Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание среднего
профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида
Обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ
среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для
обучения указанных обучающихся
Обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья таких обучающихся.
Образовательными организациями
должны быть созданы специальные условия для получения среднего
профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
образовательных организациях
Численность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15
человек.
При получении среднего
профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная
учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков
С учетом особых потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией
обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном
виде.
Специальные
требования
организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов
образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности
веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для
обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной
форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании
лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв
не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска
альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося,
являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной
организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы
обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной
информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с
возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо
определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми
средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения
Обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющимиия образовательной организации,
а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до
высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
присутствие в аудитории ассистента,
оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их
индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и
оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
пользование необходимыми
выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой
аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности
беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие
помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов,
поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория
должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других
приспособлений).
Специальные
требования
дополнительно обеспечивается
соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с
ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также
инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным
шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью
компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или
зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на
бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным
программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения
задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и
бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со
специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное
равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения
задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также
инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются
увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с
тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие
звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости
предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный
экзамен может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на
компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются
ассистенту;
по их желанию государственный
экзамен может проводиться в устной форме.
Обязанность
обучающегося.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников
не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают
письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при
проведении государственной итоговой аттестации.
Наличие версии официального сайта образовательной
организации в сети "Интернет" для слабовидящих (для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Благодаря современному техническому
оснащению, библиотеку могут посещать лица с ограниченными возможностями
здоровья, организованы
специализированные рабочие места, а также имеются портативные
технические средства для самостоятельной работы в фондах открытого доступа.
Читальный зал библиотеки, оборудован
компьютерами с доступом к сети Интернет, принтерами, ксероксом, аппаратом для
ламинирования,. Режим работы библиотек обеспечивает доступность всех видов
имеющихся информационных ресурсов, в том числе и для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Техникум подключен к электронном библиотечным
системам «Университетская библиотека онлайн», «Литрес». Электронная
библиотека включает более 500 названий учебных, научных и периодических
изданий по направлениям, реализуемым в техникуме. Доступ к ЭБС через
логин и пароль имеют все студенты, в том числе инвалиды и лица с ограниченными
возможностями здоровья
Специализированное оборудование для людей с
ограниченными возможностями:
. для обеспечения слабовидящих читателей
равными возможностями доступа к учебной и научной информации: Электронная лупа
для обеспечения слабослышащих читателей
равными возможностями доступа к учебной и научной аудио информации: наушники
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов профессиональная образовательная организация устанавливает особый
порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на
основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической
культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физической культурой в спортивных
залах, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
При их проведении специалист обязан учитывать вид и тяжесть нарушений организма
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалида. Для лиц с
ограничениями передвижения это могут быть занятия по видам спорта, не требующим
двигательной активности.
Для полноценного занятия лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов физической культурой имеется оборудование
общеукрепляющей направленности Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности,
прочности, удобства. Создана
безбарьерной среды в имеющихся в профессиональной образовательной организации
объектах спорта.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся: «приборы, оборудование,
включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе
музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации
образовательной деятельности». В целях обеспечения индивидуального подхода к
обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и
возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование
приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования. В
образовательной деятельности
используются следующие средства обучения:
мультимедийные (интерактивные доски,
проекторы в учебных аудиториях);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды,
слайд–фильмы, образовательные видеофильмы; презентации);
наглядные плоскостные (плакаты,
магнитные доски);
демонстрационные (муляжи, макеты,
стенды и т.п.);
тренажеры и спортивное оборудование
О средствах воспитания.
Общение как средство воспитания:
а) непосредственное, в форме прямых контактов преподавателей и
обучающегося - индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет
свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить,
на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он
должен определенным образом сориентироваться: классные часы, общетехникумовские мероприятия.
Обучение как средство воспитания: обучение как деятельность
обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и
навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая
целенаправленное формирование отношения обучающегося к предметам и явлениям
окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся
оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы,
личность преподавателя, его отношение к обучающимся, учебным дисциплинам и
всему миру, а также обстановка в учебной группе и техникуме.
Труд как средство
воспитания. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что
достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности
влечет за собой появление новых потребностей, осуществляется через учебную и
производственную практику в виде практического обучения.
В целях создания условий по
обеспечению обучения и воспитания в рамках инклюзивного обучения инвалидов и
лиц с ОВЗ обеспечивается участие
всех инвалидов и лиц с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, в проведении воспитательных и иных внеучебных мероприятий.
