Приложение № 4 к ОПОП по ППССЗ по специальность 40.02.04«Юриспруденция» Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума «___22__» __06___ 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Правоохранительная деятельность Укрупненная группа 40.00.00 Юриспруденция Специальность 40.02.08 Юриспруденция ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Базовая подготовка г.В.Салда 2024 Оглавление 1. Цели и задачи практики 2. Количество часов, отводимое на практики профессионального модуля ПМ.02 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4. Организация и содержание практики 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по производственной практике 6. Условия реализации программы производственной практики 7. Приложение 1. Цели и задачи практики Рабочая программа производственной практики для специальности 40.02.04 Юриспруденция является обязательным разделом ОП СПО по специальности 40.02.04 Юриспруденция, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция, учебным планом и рабочей программой профессионального модуля. Производственная практика направлена на формирование у обучающихся профессиональных умений, опыта профессиональной деятельности по основным видам профессиональной деятельности для освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Целью производственной практики является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Исходя из поставленной цели, производственная практика решает следующие задачи: • ознакомление со спецификой деятельности на объекте практики; • получение опыта профессиональной деятельности; • получение профессиональных умений в соответствии с основным видом профессиональной деятельности. Способы и формы проведения производственной практики (по профилю специальности): 1) способ проведения – стационарный; 2) форма проведения – дискретно: - по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики; 3) тип практики - по профилю специальности. 2. Количество часов, отводимое на практики профессионального модуля ПМ.02 Правоохранительная деятельность ПП.02.01 Производственная практика – 144 часа. Продолжительность – 4 недели, 4 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы При прохождении практики обучающийся должен освоить соответствующие компетенции: Код Наименование общих компетенций ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 09 ПМ.02 Правоохранительная деятельность: Код ПК 2.1 Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права ПК 2.2 Систематизировать нормативные правовые акты и обобщать правоприменительную практику по вопросам расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений Осуществлять оценку противоправного поведения и определять подведомственность рассмотрения дел ПК 2.3 В результате прохождения производственной практики профессионального модуля Правоохранительная деятельность обучающийся должен обладать профессиональными умениями и опытом профессиональной деятельности по избранной специальности: Иметь практический - реализации правового контроля за соблюдением положений опыт в: отечественного законодательства систематизации нормативно-правовых документов, - регулирующих алгоритмы пресечения и предупреждения правонарушений - давать корректную юридическую оценку правонарушению и преступлению уметь - применить правовые предписания для пресечения случаев нарушения правовых предписаний участниками общественных отношений - применять правовые нормы для пресечения и предупреждения правонарушений 5 знать - проводить комплексный правовой анализ объективных и субъективных признаков преступлений и правонарушений - алгоритмов применения правовых норм в условиях нарушений нормативно-правовых предписаний - общих правовых алгоритмов пресечения и предупреждения правонарушений особенностей определения подведомственности и подсудности 4. Организация и содержание практики 4.1. Организация работы студентов на практике Производственная практика проводится в − − − − − − − − органах внутренних дел; Федеральной миграционной службе; Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службе исполнения наказаний; службе судебных приставов; частных охранных агентствах; отделах вневедомственной охраны. и других организациях и учреждениях Производственная практика организуется на основе договоров между техникумом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов СПО. Общее руководство практикой, контроль за работой студентов, а также консультирование по конкретным вопросам программы практики осуществляет, назначенный приказом , руководитель производственной практики (по профилю специальности) из числа преподавателей профессионального цикла. Руководитель практики обязан: • составить и обеспечить выдачу индивидуального задания на производственную практику (по профилю специальности); • обеспечить высокое качество прохождения практики обучающимися в соответствии с настоящей программой; • проводить контроль за ходом производственной практики (по профилю специальности) и освоением обучающимися программы производственной практики (по профилю специальности), беседы и консультации, оказывать помощь в составлении отчетов по практике; • согласовать индивидуальный календарный график прохождения практики; • принять, проверить отчеты по практике и оценить результаты работы практиканта. Организации, участвующие в проведении практики: - заключают договоры на организацию и проведение практики; - согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику; - предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников; - участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики; - участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и 6 профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики; - обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; - проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации. Студенты, проходящие практику обязаны: 1. изучить программу практики; 2. полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; 3. соблюдать правила внутреннего распорядка, требования охраны труда и 7 пожарной безопасности; 4. составить индивидуальный календарный график прохождения практики и согласовать его с руководителем практики и организации; 5. подготовить отчет по практике по установленной форме; 6. представить отчет о прохождении практики руководителю практики. 