Приложение 3.4 к ОПОП по специальности 38.02.08 Торговое дело Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) «ПМ.04 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» для специальности 38.02.08 Торговое дело Верхняя Салда 2023 год Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Лучникова Т.А -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) «ПМ.04 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» 1.1. Цель и планируемые результаты освоения производственной практики (по профилю специальности) В результате изучения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен освоить основной вид деятельности: « Работа на контрольнокассовой технике и расчеты с покупателями» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование общих компетенций ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 3 ПК 3.1 ПК 3.4 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. Оформлять документы по кассовым операциям. ПК 3.5 Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. ПК 3.2 ПК 3.3 1.1.3. В результате освоения обучающийся должен: Владеть Эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживание навыками покупателей Уметь Знать производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования; использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование; осуществлять подготовку ККТ различных видов; работать на ККТ различных видов: устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; распознавать платежеспособность государственных денежных знаков; осуществлять заключительные операции при работе на ККТ; оформлять документы по кассовым операциям; соблюдать правила по технике безопасности; классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования; технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию; устройство и принципы работы оборудования; типовые правила эксплуатации оборудования; -нормативно-технологическую правила охраны труда документы, регламентирующие применение ККТ; правила расчетов и обслуживания типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации; классификацию устройства ККТ; основные режимы ККТ; особенности технического обслуживания ККТ; признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета; 1.2. Количество часов, отводимое на освоение производственной практики (по профилю специальности) - 216 часа 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 2.1. Тематический план производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки Профессиональ ные и общие компетенции Код и наименовани я программы Количество часов по ПП.03 1 ПК 3.5. 2 ПП.04 3 216 Виды работ 4 Назначен ие и устройство контрольн о-кассовых машин Док умен таль ное офор млен ие касс овых операций Наименования тем производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки 5 1.Осуществлять подготовку ККТ различных видов; 2.Работать на ККТ различных видов, в т.ч., на компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах; 3.Устранять мелкие неисправности при работе на ККТ; 4.Распознавать платежеспособность государственных денежных знаков 5.Осуществлять заключительные операции при работе на ККТ; 6.Оформлять документы по кассовым операциям 7.Соблюдать правила по технике безопасности. 8.Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. 9.Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. 10.Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. 11.Оформлять документы по кассовым операциям. 12.Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. 13.Составить отчет о выполненной работе на производственной практике (по профилю специальности). Всего часов Количес тво часов по темам 6 216 216 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Производственная практика (по профилю специальности) проводится на предприятиях торговой индустрии, с которыми заключены двухсторонние договора на проведение производственной практики (по профилю специальности) и где имеются условия для работы обучающимся в соответствии с программой производственной практикой (по профилю специальности). Реализация производственной практики (по профилю специальности) предполагает наличие учебного кабинета Торговое дело, лаборатории по оценке качества пищевых продуктов, торгово-технологического оборудования и охраны труда, мастерской учебного магазина, информационных технологий, спортивного комплекса спортивный зал, залы: библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет, актового зала, цифровая образовательная среда. Кабинет Торгового дела Оснащение: Рабочее место преподавателя: компьютер -1 шт., видеопроектор-1шт., интерактивная доска1 шт.; доска меловая -1 шт., шкафы для хранения пособий – 2 шт.; экран проекционный – 1 шт.; комплект учебно-наглядных пособий 14 шт., комплекты дидактических материалов по всем темам курса 20 шт., презентационные – 28 шт., видеоматериалы – 10 единиц, учебники 25 шт., Оборудование лаборатории по оценке качества потребительских товаров: микроскопы, термометры, лабораторная посуда, сушильные шкафы, тестомесилка, фотоэлекторколориметры, рефрактометр, приборы «Элекс», «Блик», «Клевер», титровальные установки, магнитные мешалки, мельницы, муфельная печь, печь для пробных выпечек, термостат, химические реактивы, фиксаналы, ареометры, лактоденсиметры, PH –метры, весы лабораторные, весы аналитические, водяная баня, дозаторы, измеритель клейковины, амилотест, тетраторы полуавтоматические, компьютер, проектор, копи-устройство. Комплект учебно-методической документации, контрольные задания по всем разделам модуля, раздаточный материал, инструкционные карты, каталоги, альбомы, наглядные пособия, учебная литература, СанПиНы, ГОСТы на все виды продуктов. Технические средства обучения: интерактивное оборудование; компьютер, видеопроектор. Учебный магазин: оснащение: холодильное оборудование – 5 шт., ветрины -2 шт., кассовый терминал – 1 шт., прилавок – 1 шт., стеллажи – 1 шт., шкафы для витрин – 2 шт., муляжи продовольственных и непродовольственных товаров Информационных технологий в профессиональной деятельности Оснащение: комплект мебели для преподавателя – 1 шт.; столы компьютерные -15 шт.; кресла компьютерные – 15 шт.; компьютеры -15 шт.; сканер – 2 шт.; принтер- 2 шт.; интерактивная доска – 1 шт., меловая доска – 1 шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.; МФУ Epson 1 шт., сетевой концентратор 1 шт., сервер кабинета – 1 шт. локальная сеть 1 шт., короткофокусный проектор 1 шт., учебно-программное обеспечение: операционная система Linux Ubuntu Mate 16.04, LibreOffice 5, LibreCad 2.0, Gimp 2.8, Scratsh, MyTestPro, видеоматериалы, презентационные материалы Кабинет торгово-технологического оборудования, охраны труда Рабочее место преподавателя: компьютер -1 шт., видеопроектор-1шт., интерактивная доска1 шт.; доска меловая -1 шт., шкафы для хранения пособий – 2 шт.; экран проекционный – 1 шт.; комплект учебно-наглядных пособий 16 шт., комплекты дидактических материалов по всем темам курса 10 шт., презентационные и видеоматериалы – 8 комплектов, учебники 25 шт,, инструкции по охране труда – 24 шт. 3.2 Образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода и в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: • творческие задания; • работа в малых группах; • дискуссия; • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); • изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); • эвристическая беседа; • разработка проекта (метод проектов); • метод кейсов. 