РП ОД Химия (базовый уровень) вариант 1 (72 ч.)

Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальности
40.02.04«Юриспруденция»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
«Химия»
для профессиональных образовательных организаций
заочная форма обучения
базовая подготовка
Укрупненная группа: 40.00.00 Юриспруденция
Специальность: 40.02.04 Юриспруденция

базовый уровень (вариант1)
объем: 72 ч.
рекомендовано: для УГПС 05.00.00, 07.00.00, 08.00.00,
09.00.00, 10.00.00, 11.00.00, 12.00.00, 13.00.00, 14.00.00,
15.00.00, 23.00.00, 24.00.00, 25.00.00, 26.00.00, 27.00.00,
38.00.00, 39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 44.00.00, 46.00.00,
49.00.00, 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00, 55.00.00

ВЕРХНЯЯ САЛДА
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рассмотренной
и утвержденной ФГОУ ДПО ИРПО для базового уровня, рекомендованной для УГПС
05.00.00, 07.00.00, 08.00.00,
09.00.00, 10.00.00, 11.00.00, 12.00.00, 13.00.00, 14.00.00,
15.00.00, 23.00.00, 24.00.00, 25.00.00, 26.00.00, 27.00.00,
38.00.00, 39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 44.00.00, 46.00.00,
49.00.00, 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00, 55.00.00
Организация-разработчик: ЧПОУ Социально-технологический техникум.
Разработчики:
Тихонова Л.В. - преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_22__» ___05_ 2023 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Химия» .............................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» ................. 11
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .................... 21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины .... 22

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий:
05.00.00, 07.00.00, 08.00.00, 09.00.00, 10.00.00, 11.00.00, 12.00.00, 13.00.00,
14.00.00, 15.00.00, 23.00.00, 24.00.00, 25.00.00, 26.00.00, 27.00.00, 38.00.00,
39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 44.00.00, 46.00.00, 49.00.00, 50.00.00, 51.00.00,
52.00.00, 55.00.00.
Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа, из
которых 64 часа - базовый модуль (6 разделов) и 8 часов - прикладной модуль (1
раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной
профессии или специальности.
Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и
производственной
деятельности
человека»
реализуется
для
всех
профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической
безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности,
по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная
организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных
результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с
другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов
учебного плана.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей
естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и
производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать
результаты химических экспериментов,

4

3)

сформировать
навыки
проведения
простейших
химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и
технологий для развития социальной и производственной сфер.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе
ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
1

Общие

Дисциплинарные2

ок 01.

В части трудового воспитания:
- владеть системой химических знаний, которая включает:
- готовность к труду, осознание ценности основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
Выбирать
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,
мастерства, трудолюбие;
способы
решения задач готовность
к
активной
деятельности валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
профессиональ технологической и социальной направленности, связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный
скелет,
ной
способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд,
деятельности
самостоятельно выполнять такую деятельность; гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
применительно - интерес к различным сферам профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер,
к различным
деятельности,
полимер, структурное
звено,
высокомолекулярные соединения,
контекстам
Овладение
универсальными
учебными кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительнопознавательными действиями:
восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена),
а) базовые логические действия:
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
актуализировать проблему, рассматривать ее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических
всесторонне;
веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
- устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
основания для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической
параметры и критерии их достижения;
деятельности человека;
- выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
рассматриваемых явлениях;
применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины
1

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять
соответствие результатов целям, оценивать риски взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других
последствий деятельности;
естественнонаучных предметов;
- развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол,
- владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ,
проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других),
составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и
решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химических реакций;
своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
критерии решения;
органических веществ к определенным классам и группам соединений,
- анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды
задачи результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная),
достоверность, прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические
новых условиях;
реакции;
- уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей
практическую области жизнедеятельности;
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
- уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
предметных областей;
функциональной грамотности, необходимой для решения практических
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
подходы и решения;
природной среде;
- способность их использования в
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
познавательной и социальной практике
химических реакций с использованием физических величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ок 02.

