порядок ГИА (1)

Приложение
к приказу от 17.03.2023 № 1/23
Частное профессиональное образовательное учреждение
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Утвержден приказом
директора техникума
от «__17___» __марта___ 2023 г.
№____1/23______
Рег № __194_____

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I.

Общие положения

Студенты (курсанты), завершающие освоение имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ среднего профессионального образования в период с 1 сентября
2022 г. до 1 марта 2023 г., проходят государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам среднего профессионального образования в формах
государственной итоговой аттестации, предусмотренных программой государственной
итоговой аттестации, утвержденной образовательной организацией до 1 сентября 2022 г. в
соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа 2013 г. N 968 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1
ноября 2013 г., регистрационный N 30306), с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2014 г. N
74 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2014 г.,
регистрационный N 31524), от 17 ноября 2017 г. N 1138 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49221) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N
630 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61179).
1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования (далее соответственно - Порядок, ГИА) составлен на
основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 800
(Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 года). и
устанавливает правила организации и проведения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального
образования (далее - образовательные организации), ГИА студентов (курсантов) (далее выпускники), завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования
(программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки
специалистов среднего звена) (далее - образовательные программы среднего профессионального
образования), включая формы ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания,

средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к
проведению ГИА, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования
результатов ГИА, а также особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2. Обеспечение проведения ГИА осуществляется образовательными организациями.
3. Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной
деятельности средства обучения и воспитания при проведении ГИА выпускников.
4. Выпускникам и лицам, привлекаемым к проведению ГИА, во время ее проведения запрещается
иметь при себе и использовать средства связи, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 36 Порядка.
5. Лица, осваивающие образовательную программу среднего профессионального образования в
форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации
образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном
ГИА в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию
образовательной программе среднего профессионального образования в соответствии с
Порядком.
II. Формы ГИА
6. ГИА проводится:
а) в форме демонстрационного экзамена для выпускников, осваивающих программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих, за исключением программ, указанных в подпункте "в"
настоящего пункта;
б) в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) для выпускников,
осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, за исключением программ,
указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
в) в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы):
для выпускников, осваивающих образовательные программы в области искусств, медицинского
образования и фармацевтического образования, в области подготовки кадров в интересах
обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области
подготовки членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного транспорта,
специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в
соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников
железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой
работой, если иное не установлено соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО);
для выпускников, осваивающих образовательные программы среднего профессионального
образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы.
7. ГИА выпускников, осваивающих образовательные программы в области медицинского
образования и фармацевтического образования, проводится с учетом требований к аккредитации
специалистов, установленных
8. Демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником
материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности
профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки
выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных
производственных процессов.
9. Демонстрационный экзамен проводится по двум уровням:
демонстрационный экзамен базового уровня проводится на основе требований к результатам
освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных
ФГОС СПО;

демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной
организации на основании заявлений выпускников на основе требований к результатам освоения
образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС
СПО, оператором, а также квалификационных требований, заявленных организациями,
работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том
числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ
и (или) договора о практической подготовке обучающихся (далее - организации-партнеры).
10. Дипломный проект (работа) направлен на систематизацию и закрепление знаний выпускника
по специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной
профессиональной деятельности. Дипломный проект (работа) предполагает самостоятельную
подготовку (написание) выпускником проекта (работы), демонстрирующего уровень знаний
выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений
и навыков.
Дипломный проект (работа) выпускников, осваивающих образовательные программы в области
искусств, предполагает различные виды подготовки, в том числе исполнение сольной
программы/сольного номера, исполнение концертной программы с участием в сольных и
ансамблевых/ансамблевых и хоровых номерах, дирижирование и работа с хором, участие в
спектакле или иное, в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО по
соответствующей специальности.
Тематика дипломных проектов (работ) определяется образовательной организацией. Выпускнику
предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы), в том числе предложения
своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического
применения. Тема дипломного проекта (работы) должна соответствовать содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего
профессионального образования.
Для подготовки дипломного проекта (работы) выпускнику назначается руководитель и при
необходимости консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку.
Закрепление за выпускниками тем дипломных проектов (работ), назначение руководителей
осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
11. Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному
курсу, дисциплине) или совокупности профессиональных модулей направлен на определение
уровня освоения выпускником материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает
минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса,
дисциплины) или совокупности профессиональных модулей, установленное соответствующим
ФГОС СПО.
III. Подготовка проведения ГИА
12. В целях определения соответствия результатов освоения выпускниками имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального
образования соответствующим требованиям ФГОС СПО ГИА проводится государственными
экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК), создаваемыми образовательной организацией по
каждой укрупненной группе профессий, специальностей среднего профессионального
образования либо по усмотрению образовательной организации по отдельным профессиям и
специальностям среднего профессионального образования.
ГЭК формируется из числа педагогических работников образовательных организаций, лиц,
приглашенных из сторонних организаций, в том числе:
педагогических работников;
представителей организаций-партнеров, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
экспертов организации, наделенной полномочиями по обеспечению прохождения ГИА в форме
демонстрационного экзамена (далее - оператор) (при проведении ГИА в форме
демонстрационного экзамена), обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в

