Приложение СГ.03
к ОП по специальности
38.02.01
Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
квалификация: бухгалтер
Верхняя Салда
2025
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Дрозд О.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_16__» мая_ 2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.03 Безопасность жизнедеятельности является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 06, ОК 07.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения
Знания
Код
ПК, ОК
ОК 01.
соблюдать нормы экологической
безопасности на рабочем месте;
использовать на рабочем месте
средства индивидуальной защиты
от поражающих факторов при ЧС
ОК 02.
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задач и/или проблем
поддержания безопасных условий
жизнедеятельности, в том числе
при возникновении ЧС
-организовывать
работу
коллектива и команды;
-взаимодействовать с коллегами,
руководством, гражданами в ходе
профессиональной деятельности
-описывать значимость своей
специальности.
проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
-демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей
ОК 04
ОК 06
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст
поддержания
безопасных условий жизнедеятельности, в
том числе при возникновении ЧС;
область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы
порядок применения современных средств и
устройств информатизации и цифровых
инструментов в обеспечении безопасности
жизнедеятельности и защиты окружающей
среды в процессе решения задач социальной
и профессиональной деятельности
-психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности.
-сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
-значимость
профессиональной
деятельности по специальности
4
ОК 07
-пользоваться
первичными
средствами
пожаротушения;
применять правила поведения в
чрезвычайных
ситуациях
природного
и
техногенного
характера
и
при
угрозе
террористического
акта;
обеспечивать
устойчивость
объектов экономики;
-прогнозировать развитие событий
и оценку
последствий
при
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях,
в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму;
-применять правила поведения и
действия по сигналам гражданской
обороны;
соблюдать
нормы
экологической безопасности;
-определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности
по специальности; определять
виды Вооруженных Сил, рода
войск;
-ориентироваться
в воинских
званиях
военнослужащих
Вооруженных Сил Российской
Федерации;
владеть
общей
физической
и
строевой
подготовкой;
-пользоваться знаниями в области
обязательной подготовки граждан
к военной службе;
-демонстрировать
основы
оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим;
-оказывать первую медицинскую
помощь в различных ситуациях;
осуществлять
профилактику
инфекционных заболеваний;
-определять показатели здоровья и
оценивать физическое состояние;
составлять индивидуальные карты
здоровья с режимом дня, графиком
питания
-основы
пожаробезопасности
и
электробезопасности;
меры
пожарной
безопасности
и правила
безопасного
поведения при пожарах;
-способы защиты населения от оружия
массового
поражения;
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования
развития
событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
-основы военной службы и обороны
государства;
-основные
виды вооружения,
военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых имеются
военно-учетные
специальности,
родственные специальностям СПО;
-организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
-область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
-основы оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим;
-общие
характеристики
поражений
организма человека от воздействия опасных
факторов;
-классификация
и
общие
признаки
инфекционных заболеваний;
-основы здорового образа жизни
1.3. Требования к формированию личностных результатов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код
личностных
результатов
реализации
5
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою
российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском
обществе, и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом
России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие
страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному
наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в
обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника
общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями
разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие
социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий
уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке
нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность
собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный
на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному
образованию течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к
регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и
профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие
традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою
этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно
выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к
Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за
рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской
культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и
профессионального маршрута, выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой
жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую
уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
6
человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов
других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в
российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом
соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и
межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий
сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства, включенный в общественные
инициативы, направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены,
режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных,
экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую
среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение
других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны,
региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы,
направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние
и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и
самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам,
традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных
видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта.
Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли
народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное
отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на
создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми
и их финансового содержания
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
Учебная дисциплина должна способствовать развитию личностных результатов ЛР 1-12 с учетом
Программы воспитания обучающихся.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (неочная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
68
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
8
в том числе:
лекции, уроки
4
практические занятия
4
*консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
60
**Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
*Консультации для обучающихся предусмотрены из времени, отводимого на изучение дисциплины и из объема
времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные). Распределение часов консультаций осуществляется с учетом
номенклатуры дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на
промежуточную аттестацию.
