2 Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Уровень профессионального образования Среднее профессиональное образование Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена Специальность 38.02.08 Торговое дело На базе среднего общего образования Квалификация выпускника Специалист торгового дела Форма обучения заочная Верхняя Салда 2023 год 2 Настоящая образовательная программа по специальности среднего профессионального образования ( ОП СПО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июля 2023 года №548 ОП-СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Лучникова Т.А -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Дрозд О.А. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Садыриев Р.М -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Углов Е.С. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Сазонова К.Ю - преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. 3 4 5 Содержание Раздел 1. Общие положения............................................................................................................6 Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ..........................................8 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ...........................9 Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ......................9 4.1. Общие компетенции ................................................................................................................9 4.2. Профессиональные компетенции ........................................................................................13 Раздел 5. Структура образовательной программы ..................................................................38 5.1.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) ....38 5.2. План обучения на предприятии (на рабочем месте) ..........................................................41 5.3. Календарный учебный график .............................................................................................43 5.4. Рабочая программа воспитания...........................................................................................45 5.5. Календарный план воспитательной работы ........................................................................45 Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы ..........................45 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. 45 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ........56 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся .....................................................56 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ......................................................57 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .................57 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ............58 Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации ......................................................................................................................58 Приложение 1. Матрица компетенции выпускника Приложение 2. Учебный план и КУГ Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, практики, ГИА Приложение 4. Фонд оценочных средств Приложение 5. Рабочая программа воспитания с КУГ 6 Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящая ОП-СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июля 2023 года №548 ОП-СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. ОП-СПО разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования. Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная программа), реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности. Для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования блок общеобразовательных дисциплин не учитывается. 1.2. Нормативные основания для разработки ПОП-П: − Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от Проект «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело»; − Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»); − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2019 № 409н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внешнеэкономической деятельности»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2021 № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по качеству»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 июня 2018 № 366н «Об утверждении профессионального стандарта «Маркетолог»; 7 − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 декабря 2019 № 764н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по прогнозированию и экспертизе цен на товары, работы и услуг»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 марта 2021 № 161н «Об утверждении профессионального стандарта «Экономист предприятия»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2018 № 592н «Об утверждении профессионального стандарта «Бизнес-аналитик»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 октября 2014 № 678н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по продажам в автомобилестроении»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2018 № 74н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по менеджменту космических продуктов, услуг и технологий»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 № 679н «Об утверждении профессионального стандарта «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 февраля 2019 № 95н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по интернет-маркетингу»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 ноября 2016 № 612н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок»; − Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП-СПО: ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОП-СПО – образовательная программа СПО; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; КК – корпоративные компетенции; ПС – профессиональный стандарт, 8 ОТФ – обобщенная трудовая функция; ТФ – трудовая функция; СГ – социально-гуманитарный цикл; ОП –общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина; П – профессиональный цикл; ПМ – профессиональный модуль; МДК – междисциплинарный курс; ПА – промежуточная аттестация; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация; ДПБ – дополнительный профессиональный блок; ОПБ – обязательный профессиональный блок; КОД- комплект оценочной документации; ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена. Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте в организации или на предприятии с широким использованием в обучении цифровых технологий. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: «Специалист торгового дела». Выпускник образовательной программы по квалификации «Специалист торгового дела» осваивает общий(ие) 1 вид(ы) деятельности: Организация и осуществление торговой деятельности. Направленность образовательной программы, конкретизирует содержание образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности Наименование направленности Вид деятельности (по выбору) в соответствии с направленностью Товароведение Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров Осуществление продаж потребительских товаров и координация работы с клиентами Осуществление продаж автотранспортных средств, космических продуктов, услуг и технологий и координация работы с клиентами Осуществление продаж информационнокоммуникационных продуктов и технологий и координация работы с клиентами Коммерция Организация и осуществление предпринимательской деятельности в сфере торговли (по выбору) Организация и осуществление интернет-маркетинга Организация и осуществление выставочной деятельности. