Приложение 3.4 к ОПОП по специальности 38.02.08 Торговое дело Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 38.02.08 Торговое дело Верхняя Салда 2023 год Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Лучникова Т.А -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Цель и планируемые результаты освоения производственной практики (по профилю специальности) В результате изучения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен освоить основной вид деятельности: Организация и осуществление торговой деятельности и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции: Код ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. 1.1.1. Перечень общих компетенции Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций организация и осуществление торговой деятельности ВД1. ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий. ПК 1.2. Устанавливать хозяйственные связи с поставщиками и потребителями товаров и услуг, в том числе с применением коммуникативных возможностей искусственного интеллекта. ПК 1.3. Осуществлять подготовку, оформление и проверку закупочной документации, в том числе с использованием электронного документооборота и сквозных цифровых технологий. ПК 1.4. Осуществлять подготовку к заключению внешнеторгового контракта и его документальное сопровождение. ПК 1.5. Осуществлять контроль исполнения обязательств по внешнеторговому контракту. ПК 1.6. Организовывать выполнение торгово-технологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий. 1.1.3. В результате освоения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен: Иметь практически й опыт в уметь знать - анализа ассортиментной политики торговой организации; - выявления потребности в товаре (спроса); - участия в работе с поставщиками и потребителями; - приёмки товаров по количеству и качеству; - размещения товаров; - контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров; - обеспечения товародвижения в складах и магазинах; - эксплуатации основных видов торгово-технологического оборудования; - участия в проведении инвентаризации товаров; - распознавать товары по ассортиментной принадлежности; - формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах; - применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта; - рассчитывать показатели ассортимента с использованием цицровых технологий; - оформлять договоры с контрагентами; - контролировать их выполнение, в т.ч. поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству; - предъявлять претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств; - готовить ответы на претензии покупателей; - производить закупку и реализацию товаров; - учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при организации товародвижения; - соблюдать условия и сроки хранения товаров; - рассчитывать товарные потери; - планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь; - соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к торговым организациям и их персоналу, товарам, окружающей среде; - соблюдать требования техники безопасности и охраны труда; - ассортимент товаров однородных групп определённого класса, их потребительские свойства; - товароведные характеристики реализуемых товаров, их свойства и показатели; - виды, назначение, структуру договоров с поставщикамии потребителями; - технологические процессы товародвижения; - формы документального сопровождения товародвижения; - правила приёмки товаров; способы размещения товаров на складах и в магазинах; - условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп; - основные мероприятия по предупреждению повреждения и порчи товаров; - классификацию торгово-технологического оборудования, его назначение и устройство; - требования к условиям и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования; - нормативно - правовое обеспечение санитарно -эпидемиологического благополучия (санитарные нормы и правила); - законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - причины возникновения и профилактики производственного травматизма; - фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками (персоналом). 1.2. Количество часов, отводимое на освоение производственной практики (по профилю специальности) - 144 часа 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Тематический план производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки Виды работ 1 Организация и осуществление торговой деятельности Код и наименовани я программы Количест во часов по ПП.01 2 ПП.01 3 144 Профессионал ьные и общие компетенции ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. Наименования тем производственной практики (по профилю специальности) в форме практической подготовки 4 1. Изучение характеристики оптового торгового предприятия: вид здания, организационно-правовая форма собственности, специализация, хозяйственная самостоятельность. 2. Ознакомление с устройством склада: составом помещений, площадью, емкостью, технической оснащенностью, охраной склада, противопожарной безопасностью. 3. Заключение о эффективности использования площадей и емкости склада. 4. Изучение технологического процесса, составление схемы, анализ состояния использования оборудования и инвентаря. 5. Знакомство с организацией подготовки товаров к продаже, размещение их на рабочих местах продавцов и в торговом зале. 6. Оформление заключения о соблюдении правил охраны труда 7. Ознакомление с видами и методами изучения покупательского спроса на складе. 8. Анализ структуры ассортимента товаров по характеру спроса. 9. Анализ спроса на товары, поставляемые различными предприятиямипоставщиками (изготовителями). 