Об использовании государственных символов Российской

Частное профессиональное образовательное учреждение
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Утвержден приказом
директора техникума
от «__03___» __09___ 2024 г.
№____1-Ф______
Регистрационный № ___212__
Положение
Об использовании государственных символов Российской Федерации
при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях
Введение
Образование – важнейший институт гражданского общества и российского
государства, максимально охватывающий интересы, потребности и права детей,
родителей и законных представителей, педагогов и руководителей – участников
образовательных отношений. При этом многогранно вовлечены в процессы также и
участники отношений в сфере образования - федеральные государственные органы,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, работодатели и их объединения.
Система образования выступает основой обеспечения гражданского единства и
патриотического

воспитания

подрастающего

поколения,

консолидации

педагогического, родительского, профессионального и научного сообществ, всех
уровней государственной власти.
Приоритеты

государственной

образовательной

политики

направлены на

развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования
развитой

и

социально

ответственной

личности,

стремящейся

к

духовному,

нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.
Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых
направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1,
согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
семья,

созидательный

милосердие,

труд,

справедливость,

приоритет

крепкая

духовного над материальным, гуманизм,

коллективизм,

взаимопомощь

и

взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений, единство народов России», традиционные российские духовно- нравственные ценности, объединяющие нашу
крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.
В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и
открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают
задачи

укрепления

единства

народов

Российской

Федерации

«на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих
принципов и общественно значимых ориентиров социального развития».
Важнейшим символом российского государства выступают его государственные
символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования.
Использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных
организаций государственных символов Российской Федерации является важнейшим
элементом приобщения

к

российским

духовно-нравственным

ценностям,

культуре и исторической памяти.
Государственные

символы

-

консолидирующая

основа

формирования

общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является
неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в
на

всех

уровнях

образования

при

реализации

изучение

основных и дополнительных

образовательных программ, программ воспитания.
1

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
Государственные символы Российской Федерации
Государственные символы Российской Федерации для каждого гражданина
России выступают символами сопричастности и народного единства, проявления
патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с
великой историей.
Государственные

символы

Российской

Федерации

–

установленные

Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами
отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и
самобытность.
В

соответствии

со

статьей

70

Конституции

Российской

Федерации

государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок
официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом
(Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ

«О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральный конституционный
закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской
Федерации»,

Федеральный

конституционный

закон от 25 декабря 2000

г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»).
Регулируют вопросы использования государственных символов Российской
Федерации федеральные конституционные законы: «О Государственном флаге
Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации»,
«О Государственном гимне Российской Федерации».
Изучение и использование государственных символов Российской Федерации
необходимо осуществлять в соответствии с федеральными конституционными законами
и нормативными правовыми актами:

1.

Конституция

Российской

Федерации

от

12

декабря

1993

г.

с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.
(статья 70).

2.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ (ред.

от 12 марта 2014 г.) «О Государственном флаге Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.,
8 ноября 2008 г., 23 июля, 28 декабря 2010 г., 21 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г.,
1 сентября 2014 г.).

1.

Федеральный

конституционный

закон

от

25

декабря

2000

г.

№ 2-ФКЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 10 ноября 2009
г., 28 декабря 2010 г., 23 июля 2013 г., 12 марта 2014 г.,
20 декабря 2017 г., 30 декабря 2021 г.).

2.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ (ред.

от 21 декабря 2013 г.) «О Государственном гимне Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями от: 22 марта 2001 г., 21 декабря 2013 г.).

3.

Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 561

«Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Порядок использования государственных символов Российской Федерации,
установленный федеральными конституционными законами

Государственный флаг Российской Федерации2
Государственный

флаг

Российской

Федерации

представляет

собой

прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его
длине 2:3.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо
поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах
в дни государственных праздников Российской Федерации.

