Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальности 40.02.04«Юриспруденция» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ для специальности среднего профессионального образования заочная форма обучения базовая подготовка Укрупненная группа: 40.00.00 Юриспруденция Специальность: 40.02.04 Юриспруденция базовый уровень объем: 32 ч ВЕРХНЯЯ САЛДА 2023 Содержание 1. Пояснительная записка .......................................................................................................................... 4 2. Общие понятия о проекте и проектной деятельности ..................................................................... 6 3.Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП СОО в части выполнения индивидуального проекта ........................................................................................................................... 7 4. Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе.......................................................... 9 5. Типология проектов ............................................................................................................................... 10 6. Этапы и сроки работы над проектом.................................................................................................. 12 7. Содержание и структура проекта ........................................................................................................ 13 8. Требования к оформлению текстовой части индивидуального проекта ................................... 16 9. Критерии оценки проектной деятельности (индивидуального проекта) ................................... 18 1О. Защита проекта ....................................................................................................................................... 19 Приложение А. Титульный лист .............................................................................................................. 20 Приложение Б. Паспорт индивидуального проекта............................................................................ 21 Приложение В. Содержание ......................................................................................................................... 22 Приложение Г. Список использованных источников ........................................................................ 23 Приложение Е. O1Зыв преподавателя на индивидуальный проект ................................................ 28 Приложение Ж. Доклад студента и презентации для защиты проекта ............................................................................................................................................................ 30 3 1. Пояснительная записка Реализация среднего общего образования в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентирована следующими документами Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 68. Среднее профессиональное образование пункт 3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования); Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (пункт 7.11. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена. В этом случае программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования); приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 r. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", приказом Минобрнауки России от 15 декабря 2014 r. N 1580 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 r. N 464" (пункт 23. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования); приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 r. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 r. N 1645 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 r. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"; письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (п. 12. В рабочих программах уточняют содержание обучения, в том числе изучаемое углубленно с учетом его значимости для освоения ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ) и специфики конкретной профессии или специальности; последовательность изучения материала, распределение часов по разделам и темам, лабораторные и практические занятия, тематику рефератов, самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, включая 4 выполнение индивидуальных проектов, формы и методы текущего контроля и оценки учебных достижений, промежуточной аттестации студентов, рекомендуемые учебные пособия и др.). Закон "Об образовании в Российской Федерации" обязывает с момента вступления его в силу, т.е. с 01.09.2013 г. реализовывать среднее общее образование в образовательных организациях среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования (приказ от 17 мая 2012 r. N 413), хотя в соответствии с прошлым циклом вступления стандарта в общеобразовательных организациях это произойдет в 2020г. Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 устанавливает правила на переходный период, по которым будет реализовываться федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Одним из обязательных требований реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, является выполнение студентами первого курса, обучающимися на базе основного общего образования, выполнение индивидуального проекта. При этом устанавливается, что: - проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности студентов первого курса; - студенты выполняют индивидуальные проекты за счёт времени, отведенного на самостоятельную работу; - индивидуальный проект выполняется по определённой дисциплине или дисциплинам и должен иметь связь с будущей профессиональной деятельностью; - руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект; - проект должен быть индивидуальным. Проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для студентов первого курса. Проектная деятельность является одной из форм внеурочной деятельности, которая носит обязательный характер (основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность, письмо от 14 декабря 2015 r. N09-3564) Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса» содержит методические рекомендации по индивидуального проекта студентами первого курса среднего выполнению профессионального образования, обучающимися на базе основного общего образования. При этом следует понимать, что в дальнейшем студенты будут выполнять курсовые и дипломные проекты. Поэтому крайне важно, чтобы выполнение