Приложение 3.2 к ОПОП по специальности 38.02.08 Торговое дело Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заочная форма обучения базовая подготовка Специальность 38.02.08 Торговое дело г. Верхняя Салда 2023 г. Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Лучникова Т.А -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП. 06 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания применять нормы гражданского законодательства в области регулирования договорных отношений правовых норм оформления и заключения договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг; ПК, ОК ПК 1.2. структуры и содержания договора поставки, спецификации и сопроводительного письма ПК 1.3 применять основные положения нормативно-правовых актов в сфере закупочной деятельности; законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию ПК 1.4 оформлять документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международных актов. нормативных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность; международных правил толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли; стандартов и требований внешних рынков к товарной продукции. ПК 1.6 осуществлять торгово-технологические процессы, в том числе, с использованием техники эффективных коммуникаций. требований законодательства Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность; правил торговли; ПК 2.4 проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, по требованиям нормативнотехнических документов. стандартизации и подтверждения соответствия. ПК 3.5. применения норм российского законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности норм российского законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности ОК 01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; ОК 02 определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. ОК 03 определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 32-36 в т.ч. в форме практической подготовки 24-28 в т. ч.: теоретическое обучение 8-8 практические занятия Самостоятельная работа Промежуточная аттестация Объем учебной дисциплины и виды учебной работы заочная форма Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 10 (5л+5пр +26с) В том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) домашняя работа (домашняя контрольная работа) аттестация в форме экзамен 5 26 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 1 2 3 4 Раздел 1. Конституция Российской Федерации и система российского законодательства в сфере регулирования торговой деятельности Тема № 1.1 Содержание учебного материала Основные положения Конституции Российской Федерации 1. Основной закон – Конституция РФ. Основные положения Конституции РФ. Конституционные формы осуществления народовластия. 2. Понятие и содержание правового статуса человека и гражданина. Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Право социальной защиты граждан. Практическое занятие Обязат. часть ОП с учетом интенсификации 40% Обязат. часть ОП 32/24 36/28 8/6 8/8 0.5л+0.5п+2с 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06. Код Н/У/З Практическое занятие 1. Социальные нормы, права и обязанности гражданина в условиях цифровизации. 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 2 Тема № 1.2. Содержание учебного материала 0.5л+0.5п+3с Система нормативноправового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации 1. Система российского законодательства. Классификация подзаконных актов Российской Федерации. Действие нормативноправовых актов. Международные договоры в области регулирования внешнеторговой деятельности. Толкование правовых норм. Стандарты антикоррупционного поведения 2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» и его применение при осуществлении торговой деятельности 3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Практическое занятие Практическое занятие 2. Права потребителей, права и обязанности изготовителей, ответственность продавца за ненадлежащее ведение 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.4 торговли и предоставление информации о товаре (работе, услуге) Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям. 0.5 Практическое занятие 3. Организация закупочной деятельности в России с соблюдением принципов открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Правовое регулирование экономических отношений Тема № 2.1 Содержание учебного материала Предпринимательская деятельность как вид экономических отношений 1. Понятие и виды экономических отношений. Предпринимательская деятельность и наемный труд. Признаки предпринимательской деятельности. Значение государственной регистрации. Экономические отношения как предмет правового регулирования. 3 6/6 8/8 0.5л+0.5п+3с 0.5 2. Субъекты предпринимательской деятельности. Право собственности. Формы собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Практическое занятие Практическое занятие 4. Сбор и изучение информации о поддержке субъектов малого 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 3.5. предпринимательства в России из интернет-источников с официальных сайтов государственных органов. Самостоятельная работа обучающихся Тема № 2.2. Содержание учебного материала Правовое регулирование предпринимательской деятельности 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя. 0.5л+0.5п+3с 2. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица и его органы. Виды юридического лица. Функции юридического лица. Порядок и способы создания юридического лица. Понятие и основание ликвидации юридического лица. 0.5 3. Правовые особенности ведения предпринимательской деятельности самозанятыми Практическое занятие Практическое занятие 4. Организационно-правовые формы юридических лиц и их нормативноправовое регулирование 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 3 Раздел 3. Правовое регулирование договорных отношений Тема №3.1 Содержание учебного материала 6/4 6/4 0.5л+0.5п+3с ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 3.5. Гражданско-правовой договор 1. Понятие гражданско-правового договора. Содержание договора. Форма договора: понятие и виды. Структура гражданско-правового договора. Устная форма и конклюдентные действия. Простая и письменная форма. Нотариальная форма. Государственная регистрация сделок (договоров). 