РП ОД Физика (базовый уровень) вариант 1 (108 ч.)

Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальности
40.02.04«Юриспруденция»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
«Физика»
для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень (вариант 1)
объем: 108 ч.
рекомендовано: для УГПС 19.00.00, 29.00.00 (кроме
29.02.09), 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00,
36.00.00, 38.00.00, 39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 43.00.00,
44.00.00, 46.00.00, 49.00.00, 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00,
53.00.00, 54.00.00, 55.00.00 (кроме 55.02.01), 57.00.00

ВЕРХНЯЯ САЛДА
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций,
рассмотренной и утвержденной ФГОУ ДПО ИРПО для базового уровня, рекомендованной для УГПС
19.00.00, 29.00.00 (кроме
29.02.09), 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00,
36.00.00, 38.00.00, 39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 43.00.00,
44.00.00, 46.00.00, 49.00.00, 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00,
53.00.00, 54.00.00, 55.00.00 (кроме 55.02.01), 57.00.00

Организация-разработчик: ЧПОУ Социально-технологический техникум.
Разработчики:
Тихонова Л.В. - преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_22__» ___05_ 2023 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины .............................. 14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ................. 20
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 23

3

1. Общая
характеристика
общеобразовательной дисциплины

рабочей

программы

1.1. Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по
40.02.04 Юриспруденция
( профессии/специальности)

реализуемой на базе основного общего образования.
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего
образования. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводятся
три зачетные единицы.

В
зависимости
от
профессиональной
направленности
получаемой
профессии/специальности
среднего
профессионального
образования
преподаватель
самостоятельно определяет последовательность изучения и объем часов, отводимый на
изучение отдельных тем, а так же может проводить лабораторные работы по своему
усмотрению с учётом имеющегося оборудования.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели и задачи дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика
направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования,
значимости физических знаний для современного квалифицированного
специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
• формирование естественно-научной грамотности;
• овладение
специфической
системой
физических
понятий,
терминологией и символикой;
• освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
• овладение основными методами научного познания природы,
используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение
гипотез, проведение эксперимента);
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять
полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими
величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
• формирование умения решать физические задачи разных уровней
сложности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий; умений

4

формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к
физической информации, получаемой из разных источников;
• воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
• приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих
в основе современной физической картины мира, принципов действия
технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных
открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии;
• понимание физической сущности явлений, проявляющихся
в рамках
производственной деятельности;
• освоение способов использования физических знаний для решения
практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы,
действия
производственных и технологических процессов, принципов
технических приборов и устройств, обеспечения безопасности
производства и охраны природы;
• формирование умений решать учебно-практические задачи физического
содержания с учётом профессиональной направленности;
• приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и
решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
• формирование умений искать, анализировать и обрабатывать
физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
• подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности,
характерных для профессий / должностей служащих или специальностей,
получаемых в профессиональных образовательных организациях;
• подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической
позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной
ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и
безопасного использования различных технических устройств, соблюдения
правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для
системы среднего профессионального образования заключается в
необходимости реализации профессиональной направленности решаемыхзадач,
учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
5

работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
• выдвигать гипотезы и строить модели,
• применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных физических явлений и свойств веществ;
• практически использовать физические знания;
• оценивать достоверность естественно-научной информации;
• использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства
газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света
атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий;
• делать выводы на основе экспериментальных данных;
• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность
объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,
квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.
• применять полученные знания для решения физических задач;
• определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с
учетом их погрешностей.
6

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС С00
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
(ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности)

7

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
0бщие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- сформировать представления о роли и месте физики
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, и астрономии в современной научной картине мира, о
трудолюбие;
системообразующей роли физики в развитии
- готовность к активной деятельности технологической и естественных наук, техники и современных технологий,
социальной направленности, способность инициировать, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в
планировать и самостоятельно выполнять такую развитие науки; понимание физической сущности
деятельность;
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
- интерес к различным сферам профессиональной мегамира;
понимание роли астрономии в
деятельности,
практической деятельности человека и дальнейшем
Овладение универсальными учебными познавательными научно-техническом развитии, роли физики в
действиями:
формировании кругозора и функциональной
а)базовые логические действия:
грамотности человека для решения практических
- самостоятельно формулировать и актуализировать задач;
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
-устанавливать существенный признак или основания явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
критерии их достижения;
- выявлять
закономерности и противоречия в необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать физической величины; решать качественные задачи,
соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы,
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении закономерности и физические явления;
- владеть
основополагающими
физическими
жизненных проблем
понятиями и величинами, характеризующими
б)базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и физические процессы (связанными с механическим
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; движением, взаимодействием тел, механическими
выявлять
причинно-следственные
связи
и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, строением вещества, тепловыми процессами;