Осуществляется социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и/или индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
1. |
Обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в учебные
помещения и другие помещения соискателя лицензии (лицензиата), а также их
пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проёмов, лифтов, локальных пониженных стоек-барьеров; при отсутствии
лифтов аудитории для проведения учебных занятий должны располагаться на
первом этаже) (указать, что имеется) |
имеется наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифта, локальных пониженных стоек-барьеров; |
Специальные условия питания
Столовая может обслуживать инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, они обслуживаются вне очереди.
Специальные условия охраны здоровья
В техникуме имеется
медицинский кабинет.
Учебные кабинеты оснащены
противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с
обеспечением звуковой информацией для сигнализации об опасности..
В техникуме организовано психолого-педагогическое сопровождение
инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Важным условием реализации требований к организации
инклюзивного образования и создания специальных условий составляет обеспечение
информационной открытости профессиональной образовательной организации для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
С этой целью сайт профессиональной образовательной
организации в сети Интернет содержит информацию о наличии в образовательной
организации специальных условий для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ,
адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и
формы сопровождения обучения, использование специальных технических и
программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие
доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья
Веб-контент
доступен для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями
здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха
(глухих и слабослышащих), нарушение опорно- двигательной системы, нарушение
речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и
сочетанных нарушений.
Пользователям с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Регистрация пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на сайте
электронного ресурса / ЭБС дает им
следующие возможности:
- получить доступ ко всем сервисам данного ресурса
- работать с домашнего компьютера при условии наличия логина и пароля
Пользователям с
нарушениями зрения:
ЭБС
«Лань»
Мобильное приложение (для iOS и Android), в которое интегрированы бесплатные
сервисы для незрячих студентов и синтезатор речи. Используя синтезатор речи в
мобильном приложении, незрячие студенты могут:
- - осуществлять навигацию по
каталогу;
- - осуществлять переход внутри
книги по предложениям, абзацам и главам;
- - слушать озвученные книги на
мобильном устройстве;
- - выбрать голос
воспроизведения, отличный от системного;
- - регулировать скорость
воспроизведения речи;
- - работать с книгами без
доступа к интернету, т.е. в режиме оффлайн.
ЭБС
«IPRbooks»
1. Специальная версия сайта
электронно-библиотечной системы IPRbooks для слабовидящих (http://www.iprbookshop.ru/special)
2. Программа невизуального доступа к информации
IPRbooks WV-Reader для использования в мобильных приложениях устройств на базе
операционной системы Android:
- - адаптированный интерфейс в
соответствии с ГОСТом;
- - запуск и работа при помощи
задания команд (приложение могут использовать даже люди с полной потерей
зрения);
- - навигация по содержанию;
- - голосовой поиск изданий и
голосовые ответы на запросы;
- - встроенный синтезатор речи,
позволяющий слушать найденное издание.
- ЭБС «Консультант студента»
Адаптивные технологии ЭБС «Консультант студента» включают в себВерсию сайта для слабовидящих (сервис увеличения шрифта), отвечающую требованиям существующих государственных стандартов. - Все книги Вашей подписки доступны к прослушиванию с
помощью программа синтезатора речи.
- Мобильную версию сайта и мобильные приложения,
дублирующие те же сервисы.
- Доступ к отдельному комплекту "Аудиокниги" -
представлены книги по Бизнесу, Иностранным языкам, Истории, Философии,
Психологии и Художественной литературе.
- При чтении издания можно использовать полноэкранный
режим отображения книги. Просмотр в виде pdf позволяет копировать
фрагменты текста в различные программы для голосового озвучивания.
я:
Версии сайта для
слабовидящих в ЭБС: ZNANIUM.COM - http://znanium.com/spec/; Book.ru - https://www.book.ru/#; Юрайт - https://biblio-online.ru. При чтении книг и навигации по сайтам
применяются функции масштабирования и контрастности текста.
Базы
данных EBSCO
Доступна возможность прослушать полнотекстовый HTML с помощью функции
преобразования текста в речь.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приложение Blackboard разработано
специально для учащихся, которым необходимо просматривать материалы курсов и
участвовать в них.
Приложение Blackboard доступно
для людей с нарушениями зрения, слуха и другими физическими отклонениями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАЗЫ
ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
- Официальные сайты органов государственной
власти. Образовательные порталы
- Русскоязычные базы данных и ЭБС
- Наукометрические, реферативные и
библиографические БД
- Правовые базы данных
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебная аудитория, в которой могут обучаться студенты с нарушениями слуха и зрения, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор), интерактивной доской. Особую роль в обучении слабослышащих играют видеоматериалы, а том числе презентации