Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальности 40.02.04«Юриспруденция» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных .., организации заочная форма обучения базовая подготовка Укрупненная группа: 40.00.00 Юриспруденция Специальность: 40.02.04 Юриспруденция базовый уровень (вариант 2) объем: 144 ч. рекомендовано: для УГПС 09.00.00, 10.00.00, 11.00.00, 12.00.00, 18.00.00, 19.00.00, 22.02.01, 22.02.02, 22.02.07, 23.00.00, 27.00.00, 29.02.09, 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 36.00.00, 38.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 43.00.00, 51.00.00, 53.00.00, 54.00.00, 55.00.00 (55.02.01), 57.00.00 ВЕРХНЯЯ САЛДА 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рассмотренной и утвержденной ФГОУ ДПО ИРПО для базового уровня, рекомендовано: для УГПС09.00.00, 10.00.00, 11.00.00, 12.00.00, 18.00.00, 19.00.00, 22.02.01, 22.02.02, 22.02.07, 23.00.00, 27.00.00, 29.02.09, 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 36.00.00, 38.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 43.00.00, 51.00.00, 53.00.00, 54.00.00, 55.00.00 (55.02.01), 57.00.00 Организация-разработчик: ЧПОУ Социально-технологический техникум. Разработчики: Лучникова Т.А. - преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум Рассмотрено и одобрено на заседании метод совета Протокол № _5___ от «_22__» ___05_ 2023 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» ............................................. 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины .......................... 12 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............. 32 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ...........................................................................................................33 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «ИНФОРМАТИКА» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.04 Юриспруденция (профессии/специальности) 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 4 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) 1 5 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельност оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; 6 - способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: ок 02. Использовать сформированность мировоззрения, современные соответствующего современному уровню развития средства поиска, науки и общественной практики, основанного на анализа и диалоге культур, способствующего осознанию интерпретации своего места в поликультурном мире; информации и - совершенствование языковой и читательской информационные культуры как средства взаимодействия между технологии для людьми и познания мира; выполнения задач - осознание ценности научной деятельности, осуществлять проектную и профессиональной готовность исследовательскую деятельность индивидуально и деятельности в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владеть методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; 7 оценивать достоверност легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); 8 - уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представления о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице 9 истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; 10 3 ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности 11 4 Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей 12 Модуль 5. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда* 36 вт. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 30 Модуль 6. Технологии продвижения веб-сайта в Интернете* 36 вт. ч.: теоретическое обучение 10 практические занятия 26 Модуль 7. Введение в веб-разработку на языке JavaScript* 36 вт. ч.: теоретическое обучение 14 практические занятия 22 Модуль 8. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP* 36 вт. ч.: теоретическое обучение 14 практические занятия 22 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 итого 144 13 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Подготовка практикоориентированных работ проектного характера домашняя работа (домашняя контрольная работа) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 144(8л+8п+128с) 16 (8л+ 8п) 8 128 48 - 14 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информатика» Наименование разделов и тем Раздел 1. Тема 1.1. Информация и информационные процессы Тема 1.2. Подходы к измерению информации Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Основное содержание Информация и информационная деятельность человека Основное содержание Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы Теоретическое обучение Основное содержание Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации Практические занятия Основное содержание Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение Теоретическое обучение Основное содержание Объем часов Формируемые компетенции 22(4л.2п.16с 2(1л.1с) ок 02 2 4(1л.1п.2с ок 02 2(2л.1п.1с) 2(2л ок 02 2л 4(1п.3с) ок 02 15 Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 се в другую се, арифметические действия в разных се. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида Практические занятия Основное содержание Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом Практические занятия Основное содержание Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IР-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет Теоретическое обучение Основное содержание 4(1п.3с) 2с 2с 2(1л.1с) 2(1л.1с) 2с ок 02 ок 01 ок 02 ок 02 16 Тема 1.7. Службы Интернета Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента Тема 1.9. Информационная безопасность Раздел 2. Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете Практические занятия Основное содержание Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных Практические занятия Основное содержание Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи Теоретическое обучение Использование программных систем и сервисов Основное содержание Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) Практические занятия Основное содержание Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. Практические занятия Основное содержание 2с 2с 2с 2(1л.1с) ок 01 ок 02 ок 01 ок 02 2(1л.1с 22(4п.18с 4(1п.3с ок 02 4(1п.3с 4(1п.3с ок 02 4(1п.3с 4(1п.3с ок 02 17 Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации Раздел 3. Тема3.1. Модели и моделирование.Этапы моделирования Тема 3.2. Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) Практические занятия Основное содержание Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) Практические занятия Основное содержание Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации Практические занятия 4(1п.3с 4с ок 02 4с 2с ок 02 2с Основное содержание Принципы мулыимедия. Интерактивное представление информации Практические занятия 2с Основное содержание Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы Практические занятия Информационное моделирование Основное содержание Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования Теоретическое обучение Основное содержание 2с ок 02 2с 2с 28(2л.2п.24 2(1л.1с 2(1л.1с 2(1л.1с ок 02 ок 02 ок 02 18 Списки, графы, деревья Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений Теоретическое обучение Основное содержание Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) Практические занятия Основное содержание Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц Практические занятия Основное содержание Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов Теоретическое обучение Практические занятия Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах Основное содержание Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных Теоретическое обучение Практические занятия Основное содержание Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование 2(1л.1с 2(1п.1с ок 02 2(1п.1с 4(1п.3с ок 01 4(1п.3с 4(1п.3с ок 02 2с 2(1п.1с бс ок 02 2с 4с 2с ок 02 19 с с с с с с с с Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СПО 5 6 20 Тема 1.2. Визуализация данных Тема 1.3. Потоки данных Содержание Аналитический сервис Yandex Datalens: Общий обзор, возможности. Регистрация, интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и дашбордов Теоретическое обучение Практические занятия 2 4 Содержание б б ок 02 пк... ок 02 пк... Аналитический сервис Yandex Datalens: Потоки данных. Подключение к счетчику Yandex метрики Теоретическое обучение Практические занятия Тема 1.4 Принятие решений на основе данных Тема 1.5 Проектная работа. Кейс анализа данных Прикладной модуль 2 Тема 2.1. Введение в язык программирования Python Тема 2.2. Содержание Аналитический сервис Yandex Datalens: Принятие решений на основе данных. Геоданные. Тепловые карты Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Аналитический сервис Yandex Datalens: Работа с датасетами. Кейс анализа данных Практические занятия Аналитика и визуализация данных на Python Содержание Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных. Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и вещественными числами Практические занятия Содержание 2 4 б 2 4 10 ок 02 пк... ок 02 пк... 10 36с 2 ок 02 пк... 2 4 21 Основные алгоритмические конструкции на Python Тема 2.3. Работа со списками и словарями Тема 2.4. Аналитика данных на Python Тема 2.5. Анализ данных на практических примерах Тема 2.6. Основы визуализации данных ок 02 Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция, отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис инструкций if, if-else, ifelif-else. Реализация циклических алгоритмов в Python. Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while Практические занятия Содержание Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы списков. Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря. Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах. Практические занятия Контрольные работы Содержание Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle. Библиотека Pandas. Объекты Series и DataFrame. Получение общей информации о данных. Индексация по условиям и изменение данных в таблицах. Практические занятия Содержание Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных. Основные описательные статистические величины (частота, среднее арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных статистических величин в Python Pandas Практические занятия Содержание Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики. Библиотека Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков пк... 4 б ок 02 пк... 4 2 8 8 6 б б ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... 22 Тема2.7. Проектная работа «Анализ больших данных в профессиональной сфере» Прикладной модуль 3 Тема 3.1. Искусственный интеллект: понятие, сферы применения Тема 3.2. Машинное обучение: понятие, виды Тема 3.3. Этапы разработки модели машинного обучения. (гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график, круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в Matplotlib Практические занятия Содержание Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных. Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели. Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы Практические занятия Основы искусственного интеллекта Содержание б 4 ок 02 пк... 4 36с 2 Сущность понятия "искусственный интеллект", история развития искусственного интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный» искусственный интеллект, сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта Теоретическое обучение Практические занятия 1 Содержание Понятие и виды машинного обучения; обучение с учителем, обучение без учителя, задача регрессии, задача классификации, задача кластеризации, отбор данных для модели машинного обучения Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач (цель как модель результата, отличия цели от задач, метрики для оценки результата), сбор и 2 1 ок 02 пк... ок 02 пк 1 1 4 ок 02 пк 23 Библиотеки машинного обучения Тема 3.4 Линейная регрессия Тема 3.5 Классификация. Логистическая регрессия Тема 3.6 Деревья решений. Случайный лес Тема 3.7 Кластеризация подготовка данных, разработка модели, тестирование модели (валидация модели). Проблемы переобучения. Библиотеки машинного обучения Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение, гомоскедастичность данных; подбор коэффициентов линейного уравнения. Создание, обучение и оценка модели линейной регрессии; нелинейные функции Теоретическое обучения Практические занятия Содержание Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с помощью искусственного интеллекта. Линейный классификатор, гиперплоскость, бинарная классификация, мультиклассовая классификация; создание, обучение и оценка модели логистической регрессии. Матрица ошибок, метрики качества логистической регрессии Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для решения задачи классификации и регрессии Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками, решение задачи кластеризации Теоретическое обучение 2 2 6 ок 02 2 2 6 ок 02 2 2 4 ок 02 2 2 4 ок 02 пк пк пк пк 2 24 Тема 3.8 Обобщение и систематизация основных понятий по машинному обучению Тема 3.9 Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации Прикладной модуль 4 Тема 4.1 Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D LT. Окно Документа Тема 4.2 Основные приемы создания геометрических тел (многогранники,тела вращения, эскизы, группы геометрических тел) Практические занятия Содержание Выполнение проектной работы «Создание синквейнов и визуальной карты знаний по машинному обучению» 2 4 Практическое занятие 4 Содержание Выполнение проектной работа «Разработка модели машинного обучения для решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование данных; выбор модели, ее обучение; оценка качества работы модели; разработка презентации; выступление Практические занятия Основы 3D моделирования Содержание Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, примеры. КОМПАС - КОМПлекс Автоматизированных Систем. Запуск системы КОМПАС-3D. Интерфейс системы Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные приемы построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы геометрических тел Теоретическое обучение Практические занятия 4 ок 02 пк 4 36с 2 ок 02 пк ок 02 пк... 1 1 10 ок 02 пк... 2 8 25 Тема 4.3 Редактирование 3 D моделей. Создание 3 D моделей. Отсечение части детали Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов Прикладной модуль 5 Тема 5.1. Конструктор Тильда Тема 5.2 Создание сайта Тема 5.3. Создание различных видов страниц Содержание Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3d моделей, основные способы редактирования 3 D моделей. Создание 3 D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3d моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей»: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной модели Практические занятия Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда Содержание Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический редактор Zero Block. Панель управления сайтами. Выбор тарифа. Экспорта кода Теоретическое обучение Практические занятия Основное содержание Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок. Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка, предпросмотр,публикация,редактирование,списки) Практические занятия 12 2 10 12 ок 02 пк... ок 02 пк... 12 36с 4 2 2 4 2 2 4 ок 02 пк... ок 02 пк... 4 26 Тема 5.4. Стандартные блоки Тема 5.5. Панель навигации Тема 5.6. Настройка главной страницы Тема 5.7. Проектная работа с использование конструктора Тильда Прикладной модуль 6 Тема 6.1. Интернетмаркетинг Тема 6.2. Методы продвижения в Интернете Содержание Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему Практические занятия Содержание Нулевой блок (создание, панели навигации, доступные элементы). Работа с текстом, изображениями и видео Практические занятия Содержание Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика, Яндекс метрика, настройка НТТРS. Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Проектная работа «Создание интернет-магазина» Практические занятия Технологии продвижения веб-сайта в Интернете Содержание Интернет-маркетинг: понятие, инструменты Интернет-маркетинга, исследование как элемент интернет-маркетинга Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Баннерная и контекстная рекламы, реклама в рассылках, реклама в благах, сообществах, социальных сетях; вирусный маркетинг Теоретическое обучение Практические занятия Основное содержание 4 4 ок 02 пк... 4 ок 02 4 6 ок 02 пк... пк... 2 4 10 10 36с 6 2 4 6 2 4 6 ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 27 Тема 6.3. Различные способы работы с количеством посетителей Тема 6.4. Поисковая оптимизация контента Тема 6.5. Рекламная кампании в сети Интернет Тема 6.6. Проектная работа «Проектирование рекламной кампании в Интернете» Прикладной модуль 7 Тема 7.1. Синтаксис и основные понятия JavaScript Тема 7.2. Управление пакетами и зависимостями Способы получения трафика: определение трафика, основные способы получения трафика, особенности контекстной рекламы, SEO и SMO продвижения Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Оптимизация контента для Яндекс, RamЫer и Google, индексирование сайта поисковыми системами Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Планирование и проведение рекламной кампании - постановка целей, выбор и/или разработка инструментов, месседж, выбор площадок, бюджет, оценка эффективности Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Проектная работа «Проектирование рекламной кампании в Интернете для конкретной продукции/решения/компании/организации» Практические занятия Введение в веб-разработку на языке JavaScript Содержание Выражения, операторы, побочные эффекты, инструкции, ввод-вывод. Понятие объекта и литерала. Эволюция стандарта ECMAScript Теоретическое обучение Содержание Система пакетов npm. Инициализация проекта. Создание файла package.json. Девелоперские зависимости Практические занятия пк... 2 4 6 2 4 6 2 4 6 ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... 6 36 2 2 2 ок 02 пк... ок 02 пк... 2 28 Тема 7.3. Переменные и области видимости. Примитивные и объектные типы данных Тема 7.4. TypeScript и статическая типизация.Функции как структурный элемент сценария и как тип данных Тема 7.5. Управляющие конструкции Тема 7.6. Строки и бинарные данные. Регулярные выражения Тема 7.7. Массивы и множества Содержание Объявление переменных. Этап компиляции и этап исполнения. Ошибка ReferenceError и возбуждение исключения. Глобальные переменные. Видимость на уровне блока. Сравнение примитивных значений Практические занятия Содержание Типы данных. Объявление с аннотацией типа. Транспиляция и запуск проекта. Объявление (в том числе с аннотацией) и вызов функций Теоретическое обучение Практические занятия Основное содержание Императивный подход к созданию кода программы. Инструкции как противоположность выражений. Тернарный оператор и инструкция If"else Циклы со счётчиком, предусловием/постусловием, итерационные Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Строка как примитивный тип данных. Перебор строки с помощью итераций for"of, использование Юникода в JavaScript. Отличие бинарных данных от строк. Поиск совпадений с регулярным выражением Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Массивы как наборы значений разных типов, допускающих итерацию. Задание массива литералом. Методы массивов, в том числе forEach и reduce. Взаимные преобразования массивов и строк. Множества как наборы не повторяющихся значений. Получение множества из массива 2 2 4 ок 02 пк... ок 02 пк... 2 2 4 2 2 4 2 2 4 ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... 29 Тема 7.8. Литеральные объекты. Прототипы и конструкторы. Свойства и методы Тема 7.9. Модули и транспиляция. DOM Тема 7.10. Проектная работа.