1

Указываются формируемые личностные и мета предметные результаты из ФГОС С00 (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС С00 (в последней редакции от 12.08.2022 для
базового и углубленного уровня обучения
2

8

находить аргументы для доказательства своих электрическим и магнитным полями, электрическим
утверждений, задавать параметры и критерии решения; током, электромагнитными колебаниями и волнами;
- анализировать полученные в ходе решения задачи оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
результаты, критически оценивать их достоверность, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
прогнозировать изменение в новых условиях;
владение основополагающими астрономическими
- уметь переносить знания в познавательную и понятиями, позволяющими характеризовать процессы,
практическую области жизнедеятельности;
происходящие на звездах, в звездных системах, в
- уметь интегрировать знания из разных предметных межгалактической среде; движение небесных тел,
областей;
эволюцию звезд и Вселенной;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные - владеть закономерностями, законами и теориями
подходы и решения;
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы
- способность их использования в познавательной и Ньютона, закон сохранения механической энергии,
социальной практике.
закон сохранения импульса, принцип суперпозиции
сил, принцип равноправности инерциальных систем
отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, первый закон
термодинамики; закон сохранения электрического
заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи,
закон Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции,
закон сохранения энергии, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения
импульса,
закон
сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового
числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов.
OK 02. Использовать современные В области ценности научного познания:
-уметь учитывать границы применения изученных
- сформированность мировоззрения, соответствующего физических
средства поиска, анализа и
моделей:
материальная
точка,
интерпретации информации, и современному уровню развития науки и общественной инерциальная система отсчета, идеальный газ;
основанного
на
диалоге
культур, модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
информационные технологии для практики,
способствующего
осознанию
своего
места
в точечный электрический заряд, ядерная модель атома,
выполнения задач
профессиональной деятельности поликультурном мире;
нуклонная модель атомного ядра при решении
- совершенствование языковой и читательской культуры физических задач.
как средства взаимодействия между людьми и познания
9

OK 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях

мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
- Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть
навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности.
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:

- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений,
объяснять полученные результаты, используя
физические теории, законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента
и
учебно-исследовательской
деятельности
с
использованием
цифровых
10

а)самоорганизация:

- самостоятельно

OK 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

осуществлять
познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и

измерительных
устройств
и
лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний
- овладеть (сформировать представления) правилами
записи физических формул рельефно-точечной
системы обозначений Л. Брайля (для слепых и
слабовидящих обучающихся).

- овладеть умениями работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы.

11

OK 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста

индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

- уметь распознавать физические явления (процессы)
и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по
окружности,
инерция,
взаимодействие
тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строение жидкостей и твердых тел, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
средней кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытом сосуде,
связь между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие
магнитов,
электромагнитная
12

конфликты;
индукция, действие магнитного поля на проводник с
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с током и движущийся заряд, электромагнитные
использованием языковых средств.
колебания и волны, прямолинейное распространение
света, отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсия света;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода,
естественная и искусственная радиоактивность.
ОК 07. Содействовать сохранению В области экологического воспитания:
- сформировать умения применять полученные знания
- сформированность экологической культуры, понимание для объяснения условий протекания физических
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять влияния социально-экономических процессов на явлений в природе и для принятия практических
знания об изменении климата, состояние природной и социальной среды, осознание решений в повседневной жизни для обеспечения
глобального характера экологических проблем;
безопасности при обращении с бытовыми приборами
принципы бережливого
- планирование и осуществление действий в окружающей и техническими устройствами, сохранения здоровья и
производства, эффективно
среде на основе знания целей устойчивого развития соблюдения норм экологического поведения в
действовать в чрезвычайных
человечества;
окружающей среде; понимание необходимости
ситуациях
активное неприятие действий, приносящих вред применения достижений физики и технологий для
окружающей среде;
рационального природопользования.
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике.
ПК.3..

