Приложение СГ.05
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 Основы бережливого производства
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
квалификация: бухгалтер
заочная форма обучения
базовая подготовка
Москва
2025
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 Основы бережливого производства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК 01.; ОК 02.; ОК 03.; ОК
04.; ОК 07.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 01
распознавать задачу и/или проблему в
актуальный профессиональный и
профессиональном и/или социальном
социальный контекст, в котором
контексте;
приходится работать и жить;
анализировать задачу и/или проблему и
основные источники информации и
выделять её составные части;
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
социальном контексте;
информацию, необходимую для решения
алгоритмы выполнения работ в
задачи и/или проблемы;
профессиональной и смежных
составлять план действия;
областях;
методы работы в профессиональной и
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в смежных сферах;
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
ОК 02
определять
необходимые
источники приемы
структурирования
информации;
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оформлять результаты поиска, применять
4
ОК 03
ОК 04
ОК 07
средства информационных технологий
для решения профессиональных задач
применять
современную
научную современную
научную
и
профессиональную терминологию
профессиональную терминологию;
порядок выстраивания презентации;
организовывать работу коллектива и психологические основы деятельности
команды в рамках реализации проектов по коллектива,
психологические
улучшениям;
особенности личности;
взаимодействовать
с
коллегами, основы проектной деятельности
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
соблюдать
нормы
экологической правила экологической безопасности
безопасности;
при
ведении
профессиональной
определять
направления деятельности;
ресурсосбережения
в
рамках основные ресурсы, задействованные в
профессиональной
деятельности
по профессиональной деятельности;
специальности, осуществлять работу с пути обеспечения ресурсосбережения;
соблюдением принципов бережливого принципы бережливого производства;
производства;
основные направления изменения
организовывать
профессиональную климатических условий региона;
деятельность с учетом знаний об основы устройства бережливой
изменении
климатических
условий организации и ее производственной
системы;
региона;
проектировать карту потока создания
ценности;
организовывать рабочее место по системе
5S;
1.3. Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий
приверженность
традиционным
духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности,
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
5
открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями
разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие
социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий
уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной
поддержке нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий
ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный,
ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,
к непрерывному образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное
отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на
самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены
технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры,
принятие традиционных ценностей многонационального народа России.
Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом
народа
России,
деятельно
выражающий
чувство
причастности
к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий
ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к
национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их
заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности,
уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой
человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека,
собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора,
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
6
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния
социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на
окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих
вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий
рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения
памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в
общественные инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству
коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к
нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное
самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом
обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной
эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 1-12 с
учетом Программы воспитания обучающихся.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
36
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
8
в том числе:
лекции, уроки
4
практические занятия
4
*консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28
**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса, в день, освобожденный от других видов занятий. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (неочная форма обучения)
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация
Содержание
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства».
Предпосылки формирования концепции бережливого производства (БП).
Тема 1.1
Принципы и концепция системы БП.
Основные
Серия ГОСТ Р «Бережливое производство».
понятия и
Идеи бережливого производства в условиях современного рынка.
методология практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
бережливого
Практическое занятие № 1.1. «ФАБРИКА ПРОЦЕССОВ»
производства
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными информационными источниками. Основные принципы БП в профессиональной деятельности
(области применения и конкурентные преимущества использования)
Содержание
Поток создания ценности.
Тема 1.2
Принципы картирования процесса.
Бережливый Цели применения карт потоков. Виды картирования. Этапы проведения карирования.
проект.
Инструменты картирования потока создания ценности.
Картирование Карта целевого состояния потока создания ценности.
потока создания Карта идеального состояния потока создания ценности.
ценности.
Карта текущего состояния потока создания ценности.
Потери и
Типичные ошибки при картировании.
действия,
практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
добавляющие Практическое занятие № 1.2. Выбор темы бережливого проекта для команды. Разработка паспорта проекта.
ценность
Картирование потока создания ценностей по проекту в соответствии с профилем (направленностью)
профессиональной деятельности с учетом особенностей и специфики вида профессиональной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3
Объем, в т.
ч. в форме
практическо
й
подготовки,
акад.ч.
3
3
1
Коды
форми
руемы
х
компет
енций
4
1
ОК 07
ЛР1-12
1
ОК 07
ЛР1-12
ОК 07
Содержание
9
Методы
решения
проблем
Проблемно-ориентированное мышление.