10. Изучение и анализ причин, влияющих на соотношение спроса и предложения. 11. Ознакомление с источниками закупки товаров, определение доли разных поставщиков в общем объеме закупок. 12. Участие в отборе товара у поставщика, составление заказов и их документальное оформление. 13. Изучение организации, порядка и сроков заключения договоров с поставщиками. 14. Ознакомление с порядком составления и согласования графиков завоза Количеств о часов по темам 5 144 различными видами транспорта. 15. Принятие участие в приемке товаров, тары по количеству и качеству от различных поставщиков, ознакомление с товарносопроводительными документами, анализ документов. 16. Составление рекламаций и претензий поставщику на некачественные товары. 17. Формулировка выводов о соблюдении требований к организации приемки товаров и тары. Участие в контроле за режимом хранения, ознакомление с приборами для контроля за режимом хранения, фиксация результатов измерений. Всего 144 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация производственной практики предполагает наличие мастерской учебного магазина, Информационных технологий, залы: библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет. Учебный магазин: оснащение: холодильное оборудование – 5 шт., ветрины -2 шт., кассовый терминал – 1 шт., прилавок – 1 шт., стеллажи – 1 шт., шкафы для витрин – 2 шт., муляжи продовольственных и непродовольственных товаров Информационных технологий в профессиональной деятельности Оснащение: комплект мебели для преподавателя – 1 шт.; столы компьютерные -15 шт.; кресла компьютерные – 15 шт.; компьютеры -15 шт.; сканер – 2 шт.; принтер- 2 шт.; интерактивная доска – 1 шт., меловая доска – 1 шт.; мультимедийный проектор – 1 шт.; МФУ Epson 1 шт., сетевой концентратор 1 шт., сервер кабинета – 1 шт. локальная сеть 1 шт., короткофокусный проектор 1 шт., учебно-программное обеспечение: операционная система Linux Ubuntu Mate 16.04, LibreOffice 5, LibreCad 2.0, Gimp 2.8, Scratsh, MyTestPro, видеоматериалы, презентационные материалы 3.2 Образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода и в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: • творческие задания; • работа в малых группах; • дискуссия; • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); • изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); • эвристическая беседа; • разработка проекта (метод проектов); • метод кейсов. 3.3. При реализации образовательной программы может применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии 3.4. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения: учебник/ Райкова Е.Ю- М.: Академия,2023 2. Теоретические основы товароведения: учебник / И.М. Лифиц. — М.: КноРус, 2023. 3. Моисеенко, Н. С., Основы товароведения: учебник / Н. С. Моисеенко. — Москва: КноРус, 2023 4. Основы управления ассортиментом товаров: учебное пособие / С. В. Келейникова, С. М. Солдаткина, Е. В. Копылова [и др.]. — Москва: КноРус, 2023. 5. Рыжиков, С. Н., Продвижение товаров и услуг+ Приложение: учебник / С. Н. Рыжиков. — Москва: КноРус, 2023. 6. Рыжиков, С. Н., Управление ассортиментом товаров: учебник / С. Н. Рыжиков, Ю. М. Демидова. — Москва: КноРус, 2023 7. Рыжиков С.Н. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие/ С.Н. Рыжиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2020 8. Рыжиков С.Н., Демидова Ю.М., Организация торговли: учебное пособие/ С.Н. Рыжиков. Ростов н/Д: Феникс, 2022 9. Криштафович, В. И., Теоретические основы товароведения + еПриложение: Тесты: учебник / В. И. Криштафович, Д. В. Криштафович. — Москва: КноРус, 2023. 1. Интернет- ресурсы: Базовая коллекция ЭБС BOOK.ru 3.5. Общие требования к организации образовательного процесса Программа производственной практики (по профилю специальности) ежегодно обновляется в части содержания рабочей программы, содержание методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. Для приобретения практического опыта при изучении профессионального модуля планируется учебная и производственная практика (по профилю специальности), которые реализуются концентрированно в несколько периодов. Производственная практика (по специальности) проводится в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями. Каждого обучающегося необходимо обеспечить: - доступом к базам данных и библиотечным фондам печатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по темам профессионального модуля; - доступом к сети Интернет во время самостоятельной работы; - доступом к справочно-библиографическим и периодическим изданиям; - доступом для оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями и организациями; - доступом к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет; Для реализации компетентностного подхода используются в образовательном процессе активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Для всестороннего развития и социализации личности способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса (развитие самоуправления, участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов). Обучающиеся должны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные программой подготовки специалистов среднего звена. По результатам производственной практики (по профилю специальности) проводится дифференцированный зачет. 3.5. Требования к оснащению баз практик Практика является обязательным разделом программы подготовки по специальности 38.02.08 Торговое дело. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки по специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика (по профилю специальности). Базы практик обеспечиваются прохождение практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом и программами практик. Производственная практика (по профилю специальности) проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики (по профилю специальности) обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики (по профилю специальности) на предприятиях должно соответствовать содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются Колледжем в соответствии с положением о практической подготовки обучающихся, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования по каждому виду практики. Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций в форме дифференцированного зачета. 3.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии); Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника; Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует одной из областей профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических работ. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки 1)проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий. 2)достижение целей по распознаванию товаров по ассортиментной принадлежности; 2)использование новых средств при формировании торгового ассортимента по результатам анализа потребности в товарах; 3)обоснованный выбор средств и методов маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта; 4)соблюдение последовательности расчёта показателей ассортимента; 1)соблюдение требований оформления договоров с поставщиками и потребителями по результатам заключения торговых соглашений; 2)выполнение технологических процессов товародвижения; 3)использование современных средств механизации и автоматизации учёта поставок товаров на предприятия Текущий контроль: 1)Осуществлять подготовку, оформление и проверку закупочной документации, в том числе с использованием электронного документооборота и сквозных цифровых технологий. 2)соблюдение правил использования торговотехнологического оборудования на основе действующих норм технического оснащения магазинов; 2)соблюдение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»; 3)выполнение требований по соблюдению условий и сроков хранения товаров в соответствии с Правилами работы магазина; 4)соблюдение правил размещения товаров различными способами на складах и в магазинах в соответствии с Правилами торговли; ПК 1.4. Осуществлять 1) осуществлять подготовку к заключению подготовку к заключению внешнеторгового контракта и его документальное внешнеторгового сопровождение. контракта и его соблюдение требований по приёмке товаров по Текущий контроль: ПК 1.2. Устанавливать хозяйственные связи с поставщиками и потребителями товаров и услуг, в том числе с применением коммуникативных возможностей искусственного интеллекта. ПК 1.3. Осуществлять подготовку, оформление и проверку закупочной документации, в том числе с использованием электронного документооборота и сквозных цифровых технологий. - оценка практических работ по производственной практике (по профилю специальности) Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по производственной практике (по профилю специальности) - оценка практических работ по производственной практике (по профилю специальности) Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по производственной практике (по профилю специальности) Текущий контроль: - оценка практических документальное сопровождение. количеству и качеству согласно инструкциям; 2)выполнение требований документального сопровождения товародвижения; 3)соблюдение различных нормативно-правовых актов, требований ОТ, распространяющихся на деятельность организации; 4)выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности для санитарноэпидемиологического благополучия; ПК 1.5. Осуществлять Осуществлять контроль исполнения обязательств контроль исполнения по внешнеторговому контракту. обязательств по внешнеторговому контракту. ПК 1.6 Организовывать организовывать выполнение торгововыполнение торгово- технологических процессов, в том числе с технологических применением цифровых технологий. процессов, в том числе с применением цифровых технологий. работ по производственной практике (по профилю специальности) Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по производственной практике (по профилю специальности) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - участие в профессионально значимых мероприятиях (конкурсах профмастерства, конференциях, проектах, публикации и т.д.) Анализ портфолио обучающихся - рациональность планирования и организации деятельности по исследованию продуктов питания; - своевременность сдачи заданий, отчетов, практических и лабораторных работ; - соответствие выбранных методов проведения анализов их целям и задачам; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения обработки и оформления результатов анализов - планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при проведении: дифференцированного зачета по производственной практике (по профилю специальности) ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; - Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; - осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - - проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Интерпретация результатов наблюдений за практической деятельностью обучающегося. - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Мониторинг развития личностнопрофессиональных качеств обучающегося. Портфолио. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. - пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Экспертное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике (по профилю специальности) Открытые защиты творческих и проектных работ.