Приложение № 4.2 к ОПОП по ППССЗ по специальности 38.02.08 «Торговое дело» Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.04 АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело Верхняя Салда 2023 год Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 «Торговое дело» базовой подготовки, программы учебной дисциплины Разработчик: Лучникова Т.А, преподаватель техникума Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1__ от «_14__» ___09___ 2023 г. 1. Паспорт фонда оценочных средств В результате освоения учебной дисциплины ОП.04 Автоматизация торговотехнологических процессов обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 38.02.08 Торговое дело, следующими умениями, знаниями Уметь ОК 01. ОК 02. - использовать в ОК 03. ОК 04. производственной ОК 05. ОК 06. деятельности средства ОК 07. ОК 08. механизации и ОК 09. автоматизации торговоПК 1.1. – ПК 1.6. технологических ПК 2.1. – ПК 2.5. процессов; ПК 3.1.– ПК 3.8. проектировать, ПК 4.1 – ПК 4.5. производить настройку и сборку систем автоматизации зачет Знать - понятие о механизации и автоматизации торговотехнологических процессов, их задачи; - принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами торговотехнологического процесса; - основные понятия автоматизированной обработки информации; - классификацию автоматических систем и средств измерений; - общие сведения об автоматизированных системах управления (далее - АСУ) и системах автоматического управления (далее - САУ); классификацию технических средств автоматизации; - основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в том числе соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства, область их применения; типовые средства измерений, область их применения; - типовые системы автоматического регулирования технологических процессов, область их применения Формой итоговой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Уметь: У1 - выбирать тип контрольноизмерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор ОК 04. Эффективно Основные показатели оценки результатов 2 Правильность подбора, рациональность использования и обоснованность выбора КИП и СА. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 3 Оценка успешности выполнения: лабораторной работы; внеаудиторной самостоятельной работы. взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; У2 - регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольноизмерительных приборов и аппаратуры (КИПиА) вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности У3 - снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Знать: З1 - классификацию, виды, назначение и основные Владение различными способами поиска информации; адекватность оценки полезности информации. Готовность самостоятельно определять задачи в процессе обучения. Грамотное регулирование параметров технологических процессов по снятым показаниям, используя ручное или дистанционное управление. Устный опрос. Оценка успешности выполнения: лабораторной работы; внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос. Оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач. Готовность самостоятельно определять задачи в процессе обучения. Качество снятия показаний и адекватность оценки достоверности информации. Самостоятельность в принятии оптимальных решений в ситуациях стандартных и нестандартных. Оценка успешности выполнения: лабораторной работы; внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос. Готовность самостоятельно определять задачи в процессе обучения. Точное разграничение назначения типовых КИП, Оценка успешности выполнения: характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства); З2 - общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ); З3 - основные понятия автоматизированной обработки информации; З4 - основы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса; З5 - принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов; З6 - систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве; З7 - состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов. автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и понимание их принципа действия. Классифицировать и называть типовые контрольноизмерительные приборы. самостоятельной работы. Устный опрос. Понимание сути и разграничение понятий, автоматизированные системы управления и системы автоматического управления. Формулировка, изложение и перечисление основных понятий об автоматизированной обработке информации. Правильность изложения и понимание основ измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами. Построение АСУТП при соблюдении требований ГОСТ и понимание принципов построения САР. Оценка успешности выполнения самостоятельной работы. Устный опрос. Текущий контроль Структурное представление системы ПАЗ, понимание принципа работы автоматической системы защиты на производстве. Оценивать уровень автоматизации на местных предприятиях и намечать модернизацию с расчётом экономической эффективности производства. Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 3. Оценка освоения учебной дисциплины: 3.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП.06. Автоматизация технологических процессов, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Контроль качества освоения дисциплины проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена Промежуточная аттестация проводится в письменной форме. 4. Фонды оценочных средств для итоговой аттестации по учебной дисциплине Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: - устный опрос, тестирование, лабораторная работа, самостоятельная работа (текущий контроль); - контрольная работа (рубежный контроль); - экзамен (промежуточная аттестация) I. ПАСПОРТ Назначение: ФОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.04 Автоматизации торгово-технологических процессов по специальности СПО 38.02.08 Торговое дело, следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции: Умения У1- выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор; У2- регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольноизмерительных приборов и аппаратуры (КИПиА) вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации; У3- снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации; Знания З1 - классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольноизмерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства); З2- общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ); З3- основные понятия автоматизированной обработки информации; З4- основы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса; З5- принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов; З6- систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве; З7- состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов. II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ Тест Тест Инструкция для обучающихся Внимательно прочитайте инструкцию к каждому блоку вопросов. Время выполнения задания – 60 мин. Специальность: 38.02.08 Торговое дело Дисциплина: ОП.04 Автоматизации торгово-технологических процессов Раздел 2. Тестовые задания. Блок А № п/п Вариант-1. Задание (вопрос) Эталон ответа Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например, № задания Вариант ответа 1 1-В,2-А,3-Б 1. Установить соотношение между понятиями и их характеристиками. Понятие 1.Измерение 2.Физическая величина 3.Точность измерительного прибора 2. 4. Характеристика А) это свойство, в качественном отношении общее для многих физических объектов, а в количественном отношении разное Б) это процесс нахождения числового значения физической величины путём её сравнения с другой однородной величиной В) это разность между показанием прибора и его действительным значением Г) это степень достоверности показаний и приближение их к результатам к действительным значениям измеряемой величины К каждой позиции столбца 1 подберите соответствующую позицию столбца 2. Столбец 1 Столбец 2 1. Термопреобразователь А) ТХК сопротивления медный Б) ТСП 2.Термоэлектропреобразователь В) ТСМ хромель-копелевый Г) ТХА 3. Термопреобразователь сопротивления платиновый Столбец 1 Столбец 2 1. Мост автоматический, гр. А) Термометр. 100П Б) ТСМ 2.Логометр В) ТСП, гр. 100П 3.Милливольтметр Г) ТХА Установите соответствие между признаками и их характеристиками. Признак Характеристика 1. Регистрирующие А)характеризует наибольшую 2. Цена деления разность показаний одной и той же 3. Вариация измеряемой величины при прямом и обратном ходе Б) степень достоверности прибора В) приборы снабжённые приспособлениями, автоматически записывающими показания на бумажном носителе Г) величина, обратная коэффициенту усиления прибора 1-Б 2-А 3-Г 1-В 2-А 3-Б 1-В 2-Г 3-А Инструкция по выполнению заданий № 5 - 20: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в бланк ответов. 5. Датчик, для измерения температуры соответствующий магнитоэлектрическому логометру А) термоэлектрический преобразователь Б) термопреобразователи сопротивления Б В) манометрический термометр Г) жидкостной термометр 6. Принцип действия автоматического электронного потенциометра основан А) на свойстве объёмного расширения или изменения линейных размеров термометрических веществ В Б) на измерении отношения сил электрических токов, протекающих в двух параллельных цепях В) на уравновешивании (компенсации) измеряемой термоэлектродвижущей силы с известной разностью потенциалов Г) на использовании зависимости инертного газа, заключённого в герметически замкнутой термосистеме, от температуры 7. Принцип работы манометрических термометров основа А) на зависимости давления жидкости, газа или пара с жидкостью в замкнутой системе постоянного объёма от температуры Б) на относительном удлинении под влиянием температуры двух металлических тел с различными температурными коэффициентами линейного расширения В) на явлении термоэлектрического