Использовать
современные

В области ценности научного познания:
- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения
сформированность
мировоззрения, органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
соответствующего
современному
уровню свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
7

средства
поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационн
ые технологии
для
выполнения
задач
профессиональ
ной
деятельности

развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверност
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;

денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при
обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и химических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических
реакций
с
использованием физических
величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

8

- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;

ок 04.

- готовность к саморазвитию, самостоятельности - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения
Эффективно
и самоопределению;
органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
взаимодейство -овладение навыками учебно-исследовательской, свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
вать и работать проектной и социальной деятельности;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
в коллективе и Овладение универсальными коммуникативными реакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
команде
действиями:
качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион
6) совместная деятельность:
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
- понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при
командной и индивидуальной работы;
обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять
- принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
организовывать и координировать действия по ее соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
достижению:
составлять план
действий, результатов
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

9

ок 07.

В области экологического воспитания:
Содействовать - сформированность экологической культуры,
сохранению
понимание влияния социально-экономических
окружающей
процессов на состояние природной и социальной
среды,
среды, осознание глобального характера
ресурсосбереж экологических проблем;
ению,
- планирование и осуществление действий в
применять
окружающей среде на основе знания целей
знания об
устойчивого развития человечества;
изменении
активное неприятие действий, приносящих вред
климата,
окружающей среде;
принципы
умение прогнозировать неблагоприятные
бережливого
экологические последствия предпринимаемых
производства, действий, предотвращать их;
эффективно
- расширение опыта деятельности экологической
действовать в
направленности;
чрезвычайных - овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
ситуациях

сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной
допустимой концентрации

mr...

3

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности

10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

64

вт. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

6

вт. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (зачет)

2

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Подготовка практикоориентированных работ проектного
Характера
домашняя работа (домашняя контрольная работа)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

72(8л+4П+60с)
12 (8л4п )
4
60
-

11

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное},
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

1

2

Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества
Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи

Основное содержание
Теоретическое обучение
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные
электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования
Практические занятия
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других
неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением Периодической системы.

Тема 1.2.
Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

Объем часов

Формируемые
компетенции

3

4

64
6(1л1п4с

4

ок 01

2(1л1с

2

2(1п1с

2

Основное содержание

2с

Практические занятия

2с

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического

2

ок 01
ок 02

12

элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического
закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
элементов «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Основное содержание

4(1л3с

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окислениявосстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия
Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы
сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества
Тема 2.2.
Электролитическа
я диссоциация и
ионный обмен

10(1л9с

Основное содержание

ок 01

2с

2

4с

Теоретическое обучение

2

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2

ок 01
ок 04

13

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа "Типы химических реакций".
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.
Задания на составление ионных реакций

2

Контрольная
работа 1

Строение вещества и химические реакции

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Основное содержание

4(1л3с

ок 01

Теоретическое обучение

2(1л1с

пк...

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической
активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ
Практические занятия
Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или
составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или
тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ,
определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

2с
16(2л1п13с

ок 02

2

2с

2

14

Тема 3.2. Физико- Основное содержание
8(1л7с
химические
Теоретическое обучение
6(1л5с
свойства
неорганических
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
веществ
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
2
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов
IV- VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов

2

Практические занятия

2с

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических
кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности
человека

2

Основное содержание

2(1п1с

Лабораторные занятия

2(1п1с

Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспери ментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы,
на катион аммония

ок 01
ок 02

пк...

ок 01
ок 02
ок 04

2

15

Контрольная
работа 2

Свойства неорганических веществ

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Основное содержание

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

2с
24(2л1п21с

4(1л3с

Теоретическое обучение

2

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и
значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)

2

Практические занятия

2с

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в%)

2

Основное содержание
Теоретическое обучение
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):

12(1л1п10
с

6(1л1п4с

ок 01
пк...

ок 01
ок 02
ок 04
пк...

16

- предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применение алканов;
- непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена
как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов

2

- кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и
кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение
формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойства мыла

2

- азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения
(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация
этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений

2

Практические занятия

4(1п3с

Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные
(алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты
и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на
составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их
состава и строения

2

Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений
отдельных классов

2

Лабораторная работа
Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на
примере этана, этилена, ацетилена и др.

