СГ.05Основы бережливого производства

Приложение 3.5
к ОП по специальности
40.02.04 Юриспруденция
Частное профессиональное образовательное учреждение

Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
«___22__» __06___ 2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05 Основы бережливого производства

заочная форма обучения
базовая подготовка

Верхняя Салда
2024 г.

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
40.02.04 Юриспруденция

Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум
Разработчики:
Лучникова Т.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_22__» мая_ 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.05 Основы бережливого производства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.05 Основы бережливого производства» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ОП в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 40.02.04 Юриспруденция.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 07

осуществлять профессиональную
деятельность с соблюдением
принципов бережливого производства;
моделировать производственный
процесс и строить карту потока
создания ценностей;
применять методы диагностики потерь
и устранять потери в процессах
применять ключевые инструменты
анализа и решения проблем, оценивать
затраты на несоответствие;
организовывать работу коллектива и
команды в рамках реализации
проектов по улучшениям;
применять инструменты бережливого
производства в соответствии со
спецификой бизнес-процессов
организации/производства

принципы и концепцию бережливого
производства;
основы картирования потока
создания ценностей;
методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
инструменты бережливого
производства;
принципы организации
взаимодействия в цепочке процесса;
виды потерь и методы их устранения;

современные технологии повышения
эффективности
технологии внедрения улучшений;
технологии вовлечения персонала в
процесс непрерывных улучшений;
систему подачи предложений.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

0

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

4

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация ДИФ ЗАЧЕТ

28

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология,
проблематизация
Тема 1.1
Содержание
Основные
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства».
понятия и
Предпосылки формирования концепции бережливого производства (БП).
методология Принципы и концепция системы БП.
бережливого Серия ГОСТ Р «Бережливое производство».
производства Идеи бережливого производства в условиях современного рынка.
В том числе практических занятий и лабораторных работ и
лабораторных работ
Практическое занятие № 1.1. «ФАБРИКА ПРОЦЕССОВ»
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными информационными источниками. Основные принципы
БП в профессиональной деятельности (области применения и конкурентные
преимущества использования)
Тема 1.2
Содержание
Бережливый Поток создания ценности.
проект.
Принципы картирования процесса.
Картирование Цели применения карт потоков. Виды картирования. Этапы проведения
потока
карирования.
создания
Инструменты картирования потока создания ценности.
ценности.
Карта целевого состояния потока создания ценности.
Потери и
Карта идеального состояния потока создания ценности.
действия,
Карта текущего состояния потока создания ценности.
Типичные ошибки при картировании.

Коды
компетенций,
Объем, акад. ч., в т. ч. в форме формировани
ю которых
практической подготовки,
способствует
акад.ч.
элемент
программы
3
4

1

ОК 07

1
8

1

ОК 07

добавляющие В том числе практических занятий и лабораторных работ и
ценность
лабораторных работ
Практическое занятие № 1.2. Выбор темы бережливого проекта для команды.
Разработка паспорта проекта. Картирование потока создания ценностей по
проекту в соответствии с профилем (направленностью) профессиональной
деятельности в соответствии с предложенным алгоритмом 1.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3
Методы
решения
проблем

4

Содержание
Проблемно-ориентированное мышление.
Понятие «проблема», определение и формулирование проблемы.
Определение ключевых причин возникновения проблемы.
Технологии анализа проблем:
• фиксация проблемы;
• детализация проблемы;
• определение отклонения;
• изучение причины возникновения проблемы;
• разработка корректирующих мероприятий;
• реализация корректирующих мероприятий;
• проверка результата;
• стандартизация.
В том числе практических занятий и лабораторных работ и
лабораторных работ
Практическое занятие № 1.3. Выбор инструментов решения проблемы в
рамках реализуемого проекта по результатам картирования (Техника 4W+2H
+ декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка
корректирующих действий)
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2 Реализация принципов бережливого производства в профессиональной
деятельности

1

1

Алгоритм предлагается разработчиками программы с учетом особенностей и специфики вида профессиональной деятельности

ОК 07
0.5

0.5

4

Тема 2.1
Содержание
Инструменты
Инструменты БП: области применения, адаптация под вид профессиональной
бережливого
деятельности.
производства
Кайдзен (непрерывное улучшение).
«Пять «S» (система рационализации рабочего места).
Стандартизированная работа.
Методика всеобщего обслуживания оборудования ТРМ.
Методика быстрой переналадки SMED.
Встроенное качество.
Канбан, поток единичных изделий.
В том числе практических занятий и лабораторных работ и
лабораторных работ
Практическое занятие № 2.1. Применение методов бережливого производства
в выбранном студентами проекте
Самостоятельная работа обучающихся
Описание системы «Пять «S» в соответствии со спецификой и
профессиональной направленностью
Содержание
Модель внедрения БП.
Ключевые показатели эффективности работы.
Целеполагание в бережливой организации.
Тема 2.2
Внедрение Типичные ошибки применения методов БП.
В том числе практических занятий и лабораторных работ и
методов
бережливого лабораторных работ
производства Практическое занятие № 2.2. Определение целей и способов их достижения.
Подготовка вариантов решения с использованием методов БП
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3

Содержание

0.5

ОК 07

0.5
4
ОК 07
0.5

0.5
4
ОК 07

Технологии
вовлечения и
мотивации
персонала

Лидерство как новый тип производственных отношений.
Вовлечение персонала в БП, организация работы с производственными
инициативами и предложениями по улучшениям.
Методы преодоления сопротивления изменениям.
Технологии мотивации и стимулирование качества.
Производственная культура на рабочем месте.
Квалификация персонала и обучение
В том числе практических занятий и лабораторных работ и
лабораторных работ
Практическое занятие № 2.3. Применение методов мотивации персонала
Самостоятельная работа обучающихся

