Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
СОГЛАСОВАНО
протокол педсовета
от 23.06.2025 № 6
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___23__» __06___ 2025г
СОГЛАСОВАНО
протокол студ
совета
от 23.06.2025 № 6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
по специальности 38.02.04 Торговое дело
Верхняя Салда
2025
1
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2. Направления воспитания
1.3. Целевые ориентиры воспитания
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад образовательной организации, реализующей программы
СПО
2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание
воспитательной деятельности
3
5-14
5-6
6-7
7-13
15
15-26
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
37-43
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
3.4. Система поощрения профессиональной успешности и
проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.5. Анализ воспитательного процесса
Приложение
Календарный план воспитательной работы
37
38
38-39
26-36
39-40
40-43
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г.
№
273-ФЗ (в действующей редакции) «воспитание – деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружаю щей среде».
Программа воспитания ЧПОУ Социально-технологический техникум, (далее
— рабочая программа) является обязательной частью образовательной
программы и предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности. Рабочая программа разработана и утверждена с
участием коллегиальных органов управления организацией (в том числе
педагогического совета, совета обучающихся); реализуется в единстве
аудиторной, внеаудиторной и практической (учебные и производственные
практики) деятельности, осуществляемой совместно с другими участниками
образовательных отношений, социальными партнёрами. Рабочая программа
сохраняет преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей общего (среднего) образования.
Рабочая программа воспитания ЧПОУ Социально-технологический техникум
(далее — Программа) направлена на формирование гражданина страны:
– разделяющего традиционные российские ценности, проявляющего
гражданско-патриотическую позицию, готового к защите Родины;
– выражающего
осознанную
готовность
стать
высококвалифицированным специалистом в выбранной профессиональной
деятельности и трудиться на благо государства и общества;
– готового к созданию крепкой семьи и рождению детей.
Настоящая программа разработана на основе следующих
нормативных правовых документов:
Конституции Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
–
3
общероссийского образования 01.07.2020);
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
– Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 – 2025
годах (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р),
– Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021
№ 400),
– Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утверждены
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809),
– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам СПО, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762, федеральных государственных
образовательных стандартов среднего профессионального образования;
Программа включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Структурным элементом программы является календарный план
воспитательной работы. Содержание рабочей программы включает
инвариантный компонент, представленный в Программе, и вариативный
компонент, определенный разработчиками самостоятельно.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в ЧПОУ Социально-технологический техникум,
является неотъемлемой частью образовательного процесса, планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания. Участниками образовательных отношений в части
воспитании являются педагогические работники, обучающиеся, родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Все компоненты Программы, календарного плана воспитательной работы
4
ориентированы на реализацию запросов общества и государства,
определяются с учетом государственной политики в области воспитания;
обеспечивают единство содержания воспитательной деятельности, отражают
общие для любой образовательной организации, реализующей программы
СПО, цель и задачи воспитательной деятельности, положения ФГОС СПО в
контексте формирования общих компетенций у обучающихся.
Вариативные компоненты обеспечивают реализацию и развитие внутреннего
потенциала образовательной организации, реализующей программы СПО.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся — развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
– усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных
ценностях, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие осознанного позитивного отношения к
ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе
(их освоение, принятие), современного научного мировоззрения, мотивации к
труду, непрерывному личностному и профессиональному росту;
– приобретение социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально
ориентированной деятельности;
– подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с
учетом получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей
семьи, народа, Родины и государства;
– подготовка к созданию семьи и рождению детей.
–
1.2. Направления воспитания
5
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания:
гражданское воспитание – формирование российской идентичности, чувства
принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию,
многонациональному народу России, уважения к правам и свободам
гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых
знаний и правовой культуры;
патриотическое воспитание – формирование чувства глубокой
привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и
многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за
достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины
и своего народа;
духовно-нравственное воспитание – формирование устойчивых ценностносмысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным
ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства;
эстетическое воспитание – формирование эстетической культуры,
эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия – формирование осознанного отношения к
здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического
самосовершенствования, неприятия вредных привычек;
профессионально-трудовое воспитание – формирование позитивного и
добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений,
трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и
навыков; мотивации к творчеству и инновационной деятельности;
осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как
средству реализации собственных жизненных планов;
экологическое воспитание – формирование потребности экологически
целесообразного поведения в природе, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние окружающей среды, важности
рационального
природопользования;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и
6
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры воспитания
1.3.1.
Инвариантные целевые ориентиры
Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению
духовно-нравственных ценностей» (утв. Указом Президента Российской
Федерации от 09.11.2022 г. № 809) ключевым инструментом государственной
политики в области образования, необходимым для формирования
гармонично развитой личности, является воспитание в духе уважения к
традиционным ценностям, таким как патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции)
воспитательная деятельность должна быть направлена на «…формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Эти законодательно закрепленные требования в части формирования у
обучающихся системы нравственных ценностей отражены в инвариантных
планируемых результатах воспитательной деятельности (инвариантные
целевые ориентиры воспитания).
Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими
компетенциями, формирование которых является результатом освоения
программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
требованиями ФГОС СПО:
– выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам (ОК 01);
– использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
7
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности (ОК 02);
– планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное
развитие
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03);
– эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
(ОК 04);
– осуществлять
устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста (ОК 05);
– проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06);
– содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07);
– использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08);
– пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке (ОК 09).
