30.09.2019
2 октября в России отмечают День
профессионально-технического образования. Это восстановленная
традиция. Праздник не относится к числу официальных, тем не менее, его ежегодно
отмечают преподаватели и учащиеся профессионально-технических училищ, колледжей
и профессиональных лицеев, а также техникумов.
Своему возрождению праздник обязан процессу
восстановления российской экономики, а также осознанию важности подготовки
отечественных кадров для различных отраслей производства.
Вместе с развалом Советского Союза пришла в
упадок и промышленность страны. Предприятия разорялись, оказываясь не готовыми
к переходу с плановой на рыночную экономику, а также лишаясь государственных
заказов и уступая в конкурентной борьбе за рынок зарубежным предприятиям, чей
товар, уступая в качестве, захватывал рынки сбыта, благодаря более низким
ценам. Отсутствие политической стабильности и чёткого курса экономики только
усугубляли картину. Вместе с остановкой промышленных предприятий резко упал
спрос на узкоспециализированные технические профессии.
На смену долго культвировавшейся идее о
важности рабочих профессий для государства пришла новая идея, базировавшаяся на
наглядности того, что работать человеку с техническим образованием попросту
негде. Рабочие профессии и технические специалисты оказались не нужны стране, а
среди населения они потеряли всякую популярность и престижность. Вместе с
деградацией промышленности начала приходить в упадок и прекрасно отлаженная
система профессионального технического образования.
Тесно связанная с практическим обучением на
предприятиях, которых становилось всё меньше, начавшая терять профессиональные
педагогические кадры, пополнение которых происходило по остаточному принципу,
система профессионально-технического образования переживала тяжёлые времена.
Менялось и поколение специалистов на тех
предприятиях страны, которым удалось выжить в переходный период. Уровень знаний
молодых специалистов требовал закрепления практикой (именно в этом и кроется
основной принцип профессионально-технического образования, позволяющего
готовить высококлассных специалистов). Получение рабочего места без
определённого уровня практической подготовки и минимального стажа на предприятии
по определённой специальности становилось крайне затруднительным.
Однако, течение времени постепенно начало
возвращать государство на курс восстановления. Потребность страны в собственных
промышленных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию, а также
обеспечивающих потребности не только внутреннего рынка, но и выпускающих
продукцию для экспорта, способствовала восстановлению системы
профессионально-технического образования.
В качестве даты празднования Дня
профтехобразования России 2 октября было выбрано не случайно. Этот день стал
отправной точкой для создания системы трудовых резервов страны. Соответствующий
Указ Советского Правительства вышел 2 октября 1940 года.
Формированию системы подготовки собственных
кадров для развития отечественной промышленности положили начало реформы Петра I, при
котором появились первые технические училища. Следующей вехой стал рубеж 19-20
веков, когда в России происходил промышленный переворот. Вот тогда уже
оформились принципы, согласно которым после получения теоретических знаний,
ученик должен был получить практические навыки работы в той или иной отрасли по
определённой специальности. Эту практику он получал на предприятии при
кураторстве опытных мастеров. В СССР такую роль выполняли школы
фабрично-заводского ученичества, к которым впоследствии присоединились
ремесленные и железнодорожные училища. Все эти учреждения по подготовке
специалистов для различных отраслей промышленности и вошли в сформированную
Указом от 2 октября 1940 года систему трудовых резервов страны.
В 1958-59 годах все учреждения системы
подготовки трудовых резервов были переформированы в профессионально-технические
учреждения, для которых были выработаны единообразные принципы подготовки
кадров для промышленных предприятий государства.
После реформы 2013 года все учреждения
начального профессионального образования были преобразованы в техникумы и
колледжи и вошли в структуру среднего профессионального образования.
Восстановление лучших традиций системы
профессионального технического образования – одна из важнейших задач, стоящих
перед Министерством Образования России. Это восстановление сопровождается
восстановлением системы шефства, которое берут на себя промышленные
предприятия. Шефство включает в себя предоставление специалистов для обучения,
помощь в создании материально-технической базы и современного оборудования,
предоставление рабочих мест выпускникам на льготных условиях и др.
Поздравляем с
праздником!
С уважением,
коллектив техникума
Дата создания: 23.02.2020
Дата обновления: 23.02.2020
Дата публикации: 30.09.2019