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2., ПК 3.5. 2. Виды договоров (сделок). Заключение договора. Акцепт и оферта. Изменение и рассмотрение договора. Практическое занятие Практическое занятие 5. Порядок и условия заключения договора. 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 3 Тема № 3.2. Содержание учебного материала 0.5л+0.5п+3с Отдельные виды гражданско-правовых договоров 1. Классификация договоров по их предмету. Договор купли-продажи. Договор поставки. Договор розничной купли-продажи. 2. Случаи заключения при осуществлении торговой деятельности: Договора аренды; Договор подряда; Договор банковского счета. Практическое занятие 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2., ПК 3.5. Практическое занятие 6. Оформление гражданско-правового договора с поставщиком на поставку товара 0.5 Самостоятельная работа обучающихся Тема № 3.3 Содержание учебного материала 0.5л+0.5п+3с Исполнение договорных обязательств 1. Понятие и принципы исполнения договорных обязательств. Встречное исполнение обязательств. Санкция за нарушение договора. Меры защиты, меры ответственности. Виды договорной ответственности. 0.5 2. Способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, поручительства, банковская гарантия, задаток, удержание имущества должника Практическое занятие Практическое занятие 7. Решение ситуационных задач, определение способов обеспечения исполнения обязательств и санкций за нарушение договора. 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 3 Раздел 4. Административные правонарушения в торговой деятельности Тема № 4.1. Содержание учебного материала 6/4 6/4 0.5л+0.5п+3с ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2., ПК 3.5. Понятие административного права 1. Понятие административного права. Понятие административной ответственности. Признаки административной ответственности. Административные правонарушения. Субъекты и объекты административного правонарушения. 0.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК. 1.2. ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.4, ПК 3.5. 2. Состав административного проступка. Понятие и виды административных наказаний. Процедура рассмотрения дел об административные правонарушения. Практическое занятие Практическое занятие 8. Контрольная работа на тему: «Состав административного проступка и административное наказание за его совершение» 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 3 Раздел 5. Трудовое право 6/4 Тема № 5.1 Содержание учебного материала Основные нормы трудового законодательства 1. Трудовое право, как отрасль российского права. Предмет, метод трудового права. Источники трудового права 2. Понятие трудового договора. Содержание трудового договора. Существенные условия трудового договора. Порядок приема на работу. 8/4 1л+1п+3с ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ПК 3.5. Документы, необходимые при приеме на работу. Понятие и значение трудовой книжки. Виды трудового договора 1 3. Понятие и виды рабочего времени. Нормы продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Сверхурочные работы. Понятие и виды времени отдыха. Продолжительность отпуска. Отпуск без сохранения зарплаты. Дополнительно оплачиваемый отпуск. 4. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Понятие материальной ответственности и ее виды Практическое занятие Практическое занятие 9. Составление резюме и оформление трудового договора 0.5 Практическое занятие 10. Решение практических задач о соблюдении трудового законодательства работодателем 0.5 Самостоятельная работа обучающихся 3 Промежуточная аттестация экзамен Всего: 32 36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 Примерной рабочей программы по специальности 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные и электронные издания Волков, А. М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в торговле: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-142402. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496889 (дата обращения: 18.06.2022). Гуреева, М. А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник / М.А. Гуреева. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 239 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0743-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1225693 (дата обращения: 18.06.2022). Матвеев, Р. Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: краткий курс / Р.Ф. Матвеев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 128 с. — (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-063-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1834716 (дата обращения: 18.06.2022). Николюкин, С. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Николюкин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14511-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497103 (дата обращения: 18.06.2022). Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Ю. Осетрова, О. В. Попова; под редакцией А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15069-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492847 (дата обращения: 18.06.2022). Хабибулин, А. Г. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 364 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0874-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1150310 (дата обращения: 18.06.2022). Юнусова, А. Н. Правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / А. Н. Юнусова. — Саратов: Профобразование, 2022. — 95 c. — ISBN 978-5-4488-1361-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/120566 3.2.2. Дополнительные источники Конституция Российской Федерации от 12.12 1993г. (с гимном России). – Москва: Проспект, 2021. 