3

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности
13

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Подготовка практикоориентированных работ проектного
Характера
домашняя работа (домашняя контрольная работа)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

108(4л+4П+100с)

8 (4л4п )
4
100
-

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Содержание

Объем в
часах
108
108

в т. ч.:
теоретическое обучение

86

лабораторные занятия

14

контрольные работы

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование разделов и
тем
1
Введение.
Физика и методы
научного познания

Тема 1.1
Основы кинематики

Тема 1.2
Основы динамики

Тема 1.3

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
2(0.5л1.5с)
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод
познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в
процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая
величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и
теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
12(0.5л
Раздел 1. Механика
11.5с)
4(0.5л3.5с)
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное
движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением
свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая
скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела.
4с
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе. Сила
тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
4с
Содержание учебного материала:

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК 03
ОК 05

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

15

Законы сохранения в
механике

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы
тяжести и силы упругости. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения
движения

16

небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1
Основы
молекулярно-кинетической
теории

Тема 2.2
Основы термодинамики

Тема 2.3
Агрегатные состояния
вещества и фазовые
переходы

Тема 3.1

20(0.5л
0.5п19с)
4(0.5л3.5с)

Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса
молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и
твердых тел. Идеальный
газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры.
Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
графики. Газовые законы.
2с
Лабораторные работы:
1. Изучение одного из изопроцессов.
6с
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение
теплового
баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе
начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
Охрана природы.
4с
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная
влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния
вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные
явления. Характеристика
твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Лабораторные работы:
2(0.5п1.5с)
2. Определение влажности воздуха.
2с
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и
термодинамика»
32(0.5л1п
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:

31.5с)

6(0.5л5.5с)

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

ОК 01
ОК 02
ОК 03
17

Электрическое поле

Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического
поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в
электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
заряженного конденсатора. Применение

ОК 04
ОК 05
ОК 07

18

конденсаторов.
6с
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного тока Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
Сила тока.
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного
тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила
источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторные работы:
3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. 2(1п1с)
2с
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Тема 3.3 Электрический ток Содержание учебного материала:
4с
в различных средах
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная
эмиссия. Плазма.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная
проводимости. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. Применение
полупроводников.
4с
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера.
Применение силы
Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила
Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.
4с
Тема 3.5 Электромагнитная Содержание учебного материала:
индукция
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца.
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле.
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
2с
2с
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная
индукция»
10(0.5л9.5с)
Раздел 4. Колебания и волны

ОК 01

19

Тема 4.1 Механические
колебания и волны

4((0.5л3.5с)
Содержание учебного материала:
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение
энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный
маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

20

его применение.
6с
Тема 4.2 Электромагнитные Содержание учебного материала:
колебания и волны
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
контуре.
Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный
ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока.
Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
16(0.5л1п
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Природа света

Тема 5.2
Волновые свойства света

15.5с)

4(0.5л3.5с)
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы
отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Лабораторные работы:
6. Определение показателя преломления стекла
2с
4с
Содержание учебного материала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка.
Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света.
Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.
Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение.
Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала
электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
2(1п1с)
2
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

21

Тема 5.3
Специальная теория
относительности

2с
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из
них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
энергии
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
10(0.5л9.5с)
Раздел 6. Квантовая физика

ОК 01

22

4(0.5л3.5с)
Содержание учебного материала:
ОК 02
ОК 04
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой
ОК 05
дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление
ОК 07
света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова.
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна
для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и атомного Развитие
4с
взглядов
на
строение
вещества. Модели строения
ядра
атомного
ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по
Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и
регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия
связи и устойчивость атомных ядер.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение.
Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
2с
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
6(1л1п4с)
ОК 01
Раздел 7. Строение Вселенной
ОК 02
2(0.5л1.5с)
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
ОК 03
Строение Солнечной
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
ОК 04
системы
ОК 05
2(0.5л1.5с)
Тема 7.2
Содержание учебного материала:
ОК 07
Эволюция Вселенной
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и
источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Лабораторные работы:
2(1п1с)
8. Изучение карты звездного неба.
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
108
Всего:
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,

Тема 6.1
Квантовая оптика

23

практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе
Прикладной модуль

24

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2.
Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3.
Весы технические с разновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по
молекулярной физике и термодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по
электричеству (с генератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников
энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и
термоэлектрическойэнергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и
возобновляемых источников энергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блок питания регулируемый;
16. Веб-камера на подвижном штативе;
17. Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18. Генератор звуковой;
19. Гигрометр (психрометр);
20. Груз наборный;
21. Динамометр демонстрационный;
22. Комплект
посуды
демонстрационной
с
принадлежностями;
23. Манометр жидкостной демонстрационный;
24. Метр демонстрационный;
25. Микроскоп демонстрационный;
26. Насос вакуумный Комовского;
27. Столик подъемный;
28. Штатив демонстрационный физический;
29. Электроплитка;
25

30.