эффекта А Г) на уравновешивании сил 8. В каком случае прибор будет годен к дальнейшей эксплуатации, если его класс точности 0,5 , а абсолютная погрешность А) 1,0 Б) 0,3 Б В) 0,6 Г) 1,5 9. Чувствительным элементом манометра является А) трубчатая пружина Б) пружина А В) трубка Г) мембрана 10. Сильфон представляет собой А) трубчатую пружину, изогнутую по дуге Б) металлическую гофрированную тонкостенную цилиндрическую Б трубку, с кольцевыми волнообразными складками на поверхности В) многовитковую трубчатую пружину Г) мембранную коробку 11. Принцип действия преобразователя с пневмосиловой компенсацией основан А) на преобразовании разряжения в унифицированный электрический выходной сигнал Б) на преобразовании измеряемого давления в унифицированный Б аналоговый пропорциональный пневматический сигнал В) на перемещении свободного конца трубки Г) на использовании тензометрического эффекта в полупроводниковом материале 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Блок Б Принцип действия грузопоршневых манометров А) основан на непрерывном преобразовании давления в унифицированный электрический токовый сигнал Б) основан на деформации упругих элементов В) основан на электросиловой компенсации Г) основан на принципе уравновешивания сил, создаваемых, с одной стороны, измеряемым давлением, а с другой – грузом, действующим на поршень, помещённый в цилиндре Наиболее простыми приборами для измерения уровня являются А) визуальные Б) буйковые В) поплавковые Г) пьезометрические Чувствительный элемент плавает на поверхности у уровнемера А) гидростатического Б) поплавкового В) буйкового Г) пьезометрического Принцип действия ультразвукового уровнемера основан А) на диэлектрической проницаемости водных растворов веществ от диэлектрической проницаемости воздуха Б) на принципе гидравлического затвора В) на способности звука проникать через жидкости разной плотности Г) на изменения объёма вещества в замкнутом пространстве Чем заполнен термобаллон в манометрическом термометре А) ртутью, спиртом или водой Б) водой, кислотой или ртутью В) спиртом, кислотой или водой Г) газом, жидкостью или конденсатом Расходомером постоянного перепада давлений А) ротаметры Б) диафрагмы В) счётчики Г) сопла Единицы измерения расхода А) мм Б) Па В) м3 в час Г) К По принципу действия их подразделяют на объёмные, скоростные и массовые А) ротаметры Б) счётчики В) трубы Вентури Г) диафрагмы Уровнемеры для сыпучих материалов А) весы Б) буйковые уровнемеры В) поплавковые уровнемеры Г) мерные стёкла Г А Б В Г А В Б А № Задание (вопрос) Эталон п/п ответа Инструкция по выполнению заданий № 20-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. 21. Устройство одновиткового трубчатого манометра состоит из корпуса, трубчато стрелки, пробки, поводка, зубчатого сектора, шестерёнки-трибки, й волоска,……. пружины 22. В схеме дифференциально-трансформаторного преобразователя одна во катушка находится в первичном приборе, а другая …. вторично м приборе 23. Биметаллические элементы применяют для защиты электрических перегрузо цепей от ….. к 24. Годность прибора к дальнейшей к эксплуатации определяют по ….. 25. 26. Единицы измерения уровня… Тип диафрагмы камерной на давление 30 и диаметр 100 27. Степень нагретости вещества можно определить …. 28. Номинальная статическая характеристика прибора это …. 29. Добавить недостающую погрешность: Абсолютная, относительная, приведённая, основная, …… , допустимая, систематическая, случайная, грубая, результирующая, вероятная, предельная, динамическая. 30. Условие равновесия уравновешенного моста абсолютн ой погрешно сти м, мм ДКС – 100 – 30 прибором для измерени я температ уры градуиро вка дополнит ельная I1 R1 = I2 R2 Специальность: 38.02.08 Торговое дело Дисциплина: ОП.04 Автоматизации торгово-технологических процессов Блок А № п/п Раздел 2. Тестовые задания. Вариант-2. Задание (вопрос) Эталон ответа Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например, № задания Вариант ответа 1 1-В,2-А,3-Б 1. Установить соотношение между понятиями и их характеристиками. Понятие 1. Рабочий эталон 2. Измерительный прибор 3.Чувствительность прибора 2. 3. 4. Характеристика А) техническое средство, предназначенное для измерения физической величины Б) предназначен, для передачи размера единицы образцовым средствам измерений высшей точности В) это соотношение перемещения указателя прибора к изменению измеряемой величины Г) это степень достоверности показаний и приближение их к результатов к действительным значениям измеряемой величины К каждой позиции столбца 1 подберите соответствующую позицию столбца 2. Столбец 1 Столбец 2 1.Термоэлектропреобразователь А) ТХК платиновый Б) ТСП 2.Термоэлектропреобразователь хромельВ) ТПП алюмелевый Г) ТХА 3. Термопреобразователь сопротивления платиновый Столбец 1 Столбец 2 1. Автоматический А) Термометр расширения электронный потенциометр Б) ТПП 2.