**Объем часов, предусмотренный на проведение промежуточной аттестации, включает часы на проведение
экзаменов, консультаций, подготовку. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса, в день, освобожденный от других видов занятий. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение дисциплины.
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (неочная форма обучения)
Наименование разделов
и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Раздел 1. Введение. Актуальные проблемы национальной безопасности страны
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Введение в
безопасность
1. Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Основные понятия предметной области
дисциплины. Цели и задачи изучения дисциплины. Понятие и общая классификация чрезвычайных
жизнедеятельности.
ситуаций.
Глобальные проблемы
человечества.
2. Правовые основы безопасности жизнедеятельности, обороны страны и военной службы.
3. Глобальные проблемы человечества.
практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема №1.2. Защита
населения и территорий
1. Терроризм – угроза миру. Понятие терроризма. Виды современного терроризма. Терроризм и меры
по его предупреждению.
от террористических
актов.
2. Особенности терроризма и экстремизма в Российской Федерации. Основные принципы и
направления противодействия террористической деятельности и экстремизму.
3. Защита населения и территорий от террористических актов.
4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве
заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
практических и лабораторных занятий
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Правила
безопасного поведения при угрозе террористического акта
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема №1.3. Основы
1. Основные понятия и структурные элементы национальной безопасности.
национальной
безопасности Российской 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02 июля 2021 года об основных
Федерации. Обеспечение угрозах и вызовах.
национальной
3. Стратегические цели обороны страны. Основные угрозы военной безопасности России и основные
безопасности в области
направления обеспечения национальной безопасности в области обороны. Роль Вооруженных Сил
обороны.
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Объем,
Коды
акад. ч / в
том числе в формируе
мых
форме
практическ компетен
ций
ой
подготовки
3
4
4
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
1
ОК 07
ЛР 1-12
-
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ОК 07
ЛР 1-12
-
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ОК 07
ЛР 1-12
9
Тема № 1.4.
Безопасность
жизнедеятельности в
производственной среде.
Противопожарная
безопасность, действия
населения при пожаре.
Тема №2.1. ОМП и
защита от него.
4. Система органов обеспечения безопасности в РФ. Совет Безопасности РФ. МЧС России и его
задачи. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Место МЧС в структуре РСЧС. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных
ситуациях. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
5. Понятие и основные задачи гражданской обороны. Организационная структура гражданской
обороны. Основные мероприятия, проводимые ГО. Действия населения по сигналам
практических и лабораторных занятий
Правила поведения и действия по сигналам гражданской обороны
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Понятие производственной среды. Вредные факторы производственной среды и их влияние на
организм человека. Нормы экологической безопасности при ведении профессиональной
деятельности.
2. Понятие пожара и пожарной безопасности. Классификация пожаров. Средства защиты от пожаров.
Способы и средства тушения пожаров. Первичные средства пожаротушения.
3. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение
правил пожарной безопасности.
4. Действия населения при пожаре в жилых и общественных зданиях.
практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №1. Приобретение навыков в области гражданской обороны: отработка
навыков пользования первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара
в здании образовательной организации.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Защита населения от ОМП и ЧС.
Содержание учебного материала
1. Современные средства массового поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
Действия населения в очаге ядерного поражения. Химическое оружие и его характеристика. Действия
населения в очаге химического поражения. Средства индивидуальной защиты населения.
2. Биологическое оружие и его характеристика. Действие населения в очаге биологического
поражения. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. Средства
коллективной защиты населения.
3. Инженерные средства защиты от ОМП, их классификация и назначение.
4. Средства индивидуальной защиты от ОМП: их классификация и назначение.
5. Назначение, виды приборов радиационной и химической разведки.
практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №2. Правила поведения и действия в очаге химического и биологического
поражения. Приобретение навыков в области гражданской обороны: практическое применение
средств индивидуальной защиты от ОМП: приборов РХР, противогазов, средств защиты кожи (ОЗК).