8
Инвариантные целевые ориентиры воспитания выпускников ЧПОУ
Социально-технологический техникум
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите
Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство
народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие в социальнополитических процессах на основе уважения закона и правопорядка, прав и
свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
студенческом самоуправлении, добровольческом движении,
предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и
др. объединениях, акциях, программах)
Патриотическое воспитание
Осознающий свою национальную, этническую принадлежность,
демонстрирующий приверженность к родной культуре, любовь к своему
народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, их традициям,
праздникам.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
9
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
общероссийской идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных
прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
понимание
ценности
межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с
людьми разных национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, рождение и воспитание детей и принятие
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и
поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта,
профессиональной среды.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального благополучия
10
Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание
ценности жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.
Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку,
необходимую для избранной профессиональной деятельности, способности
адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении,
в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных,
природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Профессионально-трудовое воспитание
Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд,
результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и
профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего
города,области, страны.
Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной
деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах
производственной практики, в своей местности.
Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и
самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Понимающий
специфику
профессионально-трудовой
деятельности,
регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в
современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества.
Ориентированный
на
осознанное
освоение
выбранной
сферы
11
профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, государства и общества.
Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности
выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему
профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и
престиж своей профессии в обществе.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в
том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
содействующий сохранению и защите окружающей среды.
Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных
дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования,
ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном
пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной
специальности, способствующий его приобретению другими
людьми
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного
направления профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения
его безопасности.
Демонстрирующий
навыки
критического
мышления,
определения
достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной
деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности.
12
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной
деятельности
Вариативные целевые ориентиры ЧПОУ Социально-технологический
техникум
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Принимающий историческое и культурное своеобразие Свердловской области
как неотъемлемой части Российской Федерации, проявляющий заботу о
сохранении и приумножении духовных и культурных ценностей Свердловской
области.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Патриотическое воспитание
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в
жизни группы, колледжа, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к
родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры
своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия. Знающий ценности
культурного наследия города Верхняя Салда и Свердловской области.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
13
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности свое и окружающих
людей, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, и сохранности жизни.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие
вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и
иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное
состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Профессионально-трудовое воспитание
Осознающий тенденции экономического, информационного, культурного и
социального развития Свердловской области и проявляющий деятельное
участие в нем
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем
области и города . Выражающий активное неприятие
действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды. Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности городского округа и региона
в целом.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Особенности уклада ЧПОУ Социально-технологический техникум
ЧПОУ Социально-технологический техникум относится к системе среднего
профессионального образования и осуществляет образовательную
деятельность по образовательным программам среднего профессионального
образования, интегрированными с дополнительными образовательными
программами, имеющими целью подготовку обучающегося и овладение ими
выбранными профессиями и специальностями.
Учредителем является физическое лицо.
Техникум создан в 2000 году.
ЧПОУ
Социально-технологический
техникум
-
инновационная
14
профессиональная образовательная организация, соответствующая современным
запросам социально-экономического развития страны. ЧПОУ Социальнотехнологический техникум
занимает
лидирующие
позиции
сред
профессиональных образовательных организаций
области, Российской
Федерации.
ЧПОУ Социально-технологический техникум за высокие показатели работы
в области подготовки специалистов награждён дипломом лауреата конкурса
«100 Лучших образовательных учреждений
России
В техникуме обучаются 142 студентов по 5 программам среднего
профессионального образования из всех районов Свердловской области и
других регионов Российской Федерации;
В 2024 году выпущено – 100 человека, из них: трудоустроено на предприятия
– 100 человек
Образовательный процесс осуществляют 11 педагогический работник, из
них 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 5
преподавателей – первую квалификационную категорию, 1 человека имеют
звание «Заслуженный работник СПО» и «Заслуженный мастер Российской
Федерации», 5 педагогов имеют Почетные грамоты Министерства
просвещения Российской Федерации.
Осуществляя совместное проектирование образовательной деятельности,
техникум активно решает проблемы кадрового обеспечения МВД области и
других регионов Российской Федерации. С 2000 по 2025 годы подготовлено
более 1000 квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена для различных отраслей промышленности и экономики области и
Российской Федерации: товароведов, юристов, бухгалтеров и других.
Благодаря современным формам и методам обучения в техникуме, студенты
получают опыт работы.
Главным ориентиром в ЧПОУ Социально-технологический техникум служит
качество образования, которое обеспечивается созданием условий для
эффективности и инвестиционной привлекательности учебного процесса.
Инновационная образовательная программа, внедряемая в техникуме, стала
основой для создания новых проектов, призванных совершить большой
прорыв в подготовке специалистов, ориентирует работников на поиск путей
достижения новых целей.
В техникуме созданы современные учебные лаборатории по актуальным
направлениям подготовки квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена, позволяющие выстроить образовательную
систему формирования и закрепления у студентов профессиональных
15
1.
компетенций. При этом используются комплексные методики интеграции
инновационных, в том числе цифровых, технологий обучения: тренажеры,
сенсорные панели, имитаторы. Внедрение педагогами
практикоориентированных образовательных технологий осуществляется посредством
обновления методик и технологий преподавания с учетом профессиональной
направленности образовательных программ по специальностям и
профессиям, включения прикладных модулей, применения дистанционных
образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и
электронного обучения, проведения ежегодных всероссийских проверочных
работ, также совершенствуются формы и методы обучения практической
подготовки обучающихся.