4.2. Содержание производственной практики (по профилю специальности) № п/п Наименование видов работ обучающихся Количество часов Формируемые компетенции 1 ПМ.02 Правоохранительная деятельность 72 2 ОК 01 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1 – ПК 2.3 1 1.1 1.2 Вводный инструктаж: Ознакомление с целями практики Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности Организационные вопросы Виды работ в организации: 2 0,5 0,5 ОК 01 - ОК 5, ОК 9 ОК 01 - ОК 5, ОК 9 ОК 01 - ОК 5, ОК 9 1 70 2.1 Организационно-правовая организации и учреждения характеристика 20 ОК 01 - ОК 5, ОК 9 ОК 01 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1 – ПК 2.3 ОК 01 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1 – ПК 2.3 2.2 Прием граждан и должностных лиц по вопросам правового характера, информирование населения, ведение базовой профилактической работы Составление проектов документов по поручению руководителя базы практики, подготовка пакетов документов по вопросам правового характера 20 ОК 01 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1 – ПК 2.3 30 ОК 01 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1 – ПК 2.3 1.3 2 2.3 4.3. Методические рекомендации по составлению отчета Студент по результатам выполнения индивидуального задания осуществляет обобщение и обработку собранных материалов, их подготовку к представлению вместе с отчетом. Отчет должен содержать: развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой практики с указанием нормативных актов, регулирующих соответствующий вопрос соответствующего этапа. В отчёт по учебной практике входят: 1. Индивидуальное задание по практике . 2. Дневник практики 3. Отчет по практике Отчет по производственной практике (по профилю специальности) начинается с 8 введения, в котором студент указывает: • организацию, на примере которой составлен отчет, ее местонахождение, сроки прохождения практики; • цели и задачи практики; • объем конкретной работы, выполненной студентом при прохождении практики. Основная часть отчета раскрывает вопросы, соответствующие содержанию программы практики и сопровождающиеся подборкой необходимых образцов документов и других материалов. Отчет по практике завершается заключением, в котором студент указывает знания и умения, полученные им в процессе прохождения производственной практики (по профилю специальности). Далее следует список источников и литературы (в том числе нормативных и ведомственных документов). В приложениях к отчету размещаются различные материалы, собранные в ходе практики (документы, организационная структура, образцы заявлений и т.д.). В основном тексте отчета на каждый из приложенных документов должны быть сделаны ссылки, указывающие, для какой цели используется тот или иной документ и какие особенности оформления он имеет. Отчет должен быть выполнен с использованием компьютера, на листах бумаги формата А4, в формате MS Word. Стиль текста отчета: шрифт набора – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, обычный, с выравниванием по ширине страницы, межстрочный интервал -1,5. Поля: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм. Абзацный отступ - 1,25 см. Разрядка текста исключается. Текст отчета и литература печатаются строчными буквами без выделения жирным, курсивом и подчеркивания. В тексте допускаются рисунки, таблицы (не сканированные, вставленные в программе Word или Excel). Отчет об производственной практике (по профилю специальности) составляется в объеме от 15 страниц текста (без приложений). Сброшюрованный отчет представляется на рецензию руководителю практики. Подготовка отчета должна осуществляться студентом систематически во время прохождения практики в соответствии с утвержденным графиком и индивидуальным заданием. К моменту окончания практики отчет должен быть полностью готов. 9 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 5.1. Паспорт фонда оценочных средств по производственной практике Фонд оценочных средств предназначен для оценки умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций, формируемых в результате прохождения производственной практики. 5.2 Перечень контролирующих мероприятий для проведения промежуточного контроля Перечень контролирующих мероприятий для проведения промежуточного контроля по производственной практике ПМ.02 Правоохранительная деятельность представлен в таблице 1. Таблица 1 Промежуточная аттестация Номер Курсовая работа Экзамен Промежуточное дифф. зачет* семестра тестирование 4 дифференцированный зачет включает: - Производственная практика ПП.01. «Правоохранительная деятельность» - + профессионального модуля ПМ.01. 5.3 Результаты прохождения обучающимися производственной практики (по профилю специальности), подлежащие оцениванию Таблица 2 Общие компетенции: Код и наименование Критерии оценки Методы оценки профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ОК 01 Выбирать способы - оперативность поиска и Оценка деятельности решения задач использования информации обучающегося в процессе профессиональной для выполнения выполнения работ по деятельности применительно профессиональной производственной к различным контекстам деятельности; практике - систематизация и обобщение необходимой информации для выполнения профессиональных задач; − эффективность применения информации для профессионального и личностного роста ОК 02 Использовать демонстрация навыков Оценка деятельности 10 современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - работа с профессиональными программами СПС «КонсультантПлюс», СПС «ГАРАНТ»; − результативность применения ИКТ в профессиональной деятельности - использовать актуальную нормативно-правовую документацию по профессии (специальности); - применять современную научно профессиональную терминологию; − определять траекторию профессионального развития и самообразования - эффективность общения и взаимодействия в коллективе и команде для достижения общих целей; - осознанность выполнения своих функций в коллективе и команде; соблюдение принципов делового общения; − отсутствие конфликтов. ОК 05 Осуществлять устную - соблюдение правил и письменную внутреннего распорядка; коммуникацию на - демонстрация навыков государственном языке делового общения, культуры Российской Федерации с поведения, взаимодействия с учетом особенностей членами коллектива; − соблюдение принципов социального и культурного профессиональной этики. контекста ОК 09 Пользоваться − отслеживание изменений профессиональной в законодательной базе; документацией на − полнота анализа государственном и нормативных правовых актов иностранном языках − коррекция собственной деятельности в условиях изменения законодательства. Профессиональные компетенции: обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике 11 Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 2.1 Осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации субъектами права ПК 2.2 Систематизировать нормативные правовые акты и обобщать правоприменительную практику по вопросам расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений ПК 2.3 Осуществлять оценку противоправного поведения и определять подведомственность рассмотрения дел Критерии оценки - осуществлять реализацию правового контроля за соблюдением положений отечественного законодательства применять правовые предписания для пресечения случаев нарушения правовых предписаний участниками общественных отношений применять алгоритмы систематизации нормативноправовых документов, регулирующих алгоритмы пресечения