-
ОК 04,
ОК 06,
ОК 07
ЛР 1-12
1
2
ОК 06
ЛР 1-12
1
10
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Цели и задачи первой помощи.
2. Оказание первой помощи в конкретных ситуациях.
практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №3. Практическая отработка оказания первой помощи при кровотечениях,
переломах, вывихах, практическое применение медицинских средств индивидуальной защиты.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. История создания, структура и назначение Вооруженных Сил РФ.
Содержание учебного материала
Тема № 3.1. Российская
армия: история создания 1. История создания, становления и развития Отечественной Армии.
и развития. Дни
2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Дни воинской славы.
Памятные даты России.
воинской славы России.
Боевые традиции и
3. Героизм и подвиги российских воинов и полководцев: славные страницы истории.
символы воинской чести практических и лабораторных занятий
Вооруженных Сил
Практическое занятие №4. Выполнение индивидуальных проектно-исследовательских работ по
России.
тематике «Дни воинской славы и памятные даты России».
Семинар-конференция на тему «Героические подвиги российских воинов и полководцев».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема № 3.2.
1. Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства. Назначение, задачи и функции
Вооруженные Силы
Российской Федерации – Вооруженных сил РФ. Роль и место современных Вооруженных Сил России в системе обеспечения
национальной безопасности страны. предназначение.
основа обороны
государства.
2. Состав и структура Вооруженных сил России. Виды и рода Вооруженных Сил.
3. Основные виды вооружения и военной техники российской армии.
практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №5. Семинар-конференция на тему «Структура, состав и назначение
Вооруженных Сил России». Семинар-конференция «Современное вооружение и военная техника
основных видов и родов войск ВС РФ».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Правовые основы воинской обязанности и военной службы.
Содержание учебного материала
Тема № 4.1. Воинская
1. Воинская обязанность: понятие, содержание, правовое регулирование.
обязанность граждан
РФ: понятие, содержание 2. Воинский учёт и обязательная подготовка к военной службе.
и правовые основы.
3. Добровольная подготовка граждан к военной службе: основные направления. Обучение в военных
учебных центрах при образовательных организациях высшего образования.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема №2.2. Общие
правила оказания
первой (доврачебной)
помощи
-
1
2
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
-
1
-
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
11
Тема № 4.2.
Прохождение военной
службы по призыву и по
контракту в РФ.
Тема № 4.3. Правовой
статус военнослужащих.
Воинские звания в
современной России.
Тема № 4.4. Правовая и
социальная защита
военнослужащих.
Льготы для
военнослужащих.
Тема № 5.1.
Общевоинские уставы
Вооружённых Сил РФ.
Содержание учебного материала
1. Организация призыва граждан РФ на военную службу. Медицинское освидетельствование
граждан, подлежащих призыву на военную службу. Правовой статус призывной комиссии.
Освобождение от призыва на военную службу, предоставление отсрочки от призыва на военную
службу. Ответственность гражданина, уклоняющегося от призыва на военную службу.
2. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы. Требования, предъявляемые к
гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Основания и порядок увольнения
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №6. Работа с нормативными правовыми актами, регулирующими
осуществление призыва на военную службу и прохождение военной службы по призыву.
Работа с нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение военной службы по
контракту.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Основные права и свободы военнослужащих.
2. Обязанности и ответственность военнослужащих.
3. Социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим: общие положения.
4. Система воинских званий в современной России. Порядок присвоения воинского звания, лишения
воинского звания, снижения в воинском звании, восстановления в воинском звании.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №7. Работа с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы
присвоения воинских званий, лишения воинского звания, снижения в воинском звании,
восстановления в воинском звании.
Работа с Федеральным законом от 27.05.1998 г. №76 – ФЗ «О статусе военнослужащих».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.
2. Основные льготы военнослужащих и членов их семей, предусмотренные Федеральным законом от
27.05.1998 г. №76 – ФЗ «О статусе военнослужащих».