Руководители предприятий, представители кадровых служб и наставники от
предприятий отмечают серьезную подготовку студентов.
Демонстрационные экзамены показали результаты освоения выпускниками
практической подготовки. По специальностям в 2025 году независимые
эксперты из числа работодателей оценили выполнение практических заданий
демонстрационных экзаменов и защиту дипломных работу на «хорошо» и
«отлично» у 100% выпускников.
Более 70% студентов на производственной практике трудоустраиваются на
предприятия по краткосрочному трудовому договору. Рабочие места активно
предоставляют студентам предприятия города и области
100% выпускников ЧПОУ Социально-технологический техникум
трудоустраиваются на предприятия города и области.
Профориентационная
работа
направлена
на
повышение
конкурентоспособности
ЧПОУ
Социально-технологический техникум и обеспечение притока абитуриентов
через организацию устойчивых связей между образовательными
организациями и развитие интереса у потенциальных потребителей
образовательных услуг к освоению специальностей, профессий.
Профориентационная работа целенаправленно и планомерно ведется по
следующим направлениям: профессиональные пробы, профессиональное
просвещение.
Профессиональные консультации (онлайн консультации, очные
индивидуальные консультации). Это вид помощи в выборе профессии,
направленный на согласование собственных физических, психологических
возможностей, способностей и потребностей клиента
2. Профессиональное просвещение.
− Выездные профориентационные мероприятия (участие в
ярмарках профессий).
16
− Размещение профориентационной информации для абитуриентов в
сети Интернет (в социальных сетях, на сайте).
− Привлечение социальных партнеров, работодателей к
совместным мероприятиям.
В техникуме созданы все условия для занятий спортом, творчеством и отдыха
студентов.
В технкуме создана целостная, всесторонне охватывающая система
воспитательной работы, которая в комплексе решает задачи, поставленные
перед современным образованием.
Педагогический коллектив техникума в комплексе решает задачи,
поставленные перед современным профессиональным образованием,
формируя профессиональную, гражданскую и социальную активность
студентов.
Специальности, по которым осуществляется обучение:
38.02.08
Торговое дело
38.02.01
40.02.04
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Юриспруденция
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами, определяющими социальные,
экономические, научно-технические и образовательные особенности и
достижения современного общества в Российской̆ Федерации, Саратовской
области, а также в соответствии с требованиями ФГОС в части
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся как
результата и основания образовательной̆ деятельности.
Миссия техникума - подготовка квалифицированного специалиста,
воспитание творческой, социально-активной личности на основе опыта,
традиций, инноваций в условиях непрерывной системы образования.
Формирование уклада в техникуме – это систематическая и
целенаправленная деятельность по созданию условий для социально
значимой деятельности студентов, направленной на получение ими
личностного и профессионального опыта, развитие общих и
профессиональных компетенций, высокого патриотического сознания,
духовно-нравственных качеств, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины,
активной гражданской позиции, гражданского самоопределения.
Большую роль в воспитательном процессе играют ключевые мероприятия,
являющиеся од ним из вариантов совместной деятельности студентов и
17
преподавателей. Важной чертой каждого ключевого дела является его
коллективный характер на всех стадиях реализации: разработка,
планирование, проведение, подведение итогов, анализ результатов. В
проведении общих дел присутствует как соревновательность между
группами, так и конструктивное межгрупповое и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность.
В техникуме действует медиацентр. Открытость жизни техникума
обеспечивается освещением всех важнейших событий в интернетпространстве: на сайте и в сообществе образовательной организации в
социальной сети.
Большое влияние на воспитание обучающихся оказывает внеучебная
деятельность, организованная, в том числе, через студенческие
объединения (волонтерские отряды, студенческий совет). Вовлечь
обучающихся в жизнь техникума, повысить их мотивацию, помочь
реализовать творческую активность, раскрыть качества лидера, превратить
обучающихся в субъект учебной и общественной жизни, сформировать у
них навыки управления и самоуправления призвана система студенческого
самоуправления.
Процесс воспитания ориентирован на интеграцию урочной и внеурочной
деятельности, дополнительного образования через создание событийного
пространства в студенческой среде.
Волонтерское движение представлено волонтерским отрядом
Это объединение добровольцев, цель деятельности которых –
решение
социально
значимых
проблем. Основные направления:
– социально - нравственное (проведение благотворительных акций
для детей из малообеспеченных семей, организация праздников, мастерклассов);пропаганда здорового образа жизни ( проведение интерактивных
занятий, деловых игр, познавательно-информационных и спортивных
мероприятий ориентированных на пропаганду ЗОЖ);
– гражданско-патриотическое
(поздравление с праздниками
ветеранов, помощь им в уборке жилых помещений и приусадебных
территорий, участие в митингах и торжествах, посвященных Дню Победы,
Дню памяти и скорби, Дню неизвестного солдата и т.д.).
В техникуме реализуется комплекс мер по социальной защите студентов
Информация о деятельности педагогического коллектива и жизни, укладе
систематически размещается на официальном сайте в сети Интернет,
официальных аккаунтах в соцсетях и доступна широкой общественности,
что влияет на повышение имиджа учреждения.