и предупреждения правонарушений - применять правовые нормы для пресечения и предупреждения правонарушений давать корректную юридическую оценку правонарушению и преступлению - проводить комплексный правовой анализ объективных и субъективных признаков преступлений и правонарушений Методы оценки Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения работ по производственной практике 5.4 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. Промежуточная аттестация позволяет оценить степень выраженности (сформированности) компетенций. Процедура: формой аттестации по итогам производственной практики является дифференцированный зачет с оценкой, который проводится в виде защиты студентом отчета по практике. Содержание: аттестация проводится на основе контрольных вопросов по разделам (этапам) практики, которые выделены в графике прохождения практики в соответствии с настоящей программой. Таблица 3 Шкала оценивания выполнения работ в ходе производственной практики (по профилю специальности) Оценка Критерии оценки 12 отлично Демонстрирует полные ответы по всем вопросам, относящимся к прохождению практики в кредитной организации. Все требования, предъявляемые к прохождению производственной практики (по профилю специальности), выполнены. Отчет предоставлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. хорошо Демонстрирует полные ответы по большинству вопросов, относящихся к прохождению практики в конкретной организации. Все требования, предъявляемые к прохождению производственной практики (по профилю специальности), выполнены. Отчет предоставлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. удовлетворительно Демонстрирует ответы по отдельным вопросам, относящимся к прохождению практики в конкретной организации. Большинство требований, предъявляемых к прохождению производственной практики (по профилю специальности), выполнены. Отчет предоставлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. неудовлетворительно Нет ответов на вопросы, относящихся к прохождению практики в конкретной организации. Многие требования, предъявляемые к прохождению производственной практики (по профилю специальности), не выполнены. Отчет не соответствует предъявляемым требованиям. Обучающиеся, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану. Обучающиеся, не выполнившие программы практики без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и характеристики преподавателя - руководителя практики. Практика завершается защитой отчета с оценкой. Результаты защиты вносятся преподавателем – руководителем практики в аттестационный лист. Критерии оценки № п/п Критерии оценки 1. Виды и объемы работ 2. Сроки прохождения практики Соответствует/ Не соответствует Соблюдены/ Не соблюдены 13 3. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика Выполнено в полном объеме в соответствии с заданием и календарным графиком/ Выполнено в неполном объеме в соответствии с заданием и календарным графиком, отсутствуют выполненные задания/ Частично выполнены задания и соблюден календарный график/ Не выполнено 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 5.1. Для реализации специальные помещения: программы практики предусмотрены следующие Кабинет правовых дисциплин, мастерская информационных ресурсов по правам граждан, лаборатория технических средств обучения, оснащенная оборудованием, учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации, оснащенная набором демонстрационного оборудования и учебно-наглядными пособиями, библиотека, читальный зал с выходом в интернет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования, актовый зал, оснащенные в соответствии с ОП СПО по специальности 40.02.04 Юриспруденция. 5.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд Университета имеет электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. 5.2.1. Электронные издания Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53417664-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533501 Правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12126-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531843 Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.] ; под редакцией В. М. Бозрова. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16766-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531668 Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального 14 образования / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 502 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16478-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531143 Правоохранительные и судебные органы. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко [и др.] ; под редакцией А. В. Гриненко, О. В. Химичевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14624-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511600 5.2.2. Электронные ресурсы 1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/ 2. Электронная библиотечная система Юрайт Издательство Юрайт https://biblio-online.ru/ 3. Платформа «Библиокомплектатор» http://www.bibliocomplectator.ru/ 4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru 5.2.3. Дополнительные источники Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 301 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-16064-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530366 Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Божьев [и др.] ; под общей редакцией В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 344 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16742-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531631 6.3 Обязательное программное обеспечение 1. Microsoft Windows 10 Education / Microsoft Windows 7 / Windows Vista Business 2. Office 365 ProPlus, Microsoft Office 2019, Microsoft Office 2016 Professional Plus (Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, OneNote, Publisher) / Microsoft Office 2007 (Word, Excel, Access, PowerPoint) 6.4. Особенности прохождения практики обучающимися из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Прохождение практики обучающимися из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. В СТТ созданы специальные условия для успешного освоения программы практики обучающимися из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями понимается: 15 - использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, - предоставление услуг тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, - обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программы практики. В целях доступности прохождения практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья СТТ обеспечивает: 1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих; - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); - обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации; 2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных приспособлений). 16 3