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа
Раздел 5. Основы военной службы (для юношей)
Содержание учебного материала
1. Воинские уставы: понятие и история появления. Содержание общевоинских уставов.
Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об обороне», «О статусе
военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба – особый вид
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
-
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ОК 07
ЛР 1-12
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
12
Тема № 5.2.
Ответственность
военнослужащих,
порядок защиты
нарушенных или
оспариваемых прав
военнослужащих.
Тема № 5.3.
Организационная
структура Вооруженных
сил РФ
федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы.
Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и
свободы военнослужащего. Военные аспекты международного права.
2. Устав внутренней службы ВС РФ.
3. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
4. Строевой устав ВС РФ.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятие №12. Изучение общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской
Федерации.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Дисциплинарный Устав ВС РФ о воинской дисциплине. Сущность воинской дисциплины и ее
значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Система и учёт
поощрений и дисциплинарных взысканий.
2. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, нарушающих права
военнослужащих.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №13. Работа с Дисциплинарным Уставом ВС РФ.
Практическое занятие №14. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц,
нарушающих права военнослужащих.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе
обеспечения национальной безопасности страны.
Организационная структура Вооруженных сил. Виды вооруженных сил и рода войск.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Ракетные войска
стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
В том числе практических и лабораторных занятий
Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО
Строевые приемы без оружия Выполнение строевых приёмов на месте.
Одиночные строевые приемы на месте и в движении Выполнение строевых команд
Выполнение приемов с оружием на месте
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
ЛР 1-12
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ЛР 1-12
ОК 04
ОК 07
13
Тема 5.4.
Медико-санитарная
подготовка
военнослужащих
Тема № 5.5.
Основы огневой и
тактической подготовки
в Вооружённых Силах
Российской Федерации.
Тема 5.1.
Введение в
микробиологию,
иммунологию и
1. Первая(доврачебная) помощь при ранениях, при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях
связок и синдроме длительного сдавливания
2. Первая(доврачебная) помощь при ожогах, при поражении электрическим током, при
утоплении, при перегревании/переохлаждении организма, при обморожении и общем
замерзании, при отравлениях. Реанимационные мероприятия
ОК 04
ОК 07
В том числе практических и лабораторных занятий
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия, строевые
приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в
строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, действия военнослужащих у
автомобилей и на автомобилях.
2. Огневая подготовка: материальная часть автомата Калашникова АК-74, разборка, сборка, чистка,
смазка и хранение автомата, осмотр и подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата,
ручные осколочные гранаты. Общие меры безопасности при обращении с оружием. меры
безопасности при обращении с орудием.
3. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным целям.
4. Ручные осколочные гранаты – назначение, хранение, устройство, работа частей и механизмов
гранат. Приемы и правила заряжения и метания гранат.
5. Основы тактической подготовки в ВС РФ. Общевойсковой бой, виды боя. Взвод в обороне. Взвод в
наступлении. Общие обязанности военнослужащего в бою. Действия солдата в обороне и
наступлении. Способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке и на
машинах.
В том числе практических и лабораторных занятий
Меры безопасности при обращении с орудием, изучение общего устройства автомата АК-74, его
неполная сборка и разборка.
Общая физическая и строевая подготовка
консультации
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего (для юношей):
Раздел 5. Основы медицинских знаний (для девушек)
Содержание
1. Определение содержания наук микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. История развития
микробиологии. Естественный микробный фон кожи. Патогенные микроорганизмы. Бессимптомная
латентная инфекция. Инфекционные заболевания
и бациллоносительство. Периоды протекания инфекционных заболеваний
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
ОК 07
ЛР 1-12
ОК 06
ОК 07
14
эпидемиологию
2. Определение понятия «иммунитет». Виды и подвиды иммунитета. Антигены и антитела. Формы
приобретенного иммунитета. Иммунитет и восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Методы
иммунопрофилактики.
3. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний. Дезинфекция, ее виды и способы.
Дезинсекция, ее виды и способы. Дератизация, ее виды и способы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа
Иммунитет и методы иммунопрофилактики.