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Формы обучения: заочная. 1 Общий вид деятельности является обязательным к освоению при выборе любой направленности. 9 Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: «Специалист торгового дела» – 1800 - 2952 академических часов. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: «Специалист торгового дела» – 1 год 2 месяца - 1 год 10 месяцев. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Области профессиональной деятельности выпускников: 08 Финансы и экономика; 33 Сервис, оказание услуг населению. 3.2. Матрица компетенций выпускника как совокупность результатов обучения взаимосвязанных между собой ОК и ПК, которые должны быть сформированы у обучающегося по завершении образовательной программы , представлена в Приложении 1. 3.3. Профессиональные модули формируются в соответствии с выбранными видами деятельности. Код компетенции Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции ОК 01 Формулировка компетенции Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части определять этапы решения задачи выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы составлять план действия определять необходимые ресурсы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах реализовывать составленный план оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить основные источники информации и ресурсы д ля решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач 10 ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации определять необходимые источники информации планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию выделять наиболее значимое в перечне информации оценивать практическую значимость результатов поиска оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности презентовать бизнес-идею определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации 11 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 современная научная и профессиональная терминология возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности основы финансовой грамотности правила разработки бизнес-планов порядок выстраивания презентации кредитные банковские продукты Эффективно Умения: взаимодействовать организовывать работу коллектива и команды и работать в коллективе взаимодействовать с коллегами, руководством, и команде клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности Осуществлять устную Умения: и письменную грамотно излагать свои мысли и оформлять коммуникацию документы по профессиональной тематике на государственном на государственном языке, проявлять языке Российской толерантность в рабочем коллективе Федерации с учетом Знания: особенностей особенности социального и культурного контекста социального правила оформления документов и построения и культурного контекста устных сообщений Проявлять гражданскоУмения: патриотическую описывать значимость своей специальности позицию, применять стандарты антикоррупционного демонстрировать поведения осознанное поведение Знания: на основе традиционных сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовнообщечеловеческих ценностей нравственных ценностей, значимость профессиональной деятельности в том числе по специальности с учетом гармонизации стандарты антикоррупционного поведения межнациональных и последствия его нарушения и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать Умения: сохранению соблюдать нормы экологической безопасности окружающей среды, определять направления ресурсосбережения ресурсосбережению, в рамках профессиональной деятельности применять знания по специальности, осуществлять работу с об изменении климата, соблюдением принципов бережливого принципы бережливого производства 12 производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения принципы бережливого производства основные направления изменения климатических условий региона Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека основы здорового образа жизни условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности 13 особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2. Профессиональные компетенции Виды деятельности ВД.1 Организация и осуществление торговой деятельности Код и наименование компетенции ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий Показатели освоения компетенции Навыки: поиска и систематизации открытых источников информации о внутренних и внешних рынках для сбыта товарной продукции; проведение анализа и оценки объема спроса на товарную продукцию организации на внутренних и внешних рынках; обработки, формирования и хранения данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей); составления перечня требований внешних рынков к товарной продукции организации; подготовки рекомендаций по омологации товарной продукции по итогам анализа требований определенного внешнего рынка; проведения анализа конъюнктуры и емкости товарных рынков, мониторинга внутренних и внешних рынков; подготовки аналитических документов по конкурентным преимуществам продукции организации на внешних рынках. Умения: пользоваться современными поисковыми системами для сбора информации о внешних и внутренних рынках; проводить исследование рынка поставщиков, создавать и вести базу поставщиков и покупателей товаров; 14 обобщать и систематизировать коммерческую информацию, формировать базы данных с информацией о ценах на товары, работы, услуги, требованиях внешних и внутренних рынков к товарной продукции, статистически ее обрабатывать в формате электронных таблиц и формулировать аналитические выводы; анализировать внешнюю конкурентную среду для выявления аналогичных или взаимозаменяемых товаров; создавать и вести информационную базу данных поставщиков и покупателей; составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию; обобщать полученную информацию, обрабатывать ее с применением программных продуктов; обобщать и систематизировать коммерческую информацию для подготовки сводных отчетов и аналитических материалов. Знания: методов и инструментов работы с базами данных внутренних и внешних рынков; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота; ПК 1.2. Устанавливать хозяйственные связи с поставщиками и потребителями товаров и услуг, в том числе с применением коммуникативных возможностей искусственного интеллекта стандартов и требований внешних рынков к товарной продукции. Навыки: оформления договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг; мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок; установления контактов с деловыми партнерами, заключения договоров, предъявления претензий; составления деловых писем, предложений, заказов на поставку товаров, проведения безналичных расчетов. 