Понятие «проблема», определение и формулирование проблемы.
Определение ключевых причин возникновения проблемы.
Технологии анализа проблем:
• фиксация проблемы;
• детализация проблемы;
• определение отклонения;
• изучение причины возникновения проблемы;
• разработка корректирующих мероприятий;
• реализация корректирующих мероприятий;
• проверка результата;
• стандартизация.
практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
Практическое занятие № 1.3. Выбор инструментов решения проблемы в рамках реализуемого проекта по результатам
картирования (Техника 4W+2H + декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка
корректирующих действий)
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2 Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности
Содержание
Инструменты БП: области применения, адаптация под вид профессиональной деятельности.
Кайдзен (непрерывное улучшение).
«Пять «S» (система рационализации рабочего места).
Стандартизированная работа.
Тема 2.1
Методика всеобщего обслуживания оборудования ТРМ.
Инструменты
Методика быстрой переналадки SMED.
бережливого
Встроенное качество.
производства
Канбан, поток единичных изделий.
практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
Практическое занятие № 2.1. Применение методов бережливого производства в выбранном студентами проекте
Самостоятельная работа обучающихся
Описание системы «Пять «S» в соответствии со спецификой и профессиональной направленностью
Содержание
Тема 2.2
Внедрение
Модель внедрения БП.
методов
Ключевые показатели эффективности работы.
бережливого Целеполагание в бережливой организации.
производства Типичные ошибки применения методов БП.
ЛР1-12
1
1
1
3
1
ОК 07
ЛР1-12
1
0
ОК 07
ЛР1-12
10
Тема 2.3
Технологии
вовлечения и
мотивации
персонала
Защита
проектов
практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
Практическое занятие № 2.2. Определение целей и способов их достижения. Подготовка вариантов решения с
использованием методов БП
Содержание
Лидерство как новый тип производственных отношений.
Вовлечение персонала в БП, организация работы с производственными инициативами и предложениями по
улучшениям.
Методы преодоления сопротивления изменениям.
Технологии мотивации и стимулирование качества.
Производственная культура на рабочем месте.
Квалификация персонала и обучение
практических занятий и лабораторных работ и лабораторных работ
Практическое занятие № 2.3. Применение методов мотивации персонала
1
0
ОК 07
1
Представление реализованных проектов «ИТОГОВАЯ ФАБРИКА ПРОЦЕССОВ»
консультации
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
28
36
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная аудитория (кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин) для проведения
занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования
международных стандартов
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для преподавателя;
маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Подключение к сети «Интернет»
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко окрашенными
кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; роллер, заменяющий
компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; видео увеличитель
электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный текст на мониторе
(экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus 14 Blue, включающий
точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом Брайля; наушники;
колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС
Линк.
Подключение к сети «Интернет»
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows Server 2016, Windows 10, Microsoft Office, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС
Линк, Gimp, Paint.net, AnyLogic, Inkscape.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет"
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основная литература
1. Киселев А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. — Москва:
КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL: https://book.ru/book/938341 .
12
2. Староверова, К. О. Основы бережливого производства : учебное пособие для среднего
профессионального образования / К. О. Староверова. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2024. — 74 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16473-2. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544921
3.2.2. Дополнительная литература
1. Экономика труда: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Симонова
[и др.] ; под общей редакцией М. В. Симоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. —
259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13411-7. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543692 .
2. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. А. Сергеев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. —
435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20235-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557834 .
3. Шишмарёв, В. Ю. Организация и планирование автоматизированных производств: учебник
для среднего профессионального образования / В. Ю. Шишмарёв. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 318 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414143-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/495504
4. Тертышник, М. И. Экономика организации: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. И. Тертышник. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. —
631 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13042-3. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494861
5. Домнин, В. Н. Брендинг: учебник и практикум для среднего профессионального образования
/ В. Н. Домнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13727-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497491
3.2.3. Печатные издания
1.
Инструменты бережливого производства II: справочник/ Вейдер Майкл Томас; — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Альпина Паблишер, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-96146533-4. — Текст непосредственный.
2.
Российская Федерация. Законы. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный
закон №162-ФЗ: [принят Государственной думой 19 июня 2015 года: одобрен Советом
Федерации 24 июня 2015 года]. / https://www.consultant.ru/ .
3.
ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты»:
приказ федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 27.05.2015
№448ст – https://docs.cntd.ru
3.2.4. Дополнительные источники
1. Правовой механизм обеспечения рационального использования природных ресурсов.