индивидуального проекта проходило с максимально приложенными требованиями к выполнению курсовых и дипломных проектов. То есть соблюдался принцип преемственности. Учебно-методическое пособие предназначено преподавателям, реализующим программы среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена. В учебно-методическом пособии приняты следующие сокращения: ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт, ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена, СПО - среднее профессиональное образование, СОО - среднее общее образование, ООП - основная образовательная программа, ОПОП - основная профессиональная образовательная программа, УУД - универсальные учебные действия, с; 2. Общие понятия о проекте и проектной деятельности Под учебным проектом в педагогике понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для обучающихся учебный проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Проектная деятельность студентов это мотивированная самостоятельная деятельность студентов, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение студентом объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный проект, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике, в учебном процессе и в профессиональной деятельности. Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам. Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов, развития их компетентности, повышения качества образования. Проектная деятельность должна быть направлена на получение конкретного позитивного результата - продукта, который можно реально предъявить. При вовлечении студентов в проектную деятельность преподавателю важно помнить, что проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата и оформленного в виде некоего конечного продукта. Проект включает реферат с исследованиями и любые другие виды самостоятельной творческой работы обучающихся, как способы достижения результата проекта. 6 3. Требования ФГОС СОО к результатам освоении ООП СОО в части выполнения индивидуального проекта Требования к выполнению индивидуального проекта определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 17 мая 2012 г. N 413. Для удобства дальнейших рассуждений ниже приведены выдерлаш из ФГОС СОО, касающиеся выполнения индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя. знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Содержательный раздел основной образовательной программы: Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий; формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практика-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Программа должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике; формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута; 7 решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно исследовательской, проектной и социальной деятельности; создание условий для интеграции. урочных и внеурочных форм учебно исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов; формирование навыков участия в различных формах организации учебно исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата; практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. Организационный раздел основной образовательной программы: Учебный план среднего общего образования (далее - учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают: организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта. Финансовые условия реализации основной образовательной программы должны: обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая выполнение индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. 8 4. Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе Цели и задачи проектной деятельности вытекают: 1) из требований ФГОС СОО к результатам освоения ООП: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 2) из требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП в части формирования общих компетенций: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационные технологий (ОК 5); - работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7); - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8); - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9). В соответствии с требованиями ФГОС СОО к содержанию, целям и задачам проектной деятельности в филиале разработано «Положение об индивидуальном проекте» 9 5. Типология проектов Типологию форм организации проектной деятельности студентов (проектов) можно представить по следующим основаниям: - типы проектов по области проектной деятельности: познавательные, практические, учебно-исследовательские, социальные, художественно-творческие и т.п.; - типы проектов по доминирующей деятельности (виды проектов): информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный; - типы проектов по предмет содержательной области: моно предметные - проект в рамках одной учебной дисциплины; междисциплинарный - проект, предполагающий использование знаний по двум и более дисциплинам; над предметные - проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных дисциплин; мета предметный - проект, относящийся к определенной предметной области знаний или нескольким предметным областям (филология и иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности); - типы проектов по характеру координации: с открытой (явной координацией) координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции; со скрытой координацией - координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило, это относится к телекоммуникационным - сетевым проектам); - типы проектов по количеству участников: индивидуальные (личностные), парные (два человека), групповые (до 5 человек), сетевые (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернет); - типы проектов по продолжительности исполнения: краткосрочные (до недели), средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев); - типы проектов по объекту проектирования: морфологические - проектирование вещей, социальные - проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов, экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы. Формы (жанры) проекта определяют его продукт. Виды продуктов представлены в таблице 6.1 приложения 6. Рассмотрим отдельно три требования ФГОС СОО (п.11); Требование 1. «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)». Здесь необходимо различать два понятия: - учебное исследование как творческую субъективно