Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности

ОДОБРЕНО
на заседании Педагогического совета
ФГБОУ ДПО ИРПО
протоколом №17 от «18» июня 2024 года

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности и защиты Родины»
для профессиональных образовательных
организаций
базовый уровень (вариант 1)
объем: 68 ч.
рекомендовано: для всех УГПС

МОСКВА
ИРПО
2024

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Муева Ангелина Викторовна, кандидат педагогических наук,
доцент, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б.
Городовикова» , руководитель авторского коллектива
Федорова Оксана Борисовна, преподаватель дисциплин «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности»
Анжеро-Судженского политехнического колледжа (Кемеровской
области), преподаватель высшей квалификационной категории
Линовский Алексей Иванович, преподаватель дисциплин «Основы
безопасности
жизнедеятельности»
и
«Безопасность
жизнедеятельности», ОГБПОУ «Томский механико-технологический
техникум», преподаватель высшей квалификационной категории,
руководитель областного методического объединения преподавателей
основ безопасности жизнедеятельности
Рецензенты:
Дудченко А.Е, ответственный секретарь ФУМО СПО по УПГС 20.00.00
Техносферная безопасность и природообустройство, начальник учебного
отдела ГБУ ТПСК им. В.М. Максимчука, методист высшей квалификационной
категории
Ратовская Н.В., преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е.
Кутафина, ФУМО СПО по УГПС 40.00.00
Астапова Е.В., старший методист ОГБОУ ДПО «Региональный центр развития
профессиональных компетенций» (Томская область)
Базалий Е.А., директор ГБОУ СПО ХО «Херсонское профессиональное училище
сервиса и дизайна»
Экспертные заключения по результатам экспертизы примерной рабочей
программы:
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» от 03.06.2024 г.
ФГКОУ «Московское суворовское военное училище МО РФ» от 31.05.2024

2

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
............................................................................................................................................................................. 5
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................. 15
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........... 28
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины .............................................................................................................................................. 30

4

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и
защиты Родины»
1.1.
Место
дисциплины
в
структуре
профессиональной образовательной программы:

основной

Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и
защиты Родины» является обязательной частью общеобразовательного
цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по
__________________________________________________________________.
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Формирование компетенций в части овладения содержанием
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты
Родины», формирование ценностей, освоение знаний и умений,
обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по
защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности.
1.2.2.
Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на
основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1;
ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК 8 и ПК, представленных в
актуализированных ФГОС СПО по профессии/специальности.

5

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие1
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
•
базовыми логическими действиями:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
•
базовыми исследовательскими действиями:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,

Дисциплинарные (предметные)2
ПРб 02. Знание задач и основных
принципов организации единой системы
предупреждения
и
ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций,
прав и обязанностей гражданина в этой
области; прав и обязанностей гражданина
в области гражданской обороны; знание о
действиях по сигналам гражданской
обороны.
ПРб 08.
Сформированность
представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества,
государства. знание правил безопасного
поведения и способов их применения в
собственном поведении.

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в отлагательной форме), в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина.
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб) нумеруются в
соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.)
1
2

6

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
•
работой с информацией:
- владение навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создание текстов в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивание достоверности, легитимности информации, ее
соответствия правовым и морально-этическим нормам;
использование
средств
информационных
и

ПРб 06.
Сформированность
представлений
о
применении
беспилотных летательных аппаратов и
морских
беспилотных
аппаратов;
понимание о возможностях применения
современных
достижений
научнотехнического прогресса в условиях
современного боя.

7

коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владение навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.

ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях

В части ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
Овладение универсальными регулятивными действиями:
•
самоорганизации:
самостоятельное
осуществление
познавательной
деятельности, выявление проблемы, постановка и
формулирование собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельное составление плана решения проблем с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;

ПРб 01. Знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающие
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних
угроз; сформированность представлений
о государственной политике в области
обеспечения
государственной
и
общественной безопасности, защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных ситуаций различного
характера.
ПРб 07. Сформированность
8

•
самоконтроля:
использование приемов рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- умение оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
•
эмоционального
интеллекта,
предполагающего
сформированность:
– внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
В части духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.

необходимого уровня военных знаний
как
фактора
построения
профессиональной траектории, в том
числе в образовательных организациях,
осуществляющих подготовку кадров в
интересах обороны и безопасности
государства, обеспечении законности и
правопорядка.

