных сфер и
национальных, социальных и культурных
формирований;
формировать
и
поддерживать высокую организационную
(корпоративную) культуру, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;
применять
средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать современное программное
обеспечение;
пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
различать особенности документации на
разных языках и использовать их в
процессе
управления;
различать
особенности документации на разных
языках и использовать их в процессе
управления; применять современную
- умеет анализировать задачу
и/или проблему и выделять
её составные части;
- умеет определять этапы
решения задачи;
умеет
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы;
- умеет составлять план
действия;
умеет
определять
необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах
- умеет применять методы
финансового
анализа
информации, содержащейся
в
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности;
устанавливать
причинноследственные
связи
изменений, произошедших
за
отчетный
период;
оценивать
потенциальные
риски
при
выполнении и
защите
результатов
практических
занятий.
Оцениванию
обязательному
подлежат
все
зачетные
практические
работы
по
темам
и
разделам.
Промежуточная
аттестация
Экспертное
наблюдение и
оценка
деятельности
обучающихся
при
выполнении и
защите
результатов
практических
занятий.
Оцениванию
обязательному
подлежат
все
зачетные
практические
работы
по
темам
и
разделам.
Промежуточная
аттестация
20
научную
профессиональную
терминологию.
- применять методы финансового анализа
информации,
содержащейся
в
бухгалтерской (финансовой) отчетности;
устанавливать
причинно-следственные
связи изменений, произошедших за
отчетный
период;
оценивать
потенциальные риски;
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств), позволяющие
оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
21