«Создание простейшего серверного вебприложения» Прикладной модуль 8 Тема 8.1. Растровая и векторная графика. Форматы изображений, конвертация и оптимизация Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Литеральные объекты как коллекции свойств и методов. Отличия литеральных объектов от блоков и массивов. Доступ к свойствам и методам. Использование ссылки this. Вызов методов одного объекта относительно другого. Доступ к прототипу объекта. Создание объекта с помощью конструктора Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Модули как единицы независимого изолированного кода. Импорт и экспорт из модулей в стиле ES2015. Использование возможностей планируемых следующих версий стандарта - преобразование кода с помощью Babel. Введение в Document Object Model- объектную модель документа веб-страницы Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Проектная работа «Создание простейшего серверного веб-приложения» Практические занятия Введение в создание графических изображений с помощью GIMP Содержание Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения Теоретическое обучение 2 2 б 2 4 4 2 2 4 ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... 4 36 2 ок 02 пк... 2 30 Тема 8.2. GIMP как проект GNU. Установка GIMP Тема 8.3. Интерфейс GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, ОДНООКОННЫЙ режим. Слои Тема 8.4. Разрешение изображения. Навигация, масштабирование, кадрирование, аффинные преобразования Тема 8.5. Заливка, фильтры и инструменты рисования Тема 8.6. Выделение. Контуры. Комбинирование изображений Содержание GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы Теоретическое обучение Содержание Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция Практические занятия Содержание Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений Теоретическое обучение Практические занятия Содержание 2 2 4 2 2 4 2 2 4 4 6 2 4 2 ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 пк... ок 02 31 Тема 8. 7. Быстрая маска и преобразование цвета Тема 8.8. Создание градиентов Тема 8.9. Создание анимированного изображения в формате GIF Графические отображение области выделения. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски Практические занятия Содержание Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF с помощью GIMP Теоретическое обучение Практические занятия Содержание Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» Практические занятия Тема 8.10. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего пк... 2 4 ок 02 пк... 2 2 4 ок 02 пк... 2 2 4 ок 02 пк... 4 144ч. 32 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины з.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики. Оборудование компьютерной лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; маркерная доска; учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения: • • • • • • • • • • компьютеры по количеству обучающихся; локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; лицензионное системное и прикладное программное обеспечение; лицензионное антивирусное программное обеспечение; лицензионное специализированное программное обеспечение; мулыимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины Основные печатные издания 1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. 2. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 126 с Электронные издания 1. Информатика - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 2. Информатика - 11 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) 3. 3D моделирование для каждого Российская электронная школа (resh.edu.ru) 4. Я класс 5. Урок цифры 6. Информатика и ИКТ. Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020 - ЯндексРепетитор 7. Информатика 10 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор 8. Информатика 11 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор 9. Анализ данных - Яндекс Практикум 10. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса 11. Информатика 10 класс - Медиапортал. Портал образовательных и мето- дических медиаматериалов 12. Информатика 11 класс - Медиапортал. Портал образовательных и мето- дических медиаматериалов 13. Академия искусственного интеллекта для школьников 14. Введение в программирование на языке Python. V1.7 - Онлайнкурсы Образовательного центра Сириус 15. Введение в программирование на языке Python. V1.7 - Онлайнкурсы Образовательного центра Сириус 16. Введение в машинное обучение - Онлайн-курсы Образовательного цен- тра Сириус 17. Знакомство с искусственным интеллектом - Онлайн-курсы Образова- тельного центра Сириус Дополнительные источники 1. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Из- дательство Юрайт, 2020. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. 2. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Доро- феев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. Прикладной модуль 1 «Основы аналитики и визуализации данных» 1. Арьков В.Ю. Анализ и визуализация данных в электронных таблицах. Учеб- ное пособие. - Издательские решения, 2020. - 174 с. 2. Арьков В.Ю. Бизнес-аналитика. Сводные таблицы. Часть 1. Учебное посо- бие. - Издательские решения, 2020. - 180 с. 3. Гинько А.Ю. Анализ и визуализация данных в Yandex DataLens. Подробное руководство: от новичка до эксперта. – М.: ДМК Пресс, 2023. – 356 с. Прикладной модуль 2 «Аналитика и визуализация данных на Python» Чернышев, С. А. Основы программирования на Python : учебное профессионального пособие для среднего образования / С. А. Чернышев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 286 с. — (Профессиональное образование) Прикладной модуль 3 «Основы искусственного интеллекта» 1. Боровская, Е. В. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова. — 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 130 с. — ISBN 978-5-00101-908-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151502 (дата обращения: 10.10.2022). — Ре- жим доступа: для авториз. пользователей. 2. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Ю. А. Антохина, А. А. Оводенко, М. Л. Кричевский, Ю. А. Мартынова. — Санкт-Петербург : ГУАП, 2022. — 169 с. — ISBN 978-5-8088-17203. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/263933 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Бельчусов, А.А. Цифровизация внеурочной деятельности школьников по информатике / А.А. Бельчусов, Н.В. Софронова.Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 304 с. — ISBN 978-588297-526-4. Прикладной модуль 4 «Основы 3D моделирования» Бучельникова, Т. А. Основы 3D моделирования в программе Компас : учебно-методическое пособие / Т. А. Бучельникова. — Тюмень : ГАУ Се- верного Зауралья, 2021. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : элек- тронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179203 (дата обращения: 10.10.2022). — Ре- жим доступа: для авториз. пользователей. Прикладной модуль 5 «Разработка веб-сайта с использованием конструк- тора Тильда» Молочков В. Создание сайтов на на Tilda. Самоучитель. — СПб.: БХВ, 2022. — 347 с. Прикладной модуль 6 «Технологии продвижения веб-сайта в Интернете» Акулич, М. В. Интернет-маркетинг : учебник / М. В. Акулич. — Москва : Дашков и К, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-394-04250-8. — Текст : элек- тронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/229319 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. Прикладной модуль 7 «Введение в веб-разработку на языке JavaScript» 1. Государев, И. Б. Введение в веб-разработку на языке JavaScript : учебное пособие / И. Б. Государев. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-3539-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-биб- лиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/206588 (дата об- ращения: 10.05.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Флэнаган, Дэвид. JavaScript. Полное руководство, 7-е изд. : Пер. с англ. — СПб. : ООО “Диалектика”, 2021. — 720 с . : ил. — Парал. тит. англ. ISBN 978-5-907203-79-2 3. Фрисби М. JavaScript для профессиональных веб-разработчиков. 4-е меж- дународное изд. — СПб.: Питер, 2022. — 1168 с. 4. Дуглас Крокфорд. Как устроен JavaScript. — СПб.: Питер, 2019. — 304 с. Прикладной модуль 8 «Введение в создание графических изображений с помощью GIMP» Боресков, А. В. Компьютерная графика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Боресков, Е. В. Шикин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11630-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476345 (дата обращения: 09.10.2022). Рекомендуемые интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт Гарант. Справочная правовая система. - URL: HTTPS://WWW.GARANT.RU/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 2. Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: HTTP://WWW.CONSULTANT.RU/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 5. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022). Текст: электронный; 6. Научная электронная библиотека (НЭБ). URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 7. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный; 8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 21.04.2022). - Текст: электронный. Рекомендуемое программное обеспечение: 1. 7-zip GNULesser General PuЫic License (свободное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно); 2. Интернет-браузер Google Chrome (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно); 3. Операционная система Microsoft Windows 10 (необходима лицензия); 4. Пакет программ Microsoft Office Professional Plus (необходима лицензия); 5. K-Lite Codec Pack - универсальный набор кодеков (кодировщиковдекодировщиков) и утилит для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно); 6. WinDjView - программа для просмотра файлов в формате DJV и DjVu (свободное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно); 7. Foxit Reader - прикладное программное обеспечение для просмотра электронных документов в стандарте PDF (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно). 40 4. контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессиона льная компетенция ок 01 ок 02 ок 01 ок 02 ок 02, пк... ок 02, пк... ок 01, ок 02, пк... Раздел/Тема Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5 Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.4 Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 3.3 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.6 Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13 Прикладные модули 1-2 Прикладные модули 2-8 Все модули Тип оценочных мероприятий Тестирование Выполнение практических заданий Контрольная работа Проектная работа Выполнение заданий дифференцированного зачета 41