3.3. При реализации образовательной программы обучение и дистанционные образовательные технологии может применяться электронное 3.4. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1 Арустамов Э.А. Техническое оснащение торговых организаций. - М.:ИЦ Академия, 2019, http://book.ru/ - электронная библиотека 2 Иванов, Г. Г., Организация торговли (торговой деятельности) : учебник / Г. Г. Иванов. — Москва : КноРус, 2023. — 222 с. — ISBN 978-5-406-11814-6. — URL: https://book.ru/book/949672 (дата обращения: 27.06.2023). — Текст : электронный. 3 Морозова М.А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями: учебник для студ.учреждений сред.проф. образования -2- е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015, http://book.ru/ - электронная библиотека Интернет- ресурсы: 1. Базовая коллекция ЭБС BOOK.ru 3.5. Общие требования к организации образовательного процесса Программа производственной практики (по профилю специальности) ежегодно обновляется в части содержания рабочей программы, содержание методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. Для приобретения практического опыта при изучении профессионального модуля планируется учебная и производственная практика (по профилю специальности), которые реализуются концентрированно в несколько периодов. Производственная практика (по специальности) проводится в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями. Каждого обучающегося необходимо обеспечить: - доступом к базам данных и библиотечным фондам печатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по темам профессионального модуля; - доступом к сети Интернет во время самостоятельной работы; - доступом к справочно-библиографическим и периодическим изданиям; - доступом для оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями и организациями; - доступом к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет; Для реализации компетентностного подхода используются в образовательном процессе активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Для всестороннего развития и социализации личности способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса (развитие самоуправления, участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов). Обучающиеся должны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные программой подготовки специалистов среднего звена. По результатам производственной практики (по профилю специальности) проводится дифференцированный зачет. 3.5. Требования к оснащению баз практик Практика является обязательным разделом программы подготовки по специальности 38.02.08 Торговое дело. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки по специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика (по профилю специальности). Базы практик обеспечиваются прохождение практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом и программами практик. Производственная практика (по профилю специальности) проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики (по профилю специальности) обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики (по профилю специальности) на предприятиях должно соответствовать содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются Колледжем в соответствии с положением о практике, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования по каждому виду практики. Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций в форме дифференцированного зачета. 3.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии); Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника; Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Контроль и оценка результатов освоения производственной практики (по профилю специальности) осуществляется в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 3.1 Соблюдать правила эксплуатации контрольнокассовой технике и выполнять расчетные операции с покупателями. Критерии оценки Методы оценки выполнение операций при эксплуатации Тесты ККМ в соответствии нормативно- правовой Практическая базы охраны труда и техники безопасности; работа порядок регистрации ККМ в налоговой инспекции, в соответствии с документами, регламентирующими применение ККМ; выполнение операций при эксплуатации ККМ в соответствии с типовыми правилами эксплуатации; выполнение расчетных операций в соответствии с положением о регистрации и применении ККТ технике. ПК 3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. соответствие банкнот банка России признакам подлинности; определение признаков платежеспособности государственных денежных знаков в Тесты Практическая работа ПК 3.3 Оформлять документы по кассовым операциям. соответствии с правилами Банка РФ. правильность оформления документов, регламентирующих применение ККТ; соответствие правильности оформления кассовых операций установленным требованиям; Тесты Практическая работа соблюдение последовательности работы с документами ПК 3.4 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги ПК 3.5 контроль товарноценностей. расчет штрихкодов проведен в соответствии с алгоритмом расчета; считывание штрихового кода и определения количества товаров и правильности цен проведено в соответствии с алгоритмом работы POS –системы качество упаковки и наличие маркировки проанализировано в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательно й программы Экспертное применения системы наблюдение и Осуществлять результативность сохранности защиты в торговых предприятиях; оценка на материальных выполнение обязанностей в соответствии практических должностной инструкции; занятиях, при соблюдение норм профессиональной этики в выполнении общении с коллегами, руководством и работ по потребителями. учебной и соответствие условий и сроков хранения производственн кассовой документации требованиям ой практикам налоговых органов; Экзамен -соблюдение последовательности работы с квалификацион документами в соответствии с алгоритмом ный