РП ОД Биология (базовый уровень) вариант 1 (72 ч.)

Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальность
40.02.04«Юриспруденция»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной дисциплины
«Биология»
для профессиональных образовательных организаций
заочная форма обучения
базовая подготовка
Укрупненная группа: 40.00.00 Юриспруденция
Специальность: 40.02.04 Юриспруденция

базовый уровень (вариант 1)
объем: 72 ч.
рекомендовано: для всех УГПС кроме: 19.00.00,
31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00,
36.00.00, 49.00.00, 54.00.00 (54.02.07)

ВЕРХНЯЯ САЛДА
2023

Приложение № 3 к ОПОП по ППССЗ по специальность
40.02.04«Юриспруденция»
Частное профессиональное образовательное учреждение

Социально-технологический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ
Социально –технологического
техникума
__________ Л.Г.Макарова
«___22__» __06___ 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной дисциплины
«Биология»
для профессиональных образовательных организаций
заочная форма обучения
базовая подготовка
Укрупненная группа: 40.00.00 Юриспруденция
Специальность: 40.02.04 Юриспруденция

базовый уровень (вариант 1)
объем: 72 ч.
рекомендовано: для всех УГПС кроме: 19.00.00,
31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00,
36.00.00, 49.00.00, 54.00.00 (54.02.07)

ВЕРХНЯЯ САЛДА
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рассмотренной
и утвержденной ФГОУ ДПО ИРПО для базового уровня, рекомендованной для всех УГПС кроме: 19.00.00,
31.00.00, 32.00.00, 33.00.00,34.00.00, 35.00.00, 36.00.00, 49.00.00, 54.00.00 (54.02.07)
Организация-разработчик: ЧПОУ Социально-технологический техникум.
Разработчики:
Тихонова Л.В. - преподаватель ЧПОУ Социально-технологический техникум

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № _5___ от
«_22__» ___05_ 2023 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Биология» ............................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................................... 11
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин........................ 20
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ....... 21

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы всех укрупненных групп специальностей/профессий за
исключением, следующих: 19.00.00, 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00,
36.00.00 , 49.00.00, 54.00.00 (54.02.07).
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 72 часа,
из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное содержание,
усиливающее профессиональную составляющую по конкретной профессии или
специальности в зависимости от ФГОС СПО профессии/специальности.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном
модуле (раздел 5 "Биология в жизни") для всех профессий/специальностей на
материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении
биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Кроме того, профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4
"Экология" при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная
организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных
результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с
другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов
учебного плана.

4

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых
систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения
за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с
объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать
меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных
медицинских технологий и агробиотехнологий.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе
ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация
живых
систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;

1

2

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной

2

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

6

- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять
закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
6) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.

Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы
за существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и
превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)
7

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности

сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

8

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и
команде

ок 07.

Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению
, применять знания

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
6) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области экологического воспитания:
_ сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;

приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа
9

об изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности

жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание необходимости использования
достижений современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования

10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы для очной формы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т.ч.
Основное содержание

72

вт. ч.:
теоретическое обучение

40

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

практические занятия

20

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

8

лабораторные занятия

4

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

Контрольная работа

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Подготовка практикоориентированных работ проектного
Характера
домашняя работа (домашняя контрольная работа)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

72(6л+66с)
6 (6л )
66
12
-

11

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное},
лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
1
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристика биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании
жизни
современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая
характеристика жизни, свойства живых систем.
Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональна Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
клеточной
я организация
теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической
клетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных
работ: Лабораторная
1. Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал,каротиноиды,хлоропласты,хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных
веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Наименование
разделов и тем

Объем часов
3
18(3л+15с)

2(1л+1с)
2(1л+1с)

6с

2с

Формируемые
компетенции
4

ок 2

ОК-1
ОК-2
ОК-4

2с

2с

12

Тема 1.3.
Структурнофункциональны
е факторы
наследственное
ти

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные
и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК,
РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация,
биосинтез
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в
случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен.
Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение
митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Основное содержание
Тема2.1.
Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном
организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Основное содержание
Тема 2.2.
Теоретическое обучение:

4(1л+3с)
2(1л+1с)

ОК-1
ОК-2

2с

2с
2с

ОК-2

2(1л+1с)
2(1л+1с)

ОК-2
ОК-4

2с
20(1л+19с)

2(1л+1с)
2(1л+1с)

ОК-2
ОК-4

2с
2с

ОК-2

13

Формы
размножения
организмов
Тема 2.3.
Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерности
наследования

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.6.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого
размножения.
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и
полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
моно-, ди-,
полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков,
сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном
наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2с
2с

ОК-2
ОК-4

4с
2с

ОК-2
ОК-4

2с

4с
2с

ОК-1
ОК-2

2с

4с
2с

ОК-1

14

Закономерности
изменчивости

Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.
Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков,
составление
генотипических схем скрещивания

Контрольная
Строение и функции организма
работа
Раздел 3. Теория эволюции
Основное содержание
Тема 3.1.
История
Теоретическое обучение:
эволюционного
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч.
учения.
Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор
эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции
Основное содержание
Тема 3.2.
Макроэволюция
Теоретическое обучение:
.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
Возникновение
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
и развитие
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
жизни на Земле
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Основное содержание
Тема 3.3.
Теоретическое обучение:

ОК-2
ОК-4

2с

2с
6с
2с
2с

ОК-2
ОК-4

2с
2с

ОК-2
ОК-4

2с
2с

ОК-2

15

Происхождение
человека антропогенез

Антропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность
человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические
Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.
среды жизни
Физико- химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к
жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических
факторов. Правило минимума
Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практика-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах
с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Тема 4.3.
Биосфера Теоретическое обучение:
глобальная
Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И.
экологическая
Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
система
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные
экологические проблемы современности

ОК-4

18(2л+16с)

2(1л+1с)
2(1л+1с)

ОК-1
ОК-2
ОК-7

4с
2с

ОК-1
ОК-2
ОК-7

2с

2с
2с

ОК-1
ОК-2
ОК-7

16

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на
литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются
отходы, связанные с
определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую
форму отходов, образующихся на рабочем месте/ на этапах производства, связанные с
определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей
среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:

4с
2с

ОК-1
ОК-2
ОК-4
ОК-7

пк...
2с
2с

4(1л+3с)
2(1л+1с)
2(1л+1с)

ОК-2
ОК-4
ОК-7

пк...

2с

17

человека

Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
2. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и
высокие температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.

Контрольная
Теоретические аспекты экологии
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема5.1.
Основное содержание
Биотехнологии
Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов.
Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и
учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов
решения кейсов
(выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей

2с

2с

8с
4с
2с
2с

ОК-1
ОК-2
ОК-4

пк ...

2с
2с

2с

18

Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий (для укрупненных групп профессий/специальностей
38.00.00, 39.00.00, 40.00.00, 42.00.00, 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00, 53.00.00, 55.00.00, 57.00.00)
Тема 5.2.2.
Основное содержание
СоциальноПрактические занятия:
этические
Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ
аспекты
информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
биотехнологий
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточная
аттестация по
дифференцированный зачет
дисциплине
Всего:

4с
4с
4с
2с

ОК-1
ОК-2
ОК-4

пк ...

2с
2

72

19

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН

2.3. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел,
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими
средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер,
мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий:
микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для
пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла,
стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки),
стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида
водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист злодеи
канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый,
разведенные в воде дрожжи);
2.4. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины
Основные печатные издания
1. Биология. 10-11 класс (углублённый уровень): учебник для среднего общего образования / В.Н.
Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В.Н. Ярыгина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д.К. Обухов. В.Н. Кириленкова. – 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство
Юрайт, 2022. – 358 с.
3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Н. Ярыгин [и
др.]; под редакцией В.Н. Ярыгина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 378 с.
Электронные издания
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В.Н.
Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В.Н. Ярыгина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022.
– 357 с. – (Народное просвещение). - ISBN 978-5-534-15630-0. – Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/509241
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д.К. Обухов. В.Н. Кириленкова. – 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство
Юрайт, 2022. – 358 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07499-4. – Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494034
3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Н. Ярыгин [и
20

др.]; под редакцией В.Н. Ярыгина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 378 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09603-3. - Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/489661
Дополнительные источники
1. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера;
пер. 3-го
англ. Изд. – 14-е мзд. – М.: Лаборатория знаний, 2022 – 454 с.
2. Павлова, Е.И Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.И.
Павлова, В.К. Новиков. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 190 с.
3. Еремченко, О.З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального
образования / О.З. Еремченко. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 236
с.
4. Блинов, Л.Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Н.
Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча; под общей редакцией Л.Н. Блинова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2022. – 208 с.
5. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В.Графкина, Е.Е.
Сдабнякова. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. – 208 с.
6. Несмелова, Н.Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Н.Н. Несмелова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 157 с.
7. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей:
учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А.Г. Резанов, О.Е.
Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016 / - 336 с.

20

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Общая
компетенция

ок 02

ок 01

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка структурно-функциональная
единица живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

ок 02

Структурно-функциональная
организация клеток

ок 01
ок 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

ок 04

ок 02

Обмен веществ и превращение
энергии в клетке

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа «Молекулярный
уровень организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых в
развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения, животные,
грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты,
хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена веществ
21

ок 02
ок 04
ок 02
ок 04
ок 02
ок 02
ок 04

ок 02
ок 04

ок 01
ок 02

ок 01
ок 02
ок 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и функции
организма

Контрольная работа /JСтроение и
функции организма"

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты тканей,
органов и систем органов организмов
(растения, животные, человек) с
краткой характеристикой их функций

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

Онтогенез растений, животных и Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)
Закономерности наследования

Сцепленное наследование
признаков

Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при моно, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания
Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

Закономерности изменчивости

Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче наследственных
признаков, составление
генотипических схем скрещивания

Раздел 3. Теория эволюции

Контрольная работа "Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле"
22

ок 02
ок 04
ок 02

ок 04

ок 02

ок 04

ок 01
ок 02
ок 07
ок 01
ок 02
ок 07

ок 01
ок 02
ок 07
ок 01
ок 02
ок 04
ок 07
ок 02
ок 04
ок 07

ок 01
ок 02
ок 04

История эволюционного учения. Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Микроэволюция
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения
Макроэволюция. Возникновение Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
и развитие жизни на Земле
биологической терминологии и
символики для доказательства родства
организмов разных систематических
групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле
Происхождение человека антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
Экологические факторы и среды Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов
жизни
Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота веществ,
используя материалы лекции
Решение практика-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа "Отходы
производства"

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

Биотехнологии в жизни каждого Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях в
области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
23

ок 01
ок 02
ок 04

биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов
Промышленная биотехнология

ок 01
ок 02
ок 04

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

Социально-этические аспекты
биотехнологий

ок 01
ок 02
ок 04

Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

пк

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».