18
2.2. Воспитательные
модули: виды, формы, содержание
воспитательной деятельности
Модуль «Образовательная деятельность»
Реализация
воспитательного
потенциала
аудиторных
занятий
предусматривает:
– максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей для
формирования у обучающихся позитивного отношения к российским
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений и т.п., отвечающих
содержанию и задачам воспитания;
– включение преподавателями в рабочие программы учебных
дисциплин и профессиональных модулей тематики в соответствии с
календарным планом
воспитательной работы;
– выбор
методов,
методик,
технологий,
оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;
– привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на занятиях предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
– использование учебных материалов (образовательного контента,
художественных фильмов, литературных произведений и проч.),
способствующих повышению статуса и престижа рабочих профессий,
прославляющих трудовые достижения, повествующих о семейных
трудовых династиях;
– реализация курсов, дополнительных факультативных занятий
исторического
просвещения,
патриотической,
гражданской,
экологической, научно-познавательной, краеведческой, историкокультурной, туристско- краеведческой, спортивно-оздоровительной,
художественно-эстетической, духовно-нравственной направленности, а
также курсов, направленных на формирование готовности обучающихся к
вступлению в брак и осознанному родительству;
19
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности;
– организация и проведение экскурсий (в музеи, картинные галереи,
технопарки, на предприятия и др.), экспедиций, походов.
– В процессе освоения общеобразовательных дисциплин
происходит достиже ние обучающимися личностных результатов
в соответствии с ФГОС СОО:
– осознание российской гражданской идентичности;
– сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
– готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
– наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности;
– сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
–
Модуль «Кураторство»
Реализация воспитательного потенциала кураторства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение
задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
– работа со студентами, вступившими в ранние семейные отношения,
проведение консультаций по вопросам этики и психологии семейной жизни,
семейного права;
– организация
социально-значимых совместных проектов для
личностного развития обучающихся, отвечающих их потребностям, дающих
возможности для самореализации, установления и укрепления доверительных
отношений внутри учебной группы и между группой и куратором;
–
сплочение коллектива группы через игры и тренинги на
командообразование, походы, экскурсии, празднования дней рождения,
тематические вечера и т.п.;
– организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об академических успехах и проблемах
обучающихся, их положении в студенческой группе, о жизни группы в целом;
помощь родителям и иным членам семьи во взаимодействии с педагогическим
коллективом и администрацией;
– планирование, подготовку и проведение праздников, фестивалей,
конкурсов, соревнований и т. д. с обучающимися;
– планирование и проведение групповых собраний обучающихся,
20
находящихся в ведении куратора, целевой воспитательной тематической
направленности по планам работы кураторов и по необходимости;
– инициирование и поддержка кураторами участия обучающихся в
общих мероприятиях колледжа, оказание необходимой помощи
обучающимися в их подготовке и проведении;
– поддержка активной позиции каждого обучающегося, предоставление
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной
среды общения;
– ведение дневника куратора и составление психологических портретов
своих подопечных, осведомлённость об их интересах и проблемах;
– доверительное общение и поддержка обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с однокурсниками или педагогами,
успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекция
поведения через беседы индивидуально и(или) вместе с их родителями, с
другими обучающимися группы;
– регулярные консультации с преподавателями, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам
обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между
преподавателями и обучающимися;
Модуль «Наставничество»
Реализация воспитательного потенциала наставничества как универсальной
технологии передачи опыта и знаний предусматривает:
– разработку программы наставничества;
– содействие осознанному выбору оптимальной образовательной
траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (детей с
ОВЗ, одаренных, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации);
– оказание
психологической и профессиональной поддержки
наставляемому в реализации им индивидуального маршрута и в жизненном
самоопределении;
– определение инструментов оценки эффективности мероприятий по
адаптации и стажировке наставляемого;
– привлечение к наставнической деятельности признанных авторитетных
специалистов, имеющих большой профессиональный и жизненный опыт
(сотрудников предприятий и организаций-партнеров).
Модуль «Основные воспитательные дела»
Реализация
воспитательного
потенциала
основных
21
воспитательных мероприятий предусматривает:
– проведение общих для всего колледжа праздников, ежегодных
творческих (театрализованных, музыкальных, литературных и т. п.)