Правила проведения плановых мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика поражений организма человека от
воздействия опасных факторов. Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи.
Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма
Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа
ОК 06
ОК 07
ОК 06
ОК 07
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при неотложных состояниях.
Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при травматизме.
Тема № 5.2.
Общие правила
оказания первой
помощи
Тема № 5.3.
Профилактика
инфекционных
Первая помощь при отсутствии сознания, при остановке дыхания и отсутствии кровообращения
(остановке сердца.)
Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме
длительного сдавливания.
Оказание первой помощи при ожогах.
Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Оказание первой помощи при утоплении
Оказание первой помощи при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем
замерзании.
Оказание первой помощи при отравлениях.
Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
Оказание первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути.
Реанимационные мероприятия с использованием робота тренажера (типа «Гоша»).
Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности.
Отработка навыков оказания первой помощи
Содержание
Из истории инфекционных болезней. Классификация инфекционных заболеваний. Общие признаки
инфекционных заболеваний.
ОК 06
ОК 07
ОК 06
ОК 07
15
заболеваний
Тема № 5.4.
Обеспечение здорового
образа жизни
Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Общие принципы профилактики
инфекционных заболеваний
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Правила госпитализации инфекционных больных.
Содержание
Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ жизни и его составляющие Двигательная
активность и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки. Факторы риска. Понятие об
иммунитете и его видах
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Составление индивидуальных карт здоровья с режимом дня, графиком питания с возможностью
отслеживать показания
консультации
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего (для девушек):
ОК 07
ОК 07
ОК 06
ОК 07
16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная аудитория (кабинет безопасности жизнедеятельности) для проведения занятий всех
видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
Наглядные материалы (специализированные стенды, плакаты, видеофильмы, учебные пособия,
презентации).
Реанимационный манекен ПРОМПТ (взрослый/подросток); тематические плакаты; перевязочный
материал; респираторы; индивидуальная аптечка.
Учебное оружие,
боеприпасы,
ручные гранаты,
массогабаритные макеты стрелкового оружия и гранат (согласно табеля вооружения, военной
техники и военно-учебного имущества).
Технические средства и приборы радиационной, химической и биологической защиты.
Средства индивидуальной защиты.
Противогазы.
Общевойсковой защитный комплект.
Топографические карты.
Бинты марлевые медицинские.
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя, проектор, экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения:
Яндекс Браузер, LibreOffice, МТС Линк.
Подключение к сети «Интернет» и обеспечение доступа в электронную информационнообразовательную среду ММУ.
Библиотека (читальный зал, помещение для самостоятельной работы обучающихся).
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели, в т.ч. адаптивные парты для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Технические средства обучения:
компьютеры в сборе; телевизор Sharp; беспроводная клавиатура Clevy с большими ярко
окрашенными кнопками и разделителем для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
роллер, заменяющий компьютерную мышь, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
видео увеличитель электронный ручной, позволяющий читать слабовидящим людям плоскопечатный
текст на мониторе (экране) с возможностью увеличения текста; портативный дисплей Брайля Focus
14 Blue, включающий точечную клавиатуру, возможность подключения к ПК; клавиатура со шрифтом
Брайля; наушники; колонки.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows 10, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice,
МТС Линк.
Подключение к сети «Интернет» и обеспечение доступа в электронную информационнообразовательную среду ММУ.
Помещение для самостоятельной и воспитательной работы обучающихся.
Специализированная мебель:
комплект учебной мебели (стол, стул) по количеству обучающихся; комплект мебели для
преподавателя; маркерная доска.
17
Технические средства обучения:
компьютер в сборе для преподавателя; компьютеры в сборе для обучающихся; колонки; проектор,
экран.
Перечень лицензионного программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
Windows Server 2016, Windows 10, Microsoft Office, КонсультантПлюс, Kaspersky Еndpoint Security.