64 с. ISBN 978-5-392-35280-7 Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11.1994 N 51-ФЗ (в действующей редакции) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в действующей редакции) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в действующей редакции) Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 "О защите прав потребителей" (в действующей редакции) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знать: правовых норм оформления и заключения договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг; структуры и содержания договора поставки, спецификации и сопроводительного письма законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров нормативных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность; международных правил толкования наиболее широко Методы оценки Устный/письменный опрос. Соблюдает требования к оформлению договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг. Соблюдает структуру и содержание, этические нормы при оформлении сопроводительного письма, коммерческого предложения. Правильно интерпретирует положения Конституции РФ. Тестирование. Проверка правильности выполнения расчетных показателей. Сравнение результатов выполнения задания с эталоном. Экспертная оценка результатов выполнения практических кейсзаданий. Экспертная оценка контрольных / проверочных работ по установленным критериям. используемых торговых терминов в области внешней торговли; стандартов и требований внешних рынков к товарной продукции. законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия. норм российского законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные Правильно раскрывает положения международных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности. Правильно выбирает нормы законодательства при решении профессиональных задач. Грамотно, логически структурировано излагает алгоритмы и результаты решения профессиональных задач и поиска профессиональной информации. Владеет современными методами поиска и обработки информации, в т.ч с использованием справочно-правовых систем и официальных источников сети Интернет. Владеет принципами оформления документации с применением современных средств и устройств информатизации. Знает порядок применения справочно-правовых систем. Знает основные положения нормативноправовой документации. Использует в своей речи научную и профессиональную терминологию. Грамотно составляет резюме для дальнейшего Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий. Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации при участии в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научнопрактических конференциях. Экспертная оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации, в т.ч. иностранных языках. Экспертная оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях. Экспертная оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, средства и устройства информатизации; трудоустройства по специальности. порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств; Оказывает содействие коллегам в работе команде при решении профессиональных задач. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; особенности социального и культурного контекста; Соблюдает этические нормы и принципы профессионального поведения в коллективе. проявление толерантности в коллективе. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: – на практических занятиях; – при проведении экзамена. Владеет правилами оформления документов и построения устных сообщений. Уважительно относится к будущей профессиональной деятельности. Понимает и соблюдает принципы антикоррупционного поведения. правила оформления документов и построения устных сообщений; сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. Уметь: применять нормы гражданского законодательства в области регулирования договорных отношений применять основные положения нормативно- Оформляет договор поставки, договор куплипродажи в соответствии с правовыми требованиями. Проверка правильности выполнения расчетных показателей. Сравнение результатов выполнения задания с эталоном. правовых актов в сфере закупочной деятельности; составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию оформлять документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международных актов. проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров по требованиям нормативнотехнических документов. применения норм российского законодательства в области регулирования предпринимательской деятельности распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; Подготавливает перечень закупочной документации в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подготавливает информацию для заключения внешнеторгового контракта. Определяет административные санкции за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Применяет нормативноправовые акты в области регулирования предпринимательской и трудовой деятельности при выборе формы ведения предпринимательства. Определяет проблему в профессиональном и/или социальном контексте и предпринимает шаги для ее решения. Правильно подбирает актуальную информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Экспертная оценка результатов выполнения практических кейсзаданий. Экспертная оценка контрольных / проверочных работ по установленным критериям. Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий. Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации при участии в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научнопрактических конференциях. Экспертная оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации, в т.ч. иностранных языках. Экспертная оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях. Экспертная оценка умения вступать в коммуникативные структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке; описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения; Составляет план действий и алгоритм решения проблемы. Обоснованно применяет нормы права для решения профессиональных задач. Правильно подбирает необходимые источники информации для решения профессиональных задач. отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: – на практических занятиях; – при проведении экзамена.