Приложение 3.4 к ОПОП по специальности 38.02.08 Торговое дело Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.02 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ для специальности 38.02.08 Торговое дело Верхняя Салда 2023 год Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Лучникова Т.А -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.02 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 1.1. Цель и планируемые результаты освоения производственной практики (по профилю специальности) В результате изучения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен освоить основной вид деятельности: Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции: Код ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. 1.1.1. Перечень общих компетенции Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД1. Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров ПК 2.1. Осуществлять кодирование товаров, в том числе с применением цифровых технологий. ПК 2.2. Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских товаров. ПК 2.3. Создавать условия для сохранности количественных и качественных характеристик товара в соответствии с требованиями действующих санитарных правил на разных этапах товародвижения. ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительских товаров. ПК 2.5. Осуществлять управление ассортиментом товаров, в том числе с использованием искусственного интеллекта и сквозных цифровых технологий. 1.1.3. В результате освоения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен: Иметь практически й опыт в уметь знать • идентификации товаров однородных групп определённого класса; • оценки качества товаров; • диагностирования дефектов; • участия в экспертизе товаров; • расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки; • выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества; • определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям; • отбирать пробы и выборки из товарных партий; • проводить оценку качества различными методами (органолептически и инструментально); • определять градации качества; • оценивать качество тары и упаковки; • диагностировать дефекты товаров по внешним признакам; • определять причины возникновения дефектов; • виды, формы и средства информации о товарах; • правила маркировки товаров; • правила отбора проб и выборок из товарных партий; • факторы, обеспечивающие качество, оценку качества; • требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определённого класса; • органолептические и инструментальные методы оценки качества; • градации качества; • требования к таре и упаковке; • виды дефектов: причины их возникновения 1.2. Количество часов, отводимое на освоение производственной практики (по профилю специальности) - 216 часа 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.02 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 2.1. Тематический план производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки Виды работ Код и Количество Профессиональные наименования часов по и общие программы ПП.02 компетенции 1 2 3 Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров ПП.02 216 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. Наименования тем производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки Количество часов по темам 4 5 1. Определение показателей потребительских свойств тканей 2. Определение устойчивости окраски ткани 3. Экспертиза качества швейных изделий 4. Контроль кожаной обуви 5. Определение белизны и просвечиваемости фарфоровых изделий 6. Определение термической устойчивости керамических изделий 7. Контроль качества керамических изделий 8. Определение качества стеклянных изделий по внешним признакам 9. Определение качества металлической посуды 10. Определение качества древесных материалов и полуфабрикатов, их влияние на качество мебели 11. Качество упаковочных средств парфюмерных жидкостей 12. Маркирование парфюмерно-косметических товаров 13. Экспертиза качества парфюмерных жидкостей 14. Распознавание природы пластмасс по внешнему виду 15. Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности; 216 16. Оценка качества товаров; Проведение экспертизы; 17. Контроль качества зерна и продуктов его переработки 18. Контроль качества плодов, овощей и продуктов их переработки 19. Контроль качества кондитерских изделий и продуктов сахарной промышленности 20. Контроль качества молока безалкогольных напитков, вин, коньяков, этилового спирта и ликероводочной продукции 21. Контроль качества пищевых концентратов и пищевкусовых товаров 22. Контроль качества мяса, мясной продукции, яиц и продуктов их переработки 23. Контроль качества рыбы, нерыбных объектов водного промысла и продуктов 24. Контроль качества молока и молочных продуктов 25.