Защита
Представление
проектов
ПРОЦЕССОВ»
Промежуточная аттестация
Всего:

реализованных

проектов

0.5

0.5
4

«ИТОГОВАЯ

ФАБРИКА
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Вейдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по
практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. –
160 с. Текст: непосредственный.
2. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс,
2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
3. Зинчик Н.С., Бережливое производство: учебник/Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова,
Ю.И. Растова; под общ. ред. А.Г. Бездудной. – Москва: КноРус, 2022. – 203 с. – Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Вумек Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст: электронный.
- URL: https://znanium.com/catalog/document?pid=1815955 (дата обращения: 03.02.2022). –
Режим доступа: по подписке.
2. Киселев А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. —
Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:
https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный.
3. Шмелёва А.Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие
/ А.Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата
обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авторизованных пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Лайкер Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов
менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — Москва: Альпина
Паблишер, 2019. – 586 с. - Текст: непосредственный.
2. Клюев А. В. Бережливое производство [Электронный ресурс]: учебное пособие
для СПО / А. В. Клюев; под ред. И. В. Ершовой. - Саратов, Екатеринбург: Профобразование,

Уральский федеральный университет, 2019. - 87 c. - ЭБС «IPRbooks» - Режим доступа: URL:
https://www.iprbookshop.ru/87789.html (дата обращения: 03.02.2022).
3. Бородулин А.Л., Казарин В.В., Косарева Н.С., Серебренников С.С., Харитонов
С.С. Бережливое производство. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2022. – 224с.: - Режим
доступа: URL: Книга Бережливое производство скачать бесплатно pdf без регистрации,
автор С. С. Харитонов – Fictionbook
4. Фролов В.П. Внедрение технологий бережливого производства в управление
производством и организацию рабочих мест: монография. – 2-е изд. – Москва: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2022. - 77с. - Текст: непосредственный
5. ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам
менеджмента — Москва: Стандартинформ, 2021. — 16 с.— URL: http://goupu-19.ru/wpcontent/uploads/2021/11/gost-r-56404-2021-vzamen-56404-2015-berezhlivoe-proizvodstvo.trabovaniya-k-sistemam-menedzhmenta.pdf (дата обращения: 03.02.2022).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
историю, принципы и
демонстрирует системные знания об
концепцию бережливого истории становления и развития
производства;
бережливого производства;
формулирует основные понятия
бережливого производства;
поясняет содержание принципов
бережливого
производства
в
соответствии с направленностью
профессиональной деятельности
основы картирования
описывает основные подходы к
потока создания
картированию
потока
создания
ценностей;
ценности
владеет основными понятиями для
картирования процесса
демонстрирует системные знания о
действиях, добавляющие ценности и
потери
методы выявления,
владеет
основными
методами
анализа и решения
выявления и анализа проблем
проблем производства;
формулирует перечень необходимых
шагов/действий
для
решения
проблем
инструменты
демонстрирует системные знания об
бережливого
инструментах
бережливого
производства;
производства
и
областях
его
применения;
оперирует знаниями при выборе
инструментов
для
решения
производственной задачи, приводит
теоретическое
обоснование
потенциальной пользы и рисков
принципы организации
демонстрирует знания при анализе в
взаимодействия в
цепочке процесса
цепочке процесса;
описывает
последовательность
организационных
действий
для
улучшения процесса
виды потерь и методы их демонстрирует знания по типизации
устранения;
производственных потерь и причинах
их возникновения

Методы оценки
Тестирование.
Устный опрос.
Кейс-метод.
Оценка решений
ситуационных
задач.
Практические
занятия.
Деловые игры.

Результаты обучения
современные технологии
повышения
эффективности
технологии внедрения
улучшений;

Критерии оценки
демонстрирует системные знания о
ключевые показатели эффективности
бережливого производства
владеет
основными
понятиями
реинжиниринга и демонстрирует
знания
инструментов
процесса
преобразований
технологии вовлечения
описывает основные подходы к
персонала в процесс
технологии мотивации персонала,
непрерывных улучшений; принципы и методики вовлечения
персонал в процесс непрерывных
улучшений
систему подачи
формулирует перечень необходимых
предложений
шагов для подачи предложений по
улучшениям
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
осуществлять
демонстрирует уровень внедрения
профессиональную
принципов
бережливого
деятельность с
производства в профессиональную
соблюдением принципов деятельность
при
решении
бережливого
производственных задач
производства;
моделировать
демонстрирует навык по выявлению
производственный
ценности
картированию
потока
процесс и строить карту
создания ценностей
потока создания
выбирает
средства
и
методы
ценностей;
моделирования и описания процесса
применять методы
демонстрирует умение выявлять,
диагностики потерь и
диагностировать и устранять потери
устранять потери в
в процессах
процессах
применять ключевые
осуществляет и аргументирует выбор
инструменты анализа и
инструментов диагностики проблем
решения проблем,
оценивает «цену» производственной
оценивать затраты на
ошибки и определяет возможность
несоответствие;
для корректирующих действий
предлагает алгоритм решения с
учетом имеющихся ресурсов и
ограничений
организовывать работу
демонстрирует
умение
коллектива и команды в
организовывать работу коллектива и
рамках реализации
команды в рамках реализации
проектов по улучшениям; проектов по улучшениям

Методы оценки

Кейс-метод
Оценка решений
ситуационных
задач.
Практические
занятия.
Деловые игры.

Результаты обучения
применять инструменты
бережливого производства
в соответствии со
спецификой бизнеспроцессов
организации/производства.

Критерии оценки
демонстрирует умение выбора и
применения
инструментов
бережливого
производства
в
заданных
производственных
условиях

Методы оценки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».