15 Умения: применять нормы гражданского законодательства в области регулирования договорных отношений; осуществлять выбор поставщиков; оформлять заказы на поставку товаров с применением компьютерных программ; составлять документы, деловые письма, предложения, заказы на поставку товаров, осуществлять безналичные расчеты, в т. ч. с использованием современных технических средств; создавать и вести информационную базу поставщиков и покупателей с применением технологий больших данных; обобщать полученную информацию, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы, архивировать полученную информацию и обеспечивать ее безопасность; работать в единой информационной системе. Знания: правовых норм оформления и заключения договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг; структуры и содержания договора поставки, спецификации и сопроводительного письма критериев; поиска и методов отбора поставщиков; методов и инструментов работы с базами больших данных; ПК 1.3. Осуществлять подготовку, оформление и проверку закупочной документации, в том числе с использованием электронного требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота. Навыки: формирования начальной (максимальной) цены закупки, описания объекта закупки, требований к участнику закупки, порядка оценки участников, проекта контракта; 16 документооборота и сквозных цифровых технологий составления и оформления закупочной документации, осуществления ее проверки для проведения закупочной процедуры, организационнотехнического обеспечения деятельности закупочных комиссий, оценки результатов и подведение итогов закупочной процедуры; осуществления подготовки протоколов заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок; публичного размещения полученных результатов; осуществления проверки необходимой документации для заключения контрактов и процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); публичного размещения отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; организации осуществления оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случая, организации возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов. Умения: применять основные положения нормативно-правовых актов в сфере закупочной деятельности; составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию; обосновывать начальную (максимальную) цену закупки; описывать объект закупки; разрабатывать закупочную документацию; работать в единой информационной системе; 17 взаимодействовать с закупочными комиссиями и технически обеспечивать деятельность закупочных комиссий; анализировать поступившие заявки, оценивать результаты и подводить итоги закупочной процедуры; формировать и согласовывать протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок; проверять необходимую документацию для заключения контрактов и осуществлять процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Знания: законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров; ПК 1.4. Осуществлять подготовку к заключению внешнеторгового контракта и его документальное сопровождение. особенностей составления закупочной документации; методов определения и обоснования начальных максимальных цен контракта. Навыки: направления запросов, приглашений и информации потенциальным участникам внешнеторгового контракта; проведения предварительного анализа поступающих коммерческих предложений, запросов от потенциальных партнеров на внешних рынках; составления списка отклонений от приемлемых условий внешнеторгового контракта (перечень разногласий); документального оформления результатов переговоров по условиям внешнеторгового контракта; подготовки сводных отчетов и предложений о потенциальных партнерах на внешних рынках; формирования списка потенциальных партнеров для заключения внешнеторгового контракта; 18 обработки, формирования, хранения информации и данных об участниках внешнеторгового контракта; формирования внешнеторгового контракта; проекта осуществления проверки необходимой документации для заключения внешнеторгового контракта; подготовки процедуры подписания внешнеторгового контракта с контрагентом. Умения: классифицировать товары на внутренних и внешних рынках; разрабатывать тексты рекламной информации о продукции организации на иностранном языке для последующего распространения на внешних рынках; осуществлять деловую переписку по вопросам заключения внешнеторгового контракта; осуществлять взаимодействие с участниками внешнеторгового контракта; подготавливать коммерческие предложения, запросы; оформлять документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международных актов. Знания: основных технических характеристик, преимуществ и особенностей продукции организации, поставляемой на внешние рынки; нормативных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность; международных правил толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли; международных договоров в сфере стандартов и требований к продукции; стандартов и требований внешних рынков к товарной продукции; 19 методов и инструментов работы с базами данных и источниками маркетинговой информации о внешних рынках внешних рынков; методов разработки рекламной информации для внешних рынков и инструментов продвижения товаров и услуг на внешних рынках; ПК 1.5. Осуществлять контроль исполнения обязательств по внешнеторговому контракту основных видов и методов международных маркетинговых коммуникаций; документооборота внешнеторговых сделок; условий внешнеторгового контракта; норм этики и делового общения с иностранными партнерами. Навыки: подготовки документа о результатов отдельного исполнения контракта; приемке этапа сбора информации, документов по вопросам исполнения обязательств по внешнеторговому контракту; разработки плана-графика контрольных мероприятий по исполнению обязательств по внешнеторговому контракту; мониторинга отклонений от выполнения обязательств по внешнеторговому контракту; документальное оформление отклонений от выполнения обязательств по внешнеторговому контракту и организация претензионной работы; подготовка предложений по применению мер ответственности и совершению соответствующих действий в случае нарушения обязательств по внешнеторговому контракту. Умения: 20 составлять и оформлять отчет, содержащий информацию о ходе исполнения контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, об изменении контракта или о расторжении контракта; осуществлять организацию оплаты/возврата денежных средств, организовывать уплату денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях; обобщать и систематизировать коммерческую информацию для подготовки сводных отчетов и аналитических материалов; ПК 1.6. Организовывать выполнение торговотехнологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий осуществлять цифровые платежи, облачные вычисления, системный анализ больших данных, использовать технологии 5G в организации деловой переписки и электронного документооборота. Знания: правил оформления документации по внешнеторговому контракту; порядка документооборота в организации; основ риск-менеджмента во внешнеэкономической деятельности. Навыки: выполнения торгово-технологических операций, в том числе с использованием искусственного интеллекта, голосовых помощников, чат-ботов для обработки запросов покупателей с максимальной скоростью; организации торговли, в том числе с использованием камер и алгоритмов распознавания лиц для осуществления расчетов с покупателями без 21 применения техники; контрольно-кассовой приемки товаров по количеству и качеству; соблюдения правил охраны труда. Умения: осуществлять процесс поиска и заказа товаров с применением цифровых платформ; осуществлять процесс управления доставкой товаров покупателю используя возможности интернетвещей; проводить анализ перемещения покупателей по торговому залу по данным камер видео наблюдений с целью оптимизации торгового пространства; осуществлять контроль за количеством и сроками хранения продовольственных