новую задачу, которую обучающиеся еще не решали, и что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке; - учебный проект как результат самостоятельного освоения обучающимся предметного содержания по учебной дисциплине и методов избранных им областей знаний и/или видов деятельности и как способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, учебно-исследовательскую, художественно-творческую, конструкторскую, социальную). Требование 2. «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в тобой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». Требование 3. «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: творческого, социального, прикладного, инновационного, информационного, конструкторского, инженерного». Фактически в этом требовании определены виды индивидуальных проектов. - Информационные. Эти проекты направленны на сбор информации о каком-либо объекте или явлении и работу с ней. - Творческие. Эти проекты предусматривают создание общественного полезного продукта (изделия), обладающего субъективной или объективной новизной. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. - Социальные. Эти проекты направлены на разработку модели предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении, выявление социальных факторов, применение новых технологий в социальной сфере. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих обучающихся. - Прикладные. Эти проекты носят практико-ориентированный характер и направлены на решение практических задач заказчика проекта. На стадии выпускной квалификационной работы это выход на практическое применение полученных и освоенных новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. Должна быть предусмотрена возможность их внедрения в практику. - Инновационные. Это проекты, содержащие организационное, техническое, экономическое и правовое обоснование механизма внедрения конечной инновационной деятельности. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения. - Конструкторские. Эти проекты предполагают в качестве результата иметь материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. - Инженерные. Эти проекты предполагают в качестве результата наличие изображения (модели) будущего устройства или сооружения (системы), представленного в схемах, чертежах, макетах, таблицах и описаниях, созданных на основе расчетов и сопоставления вариантов автором проекта. Каждый из инженерных проектов предполагает свои определенные модели, схемы, расчеты, специфику разных материалов и оборудования, и многое другое. Техническая (инженерная) составляющая проекта становится вровень с методологической. Инженерный проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных результатов на основе инженерного решения. 11 6. Этапы и сроки работы над проектом В процессе работы над проектом студент под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения. Этапы проектирования можно представить следующей схемой: Первый Этап - подготовительный: формулировка проблемы проекта (Проблема проекта.- Ответ на вопрос «Почему это важно для меня?».- Актуальность проблемы - мотивация); определение цели проекта (Цель проекта.- Ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?». Целеполагание); задачи проекта (Задачи проекта.- Ответ на вопрос «Что для этого я делаю?». Постановка задач); гипотеза (Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления); методы и способы работы над проектом (Методы и способы. - Ответ на вопрос «Как мы это можем делать?» - Выбор способов и методов, планирование); сроки выполнения работы и цели, которые предполагается достичь; план реализации проекта; сбор информации по обозначенной проблеме; обсуждение предполагаемых результатов (Результат.- Ответ на вопрос.- «Что получится?».- Ожидаемый результат). Второй Этап - работа по реализации проекта. На данном этапе проводятся консультации с руководителем проекта (координатором), который может при необходимости направить исследовательскую деятельность студентов в нужное русло. Данный этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения. На третьем Этапе обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги. Неотъемлемой частью является рефлексия (обращение назад), самоанализ и самооценка, как самого себя, так и соавтора проекта, а также анализ проекта другими студентами, т.е. анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта; учитываются ошибки, допущенные в ходе работы над проектом во избежание их повторения. Четвертый (заключительный) Этап - защита проекта и его презентация. На данном этапе проявляются творческие и интеллектуальные способности студентов, поскольку презентацию необходимо подготовить яркую, запоминающуюся, содержательную, с четкой логической последовательностью: оттачивается мастерство ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы. Для каждого из перечисленных этапов можно разработать технологическую карту, основанную на технологии развития Информационно-интеллектуальной компетенции (ТРИИК). Технологическая карта позволяет широко использовать практика-ориентированный метод проектов, направленный на интересы самих студентов. Применение технологической карты на основе ТРИИК определяет: выбор способа деятельности - индивидуальный или групповой; самоорганизацию в процессе проектирования - планирование этапов работы, разработку проекта, представление результатов проектирования и его обоснование. В определении сроков работы над проектом можно придерживаться следующего плана: l) Выбор темы (сентябрь-октябрь) 2) Планирование деятельности (ноябрь – декабрь). 3) Осуществление деятельности по решению проблемы (декабрь-февраль). Работа над проектом - исследование - Основные инструменты на этом этапе: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Анализ информации, формулирование выводов. 4) Оформление результатов (февраль - март). Написание работы и сдача на проверку руководителю. 1-, 5) Презентация результатов (апрель). Оформление окончательного варианта проекта в соответствие с предъявляемыми ему требованиями, составление презентации, доклада по нему на защиту. 6) Оценка результатов и процесса проектной деятельности - защита проекта (апрель-май). 