Приложение ОП. 01
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Экономика организации
заочная форма обучения
базовая подготовка
Верхняя Салда
2025 г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
21
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,- ОК 06, ОК
07, ОК 09, ПК 1.5., ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.4., ПК 2.5.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том
числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
ПК 1.5. Осуществлять текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной
деятельности.
ПК 2.1. Проводить инвентаризацию активов и обязательств экономического субъекта и
отражать ее результаты.
ПК 2.2. Формировать бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность.
ПК 2.5. Составлять финансовую модель бизнес-плана.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Экономика организации»: формирование у студентов
теоретических знаний в области экономики и практических навыков расчета, планирования и
оценки экономических показателей деятельности организации.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
Знания
Распознавать задачу и/или проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия и реализовывать
его; определить необходимые ресурсы.
Актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного
обращения (формы расчетов), понятие и
сущность
финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования
хозяйствующих
субъектов,
финансовые
4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.5.
Определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые
источники информации; планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую
значимость
результатов
поиска;
оформлять результаты поиска; применять
средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение.
Определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного
дела; в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования.
Организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе.
Описывать значимость своей профессии
(специальности); применять стандарты
антикоррупционного поведения
Соблюдать
нормы
экологической
безопасности; принципы бережливого
производства, определять направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
вести регистрацию и накопление данных
посредством двойной записи, по простой
системе;
ресурсы
хозяйствующих
субъектов
–
структура и состав.
Номенклатуру информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности; приемы структурирования
информации; современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
Содержание
актуальной
нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования.
Значимость коллективных решений, работать
в группе для решения ситуационных заданий;
основы проектной деятельности.
Особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.
Сущность
гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности
по профессии (специальности); стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, принципы бережливого
производства,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения ресурсосбережения
Нормативно-правовые акты международные
и РФ в области денежного обращения и
финансов.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
архивном деле, социальном и медицинском
5
составлять бухгалтерские записи в
соответствии с рабочим планом счетов
экономического субъекта;
сопоставлять
данные аналитического
учета с оборотами и остатками по счетам
синтетического учета на последний
календарный день каждого месяца;
готовить справки, ответы на запросы,
содержащие информацию, формируемую
в системе бухгалтерского учета;
обеспечивать
сохранность
регистров
бухгалтерского учета до передачи их в
архив;
исправлять ошибки, допущенные при
ведении
бухгалтерского
учета,
в
соответствии
с
установленными
правилами.
ПК 2.1.
осуществлять документирование этапов
инвентаризации;
проводить фактический подсчет активов
Осуществлять
инвентаризацию
обязательств;
составлять бухгалтерские записи по
отражению результатов инвентаризации и
урегулированию
инвентаризационных
разниц.
ПК 2.2.
разрабатывать
внутренние
организационно-распорядительные
документы, в том числе стандарты
бухгалтерского учета экономического
субъекта;
определять
(разрабатывать)
способы
ведения
бухгалтерского
учета
и
формировать
учетную
политику
экономического субъекта;
оценивать
возможные
последствия
изменений
в
учетной
политике
экономического субъекта, в том числе их
влияние на его дальнейшую деятельность
разрабатывать формы первичных учетных
документов, регистров бухгалтерского
учета, формы бухгалтерской (финансовой)
отчетности
и
составлять
график
документооборота;
планировать объемы и сроки выполнения
работ в отчетный период для целей
составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
распределять объем учетных работ между
работниками
(группами
работников)
бухгалтерской службы;
формировать
в
соответствии
с
установленными правилами числовые
страховании,
пенсионном
обеспечении,
хранении и изъятии регистров бухгалтерского
учета, гражданское, трудовое, таможенное
законодательство Российской Федерации;
практика
применения
законодательства
Российской Федерации по бухгалтерскому
учету;
внутренние
организационнораспорядительные
документы
экономического субъекта, регламентирующие
особенности
группировки
информации,
содержащейся
в
первичных
учетных
документах, хранения документов и защиты
информации в экономическом субъекте;
порядок составления сводных учетных
документов в целях осуществления контроля
и упорядочения обработки данных о фактах
хозяйственной жизни.