мероприятий, связанных с общероссийскими, региональными, местными
праздниками, памятными датами;
– проведение торжественных мероприятий, связанных с завершением
образования, переходом на следующий курс, а также совместных
мероприятий с организациями- партнерами, направленных на знакомство и
приобщение к корпоративной культуре предприятия, организации;
– разработку и реализацию обучающимися социальных, социальнопрофессиональных проектов, в том числе с участием социальных партнёров
образовательной организации;
– организацию
тематических
мероприятий,
нацеленных
на
формирование уважительного отношения к противоположному полу,
понимания любви как основы таких отношений и готовности к вступлению в
брак (День матери, День семьи, любви и верности и т. д.);
– вовлечение по возможности каждого обучающегося в дела техникума
в разных ролях, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа дел;
– церемонии награждения (по итогам учебного года) обучающихся за
участие в жизни техникума, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие техникума, своей местности, города, региона;
– наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных дел техникума, мероприятий, их отношениями
с другими обучающимися, с педагогами.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
– Реализация
воспитательного
потенциала
предметно- пространственной среды предусматривает совместную
деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по ее созданию, поддержанию и использованию в воспитании:
– организация в доступных для обучающихся и посетителей местах
музейно-выставочного пространства, содержащего экспозиции об истории и
развитии колледжа с использованием исторических символов государства,
региона, местности в разные периоды, о значимых исторических, культурных,
природных, производственных объектах России, региона, местности;
– размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
22
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов своей местности, региона, России; портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных деятелей, героев и защитников Отечества;
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических,
живописных, фотографических, интерактивных) объектов природного и культурного
наследия региона, местности, предметов традиционной культуры и быта
– организацию и поддержание звукового пространства позитивной
духовно- нравственной, гражданско-патриотической воспитательной
направленности (звонки- мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации (в начале учебной недели);
– оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
общего пользования (холл первого этажа, рекреации и др.), содержащих в
доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного
профессионального, гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания;
– размещение материалов, отражающих ценность труда как важнейшей
нравственной категории, представляющих трудовые достижения в
профессиональной области, прославляющих героев и ветеранов труда,
выдающихся деятелей производственной сферы, имеющей отношение к
образовательной организации, предметов-символов профессиональной
сферы,
– размещение
информационных
справочных
материалов
о
предприятиях профессиональной сферы, имеющих отношение к профилю
колледжа;
– размещение, поддержание, обновление на территории колледжа
выставочных
объектов,
ассоциирующихся
с
профессиональными
направлениями обучения;
– создание и обновление книжных выставок профессиональной
литературы, пространства свободного книгообмена;
– оборудование,
оформление, поддержание и использование
спортивных и игровых пространств, площадок, зон активного и спокойного
отдыха;
– разработка и обновление материалов (стендов, плакатов,
инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания правилах, традициях, укладе колледжа, актуальных вопросах
профилактики и безопасности;
– Предметно-пространственная
среда
строится как
максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными
23
потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)» Реализация
воспитательного потенциала взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:
– организацию взаимодействия между родителями обучающихся и
преподавателями, администрацией в области воспитания и профессиональной
реализации студентов;
– проведение родительских собраний по вопросам воспитания,
взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
– привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий
воспитательной направленности;
– проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
– группы с участием преподавателей, в которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
– целевое взаимодействие с законными представителями обучающихся
из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных
детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала студенческого самоуправления в
колледже предусматривает:
– организацию и деятельность органов самоуправления обучающихся
(совет обучающихся или др.);
– представление органами самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления колледжем, защита законных интересов, прав
обучающихся;
– участие представителей органов самоуправления обучающихся в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, в
анализе воспитательной деятельности и при принятии локальных
нормативных актов;
– привлечение к деятельности студенческого самоуправления
выпускников, работающих по профессии/специальности, добившихся
успехов.
24
Модуль «Профилактика и безопасность»
– Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в колледже предусматривает:
– организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в колледже безопасной среды как условия успешной воспитательной
деятельности;
– вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической
направленности, реализуемые в колледже и в социокультурном окружении
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте,
на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и т. д.);
– сбор информации и регулярный мониторинг семей обучающихся,
находящихся в сложной жизненной ситуации, профилактическая работа с
неблагополучными семьями;
– выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости и другое). Одним из основных мероприятий в
диагностировании поведенческих рисков является проведение социальнопсихологического тестирования;
– проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
– организацию работы по развитию у обучающихся навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию,
групповому давлению;
– поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности;
– профилактику
правонарушений,
дезадаптации,
девиаций
посредством организации деятельности, альтернативной девиантному
поведению, познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной,
–
25
художественной и другой).
Модуль «Социальное партнерство и участие работодателей»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства, в том
числе во взаимодействии с предприятиями рынка труда, предусматривает:
– участие представителей организаций-партнёров, предприятий
(организаций) и работодателей, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных производственных практик и
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки вакансий,
государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т.
п.);
– участие представителей организаций-партнёров в проведении
мастер- классов,
– аудиторных
и
внеаудиторных
занятий,
мероприятий
профессиональной направленности;
– проведение на базе организаций-партнёров отдельных аудиторных и
внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций воспитательной
направленности;
– проведение открытых дискуссионных площадок (студенческих,
педагогических), куда приглашаются представители организаций-партнёров,
на
которых
обсуждаются
актуальные
проблемы,
касающиеся
профессиональной сферы и рынка труда, жизни техникума, городского
округа, региона, страны;
– реализация социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых
обучающимися и педагогами совместно с организациями-партнёрами
(профессионально-трудовой,
благотворительной,
экологической,
патриотической, духовно- нравственной и т. д. направленности),
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение
Модуль «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство»
– Реализация воспитательного потенциала работы
по
профессиональному
развитию,
адаптации
и
трудоустройству
предусматривает:
– участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального
мастерства, работе над профессиональными проектами различного уровня и
др.;
– циклы мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к
26
осознанному планированию своей карьеры, профессионального будущего
(посещения центра содействия профессиональному трудоустройству
выпускников, профессиональных выставок, ярмарок вакансий, дней
открытых дверей на предприятиях, в организациях высшего образования и
др.);
– экскурсии (на предприятия, в организации), дающие углублённые
представления о выбранной специальности и условиях работы;
– организацию мероприятий, посвященных истории организаций/
предприятий-партнёров; встреч с представителями коллективов, с
сотрудниками-стажистами,
представителями
трудовых
династий,
авторитетными специалистами, героями и ветеранами труда,
– представителями профессиональных династий;
– использование обучающимися интернет-ресурсов, способствующих
более глубокому изучению отраслевых технологий, способов и приёмов
профессиональной деятельности, профессионального инструментария,
актуального состояния профессиональной области; онлайн курсов по
интересующим темам и направлениям профессионального образования;
– консультирование обучающихся по вопросам построения ими
профессиональной карьеры и планов на будущую жизнь с учётом
индивидуальных особенностей, интересов, потребностей;
– проведение тренингов, нацеленных на формирование рефлексивной
культуры, совершенствование умений в области анализа и оценки результатов
деятельности;
– диагностическое
обследование
уровня
профессиональной
идентичности и мотивации к освоению выбранной специальности
обучающихся 1-го и 3-го курсов.