Набор демонстрационный по механическим явлениям;

26

31. Набор демонстрационный по динамике вращательного
движения;
32. Набор
демонстрационный по
механическим
колебаниям;
33. Набор демонстрационный волновых явлений;
34. Ведерко Архимеда;
35. Маятник Максвелла;
36. Набор тел равного объема;
37. Набор тел равной массы;
38. Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39. Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40. Рычаг демонстрационный;
41. Сосуды сообщающиеся;
42. Стакан отливной демонстрационный;
43. Трубка Ньютона;
44. Шар Паскаля;
45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и
тепловым явлениям;
46. Набор демонстрационный по газовым законам;
47. Набор капилляров;
48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
49. Цилиндры свинцовые со стругом;
50. Шар с кольцом;
51. Высоковольтный источник;
52. Генератор Ван-де-Граафа;
53. Дозиметр;
54. Камертоны на резонансных ящиках;
55. Комплект приборов и принадлежностей для
демонстрации свойств электромагнитных волн;
56. Комплект приборов для изучения принципов
радиоприема и радиопередачи;
57. Комплект проводов;
58. Магнит дугообразный;
59. Магнит полосовой демонстрационный;
60. Машина электрофорная;
61. Маятник электростатический;
62. Набор по изучению магнитного поля Земли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю
кольцевых токов;
64. Набор демонстрационный по полупроводникам;
65. Набор демонстрационный по постоянному току;
66. Набор демонстрационный по электрическому току в
вакууме;
67. Набор демонстрационный по электродинамике;
27

68. Набор для демонстрации магнитных полей;
69. Набор для демонстрации электрических полей;
70. Трансформатор учебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочка эбонитовая;
73. Прибор Ленца;
74. Стрелки магнитные на штативах;
75. Султан электростатический;
76. Штативы изолирующие;
77. Электромагнит разборный;
78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79. Набор демонстрационный по волновой оптике;
80. Спектроскоп двухтрубный;
81. Набор спектральных трубок с источником питания;
82. Установка для изучения фотоэффекта;
83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;
84. Комплект наглядных пособий для постоянного
использования;
85. Комплект портретов для оформления кабинета;
86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых
случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации
мастерских или лабораториях.
3.2.

Информационное обеспечение обучения

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины
Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред.
Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 10 кл. – М.: Издательство
«Просвещение», 2019.
– 416с.
2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред.
Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 11 кл. – М.: Издательство
«Просвещение», 2019.
– 399с.
28

Дополнительные источники:

3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей
технического профиля: учебник для образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования / В. Ф.
Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
- 448 с.

Перечень Интернет-ресурсов:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата
обращения: 29.08.2022);
2. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата
обращения: 29.08.2022);
3. Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/courses/
op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022);
4. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru
/(датаобращения: 29.08.2022);
5. Российская
электронная
школа
–
Режим
доступа:
http://www.resh.edu.ru/(дата обращения: 29.08.2022);
6. Физика.ru. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
(дата обращения:29.08.2022);
7. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru
/(датаобращения: 29.08.2022);
8. Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата
обращения: 29.08.2022).

29

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с
предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения
по программе дисциплины.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Раздел/Тема

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 02. Использовать
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
современные средства поиска, Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
анализа и интерпретации
3.4., 3.5.
информации и
информационные технологии Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
для выполнения задач
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
профессиональной
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
деятельности
ОК 03. Планировать и
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
реализовывать собственное
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
профессиональное и
3.4., 3.5.
личностное развитие,
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
в коллективе и команде
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 05. Осуществлять устную и Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
письменную коммуникацию на Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
государственном языке
3.4., 3.5.
Российской Федерации с
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
учетом особенностей
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Тип оценочных
мероприятий
- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- оценка контрольных
работ;
- наблюдение за ходом
выполнения
лабораторных работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических
работ (решения
качественных, расчетных,
профессионально
ориентированных задач);
- оценка тестовых
заданий;
- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных
проектов и оценка
выполненных проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение и оценка
решения кейс-задач;
- наблюдение и оценка
деловой игры;
- дифференцированный
зачет.

30

социального и культурного
контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ПК10…

10

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».