Перечень свободно распространяемого программного обеспечения: Яндекс Браузер, LibreOffice,
МТС Линк, Gimp, Paint.net, AnyLogic, Inkscape.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащено компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную
информационно-образовательную среду ММУ.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» //
СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // "Собрание
законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
5. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21 – ФЗ // "Собрание
законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63 – ФЗ // "Собрание
законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О судопроизводстве по
материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим
дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" // "Собрание
законодательства РФ", 04.12.2006, N 49 (1 ч.), ст. 5089.
9. Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О материальной
ответственности военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст.
3682.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. — 1994. — № 35.
— Ст. 3648.
11. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
прозводственных объектов» // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» //
СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
13. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст.
2750.
14. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
16. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 22.12.2022) "Вопросы прохождения
военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы").
17. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 19.12.2022) "Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий".
Основная литература
18
1. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 634 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-20029-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557478
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 413 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-19943-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/557358
Дополнительная литература
3. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных
ситуациях: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 4-е
изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 641 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-17728-2. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537858
4. Бережнова, Л. В. Безопасность жизнедеятельности. Основы военной подготовки. Оказание
первой помощи: учебное пособие / Л. В. Бережнова, А. Н. Гриднева. — Санкт-Петербург :
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,
2023. — 70 c. — ISBN 978-5-7937-2377-0. — Текст : электронный // Цифровой
образовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/140104.html (дата обращения: 28.10.2024). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей
5. Основы военной службы : учебное пособие / А. А. Михайлов, В. И. Ботыгин, В. И. Гинко [и
др.]. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. — 344 c. — ISBN 978-5-9729-1356-5. —
Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/132935.html
6. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве :
учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование,
2024. — 120 c. — ISBN 978-5-4488-1333-7. — Текст : электронный // Цифровой
образовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/137705.html
7. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17442-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/536769 (дата обращения: 28.10.2024).
8. Основы военной службы: учебное пособие / А. А. Михайлов, В. И. Ботыгин, В. И. Гинко [и
др.]. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. — 344 c. — ISBN 978-5-9729-1356-5. —
Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/132935.html
1.
2.
Интернет-источники:
Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mchs.gov.ru
Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. - www.mvd.ru
3.3. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных
работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
19
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.4. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в Университете направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего
специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Учебная дисциплина способствует развитию личностных результатов ЛР 1-12 с учетом
Программы воспитания обучающихся.
3.5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.6. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Адаптация рабочей программы профессионального модуля проводится при реализации
адаптивной образовательной программы (при предоставлении индивидуальной программы
реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разрабатывается в соответствии с его
потребностями) – в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на получение профессионального образования, создания необходимых для получения
среднего профессионального образования условий, а также обеспечения достижения
обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья результатов
формирования практического опыта.
Информация о специальных условиях, созданных для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, размещена на сайте ММУ (http://www.mi.university).
Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата обеспечиваются условия беспрепятственного доступа в учебные помещения,
столовую, туалетные, другие помещения (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов и др.).
3.7. Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами
ограничения здоровья
Оснащение кабинета должно отвечать особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кабинет должен
быть оснащен оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для
обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
20
Кабинет, в котором обучаются лица с нарушением слуха, должен быть оборудован
индукционными системами (индукционными петлями).
Для слабовидящих обучающихся в кабинете предусматривается наличие компьютерной
техники для просмотра учебной информации при помощи видео-увеличителей, использование
клавиатуры со шрифтом Брайля.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата кабинет должен быть
оборудован адаптивными партами с регулировкой высоты.
Вышеуказанное оснащение устанавливается в кабинете при наличии обучающихся по
адаптированной образовательной программе с учетом имеющегося типа нарушений здоровья у
обучающегося.
При необходимости предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература. Имеется возможность предоставления услуг ассистента,
оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, в том числе услуг
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.8. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Применяемые при реализации рабочей программы формы и методы контроля проводятся
с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью текущего контроля является своевременное выявление затруднений и отставания
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и внесение коррективов в учебную
деятельность.
Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме
тестирования и т.п.).