нормативные правовые акты, регулирующие
порядок проведения инвентаризации активов
и обязательств;
периодичность, и порядок проведения
инвентаризации
различных
объектов
бухгалтерского учета;
процесс подготовки к инвентаризации,
порядок
оформления
сличительных
ведомостей, инвентаризационных описей,
актов инвентаризации;
порядок отражения в учете результатов
инвентаризации.
законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете, налогах и сборах,
аудиторской деятельности, официальном
статистическом учете, архивном деле,
социальном и медицинском страховании,
пенсионном обеспечении; о противодействии
коррупции и коммерческому подкупу,
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию терроризма; о порядке
изъятия бухгалтерских документов, об
ответственности за непредставление или
представление недостоверной отчетности;
гражданское,
таможенное,
трудовое,
валютное,
бюджетное
законодательство
Российской Федерации; законодательство
Российской Федерации в сфере деятельности
экономического
субъекта;
практику
применения законодательства Российской
Федерации;
международные
стандарты
финансовой
отчетности (в зависимости от сферы
деятельности экономического субъекта);
порядок
обмена
информацией
по
телекоммуникационным каналам связи
судебную практику по налогообложению.
6
ПК 2.5
показатели в отчетах, входящих в состав
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
при
централизованном
и
децентрализованном
ведении
бухгалтерского учета;
составлять бухгалтерскую (финансовую)
отчетность
при реорганизации
или
ликвидации юридического лица;
обосновывать принятые экономическим
субъектом решения при проведении
внутреннего контроля, государственного
(муниципального) финансового контроля,
внутреннего и внешнего аудита, ревизий,
налоговых и иных проверок;
использовать внутренние организационнораспорядительные
документы,
регламентирующие ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов и
деклараций;
обеспечивать
установленные
сроки
выполнения работ и представления
налоговых расчетов и деклараций,
отчетности в государственные органы.
определять финансовую модель бизнесплана и объем работ по бизнеспланированию;
формировать структуру бизнес-плана;
планировать объемы, последовательность
и сроки выполнения работ по составлению
бизнес-планов,
контролировать
их
соблюдение.
методические документы по финансовому
анализу, бюджетированию и управлению
денежными потоками;
законодательство Российской Федерации о
налогах
и
сборах,
бухгалтерском
и
официальном
статистическом
учете,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании,
пенсионном
обеспечении,
аудиторской деятельности, гражданское,
таможенное,
трудовое
законодательство
Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации в
сфере
деятельности
экономического
субъекта;
практику
применения
законодательства Российской Федерации.
Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
7
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому
взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов,
национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально
опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к
людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке
нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный
на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному
образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к
регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и
профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие
традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою
этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно
выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к
Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за
рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской
культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой
жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую
уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого
человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов
других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного
и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
8
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных,
экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую
среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
ЛР 10
распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение
других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны,
региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы,
направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние
и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и
самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам,
ЛР 11
традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных
видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта.
Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли
народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное
отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
ЛР 12
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и
их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности,
независимости,
профессионального
скептицизма,
противодействия
ЛР 13
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно
взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
ЛР 14
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
поставленных
целей;
демонстрирующий
профессиональную
достижение
жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 15
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Демонстрирующий профессиональные умения и навыки, проявление экономической и
финансовой культуры, экономической грамотности; возможности реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
ЛР 16
общенациональных проблем; Способный продуктивно и добросовестно трудиться, и
реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности.
Мотивированный к самообразованию и развитию. Признающий ценность образования,
ЛР 17
ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы;
9
управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий
собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Готовый к
профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику, сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях. Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности,
готовый к их освоению.