2 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12
марта 2014 г.)
«О Государственном флаге Российской Федерации».
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается постоянно на
зданиях образовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления или
устанавливается постоянно на их территориях.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во
время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской
Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования,
общественного

объединения

либо

предприятия,

учреждения или организации

Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от
другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении)
нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в
центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) – левее
центра.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской
Федерации и других флагов размер флага субъекта Российской Федерации,
муниципального

образования,

общественного

объединения

либо

предприятия,

учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага

Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской
Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.
Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением
Федерального

конституционного

закона,

а

также

надругательство над

Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В образовательных организациях рекомендуется еженедельное поднятие (спуск)
Государственного флага Российской Федерации. Поднятие, как правило, осуществляется
в начале учебной недели, спуск – в конце учебной недели.
Государственный флаг Российской Федерации также может быть поднят
(установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых образовательными
организациями.
В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской
Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага.
Перед проведением торжественных праздничных мероприятий, а также дней
траура и скорби, рекомендуется предварительно проводить с детьми и молодежью,
обучающимися

в

образовательных

организациях,

в доступной форме разъяснительную работу о значимости того или иного важного
события в истории России и (или) субъекта Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации3
Государственный

герб

Российской

Федерации

представляет

собой

четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности
красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной
большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на
серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и
попранного конём дракона.
Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу
Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в
качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований, образовательных организаций.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации
и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального
образования,

образовательной

организации,

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления Государственный герб Российской Федерации располагается с левой
стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при
одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических
Государственный

герб

Российской

знаков)

Федерации

3 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О
Государственном гербе Российской Федерации».
располагается
в
центре,
а
при
размещении
четного
числа

гербов

(но более двух) – левее центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации
и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта
Российской Федерации, муниципального образования, образовательной организации,
не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при
этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже
других гербов (геральдических знаков).
Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением
Федерального

конституционного

закона,

а

также

надругательство над

Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации4
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальнопоэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным
конституционным законом.
Государственный
оркестровом,

хоровом,

гимн

Российской

Федерации

оркестрово-хоровом

либо

может

исполняться в

ином

вокальном и

инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и
видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном
соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской
Федерации и других официальных церемоний;
при

открытии

памятников

и

памятных

знаков,

установленных по

решению государственных органов и органов местного самоуправления;

4 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О
государственном гимне Российской Федерации».
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам;
в

профессиональных образовательных организациях независимо от форм

собственности - перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а
также

во

время

проводимых

указанными

образовательными

организациями

торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных
этапов мероприятий, образовательной организации (линейки, пятиминутки, собрания,
акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.), в том числе посвященных
государственным и муниципальным праздникам;
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в иных
случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными
органами,

органами

местного

самоуправления,

а

также

государственными и

негосударственными организациями.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации
присутствующие

выслушивают

его

стоя,

мужчины

– без головных

уборов.
В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации
сопровождается

поднятием

Государственного

флага

Российской

Федерации,

присутствующие поворачиваются к нему лицом.
В образовательных организациях рекомендуется еженедельное исполнение
Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии), в
том числе при проведении торжественных, организационных, воспитательных,
конкурсных, а также финальных этапов мероприятий, образовательной организации
(линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и
др.).
Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с

нарушением Федерального конституционного закона «О государственном гимне
Российской Федерации», а также надругательство над Государственным гимном
Российской

Федерации

влечет

за

собой

ответственность

в

соответствии с

законодательством Российской Федерации.
Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении
и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях
Использование государственных символов в образовательных организациях
должно отвечать приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку.
Изучение и использование государственных символов Российской Федерации
имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у
детей и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к
историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа
России.
Знакомство детей и молодежи с государственными символами Российской
Федерации

рекомендуется

направить

на

воспитание

бережного

отношения и

уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний детей и
молодежи

об

истории

создания

и

конституционных

требований к

использованию государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и
смыслов, заложенных в государственных символах.
Государственные символы должны восприниматься детьми и молодежью как
ценность, иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности к
государству и обществу.
При изучении государственных символов Российской Федерации важно
учитывать

особенности

психологический

современных

контекст

их

детей

развития,

и

молодежи,

формировать

социальный и

предпосылки для

консолидации усилий образовательной организации, организации отдыха детей и их
оздоровления,

семьи,

общества

и

государства,

направленных

на

воспитание

гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
В образовательных организациях не реже 1 раза в год рекомендуется проведение
урока (учебного занятия) по изучению государственных символов Российской

Федерации.
Воспитание

обучающихся

является

неотъемлемой

частью

образования.

Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ
в

образовательных

организациях

осуществляется

на

основе

включаемых

в

образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы.
В центре рабочей программы воспитания – создание условий для активной
жизнедеятельности

обучающихся,

их

гражданского

самоопределения.

Этому

способствует формирование у обучающихся системных знаний о различных аспектах
исторического развития России, в содержание которых рекомендуется включать знания
о государственных символах Российской Федерации. Программа воспитания призвана
обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.
Изучение государственных символов Российской Федерации рекомендуется
осуществлять в рамках календарного плана воспитательной работы образовательной
организации, особое внимание уделив празднованию следующих государственных
праздников:
12 июня – «День России»;
22 августа – день Государственного флага Российской Федерации;
30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации;
12 декабря – «День Конституции».
25 декабря – это день утверждения Федерального конституционного закона
от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»,
Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ
«О Государственном гербе Российской Федерации», Федерального конституционного
закона

от

25

декабря

2000

г.

№

3-ФКЗ

«О Государственном гимне Российской Федерации». Таким образом, день 25
декабря также может быть отмечен проведением торжественного мероприятия,
посвященного государственным символам Российской Федерации.
Традиционно в образовательных организациях отмечаются такие праздничные
даты, как:
1 сентября –
4 ноября

День знаний;
–

День народного

единства; 23 февраля –

День

защитника Отечества;
8 марта

–

Международный женский

день; 12 апреля

–

День космонавтики;

1 мая –

Праздник Весны и Труда;

9 мая –

День

Победы

и

другие,

в

том

числе

региональные праздничные дни.
Создание и зонирование в образовательных организациях мест размещения
государственных символов Российской Федерации
Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в
общественные пространства образовательных организаций, организаций отдыха детей и
их оздоровления: холлы; рекреации; входные группы; учебные кабинеты; библиотеки;
актовые залы; административные помещения.
При создании и зонировании мест размещения государственных символов в
образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления
необходимо обеспечить эстетичность и доступность помещения для детей и
молодежи, освещённость и чистоту помещения, пространственные характеристики
помещения (государственные символы должны быть размещены в не менее 1 метра от
учебного и иного оборудования).
Размещение государственных символов осуществляется в соответствии с
федеральными конституционными законами о государственных символах Российской
Федерации.
Изучение государственных символов Российской Федерации
в профессиональных образовательных организациях
Профессиональные
образовательную

образовательные

деятельность

по

организации,

образовательным

осуществляющие

программам

среднего

профессионального образования, в рамках профессионализации и личностного развития
обучающихся

решают

задачи

создания

условий

для

самоопределения

и

социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей, принятых в российском обществе.
Изучение государственных символов Российской Федерации включается в
содержание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей при
реализации

основных

образовательных

программ

среднего

профессионального

образования по всем профессиям, специальностям среднего профессионального
образования.
Освоение истории государственных символов осуществляется на занятиях
гуманитарного

и

социально-экономического

учебного

цикла,

обеспечивающих

ориентацию в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,

свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и
будущего специалиста, умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных,
мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Развитие ценностных установок, чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской

Федерации

является

задачей

воспитательной

деятельности в

профессиональных образовательных организациях и реализуется в рамках реализации
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Использование государственных символов в организации и проведении
социально

значимых

мероприятий,

волонтерской

деятельности

повышает их

значимость как государственных символов, обеспечивает осознание взаимосвязи
личных и государственных событий, укрепление доверия личности к государству и
обществу в целом, формирует активную гражданскую позицию.
Такие

деятельностные

формы

организации

воспитательной

работы в

колледжах, традиции «воспитания трудовых резервов» России обладают огромным
потенциалом

формирования

у

студентов

ценностного

отношения к

государственным символам Российской Федерации, в полной мере формируя
гражданское самосознание и идентичность гражданина Российской Федерации.