Дополнительный модуль «Волонтерская деятельность, добровольчество»
– Реализация воспитательного потенциала волонтерской
деятельности и добровольчества предусматривает:
– формирование нравственных и коммуникативных качеств личности
через организацию общественно-полезной деятельности; воспитание
гуманного
отношения
к
людям,
развитие
самостоятельности,
ответственности, сплоченности и инициативы;
– формирование у обучающихся представления об отечественных и
мировых традициях волонтёрского движения;
– формирование первичных организаторских умений и навыков;
– развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки
своей деятельности;
– формирование духовных и нравственных качеств личности,
27
соответствующих общественным ценностям;
– воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного
отношения к жизни, толерантных качеств личности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
– формирование чувства коллективизма;
– воспитание взаимопомощи и ответственности за действия и поступки.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Для реализации рабочей программы воспитания техникум укомплектован
квалифицированными специалистами. Управление воспитательной
работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора,
который несет ответственность за организацию воспитательной работы,
заместителя
директора
по
учебновоспитательной
работе,
непосредственно курирующего данное направление, преподавателей.
Общее руководство воспитательной работой осуществляет директор.
Организация воспитательной работы находится в компетенции
заместителя директора по учебно-воспитательной работе , который
инициирует и координирует деятельность всех подразделений техникума,
участвующих в воспитательной работе; осуществляет общее руководство
и контроль составления и выполнения планов воспитательной работы,
выполняет
анализ
результатов
и
мониторинг
деятельности
образовательного учреждения. Функционал работников регламентируется
требованиями профессиональных стандартов. Реализация программы
обеспечивается
педагогическими
работниками
образовательной
организации, имеющих стаж работы в данной профессиональной области
не менее 3 лет.
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме
стажировки в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3
года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля
педагогических
работников,
обеспечивающих
освоение
обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности
не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу
28
составляет 46 %.
Основным исполнителем воспитательной деятельности является куратор,
который в своей работе большое внимание уделяет развитию интересов,
способностей, норм морали и нравственности студентов. Педагог, куратор
группы - координатор, и организатор студенческого коллектива,
содействует общему благоприятному психологическому климату в
коллективе группы, предпринимает меры по развитию коммуникативных
качеств у студентов. Совершенно очевидно, что в результате взаимного
сотрудничества повышается мотивация студентов на учебную
деятельность и профессионально - личностное развитие. Интеграция
усилий семьи и колледжа - это важное условие формирования единого
учебно- воспитательного пространства, главной ценностью которого
является личность успешного выпускника.
Регулярно проводится мониторинг работы кураторов по планированию и
реализации планов работы, посещаемости и успеваемости студентов,
участию групп в общественной жизни техникума, проведению классных
часов и внеклассных мероприятий.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Рабочая программа воспитания разрабатывается в соответствии с
нормативно-правовыми
документами
федеральных
органов
исполнительной власти в сфере образования, требованиями ФГОС СПО, с
учетом сложившегося опыта воспитательной деятельности и имеющимися
ресурсами в техникуме.
3.3. Система поощрения профессиональной успешности
и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
– Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся, созданная в техникуме, призвана
способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в
совместную деятельность в воспитательных целях.
Порядок и система применения мер морального и материального
поощрения обучающихся определяется в локальном нормативном акте
«Положение о поощрении студентов».
Обучающиеся поощряются за:
–
29
участие и победу в учебных, творческих конкурсах, олимпиадах,
физкультурных, спортивных состязаниях, мероприятиях;
– общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо
техникума и социума.
Техникум применяет следующие виды поощрений:
− поощрение грамотой за успехи в учебной/внеучебной деятельности;
− поощрение дипломом, грамотой, благодарственным письмом
за призовые места в конкурсах, мероприятиях;
− поощрение благодарственным письмом родителей
(законных представителей) обучающихся;
− ходатайство о поощрении обучающегося в вышестоящие органы.
–
3.4. Анализ воспитательного процесса
Воспитательная работа с обучающимися ведется в соответствии с планом
воспитательной работы на учебный год. Основными формами групповой
работы с обучающимися традиционно являются тематический классный час,
групповое собрание, экскурсия, которые помогают сплотить студенческие
коллективы,
развить
коммуникативные
навыки,
способствовали
формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения,
творчества.
В техникуме проводится Единый классный час «Разговоры о важном» по
понедельникам еженедельно.
Ведутся большую работу за контролем социальных сетей студентов.
Важным направлением воспитательной работы является формирование
способностей обучающихся к саморазвитию, самоопределению и
самореализации. Вовлечь обучающихся в жизнь техникума, повысить их
мотивацию, помочь реализовать творческую активность, раскрыть качества
лидера, превратить обучающихся в субъект учебной и общественной жизни,
сформировать у них навыки управления и самоуправления призвана система
студенческого самоуправления.