При проведении промежуточной аттестации обучающемуся предоставляется время на
подготовку к ответу, увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений по состоянию здоровья.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки компетенций служат практические знания и умения, предусмотренные
рабочей программой дисциплины, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Формы и методы оценивания на занятиях разнообразны: устный и письменный опрос,
тестовые задания; решение проблемно-ситуационных, расчетных задач; самостоятельная
работа; подготовка сообщений, рефератов и др.
Текущий контроль проводится на занятии после изучения каждой темы или же на
следующем занятии перед изучением новой темы, время выполнения 15-20 минут.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного
зачета.
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Характеризует психологические особенности
актуальный
личности, имеющие значение при разработке и
профессиональный
и проведении мероприятий в области гражданской
Осознаёт сущность
гражданскосоциальный
контекст обороны.
позиции,
общечеловеческих
поддержания
безопасных патриотической
условий жизнедеятельности, ценностей;
значимость
профессиональной
в
том
числе
при деятельности по специальности, в том числе
возникновении
основываясь на знаниях об основах правового
чрезвычайных
ситуаций регулирования прохождения военной службы,
Методы оценки
Письменный
и
устный
опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
21
мирного и военного времени;
порядок
применения
современных
средств
и
устройств информатизации и
цифровых инструментов в
обеспечении безопасности
жизнедеятельности и защиты
окружающей
среды
в
процессе решения задач
социальной
и
профессиональной
деятельности;
психологические
аспекты
деятельности
трудового
коллектива и личности для
минимизации опасностей и
эффективного
управления
рисками ЧС на рабочем
месте;
нормы
экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности
знаний о правовом статусе военнослужащих,
полученных в ходе изучения дисциплины. Знает
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности,
принципы
бережливого производства и их применение
относительно предупреждения чрезвычайных
ситуаций,
обеспечения
безопасности
производственной, трудовой деятельности.
Умеет определять угрозу пожарной безопасности;
демонстрирует
знания
эффективных
превентивных
мер
для
предотвращения
пожароопасных ситуаций; демонстрирует знания
нормативных
документов
в
своей
профессиональной деятельности, готовность к
соблюдению действующего законодательства и
требований нормативных документов, в том числе
в условиях противодействия терроризму; дает
характеристику различным видам потенциальных
опасностей и перечисляет их последствия;
формулирует задачи и основные мероприятия
гражданской обороны, перечисляет способы
защиты населения от оружия массового
поражения.
Владеет знаниями об организации и порядке
призыва
граждан
на
военную
службу;
ориентируется в видах вооружения, военной
техники и специального снаряжения, состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО; демонстрирует знания в
области анатомо-физиологических последствий
воздействия на человека травмирующих, вредных
и поражающих факторов; демонстрирует знания
порядка и правил оказания первой помощи
пострадавшим, в том числе при транспортировке.
Демонстрирует знания общих характеристик
поражений организма человека от воздействия
опасных
факторов;
классифицирует
инфекционные заболевания и формулирует их
общие признаки; демонстрирует знание основ
здорового образа жизни
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
Способен организовать работу коллектива,
выявлять
и эффективно команды в случае возникновения чрезвычайной
искать
информацию, ситуации. Способен грамотно объяснить порядок
необходимую для решения действий коллег, руководства, граждан в случае
задач
и/или
проблем возникновения той или иной чрезвычайной
поддержания
безопасных ситуации,
способен
оказать
помощь,
условий жизнедеятельности, необходимую в таких случаях. Описывает
в
том
числе
при значимость
своей
профессиональной
возникновении ЧС;
деятельности с учётом умений, полученных в
участвовать
в
работе результате изучения дисциплины. Осуществляет
коллектива,
команды, работу по обеспечению производственной
взаимодействовать
с трудовой безопасности, по организации и
коллегами,
руководством, проведению мероприятий по гражданской
клиентами для создания обороне в организации.
Экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы.
22
человеко - и природозащитной
среды
осуществления
профессиональной
деятельности;
действовать в чрезвычайных
ситуациях
мирного
и
военного времени;
соблюдать
нормы
экологической безопасности
на рабочем месте;
использовать на рабочем
месте
средства
индивидуальной защиты от
поражающих факторов при
ЧС;
соблюдать
правила
поведения
и
порядок
действий
населения
по
сигналам
гражданской
обороны
Демонстрирует умение пользоваться первичными
средствами
пожаротушения;
формулирует
правила поведения в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера и при угрозе
террористического акта; демонстрирует умение
применять правила поведения и ориентируется в
действиях по сигналам гражданской обороны.