товаров с применением датчиков контроля (интернет-вещей); использовать технологии дополненной реальности для повышения объема продаж; применять цифровые вывески с использованием компьютерного зрения; применять технологии интернет-вещей в организации работы торговых площадок; управления полочным пространством магазина в облачной ABM SHELF; оформлять факт продажи товаров с применением цифровых инструментов: онлайн-касс, электронных платформ, ресурсов интернет, безналичных платежей, регистрация продаж в системе ЕГАИС; применять электронный документооборот; осуществлять торгово-технологические процессы, в том числе, с использованием техники эффективных коммуникаций; 22 применять основные ИИ-решения системы распознавания естественного языка, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, распознавания и синтез речи, интеллектуальный анализ текстовых документов, роботы, видео аналитика, чат-боты; оформлять заказы на поставку товаров с применением компьютерных программ; осуществлять цифровые платежи, облачные вычисления, системный анализ больших данных, использовать технологии 5G в организации деловой переписки и электронного документооборота; пользоваться современными поисковыми системами для сбора информации о внутренних внешних рынках. Знания: видов торговых структур; форм и видов торговли, составных элементов торговой деятельности: материально-технической базы торговли; инфраструктуры потребительского рынка; средств, методов, инноваций в отрасли; организации торгово-технологических процессов в офлайн и онлайн торговле; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота; основных и дополнительных услуг оптовой и розничной; целей, задач, принципов, объектов, субъектов внутренней и внешней торговли; требований законодательства Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность; правил торговли; количественных и качественных показателей оценки эффективности торговой деятельности. Навыки: 23 применения методик идентификации ассортиментной принадлежности потребительских товаров; решения задач классификации и кодирования потребительских товаров, в том числе с помощью цифровых технологий. Умения: применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров; ПК 2.1. Осуществлять кодирование товаров, в том числе с применением цифровых технологий; идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров; оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов. Знания: классификации продовольственных и непродовольственных товаров; ВД.2Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров (по выбору) методов и способов кодирования потребительских товаров, в том числе с применением цифровых технологий; ПК 2.2. Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских товаров обязательных требований к маркировке потребительских товаров. Навыки: применения технических регламентов и национальных стандартов для оценки маркировки потребительских товаров. Умения: идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров; применять документы в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия в профессиональной деятельности; оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов. Знания: основных понятий в сфере товароведения потребительских товаров; 24 технических требований и градации качества потребительских товаров, установленных в нормативнотехнической документации; обязательных требований к маркировке потребительских товаров. ПК 2.3. Создавать Навыки: условия для сохранности осуществления контроля над количественных и обеспечением оптимальных условия качественных хранения и реализации характеристик товара на потребительских товаров; разных этапах выявления дефектов, вызывающих товародвижения ухудшение качественных и товаров; количественных характеристик потребительских товаров; разработки мероприятий по предупреждению и сокращению потерь товаров. Умения: устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; выявлять дефекты потребительских товаров при приемке, хранении и реализации; реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров. Знания: факторов, формирующих сохраняющих качество товаров; ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительских товаров; и условий хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; дефектов потребительских товаров товарных потерь и способов их сокращения. Навыки: выявления современных тенденций в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; подбора необходимых нормативнотехнических документов для оценки качества и организации экспертизы товаров с использование современных баз данных; 25 организации подготовки и проведения экспертизы потребительских товаров и оформления ее результатов; оценки качественных и количественных характеристик товаров на соответствие требованиям нормативно-технической документации; регистрации данных о соответствии качества поступающих в организацию товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров; систематизации данных о фактическом уровне качества товаров; оформления документов для предъявления претензий к поставщикам о несоответствии качества поступивших товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров. Умения: обобщать и анализировать современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров по требованиям нормативнотехнических документов; организовывать экспертизу потребительских товаров и оформлять ее результаты. Знания: законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия; современного российского и зарубежного опыта в области обеспечения качества и безопасности товаров; основных методов оценки качества и безопасности потребительских товаров; 26 организации проведения экспертизы товаров и оформления ее результатов; сквозных цифровых технологий, применяемых в сфере обеспечения качества и безопасности товаров. ПК 2.5. Осуществлять управление ассортиментом товаров, в том числе с использованием искусственного интеллекта и сквозных цифровых технологий Навыки: анализа ассортимента товаров и ассортиментной политики торгового предприятия, в том числе с применением современных цифровых технологий. Умения: анализировать ассортимент товаров и выявлять приоритетные направления его совершенствования, в том числе с применением современных цифровых технологии; формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах; применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров; устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров. Знания: ассортимента товаров, показателей ассортимента и факторов, влияющих на его формирование приоритетных направлений совершенствования ассортимента товаров; основных положений категорийного менеджмента; специфики процесса управления категорийном менеджменте; в алгоритма разработки ассортиментной матрицы товарной категории; порядка формирования категорий в ассортименте; структуры АВС – и XYZ – анализа; классификации продовольственных и непродовольственных товаров; 27 методов и способов кодирования потребительских товаров, в том числе с применением цифровых технологий; обязательных требований к маркировке потребительских товаров; сквозных цифровых технологий, применяемых в сфере обеспечения качества и безопасности товаров. ВД.3 Осуществление продаж потребительских товаров и координация работы с клиентами (по выбору) ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий Навыки: сбора, формирования, обработки, анализа и актуализации информации о клиентах и их потребностях; поиска и выявления потенциальных клиентов; формирования клиентской базы; и актуализации проведения мониторинга деятельности конкурентов. Умения: работать с различными источниками информации и использовать ее открытые источники для расширения клиентской базы и доступные информационные ресурсы организации; вести и актуализировать базу данных клиентов; формировать отчетную документацию по клиентской базе; анализировать деятельность конкурентов; определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; планировать исходящие телефонные звонки, встречи, переговоры с потенциальными и существующими клиентами; вести реестр реквизитов клиентов; использовать программные продукты. Знания: специализированных программных продуктов; методики выявления потребностей клиентов. 