2с

2
17

Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека

Основное содержание

6с

Теоретическое обучение

4

Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов
- источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль
органической химии в решении проблем пищевой безопасности

2

Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины,
создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии).
Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимой концентрации

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов"
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных
качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение
аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции,
позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества

2

Контрольная
работа 3

Структура и свойства органических веществ

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Основное содержание

ок 01
ок 02
ок 04
пк...

2с
4(1л3с

ок 01

ок 02
4(1л3с

пк...

18

Теоретическое обучение

2

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые
эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье

2

Практические занятия
Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия
Раздел 6.

Растворы

Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Основное содержание
Теоретическое обучение

2

ок 01
ок 02

пк...

2

4(1л1п2с

2
2(1л1с

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой
концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и
производственной деятельности человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2(1п1с

ок 01
ок 02
ок 07

пк...

ок 01
ок 02
19

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Тема 6.2.
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практика-ориентированными
Исследование
свойств растворов вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

ок 04
пк...

6с

ок 01

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

Химия в быту и
Основное содержание
производственной
деятельности
Теоретическое обучение
человека
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет)

6
2

ок 02

ок 04
ок 07
пк...

2

Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные
материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные
волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества,
бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего

72

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для
реализации
программы
дисциплины
должны
быть
предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет
химии и/или учебной химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):
наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических
решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции
полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева,
учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
мензурки,
пипетки-капельницы,
термометры,
микроскоп,
лупы,
предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций,
фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые
пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для
пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные
цилиндрические {50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки,
пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла,
электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички,
прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой),
держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные
лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные
щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10-20 мл) и мерные
колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные
палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные
полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала;
универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и
10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100-150 мл,
лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др.
лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для
реализации
программы
библиотечный
фонд
образовательной организации должен иметь печатные и/или
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
и
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не
старше 5 лет с момента издания.

Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины

Основные печатные издания

1. Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков,
В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2022. — 291 с.
2. Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А.
Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164
с.
3. Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507
с.
4. Химия: учебник для среднего профессионального образования /
Ю. А. Лебедев, Г. Н. Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей
редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
Дополнительные источники

1.

Химия. 10 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В.

Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под
ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 446, [2] c.: ил.
2.

Химия. 11 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В.

Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В.
Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 478, [2] c.: ил.
3.

Химия.

Углубленный

уровень.

10—11

классы:

рабочая

программа к линии УМК В.В. Лунина: учебно-методическое пособие
/ В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов. — М.:
Дрофа, 2017. — 324, [1] с.
4.

Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е.

Кузьменко, В.И. Теренина, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный
уровень». 10 класс / В. В.
Еремина,

В.

И.

Еремин,

А.А.

Дроздов,

И.В.

Махонина, О. Ю. Симонова, Э.Ю. Керимов. —

М.: Дрофа, 2018. — 339 с. : ил.

5.

Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е.

Кузьменко, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 11
класс / В. В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Н.В. Волкова, Н.В.
Фирстова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 423 с. : ил.
6.

Гусева, Е. В. Химия для СПО: учебно-методическое пособие /

Е. В. Гусева, М. Р. Зиганшина, Д. И. Куликова. — Казань: КНИТУ, 2019.
— 168 с. — ISBN 978-5-7882-2792-4. — Текст: электронный // Лань :
электронно-

библиотечная

система.

—

URL:

https://e.lanbook.com/book/196096 (дата обращения: 14.10.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.

Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении: учебное

пособие для спо / Н. Ю. Черникова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2022. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-9500-9. — Текст:
электронный // Лань: электронно- библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/195532 (дата обращения: 14.10.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.

Шевницына, Л. В. Химия: учебное пособие / Л. В. Шевницына,

А. И. Апарнев. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 92 с. — ISBN 978-57782-3345-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118505 (дата обращения:
14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9.

Блинов, Л. Н. Химия: учебник для СПО / Л. Н. Блинов, И. Л.

Перфилова, Т. В. Соколова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург:
Лань, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-8114-7904-7. — Текст: электронный
//

Лань:

электронно-

библиотечная

система.

