Приложение 3.13 к ОП по специальности 40.02.04 Юриспруденция Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума «___22__» __06___ 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДПБ.01 Основы предпринимательства заочная форма обучения базовая подготовка Верхняя Салда 2024 Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Дрозд О.В. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _5___ от «_22__» мая 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 1.1. Область применения программы 1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной дисциплины 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 4 4 4 4 5 6 15 15 17 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДПБ.01 Основы предпринимательства» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы и реализуется за счет вариативной части ФГОС СПО. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих / профессиональный цикл программы подготовки 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Знать: - базовые определения, функции и задачи предпринимательства; - сущность предпринимательской среды; - историю развития предпринимательства в России; - роль государства в развитии предпринимательской деятельности; - различные способы создания предпринимательской организации; - этапы организации собственного предприятия; - механизм осуществления предпринимательской деятельности; - этические нормы предпринимательской деятельности Уметь: - моделировать и корректировать предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; - разрабатывать бизнес-план предприятия; - определять стратегию открываемого бизнеса; - оценивать конъюнктуру рынка; - определять эффективность бизнеса. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность ЛР 6 к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ЛР 7 ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции ЛР 8 культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Демонстрирующий готовность и способность вести с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и ЛР 13 сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и ЛР 14 общественной деятельности Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении ЛР 15 общественных, государственных, общенациональных проблем Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса 1 (при наличии) Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней ЛР 21 нуждается 1.4. количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины для очной формы: максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 90 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 792 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) (4л+4п) в том числе: практические занятия 4 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 784 Итоговая аттестация в форме диф зачета Блок разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы предпринимательской деятельности Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Предпринимательство и его окружающая среда Тема 1.1. Предприниматель ская среда Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Содержание учебного материала 1 Понятие и сущность предпринимательской среды. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда. Основные элементы инфраструктуры предпринимательства. 2 Тема 1.2. Предпринимательская корпорация и выбор ее типа Раздел 2. Бизнес-планирование: методика разработки моделирование деятельности Тема 2.1. Поддержка малого предпринимательства Тема 2.2. Бизнес-план и его место в системе планирования компании Объем часов 3 0.5 6 Уровень освоения 4 2 Служба занятости, биржа труда. Рынок как сфера предпринимательства. Виды рынков. Свободные экономические зоны. 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря по предпринимательской среде Содержание учебного материала 1 Организационные формы крупного предпринимательства. Типы предпринимательских корпораций. Особенности их организации, юридического оформления за рубежом и в России. Базовые формы организации крупного бизнеса, их основные достоинства и недостатки. Экспертные методы оценки возможных перспектив развития бизнеса и упреждающее управление. Оценка эффективности функционирующего бизнеса Самостоятельная работа обучающихся Анализ Интернет-ресурсов 20 Содержание учебного материала 1 Государственная поддержка, ее направления и формы. Инфраструктура поддержки Самостоятельная работа обучающихся Анализ Интернет-ресурсов Содержание учебного материала 1 Необходимость, сущность и особенности разработки бизнес-планов для внутреннего пользования и для внешнего представления. Особенности бизнес-планирования для начинающихся и продолжающихся процессов. Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Инвестиционное предложение и его роль в бизнес-планировании и инвестиционном процессе. 0.5 0.5 2 20 и 20 0.5 2 2 Тема 2.3. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-плана Тема 2.4. Финансовая грамотность Тема 2.5. Предпринимательский риск Раздел 3 Деловая и профессиональная этика предпринимателя Самостоятельная работа обучающихся Анализ Интернет-ресурсов Содержание учебного материала 1 Структура и содержание бизнес-плана и факторы, их определяющие. Основные принципы разработки бизнес-плана. Влияние организационно-экономической формы предприятия на структуру и содержание бизнес-плана. Практическое занятие Практикум №1 «Разработка раздела бизнес-плана «Продукция» Практикум №2 «Разработка раздела бизнес-плана «Оценка рынка сбыта» Практикум №3 «Разработка раздела бизнес-плана «Конкуренция» Практикум №4 «Разработка раздела бизнес-плана «Стратегия маркетинга» Практикум №5 «Разработка раздела бизнес-плана «План производства» Практикум №6 «Разработка раздела бизнес-плана «Организационный план» «Юридический план», Практикум №7 «Разработка разделов бизнес-плана «Стратегия финансирования», «Оценка рисков» «Финансовый план» Практикум №8 «Разработка разделов бизнес-плана « «Финансовый план» Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря по учебному материалу Анализ Интернет-ресурсов Содержание учебного материала 1 Понятие и сущность банковской системы Российской Федерации. 2 Виды налогов для физических лиц и юридических лиц. Практическое занятие . Содержание учебного материала 1 Понятие риска в предпринимательстве, его сущность. Типы предпринимательского риска Факторы, влияющие на уровень риска. Процесс управления риском: устранение, страхование, уменьшение и предотвращение потерь, контроль Самостоятельная работа обучающихся Анализ Интернет-ресурсов Практическое занятие № 9 Формирование предпринимательских рисков Содержание учебного материала 1 Сущность и значение культуры предпринимательства. Понятие деловой этики, ее основные элементы: субординация в деловых отношениях, деловые контакты, деловая переписка, культура телефонного разговора, визитные карточки, деловой протокол, деловые подарки, культура речи, внешний облик, манеры. Диф зачет 20 0.5 2 3 20 2 0.5 0.5 2 22 1 0.5 2 Всего: 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: ‒ посадочные места по количеству обучающихся; ‒ рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: ‒ компьютер с мультимедийным проектором; ‒ диски с электронными презентациями. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Арустамов Э.А. Предпринимательская деятельность. Учебник. – 1-е изд. М.: КНОРУС, 2016 Дополнительные источники: 1. Конституция Российской Федерации. Новая редакция. – М.: Айрис-Пресс, 2012. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: КноРус, 2013 г. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: КноРус,2013 4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014). 5. Федеральный Закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 6. Липсиц И.В. Экономика. Учебник / И.В. Липсиц. — М.: КноРус, 2019. — 277 с. (ЭБ) Интернет – ресурсы: 1. http://www.cfin.ru – интернет-проект «Корпоративный менеджмент», направленный на сбор и предоставление справочной, методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и оценке. 2. http://www.kommersant.ru – сайт издательского дома «Коммерсант». 3. http://www.expert.ru – официальный сайт журнала «Эксперт». 4. http://www.devbusiness.ru – сайт Развитие бизнеса.Ру (материалы по основным вопросам ведения бизнеса). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: базовые определения, функции и задачи предпринимательства; сущность предпринимательской среды; историю развития предпринимательства в России; роль государства в развитии предпринимательской деятельности; различные способы создания предпринимательской организации; этапы организации собственного предприятия; механизм осуществления предпринимательской деятельности; этические нормы предпринимательской деятельности Знать: моделировать и корректировать предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; разрабатывать бизнес-план предприятия; определять стратегию открываемого бизнеса; оценивать конъюнктуру рынка; определять эффективность бизнеса. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. оценка результатов выполнения практической работы. устный или письменный контроль; оценка результатов выполнения практической работы и индивидуальных домашних заданий. устный или письменный контроль; оценка результатов выполнения практической работы и индивидуальных домашних заданий. устный или письменный контроль; оценка результатов выполнения практической работы и индивидуальных домашних заданий устный или письменный контроль; оценка результатов выполнения практической работы и индивидуальных домашних заданий. устный или письменный контроль; оценка результатов выполнения практической работы и индивидуальных домашних заданий.