28 ПК 3.2. Осуществлять эффективное взаимодействие с клиентами в процессе ведения преддоговорной работы и продажи товаров; Навыки: определения потребностей клиентов в товарах, реализуемых организацией; формирования коммерческих предложений по продаже товаров; подготовки, проведения, анализа результатов преддоговорной работы и предпродажных мероприятий с клиентами; информирования клиентов о потребительских свойствах товаров; стимулирования заключение сделки; клиентов на взаимодействия с клиентами в процессе оказания услуги продажи товаров; закрытия сделок; соблюдения требований стандартов организации при продаже товаров; использования специализированных программных продуктов в процессе оказания услуги продажи. Умения: планировать продаж; объемы собственных устанавливать контакт с клиентом посредством телефонных переговоров, личной встречи, направления коммерческого предложения; использовать и анализировать имеющуюся информацию о клиенте для планирования и организации работы с ним; формировать коммерческое предложение в соответствии с потребностями клиента; планировать и проводить презентацию продукции для клиента с учетом его потребностей и вовлечением в презентацию, используя техники продаж в соответствии со стандартами организации; использовать профессиональные и технические термины, пояснять их в случае необходимости; предоставлять информацию клиенту по продукции и услугам в доступной форме; 29 ПК 3.3. Обеспечивать эффективное взаимодействие с клиентами (покупателями) в процессе продажи товаров, в том числе с использование специализированных программных продуктов опознавать признаки неудовлетворенности клиента качеством предоставления услуг; работать с возражениями клиента; применять техники по закрытию сделки; суммировать выгоды и предлагать план действий клиенту; фиксировать результаты преддоговорной работы в установленной форме; обеспечивать конфиденциальность полученной информации; анализировать результаты преддоговорной работы с клиентом и разрабатывать план дальнейших действий. Знания: методики выявления потребностей; техники продаж; методик проведения презентаций; потребительских свойств товаров; требований и стандартов производителя. Навыки: сопровождения клиентов с момента заключения сделки до выдачи продукции; мониторинг и контроль выполнения условий договоров. Умения: оформлять и согласовывать договор в соответствии со стандартами и регламентами организации; подготавливать документацию формирования заказа; для осуществлять мероприятия размещению заказа; по следить за соблюдением сроков поставки и информировать клиента о возможных изменениях; принимать корректирующие меры по соблюдению договорных обязательств; осуществлять/контролировать отгрузку/выдачу продукции клиенту в соответствии с регламентами организации; 30 оформлять документацию отгрузке/выдаче продукции; при осуществлять урегулирование спорных вопросов, претензий; организовывать работу и оформлять документацию в соответствии со стандартами организации; соблюдать информации; конфиденциальность предоставлять клиенту достоверную информацию; корректно использовать информацию, предоставляемую клиенту; соблюдать в работе принципы клиентоориентированности; обеспечивать баланс интересов клиента и организации; ПК 3.4. Реализовывать мероприятия для обеспечения выполнения плана продаж; обеспечивать соблюдение требований охраны. Знания: принципов и порядка ведения претензионной работы; ассортимента товаров; стандартов организации; стандартов менеджмента качества; гарантийной политики организации. Навыки: анализа и разработки мероприятий по выполнению плана продаж; выполнения запланированных показателей по объему продаж. Умения: разрабатывать предложения для формирования плана продаж товаров; собирать, анализировать и систематизировать данные по объемам продаж; планировать работу по выполнению плана продаж; анализировать установленный план продаж с целью разработки мероприятий по реализации; анализировать и оценивать промежуточные результаты выполнения плана продаж; 31 анализировать возможности увеличения объемов продаж; планировать и контролировать поступление денежных средств; обеспечивать наличие демонстрационной продукции; применять программы стимулирования клиента для увеличения продаж; ПК 3.5. Обеспечивать реализацию мероприятий по стимулированию покупательского спроса планировать рабочее время для выполнения плана продаж; планировать объемы собственных продаж; Знания: специализированных программных продуктов. Навыки: разработки программ по повышению лояльности клиентов; разработки мероприятий стимулированию продаж; по информирования клиентов о текущих маркетинговых акциях, новых товарах, услугах и технологиях; участие в проведении конференций и семинаров для существующих и потенциальных покупателей товаров; стимулирования клиентов на заключение сделки; Умения: оценивать эффективность проведенных мероприятий стимулирования продаж; разрабатывать мероприятия по улучшению показателей удовлетворенности; разрабатывать и проводить комплекс мероприятий по поддержанию лояльности клиента; анализировать и систематизировать информацию о состоянии рынка потребительских товаров; анализировать информацию о деятельности конкурентов, используя внешние и внутренние источники; анализировать результаты показателей удовлетворенности клиентов; 32 ПК 3.6. Осуществлять контроль состояния товарных запасов, в том числе с применением программных продуктов ПК 3.7. Составлять аналитические отчеты по продажам, в том числе с применением программных продуктов вносить предложения по формированию мотивационных программ для клиентов и обеспечивать их реализацию; вносить предложения по формированию специальных предложений для различных категорий клиентов. Знания: методики позиционирования продукции организации на рынке; методов сегментирования рынка; методов анализа эффективности мероприятий по продвижению продукции. Навыки: контроля состояния товарных запасов. Умения: анализировать и систематизировать данные по состоянию складских остатков; обеспечивать плановую оборачиваемость складских остатков; анализировать оборачиваемость складских остатков. Знания: инструкций по подготовке, обработке и хранению отчетных материалов. Практический опыт: анализа выполнения плана продаж. Умения: составлять отчетную документацию по продажам. Знания: приказов, положений, инструкций, нормативной документации по регулированию продаж и организацию послепродажного обслуживания. ПК 3.8. Организовывать послепродажное консультационноинформационное сопровождение клиентов, в том числе с использованием цифровых и Навыки: информационно-справочного консультирования клиентов; контроля степени удовлетворенности клиентов качеством обслуживания; обеспечения соблюдения стандартов организации. Умения: 33 информационных технологий разрабатывать план послепродажного сопровождения клиента; инициировать контакт с клиентом с целью установления долгосрочных отношений; инициативно вести диалог с клиентом; резюмировать, выделять главное в диалоге с клиентом и подводить итог по окончании беседы; определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; разрабатывать рекомендации для клиента; собирать информацию об уровне удовлетворенности клиента качеством предоставления услуг; анализировать рынок с целью формирования коммерческих предложений для клиента; проводить деловые переговоры, вести деловую переписку с клиентами и партнерами с применением современных технических средств и методов продаж; вести деловую переписку с клиентами и партнерами; использовать программные продукты. Знания: основ организации послепродажного обслуживания. 