Она действует на основе ряда принципов:
во-первых – тесный контакт с администрацией и педагогическим
коллективом;
во-вторых – системность и комплексность организации и функционирования;
в-третьих
– взаимодействие с партнерами.
Система студенческого самоуправления включает два уровня.
На уровне учебной группы действует актив группы. Он состоит из старосты
30
и его заместителя, учебного сектора, культмассового сектора, физоргов и др.
Они участвуют в организации жизни группы: подготовке учебных и
внеаудиторных мероприятий, организации помощи хорошо успевающих
обучающихся отстающим,
На уровне техникума действуют Студенческий. Студсовет координирует
деятельность активов учебных групп, оказывает им организационную
помощь, участвует в организации учебно-воспитательного процесса,
профилактике асоциальных явлений, участвует в реализации единого
информационного пространства, организации досуга
обучающихся, осуществляет мониторинг студенческих интересов и
проблем, принимает участие в профориентации. Эта система непрерывно
совершенствуется в соответствии с требованиями учебно-воспитательного
процесса и запросами самих обучающихся.
В техникуме проводится работа, направленная на воспитание правовой
культуры
обучающихся,
профилактику
экстремизма,
воспитание
толерантной, социально ответственной личности.
Ежегодно анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе, советником директора по воспитанию, кураторами, обучающихся,
совета обучающихся.
Основным способом получения информации является педагогическое
наблюдение, анкетирование и беседы с обучающимися и их родителями
(законными
представителями),
педагогическими
работниками,
представителями
совета
обучающихся.
Внимание
педагогов
сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном
и профессиональном развитии обучающихся удалось решить за прошедший
учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие
новые проблемы, трудности появились; над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитанию) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом.
31
Календарный план воспитательной работы по специальности 38.02.08 Торговое
дело
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.02.08 Торговое дело на 2025-2026 учебный год
№
1
1
Формы, виды и содержание
деятельности
Курсы,
группы
Сроки
Ответственные
1. Образовательная деятельность
Согласно календарнотематическому планированию
преподавателей
1 курс
в течение
учебного года
Преподаватели
1 курс
в течение
учебного года
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
2. Кураторство
Осуществление взаимодействия с
преподавателями, работающими в
группе, администрацией и
родителями для выявления и
предупреждения неуспеваемости и
пропуска занятий без уважительной
причины
2
Осуществление взаимодействия с
преподавателями, работающими в
группе, администрацией и
родителями для своевременного
решения возникающих проблем
1 курс
в течение
учебного года
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
3
Проведение анализа итогов учебной
деятельности по результатам
аттестаций и экзаменационных
сессий
1 курс
Ноябрь,
январь, апрель,
июнь
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
4
Осуществление помощи
неуспевающим студентам
1 курс
в течение
учебного года
Преподаватели,
кураторы групп,
32
5
Привлечение студентов к участию в
профессиональных сообществах,
конференциях с целью воспитания
активности и выявления
индивидуальных способностей
1 курс
в течение
учебного года
Преподаватели,
кураторы групп
6
Назначение актива группы,
распределение обязанностей
1 курс
Сентябрь
Кураторы групп
7
Составление плана работы на
учебный год
1 курс
Сентябрь
Кураторы групп,
8
Ведение учета посещаемости
студентов
1 курс
Ежедневно
Кураторы групп
9
Осуществление контроля
успеваемости
1 курс
В течение
учебного года
10
Диагностика адаптации студентов
1 курс
Ноябрьдекабрь
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
Педагогпсихолог
3. Наставничество
1
«Преподаватель-студент» выявление профессиональных
проблем.
Проведение мастер-классов
1курс
В течение
учебного года
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
2
1 курс
В течение
учебного года
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
1
«Студент-студент» старшекурсник, обладающий
лидерскими качествами, активной
позицией сопровождает студентов
нового набора, оказывает
поддержку в обучении другому
обучающемуся
4. Основные воспитательные
мероприятия
День маркетолога
1 курс
25 октября
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
2
День менеджера
1 курс
1 ноября
Председатель
ПК,
преподаватели
33
3
День российского
предпринимательства
1 курс
26 мая
Председатель
ПК,
преподаватели
4
День работника торговли
1 курс
27 июля
(июнь)
Председатель
ПК,
преподаватели
5. Организация предметно-пространственной среды
1
Поддержание комфортных условий
в кабинете для проведения уроков и
внеклассных мероприятий
1 курс
В течение года
2
Оформление стендов в Предметной
неделе специальности
1 курс
Март-апрель
3
Оформление аудиторий и
холлов к праздникам, к выставкам
1 курс
В течение года
Председатель
ПК,
преподаватели
4
Наглядный материал по МДК
1 курс
В течение года
Председатель
ПК,
преподаватели
1
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
1 курс
В течение года
Проведение индивидуальных бесед
с родителями
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
Председатель
ПК,
преподаватели
Председатель
ПК,
преподаватели
Кураторы
3
Участие родителей в Совете
родителей колледжа
1 курс
По отдельному
графику
4
Информирование о мероприятиях
1 курс
В течение
года
Кураторы
5
Разработка памяток на актуальные
темы
1 курс
В течение года
1
7. Самоуправление
Выбор студ совета на 20252026 уч. год
Кураторы,
педагогпсихолог
1 курс
Сентябрь
Зам. дир по УВР,
кураторы,
2
Заседания студ совета
1 курс
В течение года
Зам. дир по УВР,
кураторы
34
3
Изучение
потребностей
обучающихся, планирование работы
студенческого самоуправления
1 курс
В течение года
Зам. дир по УВР,
педагогорганизатор,
кураторы
4
Помощь в организации и
проведении мероприятий, участие в
различных проектах
1 курс
В течение года
Зам. дир по УВР,
кураторы
8. Профилактика и безопасность
1
Инструктажи: о правилах
поведения; о правилах поведения в
общественном транспорте; по
технике безопасности; о правилах
поведения при работе ПК; первая
медицинская помощь; общий
инструктаж обучающихся; о
безопасности в спортивном зале;
пожарная безопасность; поведения
в библиотеке; правилах поведения
на спортивной площадке.