9

ОК 04. Эффективно
Овладение
универсальными
коммуникативными
взаимодействовать
и действиями:
работать в коллективе и •
совместной деятельностью:
команде
- понимание и использование преимуществ командной и
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
•
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
Готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению.

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать

Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности.
Осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности.
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов

ПРб 14. Знание основ безопасного,
конструктивного
общения,
умение
различать опасные явления в социальном
взаимодействии,
в
том
числе
криминального
характера;
умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им

ПРб 03. Сформированность
представлений о роли России в
современном мире; угрозах военного
характера; роли Вооруженных Сил
10

осознанное поведение на
основе традиционных
российских духовнонравственных ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите

Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений
Общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации.
ПРб 15.
Сформированность
нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о
способах безопасного поведения в
цифровой среде; умение применять их на
практике;
умение
распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности
вовлечения
в
деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
ПРб 16.
Сформированность
представлений
об
опасности
и
негативном влиянии на жизнь личности,
общества, государства деструктивной
идеологии, в том числе экстремизма,
терроризма; овладение знаниями о роли
государства
в
противодействии
терроризму; умение различать приемы
вовлечения в деструктивные сообщества,
экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им;
знание
порядка
действий
при
объявлении
разного
уровня
террористической опасности, при угрозе
совершения террористического акта;
11

ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
мирного
и
военного
времени

Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности
В части экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих
вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности.

совершении
проведении
операции

террористического акта;
контртеррористической

ПРб 05. Сформированность
представлений о боевых свойствах и
поражающем действии оружия массового
поражения, а также способах защиты от
него.
ПРб 09. Сформированность
представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой
среде); владение основными способами
предупреждения
опасных
ситуаций;
знание порядка действий в чрезвычайных
ситуациях.
ПРб 10. Сформированность
представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми
12

участниками движения. Знание основ и
правил безопасного поведения на
транспорте, умение применять их на
практике, знание о порядке действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте.
ПРб 11. Овладение знаниями о способах
безопасного поведения в природной
среде; умением применять их на
практике; знание порядка действий при
чрезвычайных ситуациях природного
характера;
сформированность
представлений
об
экологической
безопасности,
ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного
природопользования.

ОК
08.
Использовать
средства
физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе

ПРб 12.
Знание
основ
пожарной
безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров;
знание порядка действий при угрозе
пожара и пожаре в бы ту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде;
знание прав и обязанностей граждан в
области пожарной безопасности.
Готовность к саморазвитию,
самостоятельности и ПРб 13. Владение основами медицинских
самоопределению.
знаний: владение приемами оказания
Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.
первой
помощи
при
неотложных
Овладение универсальными регулятивными действиями:
состояниях;
сформированность
представлений
об
инфекционных
и
•
самоорганизации:
13

профессиональной
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
деятельности
и учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
поддержания
предпочтений;
необходимого
уровня - давать оценку новым ситуациям;
физической
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
подготовленности
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень.

неинфекционных заболеваниях, способах
профилактики;
сформированность
представлений о здоровом образе жизни
и его роли в сохранении психического и
физического
здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам;
знания о необходимых действиях при
чрезвычайных
ситуациях
биологосоциального и военного характера;
умение
применять
табельные
и
подручные средства для само- и
взаимопомощи;

В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.

ПРб 04. Сформированность знаний об
элементах
начальной
военной
подготовки (включая общевоинские
уставы, основы строевой, тактической,
огневой,
инженерной,
военномедицинской и технической подготовки),
правилах оказания первой помощи в
условиях ведения боевых действий,
овладение
знаниями
требований
безопасности
при
обращении
со
стрелковым оружием.

ПК3…

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности

3

14

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в
часах
68

в т.ч.
Основное содержание

56

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

36

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Индивидуальный проект (да/нет)*
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)

нет
2

*) Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его
реализации разрабатывается отдельно

15

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии).
2

Объем
часов

Формируемые
компетенции

1
Основное содержание
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства

3

4

4

Тема 1.1.
Государственная и
общественная
безопасность

2

ОК 01; ОК 03; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 06; ОК 07;
ОК 08

Тема 1.2. Роль
личности, общества и
государства в
предупреждении и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной
безопасности. Реализация национальных приоритетов как условие
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации. Взаимодействие личности, государства и
общества в реализации национальных приоритетов. Государственные
службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в
системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования.
Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её
задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области
защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права
и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны

Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 03; ОК 06

2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07

2
16

Тема 2.1. Современные
представления о
культуре безопасности

Комбинированное занятие
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества и государства. Соотношение понятий «опасность»,
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях
взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность»,
«виктимное поведение», «безопасное поведение».
Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный,
групповой, общественно-государственный уровень решения задачи
обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на его
безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть
опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в
опасной и чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Безопасность в быту
Тема 3.1. Источники
опасности в быту.
Профилактика и
первая помощь при
отравлениях и травмах

Содержание учебного материала

Тема 3.2. Пожарная
безопасность в быту

Содержание учебного материала

ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07

6
2

ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 06; ОК 07

2

ОК 07

Комбинированное занятие
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений.
Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в ситуациях
бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила
безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов,
стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах,
кровотечениях.

Практическое занятие
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и
химические ожоги. Основные правила безопасного поведения при
обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия
17

электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации.
Первая помощь при ожогах.
Тема 3.3. Безопасное
поведение в местах
общего пользования

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула
собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению
преступлений.
Правила
безопасного
поведения
в ситуации
коммунальной аварии.
Порядок вызова аварийных служб и
взаимодействие с ними.
Раздел 4. Безопасность на транспорте

Тема 4.1. Безопасность
дорожного движения

Содержание учебного материала

2

ОК 01; ОК 04

2

ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 01; ОК 06; ОК 07

2

ОК 04; ОК 07

4

Практическое занятие
История появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости.
Риск-ориентированный
подход
к
обеспечению
безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях
(движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок
действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников)

Тема 4.2. Правила
безопасного поведения
на разных видах
транспорта

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте.
Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении
опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности в
метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при

18

возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные
источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасной или
чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на авиационном
транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасной или чрезвычайной ситуации
Раздел 5. Безопасность в общественных местах
Тема 5.1. Опасности
социальнопсихологического
характера

4

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности
в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила
безопасного поведения. Опасности в общественных местах социальнопсихологического характера (возникновение толпы и давки; проявление
агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек –
ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными
нарушениями и т.п.)
Тема 5.2. Действия при Содержание учебного материала
угрозе или совершении Практическое занятие
террористического
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях
акта, пожара в
совершения террористического акта. Порядок действий при угрозе
общественных местах,
возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с
обрушении
массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные,
конструкций
торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций
Раздел 6. Безопасность в природной среде

2

Тема 6.1. Основные
правила безопасного

2

Содержание учебного материала

ОК 03; ОК 04; ОК
06
ОК 04; ОК 06

2
ОК 03; ОК 06

4

ОК 01; ОК 07; ОК
08
ОК 07; ОК 08

Комбинированное занятие
19

поведения в
природной среде

Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в
походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе.
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные
средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда
человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение
воды и питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в
разных природных условиях. Первая помощь при перегревании,
переохлаждении
Тема 6.2. Природные
Содержание учебного материала
чрезвычайные
Практическое занятие
ситуации
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы:
землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные
гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья,
цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы:
бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического
характера, возможности прогнозирования, предупреждение
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 7.1. Факторы,
влияющие на здоровье

Содержание учебного материала

2

6
2

ОК 01; ОК 07

ОК 04; ОК 06; ОК
08
ОК 04; ОК 06; ОК 08

Комбинированное занятие

20

человека.
Инфекционные
заболевания

Тема 7.2.
Неинфекционные
заболевания: факторы
риска и меры
профилактики

Тема 7.3. Психическое
здоровье и
психологическое
благополучие

Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность, психологическое благополучие. Общие
представления
об
инфекционных
заболеваниях.
Механизм
распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры
профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь
профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим
показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Неинфекционные
заболевания.
Самые
распространённые
неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечнососудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических
заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной
системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры
профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в
профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки угрожающих
жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской
помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия,
кровотечения и др.). Состояния, при которых оказывается первая помощь.
Основные правила оказания первой помощи
Содержание учебного материала

2

ОК 06; ОК 08

2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

Практическое занятие-тренинг
Психическое здоровье и психологическое благополучие.