34 ВД4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям ПК 4.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. Умения: производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольнокассового оборудования; использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование; 35 осуществлять подготовку различных видов; ККТ работать на ККТ различных видов устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; распознавать платежеспособность государственных денежных знаков; осуществлять заключительные операции при работе на ККТ; оформлять документы по кассовым операциям; соблюдать правила по технике безопасности; Знания: классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования технические предъявляемые оборудованию; устройство и оборудования; ПК 4.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков к требования, торговому принципы работы типовые правила эксплуатации оборудования; нормативно-технологическую правила охраны труда 36 документы, применение ККТ; регламентирующие правила расчетов и обслуживания типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации; классификацию устройства ККТ; основные режимы ККТ; особенности технического обслуживания ККТ; признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета 37 ПК 4.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги ПК 4.4. Оформлять документы по кассовым операциям 38 Раздел 5. Структура образовательной программы 5.1.1. Примерный учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена ППССЗ Индекс 1 СГ.00 СГ.01 СГ.02 СГ.03 СГ.04 СГ.05 ОПБ ОП.00 ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 ОП.05 ОП.06 Наименование Всего – с учетом интенсификации до 40%, ак.ч. 2 Обязательная часть образовательной программы Социально-гуманитарный цикл История России Иностранный язык в профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы финансовой грамотности Обязательный профессиональный блок Общепрофессиональный цикл Экономика и основы анализа финансовохозяйственной деятельности торговой организации Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности Эксплуатация торгово-технологического оборудования и охрана труда Автоматизация торгово-технологических процессов Основы предпринимательства Правовое обеспечение профессиональной деятельности В т.ч. в форме практической подготовки, ак.ч. Рекомендуемый курс изучения 3 4 5 216-324 36-48 86-128 14-18 1, 2 38-44 14-12 1, 2 68 38-120 36-44 736-1584 216-288 28 16-48 14-18 736-1584 172-230 1, 2 1, 2 32-48 26-36 44-54 36-42 32-48 26-36 44-54 36-42 32-48 24-36 32-36 24-38 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 39 ПМ.00 Профессиональный цикл 720-1296 648-1666 ПМ.01 Организация и осуществление торговой деятельности 240-396 216-356 32-84 56-84 1,2 32-84 32-84 56-84 56-84 1,2 1,2 72-72 72-72 72-72 72-72 1,2 1,2 276-396 248-356 34-44 34-44 34-44 26-34 26-34 26-36 1,2 1,2 1,2 30-48 72-108 72-108 26-36 72-108 72-108 1,2 1,2 1,2 276-396 248-356 44-60 34-46 1,2 44-60 44-60 34-46 36-48 1,2 1,2 72-108 72-108 72-108 72-108 1,2 1,2 МДК.01.01 МДК.01.02 МДК.01.03 УП.01 ПП.01 ПМн.02 МДК.02.01 МДК.02.01 МДК.02.01 МДК.02.01 УП.02 ПП.02 ПМн.02 МДК.02.01 МДК.02.02 МДК.02.03 УП.02 ПП.02 Организация торгово-сбытовой деятельности на внутреннем и внешнем рынках Организация и осуществление продаж Организация и осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Учебная практика, часов Производственная практика Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (по выбору) Основы товароведения Товароведение потребительских товаров Оценка качества и основы экспертизы потребительских товаров Управление ассортиментом товаров Учебная практика Производственная практика Организация и осуществление предпринимательской деятельности в сфере торговли (по выбору) Технология проведения маркетинговых исследований Ценообразование в торговой деятельности. Бизнес-планирование и финансовое моделирование предпринимательской единицы. Учебная практика Производственная практика 40 ПМн.03 МДК.03.01 УП.03 ПП.03 ПМн.03 МДК.03.01 УП.03 ПП.03 ПМн.03 МДК.03.01 УП.03 ПП.03 ПМн.03 МДК.03.01 УП.03 ПП.03 ПМн.04 МДК.04.01 Осуществление продаж потребительских товаров и координация работы с клиентами (по выбору) Технология продаж потребительских товаров и координация работы с клиентами Учебная практика Производственная практика Осуществление продаж автотранспортных средств, космических продуктов, услуг и технологий и координация работы с клиентами (по выбору) Технология продаж автотранспортных средств, космических продуктов, услуг и технологий и координация работы с клиентами Учебная практика Производственная практика Осуществление продаж информационнокоммуникационных продуктов и технологий и координация работы с клиентами (по выбору) Технология продаж информационнокоммуникационных продуктов и технологий и координация работы с клиентами Учебная практика Производственная практика Организация и осуществление интернетмаркетинга (по выбору) Технология интернет-маркетинга Учебная практика Производственная практика Организация и осуществление выставочной деятельности Технология выставочной деятельности 204-504 184-454 60-288 40-238 1,2 72-108 72-108 72-108 72-108 1,2 1,2 204-504 184-454 60-288 40-238 1,2 72-108 72-108 72-108 72-108 1,2 1,2 204-504 184-454 60-288 40-238 1,2 72-108 72-108 72-108 72-108 184-454 1,2 1,2 40-238 72-108 72-108 184-454 1,2 1,2 1,2 40-238 1,2 204-504 60-288 72-108 72-108 204-504 60-288 41 УП.04 Учебная практика ПП.04 Производственная практика ГИА.00 Государственная итоговая аттестация Итого (минимальные требования): Дополнительный профессиональный блок ДПБ ДОУ Объем образовательной программы Срок обучения 72-108 72-108 144-216 1296-2124 72-108 72-108 1,2 1,2 2 504-828 1800-2952 1 год 2 месяца – 1 год 10 месяцев 5.2. План обучения на предприятии (на рабочем месте) План обучения на предприятии заполняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы исходя из наличия помещений для организации образовательного процесса на базе предприятия-партнера. Работодатель снабжает необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей. Содержание Ответственный ПМ Длительность Наименование № практической Семестр от предприятия обучения рабочего места, подготовки (при п/п обучения Код Наименование (в часах) участка 2 (виды работ) необходимости) ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И 1. ПП.01 144 4 ПМ.01 2. ПП.02 ПМ.02 3. ПП.03 