Определяет виды вооруженных сил, рода войск;
ориентируется
в
воинских
званиях
военнослужащих вооруженных сил Российской
Федерации; демонстрирует общую физическую и
строевую подготовку, навыки обязательной
подготовки к военной службе; основы оказания
первой доврачебной помощи пострадавшим.
Демонстрирует
умение
оказать
первую
медицинскую помощь в различных ситуациях;
владеет
принципами
профилактики
инфекционных
заболеваний;
определяет
показатели здоровья и оценивает физическое
состояние; составляет индивидуальные карты
здоровья с режимом дня, графиком питания.
Знать:
основы
военной
безопасности и обороны
государства;
организацию
и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
основы строевой, огневой и
тактической подготовки;
область
применения
получаемых
профессиональных знаний
при
исполнении
обязанностей
военной
службы;
боевые
традиции
Вооруженных Сил России
Уметь:
владеть общей физической и
строевой
подготовкой,
навыками
обязательной
подготовки
к
военной
службе;
выполнять
мероприятия
доврачебной
помощи
пострадавшим
демонстрирует знания об основах военной
безопасности и обороны государства;
не уклоняется от службы в рядах ВС РФ;
демонстрирует владение основами строевой,
огневой и тактической подготовки;
применяет
профессиональные
знания
при
исполнении обязанностей военной службы;
демонстрирует
знания
боевых
традиций
Вооруженных Сил России
Перечень знаний и умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы военной службы»
(юноши)
Письменный
и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практических
работ
Промежуточная
аттестация
демонстрирует общую физическую и строевую Экспертное
подготовку, навыки обязательной подготовки к наблюдение
военной службе; быстро и правильно выполняет ходом
мероприятия первой доврачебной помощи выполнения
пострадавшим
практических
работ.
Оценка
результатов
выполнения
практических
работ
за
Перечень знаний и умений, осваиваемых в рамках модуля «Основы медицинских
знаний» (девушки)
23
Знать:
характеристики поражений
организма
человека
от
воздействий
опасных
факторов;
классификацию и общие
признаки
инфекционных
заболеваний;
факторы
формирования
здорового образа жизни
Уметь:
демонстрировать
основы
оказания
первой
доврачебной
помощи
пострадавшим
осуществлять профилактику
инфекционных заболеваний;
определять
показатели
здоровья
и
оценивать
физическое состояние
владеет знаниями о последствиях поражений
организма человека от воздействий опасных
факторов;
демонстрирует приемы оказания первой медикосанитарной
помощи,
владеет
методами
доврачебной реанимации;
правильно
классифицирует
инфекционные
заболевания
демонстрирует знания основ
здорового образа жизни
Письменный и
устный опрос.
Оценка
результатов
выполнения
практических
работ
демонстрирует
основы
оказания
первой
доврачебной помощи пострадавшим
владеет
принципами
профилактики
инфекционных заболеваний;
определяет показатели здоровья и оценивает
физическое состояние
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практических
работ.
Оценка
результатов
выполнения
практических
работ
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений обучения по
учебной дисциплине создается фонд оценочных средств, позволяющие оценить предметные
(знания и умения) и метапредметные результаты.
Оценка личностных результатов может быть произведена с применением следующих
форм оценивания:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного обучающегося);
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в учебной группе, у конкретного
педагогического работника, в образовательной организации в целом);
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет);
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше);
- интегральная (оцененная с помощью комплексных тестов, портфолио, выставок,
презентаций);
- дифференцированная (оценка отдельных аспектов развития).
При этом могут предусматриваться следующие методы оценивания:
- наблюдение;
- портфолио;
- экспертная оценка;
- стандартизованные опросники;
- проективные методы;
- самооценка;
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
24