21

Критерии психического здоровья и психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
Раздел 8. Безопасность в социуме
Тема 8.1. Конфликты и Содержание учебного материала
способы их разрешения Практическое занятие-тренинг
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы
способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы
поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение.
Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при
разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы
разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении конфликта. Опасные проявления
конфликтов. Способы противодействия проявлению насилия
Тема 8.2.
Содержание учебного материала
Конструктивные и
Практическое занятие
деструктивные
Определение понятия «общение». особенности общения людей,
способы
принципы и показатели эффективного общения. Общие представления о
психологического
понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа».
воздействия
Способы психологического воздействия. Психологическое влияние в
малой группе. Положительные и отрицательные стороны конформизма.

6
2

2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06

ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08

22

Эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения.
Подчинение и сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели,
технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие в
группе. Манипулятивные приёмы. Манипуляция и мошенничество
Содержание учебного материала

Тема 8.3.
Психологические
Практическое занятие
механизмы
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на
воздействия на
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение;
большие группы людей
подражание). Деструктивные и псевдопсихологические технологии.
Противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность
Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Тема 9.1. Безопасность Содержание учебного материала
в цифровой среде
Практическое занятие
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на
жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты
от мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ
Тема 9.2. Опасности,
Содержание учебного материала
связанные с
Комбинированное занятие
коммуникацией в
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны,
цифровой среде
имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение
и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля
в Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы
вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция,

2

ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08

6
2

ОК 2; ОК 03; ОК 06
ОК 2; ОК 03; ОК 06

2

ОК 2; ОК 03; ОК 06

23

Тема 9.3.
Достоверность
информации в
цифровой среде

воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и
противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила
коммуникации в цифровой среде
Содержание учебного материала

Тема 10.2. Правила
безопасного поведения
при угрозе и
совершении

ОК 2; ОК 03; ОК 06

Практическое занятие

Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция
сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие
«фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты
для распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав
человека в цифровой среде, их защита.
Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита
прав в цифровом пространстве
Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 10.1. Экстремизм
и терроризм как угроза
устойчивого развития
общества

2

Содержание учебного материала

6
2

Комбинированное занятие
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты
проявления экстремизма, возможные последствия. Преступления
террористической направленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической
угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или

2

ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08

ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08

24

террористического
акта
Тема 10.3
Противодействие
экстремизму и
терроризму

совершении
террористического
акта,
проведении
контртеррористической операции
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской
Федерации.
Основы
государственной
системы
противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы.
Права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму
Раздел 11. Основы военной подготовки
Тема 11.1. Оборона
страны как
обязательное условие
благополучного
развития страны

Тема 11.2. Виды,
назначение и
характеристики
современного оружия

Тема 11.3 Виды оружия
массового поражения и

2

8

ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08

ОК 01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07; ОК 8
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Роль Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, воинских
формирований и органов повышения мобилизационной готовности
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Воинские звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия.
Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнения. Особенности
прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей. Особенности прохождение службы по контракту.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ
России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики
современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и
тенденции развития современного стрелкового оружия

2

2

ОК 01; ОК 06; ОК 08

Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

ОК 07; ОК 08
25

поражающие факторы.
Средства
индивидуальной и
коллективной защиты

Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных
взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация.
Внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия. Основные виды средств индивидуальной и коллективной
защиты. Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами
Тема 11.4. Беспилотные Содержание учебного материала
системы и радиосвязь
Практическое занятие

2

ОК 02

История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы
боевого применения БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА
квадрокоптерного типа. Морские беспилотные аппараты (автономные
необитаемые подводные аппараты (АНПА), безэкипажные катеры (БЭК).
История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и
основные требования. Предназначение, общее устройство и тактикотехнические характеристики переносных радиостанций
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 10 час
Прикладной модуль:
Содержание учебного материала
4
ОК 01; ОК 02, ОК 03,
Раздел 1. Особенности
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
Комбинированное занятие
профессиональной
ПК4…
Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона.
деятельности в рамках Теоретическая часть обзорной экскурсии (виртуальная экскурсия):
получаемой
Изучаемая отрасль (по профессии или специальности) в России, ее
специальности или
перспективы и развитие. Объекты экономики страны, региона, изучаемой
профессии,
направленности. Сфера профессиональной деятельность, родственные
потенциальные
профессии, классификация профессии, требования к индивидуальным
опасности и их
особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования
последствия
Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО
4