7. Содержание и структура проекта Титульный лист Содержит: - наименование образовательной организации, где выполнена работа; - наименование (тема) проекта; - фамилию, имя и отчество автора; - фамилию, имя и отчество руководителя - координатора; - город и год. Содержание Включает: - паспорт проекта - введение, - наименование всех разделов и подра-1делов, - заключение, - глоссарий; - информационные источники (библиографический список), - приложения. От конца текста до номера страницы дается отточие. Паспорт проекта Содержит: - тему проекта; - учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект; - тип (вид) проекта; - область проектной деятельности; - назначение и обоснование проекта (аннотация проекта); - продукт проекта; - объект проекта; - предмет проекта; -специальность - автор проекта (фамилия, имя, отчество); - учебная группа; - Ф.И.О. руководителя - координатора проекта - юридический адрес образовательной организации, телефон, электронная почта, адрес сайта. Введение Во введение обосновывается актуальность выбранной темы работы, четко определяется цель и формируются конкретные основные задачи, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект, предмет исследования, формулируется гипотеза. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, в том числе экономико-математические методы, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страницы. Основная часть Основная часть работы включает 1 - 2 раздела, подразделяемые на подразделы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Объём основной части 8 - 10 страниц. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В ней излагается фактическое состояние изучаемой проблемы. Заключение В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости. Информационные источники Перечень информационных источников, использованных при написании проекта, состоит из библиографического списка и интернет-источников. Библиографический список должен содержать сведения об информационных источниках (литературных, электронных и др.), использованных при составлении работы. Оформление библиографического списка в конце работы. Библиографический список составляется способом, производится предусматривающим группировку библиографических источников на группы, например «Законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи» (в алфавитном порядке), «Intеrnеtисточники». В пределах группы «Законодательно-нормативные документы» источники располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются по мере возрастания даты их принятия. Источники на иностранном языке располагаются в конце списка. Источники в библиографическом списке нужно нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. На источники, приведенные в библиографическом списке, в тексте можно сделать ссылки. В ссылке указывается порядковый номер источника в библиографическом списке, заключенный в квадратные скобки. Если в одной ссылке необходимо указать несколько источников, то их номера указываются в одних скобках в порядке возрастания через запятую, например, [6, 11] или тире (интервал источников), например, [3-5]. Если в ссылке необходимо указать дополнительные сведения, то она оформляется следующим образом (3, с. 16] или (2, с. 76; 5, с. 145- 147] или [8, прил. 2]. Приложения В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть. В приложения могут быть включены: - результаты обзора литературных источников; - документы, использованные при выполнении работы; - таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов, графики, диаграммы; - инструкции, анкеты, тексты интервью, описания, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы; - иллюстрации вспомогательного характера (фотографии) и др. 14 Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху посередине страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и дается его обозначение. Записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, 3, й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ; например, ПРИЛОЖЕНИЕ А. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Продолжение приложения печатается на другой странице вверху справа с прописной буквы, например: «Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А». Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например - Рисунок АЗ, Таблица Д.2. Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. В содержании (оглавлении) проектной работы следует перечислить все приложения с указанием их букв и заголовков. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Нумерация страниц проектной работы и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Мультимедийная презентация Мультимедийная презентация проекта содержит основные положения и результаты проекта (исследовательской работы), может включать проекта авторские фото-, видео- и аудио-материалы. При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио- материалов обязательно указание автора. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 8. Требования к оформлению индивидуального проекта 8.1 Заполнение титульного листа. Титульный лист заполняется по форме, приведенной в Приложении А. 8.2 Оформление листа «Паспорт проекта» рассмотрено в Приложении Б. Паспорт проекта заполняется в соответствии с требованиями к его содержанию. В нём указываются: тема проекта; учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект; тип (вид) проекта; область проектной деятельности; назначение и обоснование проекта; продукт проекта; объект проекта; предмет проекта; автор проекта (фамилия, имя, отчество); специальность; учебная группа; ФИО руководителя - координатора проекта; юридический адрес образовательной организации, телефон, электронная почта, адрес сайта. 8.3 Оформление листа «Содержание». Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Заголовок «Содержание» записывают симметрично тексту для компьютерного текста размером 16. Текст листа «Содержание» записывают с нового абзаца, шрифтом - 14, делая отточие для указания страниц. Пример оформления «Содержание» в Приложении В 8.4 Нумерация страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют справа в нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. 