Проявляющий культуру потребления информации, умение и навыки пользования
компьютерной техникой и специализированными программами; навыки отбора и
критического анализа информации, умение ориентироваться в информационном
пространстве (в том числе в сетевом)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Проявляющий сознательное отношение к труду; добросовестность и ответственность за
результат учебной деятельности; демонстрирующий интерес к будущей профессии;
демонстрирующий навыки здорового образа жизни и высокий уровень культуры
здоровья обучающихся
Проявляющий мировоззренческие установки на отсутствие фактов проявления
идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся
Демонстрирующий интерес к участию и проведению мероприятий культурноспортивной направленности (концерты, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии,
выставки и т.д.)
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 121 в соответствии с Программой воспитания обучающихся.
10
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (заочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
128
Всего учебных часов во взаимодействии с преподавателем
36
в том числе:
теоретические занятия (урок, лекция)
18
практические занятия
18
*консультация
2
Самостоятельная работа
92
**Промежуточная аттестация в форме экзамена
2
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за
счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
11
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (очная форма обучения)
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий
Раздел 1 Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка
Тема 1.1 Структура
национальной
экономики: сферы,
сектора,
комплексы,
отрасли,
организации.
Тема 1.2
Предприятие как
хозяйствующий
субъект рыночной
экономики
Тема 1.3 Среда
функционирования
организации
(предприятия)
Тема 1.4 Система
экономических
показателей
деятельности
предприятия и их
взаимосвязь
Объем
часов
5/5
Содержание учебного материала
Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли. Социально-экономическое
значение структурных единиц экономики. Организационное построение национальной экономики России.
Характеристика экономических видов деятельности. Нормативно-правовая основа функционирования
структурных единиц национальной экономики.
1
практических и лабораторных занятий
Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли, организации.
Содержание учебного материала
Предпринимательство в рыночной экономической среде. Цель, сферы, формы предпринимательства.
Предприятие – основное звено экономики. Понятие и основные признаки предприятия (организации).
Классификация предприятий. Организационно-правовые формы хозяйствования предприятий, их основные
характеристики и принципы функционирования. Малое предпринимательство. Потребительское общество
как хозяйствующий субъект.
практических и лабораторных занятий
Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Содержание учебного материала
Внешняя и внутренняя среда предприятия (организации). Государственное регулирование деятельности
предприятий. Спрос и предложение на рынке. Формирование равновесной цены. Эластичность спроса и
предложения. Емкость рынка.
1
1
Коды
формируемых
компетенций
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
1
практических и лабораторных занятий
Среда функционирования организации (предприятия)
Содержание учебного материала
Сущность объемных и качественных показателей деятельности предприятия. Выручка предприятия.
Текущие затраты предприятия. Виды прибыли и направления ее распределения. Взаимосвязь основных
показателей деятельности предприятия.
1
практических и лабораторных занятий
1
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
12
Система экономических показателей деятельности предприятия и их взаимосвязь
Содержание учебного материала
Понятие логистики как науки. Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении
материальными потоками. Принципы логистики, ее объекты. Задачи и функции логистики. Факторы
развития логистики. Внутрипроизводственная логистика. Система логистики в организации.
практических и лабораторных занятий
Основы логистики организации (предприятия)
Раздел 2 Экономические ресурсы и материально-техническая база организации (предприятия)
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Состав
Понятие и содержание категорий «ресурсы», «имущество», «капитал», «материально-техническая база»
экономических
организации (предприятия). Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация
ресурсов
элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ
организации
основного капитала. Показатели состояния и движения основного капитала. Формы воспроизводства и
(предприятия).
Основной капитал совершенствования основных фондов. Показатели эффективного использования основных средств:
фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность продукции. Основные
организации
направления улучшения использования основных производственных фондов. Производственная мощность,
(предприятия)
ее виды. Показатели использования производственной мощности, их расчет.
практических и лабораторных занятий
Состав экономических ресурсов организации (предприятия). Основной капитал организации (предприятия)
1. Практическое занятие. «Расчет основных показателей производственной мощности».
2. Практическое занятие «Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей
эффективности их использования. Начисление амортизации основных средств»
Тема 2.2 Оборотный Содержание учебного материала
Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Управление
капитал
оборотными средствами. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных
организации
ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности использования
(предприятия)
оборотных средств в производстве.