26

к профессиональной подготовке, область применения, требуемое
профобразование, карьерный рост
Практическая часть обзорной экскурсии (место проведения): Условия
труда, профессиональные риски, опасные и вредные производственные
факторы, Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор
средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые
нормы выдачи средств индивидуальной
Прикладной модуль:
Содержание учебного материала
Раздел 2. Мероприятия Практическое занятие
и алгоритм оказания
Первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи при
первой помощи. Состояния, при которых оказывается первая помощь.
возникновении
Оказания первой помощи в сложных случаях (травма глаза, «сложные
несчастного случая на
кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая
производстве
помощь с использованием подручных средств, первая помощь при
нескольких травмах одновременно. Действия при прибытии скорой
медицинской помощи
Прикладной модуль:
Содержание учебного материала
Раздел 3. Знакомство с Практическое занятие
повседневным бытом
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы,
военнослужащих
специальной военной техники, посещение музея части. (прим: Экскурсия
в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая профессия - Родину
защищать», «День призывника»; организация встреч с представителями
воинских частей, участниками СВО)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
68

2

ОК 06; ОК 08; ПК ….

2

ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08; ПК…

2

2

*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной
модуль.

27

3. Условия
дисциплины

реализации

программы

общеобразовательной

Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: реализация
программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы
безопасности и защиты Родины / Безопасность жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса «Основы безопасности и
защиты Родины» зависит от наличия соответствующего
материально-технического
оснащения.
Это
объясняется
особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и
практической
направленностью.
Материально-техническое
обеспечение кабинета ОБЗР включает: нормативные документы (в
актуальной редакции); плакаты/стенды; технические средства
обучения; специальные технические средства (модели). Кроме того,
необходимо наличие площадок для практических занятий. Учебнометодическое обеспечение реализации программы должно
соответствовать действующему законодательству.
3.1. Нормативные документы в актуальной редакции:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе»
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности
населения»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3.2. Плакаты/стенды:
- Стенд с изображением Государственной символики Российской
Федерации;
- Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной
области (например, действия населения при авариях и
катастрофах; гражданская оборона и защита от чрезвычайных
ситуаций; правила оказания первой помощи; правила поведения
в ЧС природного и техногенного характера; противодействие
терроризму и экстремизму; умей действовать при пожаре;
28

действия населения при стихийных бедствиях; иные, связанные
с различными тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ)
3.3. Технические средства обучения:
- Персональный
компьютер
(лицензионное
программное
обеспечение, образовательный контент и система защиты от
вредоносной информации, программное обеспечение для
цифровой лаборатории);
- Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный
или стационарный (программное обеспечение, проектор,
крепление в комплекте);
- Выход в локальную сеть
3.4. Специальные технические средства. Модели
- Система хранения тренажеров;
- Сейф оружейный;
- Цифровая лаборатория по основам безопасности
жизнедеятельности;
- Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической
разведки;
- Дозиметр;
- Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой
индикацией показателей;
- Защитный костюм;
- Измеритель электропроводности, кислотности и температуры;
- Компас-азимут;
- Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
- Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и
т.д.)
- Респиратор;
- Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
- Комплект массо-габаритных моделей оружия;
- Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
- Стрелковый тренажер;
- Макет простейшего укрытия в разрезе;
- Макет БПЛА;
- Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия;
- Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена;
- Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации
взрослого и ребенка;
- Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей;
- Лабораторно-технологическое оборудование для оказания
первой
помощи
(дыхательная
трубка
(воздуховод),
гипотермический пакет, индивидуальный перевязочный пакет,
29

индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый
медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная,
косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская
большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная,
булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный,
комплект шин складных средний, шины проволочные
(лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка
медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для
измерения температуры тела, иное);
3.5. Площадки для практических занятий:
- Военизированная полоса препятствий в соответствии с
требованиями начальной военной подготовки или элементы
полосы препятствий;
- Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении
учебных сборов и в рамках практических занятий;
3.6. Учебно-методическое обеспечение программы:
Для
реализации
программы
библиотечный
фонд
образовательной организации должен иметь печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе
СПО, не старше пяти лет с момента издания.
4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения,
направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
Общая/профессион
Раздел/Тема
Тип оценочных
альная
мероприятий
компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Р 1, Тема 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.3;
Р 4, Тема 4.1;
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2;

- Кейс-задание;
– Старт-задание;
Фронтальный
опрос;
- Задание-исследование;
- Задание-эксперимент;
30

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

ПМ Р1
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;
ПМ Р1

– Тест-задание;
- Ситуационные задачи
- Выполнение заданий
на
дифференцированном
зачете

Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Тема 11.1;
ПМ Р1; Р3

Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы:
10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
ПМ Р1; Р2; Р3

31

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ПК 5…

5

Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМ Р1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; Р3

ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».