Список литературы
Нормативные правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1
июля 2020 г.).

2.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ (ред.

от 12 марта 2014 г.) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 1 сентября 2014 г.).

3.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ (ред.

от 20 декабря 2017 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации».

4.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ (ред.

от 21 декабря 2013 г.) «О Государственном гимне Российской Федерации».

5.

Федеральный закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от 29 декабря 2012 г. (ред. от 31 июля 2020 г.).

6. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 561
«Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации» (вместе с
«Положением о Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации»).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».

8.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».

9.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17

мая

2012

г.

№

413

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования».

11. Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. № 450 «О внесении
изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования».

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.

13.

Письмо

Министерства

образования

Российской

Федерации от

1 марта 2002 г. № 30-51-131/16 «О рекомендациях «Об организации воспитательной
деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных
символов Российской Федерации и их популяризации».

14.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

30 июня 2005 г. № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по
изучению и использованию государственных символов России».

15.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

11 мая 2005 г. № АС-502/06 «Об организации церемонии подъема и спуска
Государственного флага Российской Федерации в детских летних спортивных и
оздоровительных лагерях».

16.

Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных

образований. Ссылка: Раздел 2. Рекомендации по составлению и использованию гербов
муниципальных образований - Гильдия геральдических художников (ogerbah.ru).
Литература для руководящих и педагогических работников

1.

Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные

символы России Герб. Флаг. Гимн. — Москва: «Издательство «Гамма-пресс», 2018.
— С. 160.

2. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской
Федерации

в

школе:

методические

рекомендации

/

сост. М.К.

Антошин. – 2-е изд. – Москва Айрис-пресс, 2006. - 73 с.

3.

Государственные символы России: герб, флаг, гимн: в помощь учителям

начальных классов: (материалы для проведения уроков, посвященных государственной
символике России) / Изд-во «Учитель»; сост. Т.В. Шепелева. - Волгоград: Учитель,
[2009]. – 69 с.

4.

Государственные

символы

России:

научно-популярное

издание

для детей / Голованова М.П., Шергин В.С. – Москва: РОСМЭН: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.
- 159 с.

5.

Зубахин А.А., Хацкевич Т.Л. Равнение на флаг! Сборник методических

материалов из опыта работы ВДЦ «Орлёнок» по работе с государственными символами
РФ и символами «Орлёнка» /1-е издание, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2012. – 112 с., ил.

6. Ривина Е.К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших
школьников с государственными символами / Е.К. Ривина – М.: АРКТИ, 2002. - 64
с.

7. Романовский В.К., Степанцева И.В. Государственные символы России :
методические рекомендации и творческие задания для классной и внеклассной
работы / под общ. ред. В.К. Романовского. – Н. Новгород: Нижегородский институт
развития образования, 2008. – 51 с.

1.

Символы и ритуалы (методическое пособие) /Под ред. Э.В. Марзоевой –
Владивосток: ОАО «ИПК «Дальпресс», 2013. – 36 с.

2. Символы Отечества /А.П. Кузнецов. – М.: Рид Групп, Национальное
образование, 2011. – 56 с.: ил. – (Моя страна Россия).

Интернет-ресурс для детей

История Гимна России https://youtu.be/j85bZZQCHT8
История гимнов России и СССР https://clck.ru/esxTC
Сайт Гербы https://gerbu.ru/stran/rossiya/?
История государственных символов России и мира https://geraldika.ru/
Государственные

символы

России:

история

реальность http://project.rsl.ru/index.php?f=42

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».