Тема 1.5 Основы
логистики
организации
(предприятия)
Тема 2.3
практических и лабораторных занятий
Оборотный капитал организации (предприятия)
3. Практическое занятие. «Определение потребности организации в оборотных средствах методом
нормирования».
4. Практическое занятие. «Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств и показателей
эффективности использования материальных ресурсов».
Содержание учебного материала
4/4
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
1
1
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
13
Инвестиции и
капитальные
вложения
Тема 2.4 Аренда,
лизинг
Тема 3.1 Кадры
организации и
производительность
труда
Проблемы обновления материально-технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и
энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций. Основные
характеристики инвестиционного процесса и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных
вложений и механизм финансирования. Эффективность капитальных вложений. Показатели эффективности
капитальных вложений и методика их расчета.
В том числе практических и лабораторных занятий
Инвестиции и капитальные вложения
5. Практическое занятие. Инвестиционная деятельность организации. Понятие и особенности
инвестиционного проекта. Проектный цикл
Содержание учебного материала
Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора
и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация
нематериальных активов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Аренда, лизинг
6. Практическое занятие. Нематериальные активы организации
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
Виды предпринимательства и их развитие.
Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом.
Бизнес-план как основа внутрифирменного планирования.
Логистика и её роль в выполнении производственной программы.
Виды аренды: лизинг, хайринг, рентинг и др.
Формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг,
эккаунтинг и их особенности.
Определение эффективности капитальных вложений.
Раздел 3 Кадры и оплата труда в организации
Содержание учебного материала
Понятие трудовых ресурсов организации. Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и
их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время
и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда.
Производительность труда – понятие, значение и методы измерения. Показатели уровня
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
1
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК 2.1,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 2.5;
ЛР 1-21
2/2
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
14
производительности труда. Факторы роста производительности труда. Резервы роста производительности
труда
практических и лабораторных занятий
Кадры организации и производительность труда
7. Практическое занятие «Определение основных норм труда. «Расчет прямых и обратных показателей
производительности труда, Расчет плановой численности работников организации по отдельным
категориям».
ЛР 1-21
1
Содержание учебного материала
Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность,
состав и содержание, ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. Бестарифная
система оплаты труда. Принципиальные положения оплаты труда. Формы и системы оплаты труда:
сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Расходы на оплату труда.
Основные элементы и принципы премирования на предприятии.
практических и лабораторных занятий
Формы и системы оплаты труда
8. Практическое занятие. «Расчет заработной платы работников, находящихся на сдельной и повременной
формах оплаты труда».
9. Практическое занятие. «Расчет заработной платы в рамках бестарифной формы оплаты труда».
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
Мотивация труда.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и динамика его изменения.
Методы совершенствования организации труда в организации.
Совершенствование тарифной и бестарифной систем оплаты труда.
Проблемы дифференциации оплаты труда в России.
Раздел 4 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия)
1
Содержание учебного материала
Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат на производство
продукции. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Смета затрат и методика ее составления.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее
оптимизации.
1
Тема 3.2 Формы и
системы оплаты
труда
Тема 4.1 Издержки
производства и
реализации
продукции
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
4/4
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
15
Тема 4.2
Ценообразование
Тема 4.3 Прибыль и
рентабельность
Тема 4.4 Финансы
организации
(предприятия)
практических и лабораторных занятий
Издержки производства и реализации продукции
10. Практическое занятие. «Расчет себестоимости единицы продукции. Определение величины прямых и
косвенных расходов»
Содержание учебного материала
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы
формирования цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен.
Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. Ценовая
эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1
практических и лабораторных занятий
Ценообразование.
11. Практическое занятие. «Смета затрат на производство и реализацию продукции, Определение уровня
затрат на 1 рубль продукции. Расчет оптовой и розничной цены одного изделия».
Содержание учебного материала
Прибыль организации. Сущность и значение прибыли, принципы ее формирования. Факторы, влияющие на
величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность,
Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.