8.5 Оформление листа «Введение». Введение является следующим листом после «Содержание». Введение не нумеруется и на подразделы не разбивается. Слово «Введение» записывают в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы, размер шрифта 16. Рекомендуется на введение отводить не более 1-2 страниц. Введен ие должно включать следующие вопросы: Актуальность исследования Цель работы Задачи работы Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Методы исследования Актуальность - это обоснование проблемы исследования с точки зрения её практической, научной и социальной значимости в настоящее время. Актуальность научного исследования (темы работы) в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается автор работы, или того научного вклада, который вносит он в разработку общей концепции. Актуальность исследования включает в себя описание проблемной ситуации, обусловленной потребностями практики. ► ► ► ► ► ► ► Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными: определение характеристики явлений, не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификации, типологии; создание модели, методики; адаптация технологий, т.е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем и т.п. Задачи - предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить основную часть работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., сформулировать... и т.п.). Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранную для изучения. Предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание в работе. Гипотеза представляет собой предположение, истинность которого не очевидна, поэтому всякая гипотеза нуждается в экспериментальной проверке, аргументированном доказательстве выдвигаемых предположений, о возможных путях решения поставленных задач и разрешения проблемы. Любая гипотеза должна рассматриваться как отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться т. е. должно быть противоречие. Методы исследования представляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи. 8.6 Текст индивидуалыюго npoeкma. Текст работы набирают шрифтом Times New Roшan. Размер шрифта 14. Заголовки 16 Междустрочный интервал - 1,5 (полуторный). Выравнивание текста на странице - по ширине. Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным. 17 9 Критерии оценки проектной деятельности (индивидуального проекта) Прежде всего, следует понимать, что при оценке индивидуального проекта оценивается деятельность студента и те изменения, которые с ним произошли, а не продукт! Эта парадигма заложена в требованиях ФГОС СОО к результатам выполнения индивидуального проекта. Поэтому критерии оценки (успешности) индивидуального проекта должны отражать: - степень сформированности навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - уровень способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - степень сформированности навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - уровень способности (умения) в постановке цели и формулировании гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Для оценивания проекта необходимо руководствоваться уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев. В проекте примерной ООП СОО предлагается 4 критерия оценки на двух уровнях: базовом (оценка «3 - удовлетворительно») и повышенном (оценка «4 - хорошо» или «5 отлично»). Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта. Критерии оценки индивидуального проекта содержатся в Приложениях Н, П, Р. В Приложении Д представлен возможный вариант отзыва на индивидуальный проект на основе критериальных значений. 1О. Защита проекта Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта. Защита индивидуального проекта осуществляется на заключительных занятиях учебной дисциплины с приглашением членов администрации. Защита индивидуального проекта оценивается по пятибалльной системе в соответствии со шкалой выставления баллов. (Приложение Н). Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного задания на проект, отзыва руководителя проекта, самого проекта и его продукта, презентации проекта студентом. Результаты работы обучающегося оцениваются согласно предложенным критериям (Приложение Н, П, Р). Рекомендации студенту по подготовке проекта и его защите содержатся в Приложении Е. В Приложении Ж дана примерная структура доклада студента на защите. Требования к оформлению мультимедийной презентации индивидуального проекта представлены в Приложении И. Примерная структура доклада на защиту индивидуального проекта представлена в Приложении Ж. На защиту студент представляет дневник-отчет, примерная структура которого содержится в Приложении Г. Все проекты проходят тестирование на плагиат. В случае заимствования чужого текста без указания ссылок на источник (плагиата) проект к защите не допускается. ПРИЛОЖЕНИЕ А САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕЧАТИ» ИНДИВИДУАЛЬНЫИ ПРОЕКТ на тему: «Использование облачных технологий» по дисциплине ОУД.09 Информатика Руководитель проекта Подпись фамилия, инициалы « » 20 г. Разработал студент группы Подпись фамилия, инициалы « » 20 r. Санкт-Петербург 2019 r. 20 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Паспорт проекта (образец). Тема проекта: Учебная дисциплина: Тип (вид проекта): Область проектной деятельности: Назначение и обоснование проекта: Продукт проекта: Объект проекта: Предмет проекта: Специальность: Автор проекта: студент Ф.И.О. _ Руководитель проекта: Ф.И.О преподавателя 21 ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание Паспорт проекта ..................................................................................................................2 Введение ............................................................................................................................... 3 Глава 1 ........................................................................................................................ 4 1.1 1.2 1.3 Глава 2 ......................................................................................................................... 7 2.1 2.2 2.3 Заключение ........................................................................................................................ 12 Глоссарий (словарь используемых понятий) ..............................................................13 Список использованных источников (библиографический список, интернетресурсы) ..............................................................................................................................14 Приложение.................................................................................................................. 15-17 Приложение А .....................................................................................................................15 Приложение Б ....................................................................................................................... 