1 курсы
Сентябрь
кураторы
2
Инструктажи: по профилактике
инфекционных заболеваний; о
терроризме; по
электробезопасности.
Инструктажи: о правилах поведения
в общественном транспорте; первый
лед; взрывобезопасность; о запрете
пользования мобильными
телефонами во время учебного
процесса.
Инструктажи: пожарная
безопасность;
О запрете использования
пиротехнических средств.
Инструктажи: о правилах
проведения при эвакуации; о
терроризме; пожарная безопасность.
1 курсы
Октябрь
кураторы
1 курсы
Ноябрь
кураторы
1 курсы
Декабрь
кураторы
1 курсы
Февраль
кураторы
3
4
5
6
поведении на объектах ж/д
транспорта; о правилах поведения
в общественном транспорте,
правила ПДД.
35
7
Проведение классных часов в
рамках обеспечения профилактики
правонарушений
студентами
колледжа
1 курсы
По отдельному
графику
кураторы
8
Социально-психологическое
тестирование
на
выявление склонности
к
употреблению наркотических
психотропных веществ.
1-2 курс
Сентябрь,
октябрь
Зам. дир.
УВР,
педагогпсихолог,
кураторы
1 курсы
По отдельному
графику
Председатель
ПК,
преподаватели
-
По отдельному
графику
Председатель
ПЦК,
преподаватели,
кураторы групп,
заведующий
практикой
1 курс
Сентябрь,
октябрь
Педагогпсихолог,
кураторы
1 курс
Февраль,
апрель
Педагогпсихолог,
кураторы
1 курсы
В течение года
Зам. директора
по УВР, педагогорганизатор,
кураторы
1 курсы
еженедельно
по
понедельникам
или в
соответствии с
расписанием
занятий
В течение года
Кураторы
1
2
1
2
1
и
9. Социальное партнёрство и
участие работодателей
Проведение семинаров, вебинаров,
мастер-классов с участием
представителей работодателей
Планирование организации и
проведения
производственной практики (по
профилю специальности,
преддипломной).
10. Профессиональное развитие,
адаптация и трудоустройство
Исследование учебной мотивации и
способности к самоуправлению
Диагностика уровня готовности к
профессиональному
самоопределению
11.Уклад колледжа
Церемония поднятия
Флага и
исполнения Гимна Российской
Федерации
2
Классные
важном»
3
Участие во всероссийских акциях,
посвященных значимым
отечественным и международным
событиям
часы «Разговор
12. Студенческие медиа
о
1 курсы
по
Зам. директора
по УВР, педагогорганизатор,
кураторы
36
1
Новостное сопровождение,
организация единого
информационного пространства
1 курсы
В течение года
Зам. директора
по УВР,
руководитель
Молодёжного
медиацентра
2
Организация информационнотехнической
поддержки
воспитательных и образовательных
мероприятий
1 курсы
В течение года
Зам. директора
по УВР
Советник по
воспитанию
1 курсы
В течение года
Советник по
воспитанию,
кураторы,
1 курсы
Сентябрь
Зам. директора
по УВР, педагогорганизатор,
кураторы
13. Студенческие объединения
1
1
Участие
в
мероприятиях,
организуемых
первичным
отделением РДДМ «Движение
первых»
14. Волонтерская (добровольческая)
деятельность
Формирование списков желающих
принимать участие
в
добровольческой
деятельности
2
Сбор гуманитарной помощи
1 курсы
В течение года
Зам. директора
по УВР, педагогорганизатор,
кураторы
3
Участие в качестве волонтеров в
мероприятиях
различной
направленности (особым
категориям граждан, безнадзорным
животным и
животным,
проживающим в приютах
1 курсы
В течение года
Зам. директора
по УВР, педагогорганизатор,
кураторы
В ходе планирования воспитательной деятельности учитывать
воспитательный
потенциал участия обучающихся в мероприятиях, проектах, конкурсах,
ях, проводимых на уровне Российской Федерации, в том числе, с учетом
специальности: Россия – страна возможностей https://rsv.ru/;
Российское общество «Знание»
https://znanierussia.ru/; Российский Союз
Молодежи https://www.ruy.ru/; Российское
Содружество Колледжей https://rosdk.ru/;
Ассоциация Волонтерских Центров https://авц.рф;
акци
37
Всероссийский студенческий союз
https://rosstudent.ru/;
Институт развития профессионального образования https://firpo.ru/
«Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/;
«Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/;
«Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru;
38