Приложение 3.1 к ОПОП-по специальности 38.02.08 Торговое дело Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум УТВЕРЖДАЮ Директор ЧПОУ Социально –технологического техникума __________ Л.Г.Макарова «___14__» __09___ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ заочная форма обучения базовая подготовка Специальность 38.02.08 Торговое дело г. Верхняя Салда 2023 г. Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело Организация-разработчик ЧПОУ Социально-технологический техникум Разработчики: Углов Е.С. -преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _1___ от «_14__» ___09___ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Код умений Умения Код знаний Знания ПК, ОК ОК 01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) ОК 02 определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности приемы структурирования информации. выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. ОК 04 организовывать работу коллектива и команды психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 68 в т.ч. в форме практической подготовки 28 в т. ч.: теоретическое обучение 40 практические занятия 28 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация Объем учебной дисциплины и виды учебной работы заочная форма Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68 12 (4л+8пр +56с) В том числе: лабораторные занятия практические занятия 8 контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 56 В том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) домашняя работа (домашняя контрольная работа) аттестация в форме дифференцированный зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 1 2 3 4 Раздел 1. Гражданская оборона Обязат. часть ОП с учетом интенсификации 40% Обязат. часть ОП 68/28 68/28 10/4 10/4 Тема 1.1. Содержание учебного материала ОК 01 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля ОК 02 2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения ОК 04 0.5 Код Н/У/З 5 В том числе практических и лабораторных занятий Самостоятельная работа обучающихся 9 Тема 1.2. Содержание учебного материала ОК 01 Организация гражданской обороны 1. Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля ОК 02 ОК 04 0.5 2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения практические занятия Практическое занятие №1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК 1 Самостоятельная работа обучающихся 9 Тема 1.3. Содержание учебного материала ОК 01 Защита населения и территорий при стихийных бедствиях, при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах 1. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях ОК 02 2. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах ОК 04 0.5 практические занятия Практическое занятие №2. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения 1 Самостоятельная работа обучающихся 9 Тема 1.4. Содержание учебного материала ОК 01 Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при неблагоприятной социальной обстановке 1. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при эпидемии ОК 02 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и при неблагоприятной социальной обстановке ОК 04 0.5 В том числе практических и лабораторных занятий Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 20/8 20/8 Тема 2.1. Содержание учебного материала ОК 01 Основы медицинских знаний. Здоровый образ жизни и его составляющие 1. Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье. ОК 02 Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный режим дня. Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психоактивными веществами. 2. Правовые основы оказания первой медицинской помощи. ОК 04 1 Первая медицинская помощь при ранениях 3. Первая (доврачебная) помощь при травмах, ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении, обморожении, общем замерзании. 4. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. практические занятия Практическое занятие №3. Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевого прижатия артерий 1 Практическое занятие №4. Отработка умений наложения повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности 1 Практическое занятие №5. Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка поражённого 0.5 Практическое занятие №6. Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. 0.5 Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Основы военной службы 10 28/16 28/16 Тема 3.1. Содержание учебного материала ОК 01 Основы обороны государства. Военная доктрина 1. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.Гражданская оборона, ее структура, цели и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий ОК 02 Российской Федерации. 2. Вооруженные Силы РФ основа обороны Российской Федерации. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Состав и структура Вооруженных сил России. 3. Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке ОК 04 1 4. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом. Террористические организации практические занятия Практическое занятие №7. 1 Правила поведения и действие людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. Организация защиты при авариях (катастрофах) на транспорте (автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; воздушный транспорт; водный транспорт). Организация защиты при авариях (катастрофах) на производственных объектах (пожароопасные объекты; взрывоопасные объекты; гидродинамические опасные объекты; химические опасные объекты; радиационно опасные объекты) Практическое занятие №8. 1 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке (эпидемии; боевые действия; общественные беспорядки; захват заложников; обнаружение подозрительных предметов; угроза совершения и совершений теракта) Практическое занятие №9. Анализ и состав организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Характеристика видов Вооруженных Сил РФ и рода войск. Порядок прохождения военной службы, отработка строевых приемов и движений без оружия (строевая стойка, повороты на месте; движение; повороты в движении). Выполнение воинского приветствия, выход и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него (выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении; выход из строя и возвращение в строй; подход к начальнику и отход от него). Построение и отработка 0.5 движения походным строем. Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте Практическое занятие №10 0.5 Анализ материальной части автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. Разборка и сборка автомата. Практическое занятие №11 0.5 Оказание первой (доврачебной) помощи (ушибы, переломы, вывихи, растяжение связок и синдром дыхательного сдавливания; ожоги; поражение электрическим током; утопление; перенагревание; переохлаждение организма, обморожение и общее замерзание; отравление, клиническая смерть). Практическое занятие №12. Правила поведения и действие людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. Организация защиты при авариях 0.5 (катастрофах) на транспорте (автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; воздушный транспорт; водный транспорт). Организация защиты при авариях (катастрофах) на производственных объектах (пожароопасные объекты; взрывоопасные объекты; гидродинамические опасные объекты; химические опасные объекты; радиационно опасные объекты) Самостоятельная работа обучающихся 10 Промежуточная аттестация дифференцированный зачет Всего: 68 68 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасность жизнедеятельности», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 Примерной рабочей программы по специальности. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко.Москва: КНОРУС, 2022-248с. Мирюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Мирюков-10-е изд., перераб. и доп. –Москва: КНОРУС, 2022-286с (Среднее профессиональное образование) Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование). Шимановская Я.В. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник/ Я.В.Шимановская, А.С.Сарычев, К.А.Шимановская. Москва: КНОРУС, 2022-478с. (Среднее профессиональное образование) 3.2.2. Основные электронные издания Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-020410. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 354 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03180-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491016 17 Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-04629-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489671 Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 441 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-015690. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491234 3.2.3. Дополнительные источники Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (в действующей редакции) http://window.edu.ru/ - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»; http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://lib.mtuci.ru/libdocs/ - Электронный Каталог библиотеки МТУСИ; https://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека (РГБ); http://nlr.ru/ - Российская национальная библиотека (РНБ); http://www.gpntb.ru/ - Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ); https://book.ru Электронно-библиотечной системе BOOK.ru https://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система IPRBooks; https://profspo.ru/ - комплексный электронный образовательный ресурс PROFОБРАЗОВАНИЕ; https://catalog.prosv.ru/category/14 и https://media.prosv.ru/ - Свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам; https://urait.ru/ - Образовательная платформа «Юрайт». http://www.mchs.gov.ru. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. –3.1 http://uisrussia.msu.ru Университетская информационная система «РОССИЯ» 4. 18 http://нэб.рф/ Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://bzhde.ru Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки демонстрирует знание принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; Устный/ письменный опрос Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности приемы структурирования информации. психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности. особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; оценивает задачи и основные мероприятия гражданской обороны, способы защиты населения от оружия массового поражения; Блиц-опрос Тестирование Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы Оценка результатов выполнения самостоятельной работы Оценка результатов выполнения кейс-задания Интерпретация результатов экспертного наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы демонстрирует знания основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО; 20 стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения имеет гражданскую позицию; правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; самостоятельно выполняет задания в соответствии с требованиями; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; кратко и четко формулирует свои мысли, излагает их доступным для понимания способом пути обеспечения ресурсосбережения; Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов. принципы бережливого производства Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; Способен организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; Устный/ письменный опрос Способен предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида в быту; Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы Способен использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от Оценка результатов выполнения кейс-задания реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; Блиц-опрос Тестирование Оценка результатов выполнения практической работы Оценка результатов выполнения самостоятельной работы 21 планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. организовывать работу коллектива и команды грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе применять стандарты антикоррупционного поведения соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства оружия массового поражения; применяет первичные средства пожаротушения; Интерпретация результатов экспертного наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы ориентируется в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применяет профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеет способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывает первую помощь пострадавшим действует в соответствии с требованиями инструкций, регламентов. 22