16 Приложение В................................................................................................................... 17 21 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Список использованных источников Оформление списка литературы по ГОСТ Оформление списка литературы дипломных, курсовых и других ВИДОВ проверочных работ регулируются ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Все источники нумеруются по порядку, начиная с 1. Разные типы источников (книги, научные статьи) разделяются на заголовки, после которых исчисление продолжается. Самым популярным источником в списке литературы являются книги. При оформлении книг в списке литературы необходимо указать следующие данные, в строгой последовательности: ► ► ► ► ► ► ► фамилия основного автора и инициалы полное название книги: тип книги или научной работы полный список авторов и соавторов (фамилия инициалы) редакция: издательство количество страниц Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой: ► ► ► ► ► ► ► международные законодательные акты - по хронологии; Конституция РФ; кодексы - по алфавиту; законы РФ - по хронологии; указы Президента РФ - по хронологии; акты Правительства РФ - по хронологии; акты министерств и ведомств в последовательности - приказы, постановления, положения, инструкции министерства - по алфавиту, акты- по хронологии. Образец оформления списка литературы 1.На книгу: 1. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. -М.: Университетская книга, 2004. -770 с. 2. На статью из журнала: 2. Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия// Проблемы управления. -2003. -№ 3. -С. 39-48. 3. Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. -Р. 509-516. 1978. -Vol. С-27, N 6. 3. На статью из сборника: 4. Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования// Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. - Барнаул, 2002. - С. 80 - 111. 4. На доклад из сборника трудов конференции: 5. Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций// Тр. междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO'2000 / Ин-т пробл. упр. -М., 2000. -С. 5-9. 6. Hu В., Mann G., Gosine R. How to evaluate f1.1zzy PID controllers without 1.1sing process information // Proc. of the 14-th World Congress JFAC. Beijing, 1999. 7. Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов// Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар. конф. -М., 2001. -С.150-155 5.На автореферат диссертаци: 8. Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф... дис. канд. техн. наук. -Липецк: ЛГТУ, 2002. -20 с. или Автореф. дис... д-ра экон. наук. 6. На книгу под редакцией: Справочник по теории автоматического управления/ Под ред. А.А. Красовского. -М.: Наука, 1987. -712 с. 7. На авторские свидетельства и патенты: 'JLI. А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей /В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин //Бюл.-1981.-№ 12.-С.136. Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. - 2001. - № 1.- С. 96. Пат. 4050242 США. Multiple bypass- duct turbofan and method of operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77. 8. Если четыре автора: а) на книгу Общая теория систем/ А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров, К.А. Козлов. -СПб.: Научная мысль, 2005. - 480. 6) на статью Специальная теория систем/ А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин, З.Я. Залкющ // Проблемы науки и техники. -2005.-Т. 1, № 3. - С. 31 -42. 9. Если авторов более четырех: а) на книгу Методология общей теории систем/ А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров и др. -СПб.: Научная мысль, 2005. - 480 с. 6) на статью Методологические аспекты теории систем/ А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин и др.// Проблемы науки и техники. -2005. -Т. 2,№5.-С. 61 - 69. 10. По статьям в газетах: Фамилия и инициалы автора. Заглавие стат1,и. - Название газеты.Год. Число и месяц. Пример: Перемытлов В., Худаев В. Новые критерии оценки труда. - Гудок. 1998. 31 октября. 11. Законодательные материалы: Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Приор, 2001. - 32 с. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст]: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]: офиц. текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 r. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Маркетинг, 2001. - 159 с. 12. Стандарты: Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]: ГОСТ Р 517721 - 2001. - Введ. 2002-01 -01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - IV, 27 с.: ил. 13. Нормативные акты: государственном языке Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 1 июня 2005r. No 53-ФЗ //Рос.газета. - 2005. - 7 июня. - С. 10. государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 31 мая 2001 г. № 73-83 // Ведомости Федер. Собр. Рос. Федерации. 2001.-№ 17.-Ст.940.-С.11-28. 14. Библиографическое описание документа из Internet: Бычкова, Л.С. Конструктивизм/ Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». (http//www.philosophy.ru/edu/refi'enc/k.htm 1). 15. Сводные библиографические записи электронных ресурсов, состоящие из нескольких отдельных частей (выпусков): Большая автомобильная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: Xelana Media Group, 1998.-Систем. требования: Pentium 90 МГц; RАМ 8 Мб; Windows 95; SVGA Higb Color; CD-drive 8х. - Загл. с контейнера. Ч. 1: Элитные автомобили мира. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ©гос.регистрации 0329800025, 3000 экз. Ч. 2: Рожденные побеждать. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (2 с.). - © гос. регистрации 0329800026, 3000 экз. Ч. 3: Суперкары и прототипы. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (2 с.). - ©гос.регистрации 0329800027, 3000 экз. 16. Примеры библиографических записей – Электронных ресурсов: - Цветков Виктор Яковлевич. Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей/ В.Я. Цветков. - Электрон. дан. и прогр. - М.: МИИГАиК, 1999. - 1 дискета. - Систем. требования: IВМРС, Windows 95, Word 6.0. - Загл. с экрана. - © гос. регистрации 0329900020. - Российская академия наук. Отделение геологии, геофизики, геохимии и горных наук. Вестник ОГГГГН РАН [Электронный ресурс]/ Объед. ин-т физики Земли им. О.Ю. Шмидта Рос. Акад. наук. - Электрон. журн. - М.: ОГГГПI РАН, 1997. 