Контроль качества масложировых продуктов и растительного масла Всего часов 216 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация производственной практики (по профилю специальности) предполагает наличие учебного кабинета Торговое дело, лаборатории по оценке качества пищевых продуктов, торгово-технологического оборудования и охраны труда, мастерской учебного магазина, информационных технологий, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет, цифровая образовательная среда. Кабинет Торгового дела Оснащение: Рабочее место преподавателя: компьютер -1 шт., видеопроектор-1шт., интерактивная доска-1 шт.; доска меловая -1 шт., шкафы для хранения пособий – 2 шт.; экран проекционный – 1 шт.; комплект учебно-наглядных пособий 14 шт., комплекты дидактических материалов по всем темам курса 20 шт., презентационные – 28 шт., видеоматериалы – 10 единиц, учебники 25 шт., Оборудование лаборатории по оценке качества потребительских товаров: микроскопы, термометры, лабораторная посуда, сушильные шкафы, тестомесилка, фотоэлекторколориметры, рефрактометр, приборы «Элекс», «Блик», «Клевер», титровальные установки, магнитные мешалки, мельницы, муфельная печь, печь для пробных выпечек, термостат, химические реактивы, фиксаналы, ареометры, лактоденсиметры, PH –метры, весы лабораторные, весы аналитические, водяная баня, дозаторы, измеритель клейковины, амилотест, тетраторы полуавтоматические, компьютер, проектор, копи-устройство. Комплект учебно-методической документации, контрольные задания по всем разделам модуля, раздаточный материал, инструкционные карты, каталоги, альбомы, наглядные пособия, учебная литература, СанПиНы, ГОСТы на все виды продуктов. Технические средства обучения: интерактивное оборудование; компьютер, видеопроектор. Учебный магазин: оснащение: холодильное оборудование – 5 шт., ветрины -2 шт., кассовый терминал – 1 шт., прилавок – 1 шт., стеллажи – 1 шт., шкафы для витрин – 2 шт., муляжи продовольственных и непродовольственных товаров Информационных технологий в профессиональной деятельности Оснащение: комплект мебели для преподавателя – 1 шт.; столы компьютерные -15 шт.; кресла компьютерные – 15 шт.; компьютеры -15 шт.; сканер – 2 шт.; принтер- 2 шт.; интерактивная доска – 1 шт., меловая доска – 1 шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.; МФУ Epson 1 шт., сетевой концентратор 1 шт., сервер кабинета – 1 шт. локальная сеть 1 шт., короткофокусный проектор 1 шт., учебно-программное обеспечение: операционная система Linux Ubuntu Mate 16.04, LibreOffice 5, LibreCad 2.0, Gimp 2.8, Scratsh, MyTestPro, видеоматериалы, презентационные материалы Кабинет торгово-технологического оборудования, охраны труда Рабочее место преподавателя: компьютер -1 шт., видеопроектор-1шт., интерактивная доска-1 шт.; доска меловая -1 шт., шкафы для хранения пособий – 2 шт.; экран проекционный – 1 шт.; комплект учебно-наглядных пособий 16 шт., комплекты дидактических материалов по всем темам курса 10 шт., презентационные и видеоматериалы – 8 комплектов, учебники 25 шт,, инструкции по охране труда – 24 шт. 3.2 Образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода и в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: • творческие задания; • работа в малых группах; • дискуссия; • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); • изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); • эвристическая беседа; • разработка проекта (метод проектов); • метод кейсов. 3.3. При реализации образовательной программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии 3.4. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения: учебник/ Райкова Е.Ю- М.: Академия,2023 2. Теоретические основы товароведения: учебник / И.М. Лифиц. — М.: КноРус, 2023. 3. Моисеенко, Н. С., Основы товароведения: учебник / Н. С. Моисеенко. — Москва: КноРус, 2023 4. Основы управления ассортиментом товаров: учебное пособие / С. В. Келейникова, С. М. Солдаткина, Е. В. Копылова [и др.]. — Москва: КноРус, 2023. 5. Рыжиков, С. Н., Продвижение товаров и услуг+ Приложение: учебник / С. Н. Рыжиков. — Москва: КноРус, 2023. 6. Рыжиков, С. Н., Управление ассортиментом товаров: учебник / С. Н. Рыжиков, Ю. М. Демидова. — Москва: КноРус, 2023 7. Рыжиков С.Н. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие/ С.Н. Рыжиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2020 8. Рыжиков С.Н., Демидова Ю.М., Организация торговли: учебное пособие/ С.Н. Рыжиков. Ростов н/Д: Феникс, 2022 9. Криштафович, В. И., Теоретические основы товароведения + еПриложение: Тесты: учебник / В. И. Криштафович, Д. В. Криштафович. — Москва: КноРус, 2023. 1. Интернет- ресурсы: Базовая коллекция ЭБС BOOK.ru 3.5. Общие требования к организации образовательного процесса Программа ежегодно обновляется в части содержания рабочей программы, содержание методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. Для приобретения практического опыта при изучении профессионального модуля планируется учебная и производственная практика (по профилю специальности), которые реализуются концентрированно в несколько периодов. Производственная практика (по специальности) проводится в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями. Каждого обучающегося необходимо обеспечить: - доступом к базам данных и библиотечным фондам печатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по темам профессионального модуля; - доступом к сети Интернет во время самостоятельной работы; - доступом к справочно-библиографическим и периодическим изданиям; - доступом для оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями и организациями; - доступом к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет; Для реализации компетентностного подхода используются в образовательном процессе активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Для всестороннего развития и социализации личности способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса (развитие самоуправления, участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов). Обучающиеся должны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные программой подготовки специалистов среднего звена. По результатам производственной практики (по профилю специальности) проводится дифференцированный зачет 3.5. Требования к оснащению баз практик Практика является обязательным разделом программы подготовки по специальности 38.02.08 Торговое дело. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки по специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика (по профилю специальности). Базы практик обеспечиваются прохождение практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом и программами практик. Производственная практика (по профилю специальности) проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики (по профилю специальности) обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики (по профилю специальности) на предприятиях должно соответствовать содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются Колледжем в соответствии с положением о практике, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования по каждому виду практики. Аттестация по итогам учебной практики и производственной практики (по профилю специальности) проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций в форме дифференцированного зачета. 3.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии); Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника; Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических работ. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 2.1. Осуществлять кодирование товаров, в том числе с применением цифровых технологий. ПК 2.2. Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских товаров. ПК 2.3. Создавать условия для сохранности количественных и качественных характеристик товара в Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Осуществлять кодирование товаров, в том числе с применением цифровых технологий. Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских товаров. Текущий контроль: - оценка практических работ на производственной практики (по профилю специальности) - устный ответ; - решение ситуационных задач Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по производственной практике (по профилю специальности) Создавать условия для сохранности количественных и качественных характеристик товара в соответствии с требованиями действующих Текущий контроль: - оценка практических работ на производственной практики (по профилю специальности) - устный ответ; соответствии с требованиями действующих санитарных правил на разных этапах товародвижения. ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительских товаров. ПК 2.5. Осуществлять управление ассортиментом товаров, в том числе с использованием искусственного интеллекта и сквозных цифровых технологий. санитарных правил на разных - решение ситуационных задач Промежуточная аттестация: этапах товародвижения. дифференцированный зачет по производственной практике (по профилю специальности) Выполнять операции по оценке Текущий контроль: качества и организации - оценка практических работ на экспертизы потребительских производственной практики (по профилю специальности) товаров. - устный ответ; - решение ситуационных задач Промежуточная аттестация: управление дифференцированный зачет по товаров, в том производственной практике (по использованием профилю специальности) Осуществлять ассортиментом числе с искусственного интеллекта и сквозных цифровых технологий. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие Основные показатели оценки результата компетенции) ОК 01. Выбирать способы - участие в профессионально значимых решения задач мероприятиях (конкурсах профмастерства, профессиональной конференциях, проектах, публикации и т.д.) деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать - рациональность планирования и современные средства организации деятельности по исследованию поиска, анализа и продуктов питания; интерпретации информации - своевременность сдачи заданий, отчетов, и информационные практических и лабораторных работ; технологии для выполнения - обоснованность постановки цели, выбора задач профессиональной и применения методов и способов деятельности; проведения обработки и оформления результатов анализов ОК 03. Планировать и - планировать и реализовывать реализовывать собственное собственное профессиональное и профессиональное и личностное развитие, личностное развитие, предпринимательскую деятельность в предпринимательскую профессиональной сфере, использовать деятельность в знания по правовой и финансовой профессиональной сфере, грамотности в различных жизненных использовать знания по ситуациях; правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Формы и методы контроля и оценки Анализ портфолио обучающихся Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: -на практических занятиях; - при проведении: дифференцированного зачета по производственной практике ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; - Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; - осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. - проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: -на практических занятиях; - при проведении: дифференцированного зачета по производственной практике Интерпретация результатов наблюдений за практической деятельностью обучающегося. - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Портфолио. - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Экспертное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике (по профилю специальности) - пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.