Монография / Галиновская Е.А., Агафонов В.Б., Боголюбов С.А., Васильева М.И., Выпханова
Г.В., Жаворонкова Н.Г., Минина Е.Л., Петрова Т.В., Сиваков Д.О., Шуплецова Ю.И. Москва,
2019.
2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных
13
работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в Университете направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего
специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства способствует развитию
личностных результатов ЛР 1-12 с учетом Программы воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Адаптация рабочей программы профессионального модуля проводится при реализации
адаптивной образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы
реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его
потребностями) – в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на получение профессионального образования, создания необходимых для получения
среднего профессионального образования условий, а также обеспечения достижения
обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов
формирования практического опыта.
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую,
туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и
др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет оснащен
14
оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с
различными видами ограничений здоровья.
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, оборудован индукционными
системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет оборудован
адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья у
обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся с
учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения, предусмотренные
рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная работа;
подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
историю, принципы и
демонстрирует системные знания об истории
концепцию бережливого
становления и развития бережливого
производства;
производства;
формулирует основные понятия бережливого
производства;
Методы
оценки
Тестирование.
Устный
опрос.
Кейс-метод.
Оценка
15
Результаты обучения
Критерии оценки
поясняет содержание принципов бережливого
производства в соответствии с направленностью
профессиональной деятельности
основы картирования
потока создания
ценностей;
описывает основные подходы к картированию
потока создания ценности;
владеет основными понятиями для картирования
процесса;
демонстрирует системные знания о действиях,
добавляющие ценности и потери
методы выявления,
владеет основными методами выявления и
анализа и решения
анализа проблем
проблем производства;
формулирует перечень необходимых
шагов/действий для решения проблем
инструменты бережливого демонстрирует системные знания об
производства;
инструментах бережливого производства и
областях его применения;
оперирует знаниями при выборе инструментов
для решения производственной задачи, приводит
теоретическое обоснование потенциальной
пользы и рисков
принципы организации
демонстрирует знания при анализе в цепочке
взаимодействия в цепочке процесса;
процесса;
описывает последовательность организационных
действий для улучшения процесса;
виды потерь и методы их
демонстрирует знания по типизации
устранения;
производственных потерь и причинах их
возникновения
современные технологии
демонстрирует системные знания о ключевые
повышения
показатели эффективности бережливого
эффективности
производства;
технологии внедрения
владеет основными понятиями реинжиниринга и
улучшений;
демонстрирует знания инструментов процесса
преобразований;
технологии вовлечения
описывает основные подходы к технологии
персонала в процесс
мотивации персонала, принципы и методики
непрерывных улучшений; вовлечения персонал в процесс непрерывных
улучшений
систему подачи
формулирует перечень необходимых шагов для
предложений
подачи предложений по улучшениям
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
осуществлять
демонстрирует уровень внедрения принципов
профессиональную
бережливого производства в профессиональную
деятельность с
деятельность при решении производственных
соблюдением принципов
задач
бережливого
производства;
Методы
оценки
решений
ситуационных
задач.
Практические
занятия.
Деловые
игры.
Кейс-метод
Оценка
решений
ситуационных
задач.
Практические
16
Результаты обучения
моделировать
производственный
процесс и строить карту
потока создания
ценностей;
применять методы
диагностики потерь и
устранять потери в
процессах
применять ключевые
инструменты анализа и
решения проблем,
оценивать затраты на
несоответствие;
организовывать работу
коллектива и команды в
рамках реализации
проектов по улучшениям;
применять инструменты
бережливого производства
в соответствии со
спецификой бизнеспроцессов
организации/производства.
Критерии оценки
демонстрирует навык по выявлению ценности
картированию потока создания ценностей;
выбирает средства и методы моделирования и
описания процесса
Методы
оценки
занятия.
Деловые
игры.
демонстрирует умение выявлять,
диагностировать и устранять потери в процессах
осуществляет и аргументирует выбор
инструментов диагностики проблем;
оценивает «цену» производственной ошибки и
определяет возможность для корректирующих
действий;
предлагает алгоритм решения с учетом
имеющихся ресурсов и ограничений
демонстрирует умение организовывать работу
коллектива и команды в рамках реализации
проектов по улучшениям
демонстрирует умение выбора и применения
инструментов бережливого производства в
заданных производственных условиях
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создается фонд оценочных средств, позволяющие оценить предметные
(знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих форм
оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок, презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
17