1
практических и лабораторных занятий
Прибыль и рентабельность
12. Практическое занятие «Расчет показателей валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли.
Расчет основных показателей рентабельности».
Содержание учебного материала
Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы
организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовый механизм. Финансовые
методы. Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов.
Собственные и заемные финансовые источники. Использование финансовых ресурсов организации.
Управление финансовыми ресурсами организации. Инвестиционный портфель организации.
практических и лабораторных занятий
Финансы организации (предприятия)
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
1
1
1
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
16
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Методы ценообразования.
Антимонопольная политика в области ценообразования.
Пути совершенствования роста прибыли экономического субъекта.
Раздел 5 Планирование деятельности организации (предприятия)
Тема 5.1
Планирование
деятельности
организации
(предприятия)
Тема 5.2
Планирование
основных
показателей
деятельности
организации
Тема 6.1
Организация
(предприятие) на
внешнем рынке
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
2/2
Содержание учебного материала
Планирование как основа рационального функционирования организации. Составные элементы и методы
внутрифирменного планирования. Этапы планирования. Выработка общих целей организации, детализация
и конкретизация целей для определенного этапа развития, определение путей, экономических и иных
средств достижения этих целей. Контроль за достижением целей. Виды планирования и планов.
Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования. Показатели плана.
Методологические основы планирования. Стратегическое планирование. Бизнес-план как основная форма
внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика
продукции или услуг, оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства.
Организационно-правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия
финансирования.
практических и лабораторных занятий
Планирование деятельности организации (предприятия) Бизнес-план
Содержание учебного материала
Методика планирования производственной программы, производственной мощности, выпуска и реализации
продукции, финансовых показателей.
1
практических и лабораторных занятий
Планирование основных показателей деятельности организации
13. Практическое занятие Характеристика производственной программы организации: понятие продукта и
услуги, ассортимента и номенклатуры продукции; основные расчеты.
Раздел 6 Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)
Содержание учебного материала
Значение внешнеэкономической деятельности организации. Основные формы внешнеэкономических
связей: внешняя торговля, движение услуг, капитала, техники, рабочей силы. Основные этапы подготовки
внешнеторговой операции. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности: экспорт, импорт,
1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
1
1
1/1
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК
2.1, ПК 2.2,
ПК 2.4, ПК
2.5;
ЛР 1-21
ОК 01-ОК 06,
ОК 07, ОК 09;
ПК 1.5, ПК 2.1,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 2.5;
17
реэкспорт, встречные сделки. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке.
Составление внешнеторгового контракта. Совместное предпринимательство, основные условия создания и
функционирования. Основные формы расчетов, применяемые в практике международной торговли.
Таможенная тарифная система. Международная валютная система и валютное регулирование. Базисные
условия поставки. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
практических и лабораторных занятий
Организация (предприятие) на внешнем рынке
14. Практическое занятие Международная валютная система и валютное регулирование..
Примерная тематика рефератов
1. Производственная мощность организации и способы ее расчета.
2. Характеристика стоимостных показателей производственной программы организации.
3. Основные фонды организации и их обзорная характеристика.
4. Основные фонды организации и показатели их стоимостной оценки.
5. Износ основных производственных фондов и механизм их амортизации.
6. Основные производственные фонды организации и показатели эффективности их использования.
7. Оборотный капитал организации, его роль, состав и структура.
8. Нормирование оборотных средств коммерческой организации.
9. Стадии кругооборота оборотных средств и показатели их эффективного использования. Пути ускорения оборачиваемости
оборотных средств.
10. Трудовые ресурсы организации: состав и структура персонала, планирование его численности.
11. Понятие и показатели производительности труда в организации.
12. Формы и системы оплаты труда в организации.
13. Основы организации оплаты труда персонала. Характеристика тарифной системы.
14. Затраты на производство и реализацию продукции и их классификация по различным признакам.
15. Себестоимость промышленной продукции и пути ее снижения в современных условиях.
16. Ценообразование в организации: понятие и виды цен, факторы, влияющие на цену.
17. Прибыль организации, ее формирование и использование.