4 дискеты. - Систем. требования: от 386 ; Windows ;lntemet-бpayзep кл. Netscape Navigator 3.0 и выше. - Загл. с экрана. - Периодичность выхода 4 раза в год. 17. Ресурсы удаленного доступа: - Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./ Моск. физ.-техн. ин-т. - Электрон. журн. - Долгопрудный: МФТИ, 1998- . Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.гssi.ru. Доступен также на дискетах. Систем. требования для дискет: IBMPC; Windows З.хх/95; Netscape Navigator или Internet Explorer; Acrobat Reader 3.0.- Загл. с экрана. - ©гос.регистрации 0329900013. - Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]/ Центр ин-форм. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; WеЬ-мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан:. - М.: Рос. гос. 6-ка, 1997-. - Режим доступа: http://www.i-sl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. 27 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отзыв преподавателя на индивидуальный проект ОТЗЫВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ на индивидуальный проект по теме «Написать тему проекта» Студента ФИО полностью. Группы Написать номер группы, первый курс Руководитель проекта: ФИО полностью преподаватель Написать наименование учебной дисциплины № п/п 1. 2. 3. Качественные характеристики и оценка индивидуального проекта Оценка Параметры и критерии оценки Обоснование актуальности тематики работы Соответствие содержания работы теме проекта Полнота, корректность и соответствие понятийного аппарата теме исследования Ясность, логичность и научность изложения содержания 4. 5. Умение студента работать с источниками информации Уровень и корректности, использования методов 6. исследования 7. Качество оформления проекта 8. Качество выполнения проектного продукта Практическая значимость и ценность проектного 9. продукта 10. Анализ результатов и вьmоды по проекту Уровень теоретической и практической подготовки 11 студента 12. Степень самостоятельности при выполнении проекта 13 Уровень развития общих комnетенций Всего баллов Итоговая оценка проекта 5 4 3 2 * Критерии оценки: Отлично «5» - высокий уровень разработанности параметра оценки; Хорошо-«4» - достаточно высокий уровень, есть незначительные недочеты; Удовлетворительно-«3» - средний уровень разработанности параметра, есть значимые недочеты; Неудовлетворительно-«2» - низкий уровень разработанности, серьезные и «грубые» недочеты, либо отсутствие данного параметра оценки; * - не оценивается (трудно оценить). Итоговая оценка проекта определяется как среднее арифметическое Отмеченные достоинства личностных характеристик студента Написать достоинства типа: «самостоятельность», «ответственность», «умение организовать свой труд» и т.д. ')Q Замечания Написать замечания и недостатки Рекомендации Написать рекомендации для личностного развития студента Заключение Задание на индивидуальный проект выполнено полностью в основном не полностью. Подготовка студента в области проектной деятельности соответствует в основном соответствует не соответствует требованиям ФГОС СОО. Автор проекта заслуживает отличной хорошей удовлетворительной оценки. Дата ФИО руководителя полностью (подпись руководителя проекта) 29 ПРИЛОЖЕНИЕ Е РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА И ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАЩИТУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Доклад составляется по итогам проделанной работы и должен содержать грамотное, краткое и четкое изложение индивидуального проекта. Средняя продолжительность доклада должна быть 5 - 6 минут. Основой доклада является текстовая и (или) графическая часть проекта. Итогом защиты проекта должен быть вывод об актуальности, необходимости и значимости выбранной тематики. Электронная презентация - это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории. Целью тобой презентации является визуальное представление работы, максимально удобное для восприятия. На слайдах представляют оригинальные (собственные) фотографии, рисунки, схемы, чертежи, формулы, графики, таблицы. Не представляют текст в виде простого текстового изложения и ограниченно (только как справочный) используют материал, заимствованный из литературы. Задачи, решаемые при подготовке к презентации: включить всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений; обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы. Презентационный доклад должен быть полностью подчинен достижению определенных целей и задач. Планируя доклад, нужно учитывать, что человеческая память имеет особенности: обычно слушатели запоминают из доклада от четырех до шести позиций. Поэтому оптимальным решением является, если основные идеи занимают 80-85% всей презентации. В противном случае аудитория вместо основных идей может запомнить второстепенные. Исходя из количества наиболее запоминающихся позиций, следует весьма тщательно выбирать те ключевые идеи, на которых будет строиться доклад. Еще одна особенность человеческой памяти заключается в том, что человек запоминает: > 20% того, что слышит; > 30% того, что видит; > 50% того, что слышит и видит; > 70% того, что слышит, видит и о чем говорит; > 90% того, что слышит, видит, о чем говорит и что делает. Следовательно, чтобы презентационный доклад был успешен, недостаточно просто изложить нужные мысли, требуется, чтобы аудиальное изложение подкреплялось визуальной информацией (слайдами) - т.о. будет достигнуто запоминание 50% изложенной в докладе информации. Кроме того, при наличии обратной связи с аудиторией (подобную связь могут обеспечить вопросы, задаваемые слушателями) достигается запоминание уже 70% изложенной информации. При наличии интерактивных упражнений, заданий - запоминание 90% изложенной информации. Первое, что требуется от студента - владение темой доклада. Причем таким образом, чтобы докладчик мог ответить практически на любой вопрос аудитории. Иначе, как можно ожидать от аудитории, что они воспримут предлагаемую им идею, если сам презентатор не вполне уверенно знает, что же именно он предлагает аудитории. Чтобы овладеть темой, нужно научиться собирать информацию. Источники информации, которые можно и нужно использовать при подготовке доклада, следующие: библиотека; статьи в тематических изданиях; Интернет; справочники. Кроме вышеуказанных источников, тобой докладчик может обратиться к своей фантазии и отыскать еще несколько источников информации - это только к лучшему, потому что информация лишней не бывает. СОВЕТ. Материалов для презентации нужно набирать куда как больше, чем используется при ее создании. Во-первых, в начале создания презентации не до конца и не точно известно, какие из материалов могут понадобиться обязательно, а какие дополнительно. Во-вторых, "лишние" материалы, не использовавшиеся при создании презентации, могут пригодиться при ответе на вопросы аудитории. В-третьих, если понадобится создавать еще одну презентацию на подобную же тему, либо презентацию того же товара (продукта, услуги, идеи), но для другой аудитории, то запасные материалы помогут оперативно провести необходимую работу. Тем более, что очень часто хорошие проекты рекомендуются для участия во Всероссийских конкурсах. Рекомендации к оформлению слайдов для электронной презентации проекта: - число слайдов должно быть не менее 10. Каждый слайд должен содержать информацию, которая бы при просмотре на экране проектора легко читалась, то есть размер шрифта и объем информации должны быть оптимальными; - рекомендуется оформлять электронную презентацию в Microsoft Power Point, хотя допустим также вывод документов Word и Excel, но последние могут быть плохо видны на большом экране; - необходимо стремиться к использованию по возможности наиболее контрастных сочетаний цветов текста/ линий и фона. По возможности использовать полужирное начертание шрифта. Не рекомендуется использовать темный фон для черного текста, он при этом становится неразличимым; - в оформлении элементов диаграмм использовать наиболее контрастные линии и заливку; нежелательно применение разных цветов с небольшим различием в оттенке - они будут плохо различимы на экране; - использовать размер шрифта не менее 14, желательно 16. Наиболее подходящий тип шрифта -Arial; - если используется анимация, то лучше применять по возможности быстрый темп вывода, т.к. медленное развертывание информации сильно утомляет аудиторию. Необходимо помнить, что презентация это предельно краткое изложение представляемого на защиту материала. Не надо выводить огромные таблицы с десятками строк - они будут выглядеть очень мелко. Компактная таблица в несколько (максимум десяток) строк и колонок - разумный предел для вывода на одной странице. В связи с этим необходимо стремиться к укрупнению и обобщению выводимых данных, например, вместо данных по долям - просуммировать (или усреднить) по месяцам, кварталам, годам и т. д. Презентация начинается с первого слайда, содержащего: наименование образовательного учреждения; название индивидуального проекта; имена: разработчика, руководителя проекта; город и год защиты. Все слайды должны быть пронумерованы, номера слайдов должны легко читаться. На каждом слайде должно быть заглавие, расположенное сверху. Заглавие должно быть кратким и лаконичным, оптимально 5... 7 слов. Оно обычно выделяется более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Весь материал должен быть расшифрован в краткой форме. Неправильно будет представить одну фотографию или один график на одном слайде, оптимально - 4 фотографии (графика) на слайд. Другое дело, если график очень сложный, представлен множеством кривых или составлен из нескольких зависимостей, тогда допускается один график на один слайд. Перечень слайдов зависит от вида проекта и должен отражать классическую последовательность построения работы. Второй слайд должен быть посвящен демонстрации актуальности работы. На нем иллюстрируется проблема, например, проектирование объекта, последствия аварий, дефектное или поврежденное состояние объекта, характеристики негативных процессов и т. п. Далее следует третий слайд, на котором излагаются цель и задачи проекта. Структурная или функциональная схема объекта, являющегося предметом рассмотрения: 1...2 слайда, может располагаться на четвертом слайде. 31 Затем следует принципиальная схема объекта или его части, рассчитанной в проекте: 1...2слайда. После схем можно разместить основные, рассчитанные теоретически и, по возможности, экспериментально измеренные технические характеристики рассмотренных устройств или блоков. Затем следуют технико-экономические показатели спроектированного объекта и его прототипов (аналогов) и мероприятия по обеспечению безопасности и экологичности: 2... 3 слайда. В заключении следует слайд с выводами. Финальный слайд - «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ». Советы при планировании выступления. Планируя выступление, следует: - учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления; - заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей); - выписать ключевые слова; попытаться не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей; - распланировать использование средств наглядности - эти средства должны сопровождать выступление, подчеркивая ключевые моменты, и помочь слушателям представить то, о чем ты говоришь; - в первых же словах выступления дать слушателям понять, о чем пойдет речь дальше; - в заключение выступления еще раз подчеркнуть главные мысли, которые в нем изложены; проверить готовность оборудования; - продумать свой внешний вид; - думать об успехе. Использование средств наглядности. Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы: - привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес; - усилить смысл и значение твоих слов; - продемонстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики, диаграммы и т.п.). Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы: произвести впечатление; заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией; перегрузить выступление большим объемом информации; продемонстрировать простые идеи, которые легко можно изложить словами Как справиться с волнением. Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику. Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.). Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь что ты - это он, копируй его поведение. Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо. Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения. Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе - несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние. Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом). Старайся установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь. В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы - это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!