сфере, соответствующей профессии, специальности среднего профессионального образования,
по которой проводится демонстрационный экзамен (далее - эксперты).
13. При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается экспертная группа из
числа экспертов (далее - экспертная группа).
14. Состав ГЭК утверждается распорядительным актом образовательной организации и действует
в течение одного календарного года. В состав ГЭК входят председатель ГЭК, заместитель
председателя ГЭК и члены ГЭК.
15. ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность ГЭК,
обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель ГЭК утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий
календарный год (с 1 января по 31 декабря) по представлению образовательной организации
органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского
округа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти, в ведении которого соответственно находится образовательная
организация, а в случае, если функции и полномочия учредителя образовательной организации
осуществляет Правительство Российской Федерации - по представлению указанной
образовательной организации Министерством просвещения Российской Федерации.
Председатель ГЭК частной образовательной организации утверждается по представлению
частной образовательной организации органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, на территории
которого находится частная образовательная организация.
Председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо, не работающее в
образовательной организации, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники;
представителей работодателей или их объединений, организаций-партнеров, включая экспертов,
при условии, что направление деятельности данных представителей соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
16. Руководитель образовательной организации является заместителем председателя ГЭК. В
случае создания в образовательной организации нескольких ГЭК назначается несколько
заместителей председателя ГЭК из числа заместителей руководителя образовательной
организации или педагогических работников.
17. Экспертная группа создается по каждой профессии, специальности среднего
профессионального образования или виду деятельности, по которому проводится
демонстрационный экзамен.
Экспертную группу возглавляет главный эксперт, назначаемый из числа экспертов, включенных в
состав ГЭК.
Главный эксперт организует и контролирует деятельность возглавляемой экспертной группы,
обеспечивает соблюдение всех требований к проведению демонстрационного экзамена и не
участвует в оценивании результатов ГИА.
18. К ГИА допускаются выпускники, не имеющие академической задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план
19. Демонстрационный экзамен базового и профильного уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной
документации, варианты заданий и критерии оценивания, разрабатываемых оператором.
20. Комплект оценочной документации включает комплекс требований для проведения
демонстрационного экзамена, перечень оборудования и оснащения, расходных материалов,
средств обучения и воспитания, план застройки площадки демонстрационного экзамена,

требования к составу экспертных групп, инструкции по технике безопасности, а также образцы
заданий.
Задание демонстрационного экзамена включает комплексную практическую задачу,
моделирующую профессиональную деятельность и выполняемую в режиме реального времени.
21. Комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена
профильного уровня разрабатываются оператором с участием организаций-партнеров,
отраслевых и профессиональных сообществ.
Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает размещение разработанных
комплектов оценочной документации на официальном сайте оператора в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 1 октября года,
предшествующего проведению ГИА.
22. Требования к дипломным проектам (работам), методика их оценивания, задания и критерии
оценивания государственных экзаменов, а также уровни демонстрационного экзамена, конкретные
комплекты оценочной документации, выбранные образовательной организацией, исходя из
содержания реализуемой образовательной программы, из размещенных на официальном сайте
оператора в сети "Интернет" единых оценочных материалов, включаются в программу ГИА.
23. ГИА выпускников не может быть заменена на оценку уровня их подготовки на основе текущего
контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 58 Порядка.
24. Программа ГИА утверждается образовательной организацией после обсуждения на заседании
педагогического (ученого) совета с участием председателей ГЭК, после чего доводится до
сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала ГИА.
IV. Проведение ГИА
25. Демонстрационный экзамен по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения не проводится на основании письма Минпросвещения России от 19.10.2022 №

05-1813 «О направлении информации по вопросам организации и проведения ГИА СПО
в 2023 г.».
V. Оценивание результатов ГИА
60. Результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично",
"хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - и объявляются в тот же день после
оформления протоколов заседаний ГЭК.
65. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов
ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его
заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК
является решающим.
66. Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК, в случае
его отсутствия заместителем ГЭК и секретарем ГЭК и хранится в архиве образовательной
организации.
67. Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе не явившимся для
прохождения ГИА по уважительной причине (далее - выпускники, не прошедшие ГИА по
уважительной причине), предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из
образовательной организации.
68. Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, в том числе не явившиеся для
прохождения ГИА без уважительных причин (далее - выпускники, не прошедшие ГИА по
неуважительной причине), и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты,
могут быть допущены образовательной организацией для повторного участия в ГИА не более двух
раз.

69. Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные образовательной
организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления выпускником, не
прошедшим ГИА по уважительной причине.
70. Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники, получившие на
ГИА неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации и проходят
ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения ГИА выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, и выпускники,
получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, восстанавливаются в образовательной
организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно,
но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА
соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
VI. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
71. По результатам ГИА выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию письменную
апелляцию о нарушении, по его мнению, Порядка и (или) несогласии с результатами ГИА (далее апелляция).
72. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.
Апелляция о нарушении Порядка подается непосредственно в день проведения ГИА, в том числе
до выхода из центра проведения экзамена.
Апелляция о несогласии с результатами ГИА подается не позднее следующего рабочего дня
после объявления результатов ГИА.
73. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с
момента ее поступления.
74. Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно
с утверждением состава ГЭК.
Апелляционная комиссия состоит из председателя апелляционной комиссии, не менее пяти
членов апелляционной комиссии и секретаря апелляционной комиссии из числа педагогических
работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав ГЭК.
Председателем апелляционной комиссии может быть назначено лицо из числа руководителей или
заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники,
представителей организаций-партнеров или их объединений, включая экспертов, при условии, что
направление деятельности данных представителей соответствует области профессиональной
деятельности, к которой готовятся выпускники, при условии, что такое лицо не входит в состав
ГЭК.
75. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух
третей ее состава.
По решению председателя апелляционной комиссии заседание апелляционной комиссии может
пройти с применением средств видео, конференц-связи, а равно посредством предоставления
письменных пояснений по поставленным апелляционной комиссией вопросам.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных
представителей).
Указанные лица должны при себе иметь документы, удостоверяющие личность.
76. Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.
77. При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка апелляционная комиссия устанавливает
достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из следующих решений:

об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях Порядка не
подтвердились и (или) не повлияли на результат ГИА;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях
Порядка подтвердились и повлияли на результат ГИА.
В последнем случае результаты проведения ГИА подлежат аннулированию, в связи с чем
протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК для
реализации решения апелляционной комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти
ГИА в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией без отчисления
такого выпускника из образовательной организации в срок не более четырех месяцев после
подачи апелляции.
78.
В случае рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА, полученными при защите
дипломного проекта (работы), секретарь ГЭК не позднее следующего рабочего дня с момента
поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию дипломный проект (работу),
протокол заседания ГЭК.
79. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная
комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата ГИА либо об
удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА. Решение апелляционной
комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК. Решение апелляционной
комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА
выпускника и выставления новых результатов в соответствии с мнением апелляционной комиссии.
80. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном
числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является
решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника в
течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
81. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
82. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается
председателем (заместителем председателя) и секретарем апелляционной комиссии и хранится в
архиве образовательной организации.
VII. Особенности проведения ГИА для выпускников из числа
лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов
83. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников из
числа детей-инвалидов и инвалидов проводится ГИА с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее индивидуальные особенности).
84. При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из
числа детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими
ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при
прохождении ГИА;
присутствие в аудитории, центре проведения экзамена тьютора, ассистента, оказывающих
выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей
(занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами ГЭК,
членами экспертной группы);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении ГИА с
учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и
другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться
на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
85. Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в
зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из
числа детей-инвалидов и инвалидов:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке ГИА, комплект оценочной документации,
задания демонстрационного экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом по системе
Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со
специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля
или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или
надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных
принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со
специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее
устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации
оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при
необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями
двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме;
д) также для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников
из числа детей-инвалидов и инвалидов создаются иные специальные условия проведения ГИА в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),
справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка)
86. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не
позднее чем за 3 месяца до начала ГИА подают в образовательную организацию письменное
заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА с
приложением копии рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды, инвалиды - оригинала или заверенной
копии справки, а также копии рекомендаций ПМПК при наличии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».