18. Понятие и показатели рентабельности коммерческой организации.
19. Амортизируемое имущество коммерческой организации: его характеристика и особенности амортизации.
20. Нематериальные активы и их роль в деятельности коммерческой организации.
21. Инвестиции, их виды и источники формирования. Разработка инвестиционных проектов.
22. Нормирование труда и его роль в повышении эффективности деятельности организации.
23. Бизнес-план организации и методы его разработки.
24. Прибыль и рентабельность как показатели доходности коммерческой организации.
25. Малый бизнес в России: понятие, критерии, значение для развития экономики.
26. Предпринимательство в России, его основные формы.
ЛР 1-21
1
18
Промежуточная аттестация экзамен
Самостоятельная работа
Всего:
Объем во взаимодействии с преподавателем, в том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации
2
92
128
36
18
18
2
19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Учебная аудитория (кабинет общепрофессиональных дисциплин и МДК) для проведения
занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими
требования международных стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного
производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного
аппарата; роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата; видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать
слабовидящим людям плоскопечатный текст на мониторе (экране) с возможностью
увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14 Blue, включающий точечную
клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом Брайля; наушники;
колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного
производства:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки;
проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного
производства:
20
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Windows 10, КонсультантПлюс, Система ГАРАНТ, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Yandex Browser, пакет LibreOffice, МТС Линк, Gimp.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой
с возможностью подключения к сети "Интернет"
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Нормативно-правовые акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (последняя редакция);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (последняя редакция);
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;
4. Федеральный закон «О консолидированной отчетности» от 27.0.2010 г. № 208-ФЗ;
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (последняя
редакция);
6. Положение «О формах бухгалтерской отчетности», утвержденное Приказом Министерства
финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н (последняя редакция);
7. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99,
утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г.
№ 43н;
8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008.
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября
2008г.№106н;
9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств организации, стоимость
которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006. Утверждено приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 г. №154н;
10. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99.
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г.
№ 43 н.;
11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ
5/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 июня
2001 г. № 44н.;
12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Утверждено
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н.;
13. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99. Утверждено
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н.;
14. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Утверждено
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н.;
15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007;
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 г. №
153н.;
16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль организаций"
ПБУ 18/02. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от
19.112002 г. № 114н.;
17. Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02.
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 г. №
12бн.;
18. Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и
отчетности" ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 28.06. 2010. №63н.;
21
19. Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" ПБУ 23/2011.
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.02 2011
№11н.
3.2.2. Основная литература:
1. Барышникова, Н. А. Экономика организации : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 4-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-18679-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545336 .
2. Основы экономики организации: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14874-9. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537969 .
3.2.3. Дополнительная литература:
1. Основы экономики организации. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой,
А. В. Шарковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 299 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-9279-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537970 .
2. Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под
редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536608
3. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — 2е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 498 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-18583-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536343 .
4. Берзон, Н. И. Корпоративные финансы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. И. Берзон, Т. В. Теплова, Т. И. Григорьева ; под общей
редакцией Н. И. Берзона. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 229 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16182-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541976
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.2.4. Интернет-источники:
Консультант Плюс: справочная система [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ ;
Справочная правовая система «Гарант» Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:
//www.garant.ru
Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс], – Режим
доступа: http://www.gks.ru/
Счетная палата Российской Федерации Федерации [Электронный ресурс]. URL: URL:
https://www.ach.gov.ru
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс].
URL: URL: https://www.minfin.ru
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://www.nalog.ru
22
7. Официальный сайт Федерального казначейства Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://www.roskazna.ru
8. Официальный сайт Центрального Банка (Банка России) Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://www.cbr.ru
9. Научная электронная библиотека, [Электронный ресурс], – Режим доступа:
https://elibrary.ru
10. Российское информационное агентство деловой
информации "РБК", [Электронный
ресурс], – Режим доступа: http://www.rbc.ru
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий (практикумов, лабораторных
работ) и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система направлена на формирование и развитие интеллектуальной,
культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста,
сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации способствует развитию
личностных результатов ЛР 1-21 в соответствии с Программой воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Адаптация рабочей программы дисциплины проводится при реализации адаптивной
образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы реабилитации
или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его потребностями) – в
целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на
получение профессионального образования, создания необходимых для получения среднего
профессионального образования условий, а также обеспечения достижения обучающимися
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов формирования
практического опыта.