—

URL:

https://e.lanbook.com/book/167183 (дата обращения: 14.10.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Габриелян,

О.

С.,

Лысова,

Г.

Г.

Химия:

книга

для

преподавателя: учеб.- метод. пособие. — М. Академия, 2012. - 332 с.
11. Черникова Н. Ю., Мещерякова Е. В. Решаем задачи по химии
самостоятельно: учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова —
Санкт- Петербург: Лань, 2022. — 328 с.

12. Резников В. А. Сборник упражнений и задач по органической
химии: учебное пособие / В.А. Резников — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 226 с.
13. Капустина А. А., Хальченко И. Г., Либанов В. В. Общая и
неорганическая химия. Практикум / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко,
В.В. Либанов — Санкт- Петербург: Лань, 2020. — 152 с.
14. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений
/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2016.- 256 с.
15. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей
технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. — 4-е изд., стер. —
М. : Издательский центр
«Академия», 2017. — 272 с.
Интернет-ресурсы

1.

hvsh.ru – Журнал «Химия в школе».

2.

https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на

сайте Постнаука. http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/)
Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия,
математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги,
научно-популярные статьи, лекции, энциклопедии.

3. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с
2011 г. — раздел «Химия».

4. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г.

5. http://gotourl.ru/4786 (http://www.chemnet.ru/rus/elibrary/)
Открытая электронная библиотека химического портала «Chemnet», содержит
учебные и информационные материалы для школьников и учителей. В ней можно
найти учебники по общей и неорганической химии, органической химии,

мультимедиаматериалы, а также задачи химических олимпиад с решениями,
задачи вступительных экзаменов для абитуриентов.

6. http://gotourl.ru/4787 (http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/)
Информационные
Всероссийской,

материалы

об

Менделеевской,

олимпиадах:

Московской

Международной.

городской,

Приведены

задачи

теоретических и экспериментальных туров, подробные решения, списки и
фотографии победителей.

7. http://gotourl.ru/7179 (http://chem.dist.mosolymp.ru/)
Система дистанционного обучения, направленная в первую очередь на
подготовку к олимпиадам всех уровней — от школьных до Международной. Сайт
содержит огромное количество задач, сгруппированных как по темам, так и по
олимпиадам. По всем основным разделам химии приведён теоретический
материал и разобраны решения типовых задач.

8. http://gotourl.ru/4789 (http://www.nanometer.ru/)
Портал по нанотехнологиям. Основная цель — развитие образования в области
нанотехнологий и подготовка к интернет-олимпиаде по нанотехнологиям.

9. http://gotourl.ru/4790 (http://webelements.com/)
Надёжная справочная информация о химических элементах и их свойствах (на
английском языке).

10.

http://gotourl.ru/4792 (http://periodictable.ru/)

Русскоязычный сайт о свойствах химических элементов.

11.

http://gotourl.ru/7180 (https://www.lektorium.tv)

Некоммерческий сайт онлайн-образования, содержит много интересных
образовательных курсов и видеолекций для школьников, студентов и учителей.
Есть несколько курсов по химии.

12.
Сайт

http://gotourl.ru/4800 (https://www.cas.org/)

Chemical Abstract Service — самый авторитетный в мире химии

информационный интернет-ресурс (сайт платный).

13.

http://www.organic-chemistry.org/

Портал по органической химии на английском языке.

14.

http://www.xumuk.ru

Сайт о химии: классические учебники, справочники, энциклопедии, поиск
органических и неорганических реакций, составление уравнений реакций.

15.

http://orgchemlab.com/

Сайт, посвящённый практической работе в лаборатории

27

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

дисциплины

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать,
понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой
комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и
сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и
ФГОС СПО.
№

I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

1.1

ок 01

1.2

ок 01
ок 02

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать базовые
понятия и законы химии

Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со степенью
окисления химических
элементов, исходя из
валентности и
электроотрицательности

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов

1. Тест «Строение атомов
химических элементов и природа
химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре международного
союза теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических формул
двухатомных соединений
( ОКСИДОВ, сульфидов, гидридов и
т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов
1. Тест «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону химических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
28