Узкопрофильный В) ТПР милливольтметр Г) ТСП, гр. 50П 3. Мост с гр. 50П Установите соответствие между прибором и измеряемой величиной. Прибор Величина 1. Манометр А) температура 2. Термометр Б) давление 3. Уровнемер В) расход Г) высота столба 1-Б 2-А 3-В 1-В 2-Г 3-Б 1-В 2-Б 3-Г 1- Б 2- А 3- Г Инструкция по выполнению заданий № 5 - 20: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. 5. Датчик уровня бесконтактный А) буйковый Г Б) поплавковый В) ультразвуковой Г) акустический 6. Схема электрического измерительного преобразователя основан на А) дифференциально-трансформаторном преобразовании А Б) электронном преобразовании В) электроизмерительном преобразовании Г) ультразвуковом преобразовании 7. Чувствительным элементом ротаметра, является А) датчик Б) поплавок Б 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. В) буёк Г) диафрагма Прибор не годен к дальнейшей эксплуатации, если его класс точности 1,0, а абсолютная погрешность А) 1,5 Б) 0,3 В) 0,6 Г) 0,9 Чувствительным элементом мембранного манометра является А) трубчатая пружина Б) пружина В) трубка Г) мембрана Чувствительный элемент манометра представляет собой А) трубчатую пружину, изогнутую по дуге Б) металлическую гофрированную тонкостенную цилиндрическую трубку, с кольцевыми волнообразными складками на поверхности В) многовитковую трубчатую пружину Г) мембранную коробку Принцип действия преобразователя с электросиловой компенсацией основан А) на преобразовании разряжения в унифицированный электрический выходной сигнал Б) на преобразовании измеряемого давления в унифицированный аналоговый пропорциональный пневматический сигнал В) на перемещении свободного конца трубки Г) на использовании тензометрического эффекта в полупроводниковом материале Принцип действия термометров расширения А) основан на непрерывном преобразовании давления в унифицированный электрический токовый сигнал Б) основан на деформации упругих элементов В) основан на свойстве объёмного расширения термометрических веществ Г) основан на принципе уравновешивания сил, создаваемых, с одной стороны, измеряемым давлением, а с другой – грузом, действующим на поршень, помещённый в цилиндре Наиболее простыми приборами для измерения давления являются А) электрические манометры Б) деформационные манометры В) грузопоршневые манометры Г) жидкостные манометры Чувствительный элемент погружается в вещество у уровнемера А) гидростатического Б) поплавкового В) буйкового Г) пьезометрического А Г А А В Г В 15. 16. 17. 18. 19. 20. Принцип действия радиоизотопного уровнемера основан А) на диэлектрической проницаемости водных растворов веществ от диэлектрической проницаемости воздуха Б) на принципе гидравлического затвора В) на способности звука проникать через жидкости разной плотности Г) на пропускании через резервуар с жидкостью гамма-лучей радиоизотопов некоторых веществ Чувствительным элементом манометра с одновитковой трубчатой пружиной может быть А) сильфон Б) мембрана В) трубчатая пружина Г) гофра Расходомером переменного перепада давлений А) ротаметры Б) диафрагмы В) счётчики Г) сопла Единицы измерения давления А) мм Б) Па В) м3 в час Г) К К качеству измерений относятся А) точность, достоверность, сходимость Б) уровень, высота, давление В) скорость, расход, давление Г) частота, вариация, погрешность Для измерения давления применяют приборы А) термопары Б) манометры В) расходомеры Г) плотномеры Г В Б Б А Б Блок Б № Задание (вопрос) Эталон ответа п/п Инструкция по выполнению заданий № 20-30: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. 21. Устройство манометрического термометра манометра состоит из корпуса, стрелки, тяги, многовитковой трубчатой термобаллона пружины, капилляра 22. Принцип действия манометрических термометров основан давлением рабочего на зависимости между температурой и … вещества 23. Термопреобразователь сопротивления медный ТСМ обозначается… 24. С помощью грузопоршневых манометров осуществляют образцового поверку приборов давления с помощью груза и с манометра помощью… 25. Под методами измерений понимают совокупность приемов средств измерений использования принципов и …. 26. Единицы измерения расхода.. м. куб. в час 27. 28. Давление в сосуде можно измерить…. 100П 29. 30. Измерения могут быть прямые, косвенные, совокупные, Мосты могут быть манометром градуировка прибора совместные Уравновешенными и неуравновешенными III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА III а. УСЛОВИЯ Количество заданий в тесте для экзаменующегося – 30 Время выполнения задания – 45 мин. Экзаменационная ведомость IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Правильному ответу в Блоке А соответствует 1 балл Правильному ответу в Блоке Б соответствует 2 балла Максимальное количество баллов – 40 Отметка по 5-ти балльной шкале Первичный балл «2» «3» «4» «5» 0-23 24-31 32-35 36-40 Процент результативности (правильных ответов) 90-100 80-89 60-79 менее 60 Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 неудовлетворительно