23
Информация о специальных условиях, созданных для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, размещена на сайте ММУ (http://www.mi.university).
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен
быть оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен быть
оборудован адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья
у обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся
с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения,
предусмотренные рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная
работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
24
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Умения:
оценка
«отлично» Экспертная
-применять современную
научную выставляется
оценка
профессиональную терминологию;
обучающемуся, если он деятельности
-определять и выстраивать траектории глубоко и прочно усвоил обучающихся
профессионального
развития
и программный
материал при выполнении
самообразования;
курса,
исчерпывающе, и защите
-выявлять
достоинства
и
недостатки последовательно, четко и результатов
коммерческой идеи;
логически стройно его практических
-презентовать идеи открытия собственного излагает,
умеет
тесно занятий,
дела; в профессиональной деятельности; увязывать
теорию
с выполнении
оформлять бизнес-план;
практикой,
свободно домашних
- презентовать бизнес-идею;
справляется с задачами и работ, опроса,
-определять источники финансирования;
вопросами, не затрудняется результатов
-организовывать работу коллектива и с
ответами
при внеаудиторной
команды;
видоизменении
заданий, самостоятельной
-определять объем работ по бизнес- правильно
обосновывает работы
планированию;
принятые решения, владеет обучающихся,
- формировать структуру бизнес-плана;
разносторонними
контрольных
-планировать объемы, последовательность и навыками
и приемами работ и других
сроки выполнения работ по составлению выполнения практических видов текущего
бизнес-планов,
контролировать
их задач;
контроля.
соблюдение;
оценка
«хорошо»
определять организационно-правовые формы выставляется
Проведение
организаций;
обучающемуся, если он фронтального
находить и использовать необходимую твердо знает
материал опроса
экономическую информацию;
курса, грамотно и
по Тестирование по
определять состав материальных, трудовых и существу излагает его, не темам курса.
финансовых ресурсов организации;
допуская
существенных Выполнение и
заполнять
первичные
документы
по неточностей в ответе на
защита
экономической деятельности организации;
вопрос,
правильно рефератов,
рассчитывать
по
принятой
методике применяет теоретические презентаций.
основные технико-экономические показатели положения при решении Экспертное
деятельности организации.
и
практических вопросов и наблюдение
задач,
владеет оценка
Знания:
необходимыми навыками и деятельности
-современная научная и профессиональная приемами их выполнения;
обучающихся
терминология;
при выполнении
оценка
-возможные траектории профессионального «удовлетворительно»
и
защите
развития и самообразования
результатов
выставляется
-основы проектной деятельности
обучающемуся, если он практических
-сущность организации как основного звена имеет
знания
только занятий.
экономики отраслей;
основного материала, но не
основные
принципы
построения усвоил
его
деталей, Промежуточная
экономической системы организации;
допускает
неточности, аттестация принципы и методы управления основными недостаточно правильные экзамен
и оборотными средствами;
формулировки, нарушения
методы
оценки
эффективности
их логической
использования;
последовательности
в
25
организацию
производственного
и
технологического процессов;
состав
материальных,
трудовых
и
финансовых
ресурсов
организации,
показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в том числе
основные энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели
деятельности организации и методику их
расчета.
-методические документы по финансовому
анализу, бюджетированию и управлению
денежными потоками;
-законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах, бухгалтерском и
официальном
статистическом
учете,
архивном деле, социальном и медицинском
страховании.
изложении программного
материала,
испытывает
затруднения
при
выполнении практических
задач;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, который не
знает значительной части
программного материала,
допускает
существенные
ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями
решает
практические
задачи или не справляется
с ними самостоятельно.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создаются оценочные материалы (фонд оценочных средств),
позволяющие оценить предметные (знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
26