ПМ.03 2 Оснащение указано в п. 6.1.2.5 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМ.02 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ПМ.03 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОДАЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 216 4 216 6 42 4. ПП.04 ПМ.04 И КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ (ПО ВЫБОРУ) ПМ.04 Работа на контрольно- 216 кассовой технике и расчеты с покупателями» 6 43 5.3. Примерный календарный учебный график 3 2 : : Г Г Г 13 - 19 20 - 26 27 июл -2 авг 03-09 10-16 17-23 24-31 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 1 5 2 : : = = = = = = = = = 3 8 3 9 4 0 4 1 4 2 4 3 Курс 06 - 12 Август 4 5 3 7 Г Июль 4 4 3 6 3 5 29 июн - 5 июл 3 4 22 - 28 3 3 15 - 21 3 2 08 - 14 3 1 01 - 07 3 0 25 - 31 2 9 18 - 24 2 8 Июнь 11 - 17 2 7 Май 04 - 10 2 6 20 - 26 2 5 27 апр - 3 май 2 4 13 - 19 = 2 3 Апрель 06 - 12 = 2 2 23 - 29 2 1 30 мар - 5 апр 2 0 16 - 22 1 9 09 - 15 1 8 Март 02 - 08 1 7 : : 23 фев - 1 мар 1 6 16 - 22 1 5 09 - 15 1 4 Февраль 02 - 08 1 3 19 - 25 1 2 26 янв - 1 фев 1 1 12 - 18 1 0 05 - 11 22-28 О Ч В Ч О Ч В Ч 9 Январь 29 дек - 4 янв 8 15-21 7 08-14 20 - 26 6 01-07 13 - 19 5 24-30 06 - 12 4 17-23 29 сен - 5 окт 3 Декабрь 10-16 22 - 28 2 Ноябрь 03-09 1 15 - 21 1 Октябрь 08 - 14 01 -07 ВУП Курс Сентябрь 27 окт.- 2 нояб. 5.3.1. По программе подготовки специалистов среднего звена ППССЗ 4 График учебного процесса по неделям (с учетом интенсификации на 40%) 1 2 1 курс 2 курс Итого 2 семестр нед. час. нед. час. 39 1404 16 576 23 828 4 144 4 144 43 1548 20 720 23 828 ГИА 2 8 1 4 4 3 12 4 Всего, нед. 1 семестр час. Каникулы, нед. Всего за год нед. практика обучение Промежуточна я аттестация, нед Сводные данные по бюджету времени (в неделях) 11 11 уч.час. 1548 ОЧ ВЧ ГИА ПА 108 часы 1152 504 144 нед 32 14 4 41 ГИА 144 9 Итог 1800 50 Обозначения: Модули и дисциплины (обязательная часть) :: Промежуточная аттестация Модули и дисциплины (вариативная часть) = Каникулы Г Государственная итоговая аттестация Практики 3 Заполняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы. календарного учебного графика образовательная организация самостоятельно разрабатывает для каждого курса и семестра обучения. В основной образовательной программе по дисциплинам и модулям указывается количество часов, включающих и самостоятельную работу, и нагрузку во взаимодействии с преподавателем. Суммарная недельная нагрузка не должна превышать 36 часов. 4Форму 4 3 : : : : Г нед. час. нед. час. 40 1440 17 612 23 828 1 4 34 1224 17 612 17 612 1 8 74 2664 34 1224 40 1440 2 12 Всего год Итого за 1 семестр 2 семестр ГИА Всего, нед. час. обучение Каникулы, нед. практика нед. Промежуточная аттестация, нед. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) 11 41 6 2 41 6 13 82 уч.час. 2664 ОЧ ВЧ ГИА ПА 72 часы 1908 828 216 ГИА 216 нед 53 23 6 Итог 2952 Обозначения: Модули и дисциплины (обязательная часть) :: Промежуточная аттестация Практики Модули и дисциплины (вариативная часть) = Каникулы Г Государственная итоговая аттестация Г Г Г Г Г 24-31 4 2 4 4 4 5 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 1 5 2 = = = = = = = = = Курс 4 1 17-23 4 0 10-16 3 9 03-09 3 8 20 - 26 3 7 27 июл -2 авг 3 6 3 5 Август 13 - 19 3 4 Июль 06 - 12 3 3 22 - 28 3 2 15 - 21 3 1 08 - 14 3 0 01 - 07 2 9 25 - 31 2 8 18 - 24 2 7 Июнь 11 - 17 2 6 Май 04 - 10 = 2 5 20 - 26 = 2 4 27 апр - 3 май = 2 3 13 - 19 = 2 2 Апрель 06 - 12 2 1 23 - 29 2 0 30 мар - 5 апр 1 9 16 - 22 1 8 09 - 15 1 7 Март 02 - 08 1 6 23 фев - 1 мар 1 5 16 - 22 1 4 09 - 15 1 3 Февраль 02 - 08 1 2 19 - 25 1 1 26 янв - 1 фев 22-28 1 0 Январь 12 - 18 15-21 9 08-14 8 01-07 20 - 26 7 24-30 13 - 19 6 17-23 06 - 12 5 10-16 29 сен - 5 окт 4 03-09 22 - 28 3 Декабрь 05 - 11 2 2 О Ч В Ч О Ч В Ч Ноябрь 29 дек - 4 янв 1 15 - 21 1 Октябрь 08 - 14 01 -07 ВУП Курс Сентябрь 27 окт.- 2 нояб. График учебного процесса по неделям (в соответствии с ФГОС СПО) 5.3.2. По программе подготовки специалистов среднего звена ППССЗ 29 июн - 5 июл 44 1 2 45 5.4. Рабочая программа воспитания 5.4.1. Цель и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой). Задачи: − формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; − организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения; − формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; − усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 5. 5.5. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 5. Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы 6.1. Требования программы. к материально-техническому обеспечению образовательной 6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования стандартов. Перечень специальных помещений История России; Иностранный язык в профессиональной деятельности; Безопасность жизнедеятельности; Основы финансовой грамотности, экономика и анализ финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; Автоматизация торгово-технологических процессов, эксплуатация торговотехнологического оборудования и охрана труда; Правовое обеспечение профессиональной деятельности; Междисциплинарные курсы и модули. Лаборатории: Предпринимательства и интернет – маркетинга; 46 Автоматизации и цифровизации торговой деятельности; Товароведения и организации экспертизы качества товаров. Мастерские: Учебный магазин. Спортивный комплекс 5 Залы: − − библиотека, читальный зал с выходом в интернет; актовый зал. 6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по специальности. Образовательная организация, реализующая программу специальности 38.02.08 Торговое дело, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материальнотехнического обеспечения включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение кабинетов Кабинет «История России» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Техническое описание Образовательная организация для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» должна располагать спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом. 5 47 Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Иностранный язык в профессиональной деятельности» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Дополнительное оборудование Акустические колонки III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Безопасности жизнедеятельности» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Дополнительное оборудование Акустические колонки Телевизор III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Техническое описание 48 Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Основы финансовой грамотности, экономики и анализа финансовохозяйственной деятельности торговой организации» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Автоматизация торгово-технологических процессов, эксплуатация торговотехнологического оборудования и охрана труда» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стол компьютерный Стул офисный Кресло оператора без подлокотников 49 Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор настольный короткофокусный Автоматизированное рабочее место обучающегося III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Кабинет «Междисциплинарные курсы и модули» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Техническое описание 50 Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стул офисный Дополнительное оборудование 1 Доска магнитно-маркерная) II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор настольный