№

ОК/ПК

2

2.1

Модуль/Раздел/Тема

Раздел 2. Химические
реакции

ок 01
ок 04

Типы химических
реакций

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Д.И. Менделеева

положением в периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов химических
элементов и периодическим
изменением свойств химических
элементов и их соединений в
соответствии с положением
Периодической системе.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию химических
элементов: «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону химических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
положением в периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева»

Характеризовать типы
химических реакций

Контрольная работа
«Строение вещества и
химические реакции»

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление
уравнений реакций:
- соединения, замещения,
разложения, обмена;
- окислительновосстановительных реакций с
использованием метода
электронного баланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объёма
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму
одного из участвующих в
реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции,
если одно из веществ имеет
29

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий
примеси

2.2

Электролитическая
диссоциация и ионный
обмен

Составлять уравнения
химических реакции
ионного обмена с
участием неорганических
веществ

3

Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства
«Свойства неорганических
неорганических веществ веществ»

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические вещества
в соответствии с их
строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществ исходя из их химической
формулы или составление
химической формулы исходя из
названия вещества по
международной или тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчет массовой
доли (массы) химического
элемента (соединения) в
молекуле (смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуре и
химическим формулам
неорганических веществ
различных классов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида химической
связи и типа кристаллической
решетки

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической решетки

1. Тест «Особенности химических

3.1

ок 01
пк..

3.2

ок 01
ок 02

пк...

1. Задания на составление
молекулярных и ионных реакций
с участием кислот, оснований и
солей, установление изменения
кислотности среды
2. Лабораторная работа "Типы
химических реакций"

СВОЙСТВ ОКСИДОВ, КИСЛОТ,

оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравнений химических реакций с
участием простых и сложных
30

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий
неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов;
неорганических кислот,
оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических
солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

3.3

ок 01
ок 02

ок 04

Исследовать
качественные реакции
неорганических веществ

Раздел 4. Строение и Исследовать строение и
свойства органических свойства органических
веществ
веществ

4

4.1

Идентификация
неорганических
веществ

ок 01
пк...

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

1. Практика-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация неорганических
веществ"
Контрольная работа
«Строение и свойства
органических веществ»
1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной или
международной систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ отдельных
классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы, исходя
из элементного состава (в%)

31

№
4.2

ОК/ПК

ок 01

ок 02

ок 04
пк...

4.3

ок 01

ок 02

ок 04
пк...

5

5

ок 01

ок 02

пк...

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Свойства органических
соединений

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление
уравнений химических реакций с
участием органических веществ
на основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические
свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи органических
веществ разных классов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций с участием
органических веществ.
4. Лабораторная работа
"Превращения органических
веществ при нагревании"

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических соединений
отдельных классов

1. Практико-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация органических
соединений отдельных классов"

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на равновесие
и скорость химических
реакций

Скорость химических
реакций.Химическое
равновесие

Характеризовать влияние
концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать влияние
изменения концентрации
веществ, реакции среды и

Практика-ориентированные
теоретические задания на анализ
факторов, влияющих на
изменение скорости химической
реакции. Практикаориентированные задания на
применение принципа ЛеШателье для нахождения
32

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

температуры на смещение направления смещения
химического равновесия равновесия химической реакции
и анализ факторов, влияющих на
смещение химического
равновесия

б

6.1

Раздел 6. Растворы

ок 01

ок 02

Понятие о растворах

Различать истинные
растворы

1. Задачи на приготовление
растворов.
2. Практика-ориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной деятельности
человека

Исследование свойств
растворов

Исследовать физикохимические свойства
истинных растворов

Лабораторная работа
"Приготовление растворов"

пк ...

6.2

11

ок 01
ок 04
пк ...

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

ок 01
ок 02
ок 04
ок 07
пк ...

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности человека

Оценивать последствия Защита кейса ( с учетом будущей
профессиональной
бытовой и
деятельности)
производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Химия в быту и
производственной
деятельности человека

Оценивать последствия
бытовой и
производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климата и
высвобождение газовых
гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для авиа-,
машина- и приборостроения.
3. Новые материалы для
солнечных батарей.
4. Лекарства на основе
растительных препаратов

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».