короткофокусный III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы 6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы. «Библиотека», «Читальный зал» № Наименование оборудования Техническое описание I Основное оборудование Библиотечная кафедра Стеллаж открытый Шкаф закрытый со стеклом Читательский стол Компьютерный стол Информационный стенд Стул офисный Кресло компьютерное II Технические средства Основное оборудование Акустическая перегородка передвижная на колесиках Дополнительное оборудование Автоматизированное рабочее место (библиотекаря, читателя) МФУ (принтер, сканер, копир) III Дополнительное оборудование Основное оборудование Дополнительное оборудование «Актовый зал» 51 № Наименование оборудования I Основное оборудование Секция стульев Трибуна Кулисы Дополнительное оборудование Тележка для музыкального оборудования II Технические средства Основное оборудование Техническое описание Дополнительное оборудование Акустическая система Усилители мощности Эквалайзер Микрофонный парк Прожектор Проектор ЖК экран III Дополнительное оборудование Основное оборудование Дополнительное оборудование 6.1.2.3. Оснащение лабораторий Лаборатория «Предпринимательства и интернет – маркетинга». № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стол компьютерный Стул офисный Кресло оператора без подлокотников Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор настольный короткофокусный Интерактивная панель LED Автоматизированное рабочее место обучающегося Подключение к проводному интернету. МФУ цветное лазерное Флипчарты Дополнительное оборудование III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование 52 Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Лаборатория «Автоматизации и цифровизации торговой деятельности». № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стол компьютерный Стул офисный Кресло оператора без подлокотников Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор настольный короткофокусный Автоматизированное рабочее место обучающегося Дополнительное оборудование III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Лаборатория «Товароведения и организации экспертизы качества товаров». № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения 53 Основное оборудование Стол аудиторный Стол преподавателя Стол компьютерный Стул офисный Кресло оператора без подлокотников Дополнительное оборудование Доска магнитно-меловая II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Проектор настольный короткофокусный Автоматизированное рабочее место обучающегося Дополнительное оборудование III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Нитратометр Люминоскоп Анализатор качества молока Лактан 1-4 мини Баня водяная лабораторная Весы лабораторные Микроскоп Овоскоп ПКЯ-10 Влагомеры контактной сушки Прибор для определения пористости хлеба Электроплитка Песочные часы «1,3,5» Холодильник Шкаф с мойкой Стол лабораторный Шкаф лабораторный Инструменты Тигельные щипцы Цилиндр мерный Мензурка с делением 250мл Часовое стекло 54 Термометр Магниты Воронка стеклянная Бюксы металлические с крышками Пипетки Огнетушитель ОУ-2 6.1.2.4. Оснащение мастерских Мастерская «Учебный магазин». № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Стол компьютерный Стул Дополнительное оборудование Техническое описание II Технические средства Основное оборудование Автоматизированное рабочее место преподавателя Автоматизированное рабочее место обучающегося Проектор Экран для проектора Дополнительное оборудование Интерактивная доска Штатив напольный Веб-камера Микрофон Колонки III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Комплект учебного наглядного материала по всем темам программы Комплекты для индивидуальной и групповой работы по основным темам программы Витрины Контрольно-кассовые машины, контрольно-кассовая техника и (или) их виртуальные аналоги Весоизмерительное оборудование Терминалы сбора данных (ТСД) ( специализированное устройство со встроенным сканером штрих-кодов). Сканер с возможностью считывания акцизных марок для работы в ЕГАИС. Компьютер с монитором; Принтер (для печати ценников) Онлайн-касса 55 Программируемая клавиатура кассира; Денежный ящик; Терминал безналичной оплаты; Дисплей покупателя (при необходимости); Весы с печатью этикеток (при необходимости Детектор купюр Муляжи товаров Пристенные и островные горки Стеллажи Рекламно-выставочный инвентарь (манекены, держатели для одежды, подставки и т.д) Дополнительное оборудование Комплект демонстрационного оборудования (макеты, манекены) по всем темам программы Тренировочные комплексы Информационный стенд Системы защиты товаров (деактиваторы и магнитные съемники) Измельчительно-режущее оборудование (слайсер) Макет холодильного оборудования (на усмотрение образовательной организации) Промо-стойка Онлайн-эквайринг Этикет-пистолет Ценникодержатели POS-материалы Инвентарь для отбора товаров покупателями 6.1.2.5. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную производственную практику. Производственная практика реализуется в организациях соответствующего профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 08 Финансы и экономика; 33 Сервис, оказание услуг населению. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. Наименование рабочего места, участка «__________________» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование II Технические средства Основное оборудование Дополнительное оборудование 56 III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Дополнительное оборудование 6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся. 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) совместно с работодателем (профильной организацией) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО специфики получаемой специальности. 57 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется на рабочем месте предприятия работодателя (профильной организации) при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; − предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; − может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки должна быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, междисциплинарные модули, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (работодателем), осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена профильного уровня, в том числе на рабочем месте работодателя (профильной организации). 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (приложение 4). 6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. 6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 08 Финансы и экономика; 33 Сервис, оказание услуг населению, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). 58 Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.15 ФГОС СПО, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 6 Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательной организации СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОП-СПО. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: «Специалист торгового дела». 7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы. Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов. 6 услуги в соответствии 59 7.4. Содержание ГИА включает структуру оценочных материалов, комплекс требований и рекомендаций для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня, организацию и проведение защиты дипломной работы (дипломного проекта).