ФГОС ССО

ФГОС СОО (10 -11 классы)
Федеральный государственный
образовательный стандарт
среднего общего образования
(ФГОС СОО)

Приказ Минобрнауки России
от 17.05.2012 г. № 413
После общественного обсуждения в течение
года, с учётом замечаний и предложений,
поступивших на сайт ФГОС, а также от
группы по доработке стандарта под
руководством М.В.Ковальчука, ФГОС
среднего общего образования был утверждён
17 мая 2012 года приказом Минобрнауки
России и 7 июня 2012 года зарегистрирован
Минюстом России № 24480 .

1 раздел Стандарта

Общие положения.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 31.12.2014)

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
6) федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию
определенного уровня …, утверждённых федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты
и федеральные государственные требования, образовательные
стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и
(или) направленности;

Статья 11. ФЗ от 29.12.2012 N 273
раздел 1 Стандарта «Общие положения»
Федеральные государственные образовательные
стандарты … обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской
Федерации; 2) преемственность основных
образовательных программ; 3) вариативность содержания
образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования
образовательных программ различных уровня сложности
и направленности с учетом образовательных потребностей
и способностей обучающихся; 4) государственные
гарантии уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ и результатам их
освоения.

Статья 11. Федеральные государственные
образовательные стандарты и федеральные
государственные требования.
2. Федеральные государственные образовательные
стандарты … являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки обучающихся, освоивших
образовательные программы соответствующего уровня и
соответствующей направленности, независимо от формы
получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты
включают в себя требования к: 1) структуре основных
образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений) и их
объёму; 2) условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных
образовательных программ.

Статья 11. Федеральные государственные
образовательные стандарты и федеральные
государственные требования.
• 4. Федеральными государственными образовательными
стандартами устанавливаются сроки получения общего
образования… с учётом различных форм обучения,
образовательных технологий и особенностей отдельных
категорий обучающихся.
• 5. Федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования разрабатываются по
уровням образования…

ФГОС новые системные задачи
• разработка и реализация нового содержания образования
(профильность, интегрированные предметы, курсы )
• внедрение в образовательную практику новых видов учебной
деятельности (учебное исследование, проект )
• создание единой информационно -образовательной среды
образовательной организации
• организация и осуществление образовательного процесса,
обеспечивающего формирование у выпускников
компетентностей, соответствующих требованиям XXI века
• построение новых эффективных систем воспитания важнейших
качеств личности
• создание эффективных систем оценки качества образования
• подготовка учителя, способного овладеть технологиями,
обеспечивающими достижение планируемых результатов,
• создание условий для непрерывного профессионального
развития учителя.

Стандарт направлен на обеспечение:
•
•
•

•
•
•
•
•
•

единства образовательного пространства России посредством установления
единых требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП;
равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
реализации бесплатного образования в объёме ООП, предусматривающей
изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных
учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные
планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также
внеурочную деятельность;
воспитания и социализации обучающихся, социального и гражданского
становления;
преемственности ООП дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего, профессионального образования;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования основ оценки результатов освоения обучающимися ООП,
деятельности педагогических работников, образовательных организаций;
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни обучающихся;
государственных гарантий по соответствующему финансированию ООП,
реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

Основные характеристики Стандарта
• новый формат Стандарта (рамочный документ);
• новое содержание Стандарта (совокупность
требований);
• расширение функций Стандарта (образующий
элемент системы образования )
• расширение пользователей Стандарта (участники
образовательных отношений);
• новое методологическое основание
(системно - деятельностный подход )

Переход на компетентностную модель образования

«Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в
которых человек должен быть осведомлён и иметь практические навыки».

Системно-деятельностный подход

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Не столько передача ученикам знаний и опыта,
сколько организация их самостоятельной учебной деятельности.

Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования

Стандарт является основой для:
• разработки примерных основных образовательных программ
среднего общего образования;
• разработки программ учебных предметов, курсов, учебной
литературы, контрольно -измерительных материалов ;
• организации образовательной деятельности в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, реализующих
основную образовательную программу, независимо от их
организационно -правовых форм и подчиненности;
• проведения государственной итоговой и промежуточной
аттестации обучающихся ;
• построения системы внутреннего мониторинга качества
образования в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, ;
• аттестации педагогических работников;
• организации подготовки, профессиональной переподготовки и
повышения квалификации работников образования.

Стандарт ориентирован
на «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ»
Это должен
быть человек:

«Образование - общественно
значимое благо,
под которым понимается
целенаправленный процесс
воспитания и обучения…»
(ФЗ №273 от 29.12.2012г.
«Об образовании в РФ»)

• любящий свой край и свою Родину;
• осознающий и принимающий традиционные
ценности семьи, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
• креативный и критически мыслящий, активно и
целенаправленно познающий мир;
• владеющий основами научных методов познания
окружающего мира;
• осознающий себя личностью, социально активный,
уважающий закон и правопорядок;
• уважающий мнение других людей, умеющий вести
конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• осознанно выполняющий и пропагандирующий
правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни;
• подготовленный к осознанному выбору профессии;
• мотивированный на образование и
самообразование в течение всей своей жизни.

ВСЕГО

Стандарт создан для
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА:

•учеников,
•учителей,
•родителей,
•администрации ОО,
•управленцев,
•финансистов

Поэтому стандарт включает в себя требования:

• к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования;
• к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том
числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а
также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего
образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям.

Требования Стандарта
к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы, её структуре и условиям
реализации учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся при получении среднего
общего образования, включая образовательные
потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, а также
значимость данного уровня общего образования для
продолжения обучения в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность,
профессиональной деятельности и успешной
социализации.

2 раздел Стандарта

Требования
к результатам освоения ООП.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, правосознание, экологическую культуру,
способность строить жизненные планы
метапредметным, включающим освоенные обучающимися
межпредметные понятия и УУД (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их
использования в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности, способность к построению
индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
предметным, включающим освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения, специфические
для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка

Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная);
границы собственного
знания и «незнания»

Регулятивные:

Основы системы
научных знаний

Коммуникативные:

Опыт «предметной»
деятельности
по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:

работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знакосимволических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установления аналогий,
подведения под понятие

Предметные и
метапредметные
действия
с учебным материалом

Требования к результатам освоения ООП
Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)

российскую гражданскую идентичность …
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества…
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения …
сформированность основ саморазвития и самовоспитания …
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире …
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми …
нравственное сознание и поведение …
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию …
эстетическое отношение к миру …
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни …
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью …
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов …
сформированность экологического мышления …
ответственное отношение к созданию семьи …

Требования к результатам освоения ООП
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Метапредметные результаты освоения ООП должны отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности …
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности..
владение навыками познавательной, учебно -исследовательской и
проектной деятельности …
готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности …
умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий …
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения …
владение языковыми средствами …
владение навыками познавательной рефлексии …

Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы
Результаты освоения
не только учебных предметов,
но ВСЕГО КОМПЛЕКСА
ООП
Не оцениваются,
а только фиксируются

Личностностные

Метапредметные
Оцениваются

Предметные

Требования к результатам освоения ООП
Предметные результаты освоения ООП
устанавливаются для учебных предметов на базовом и
углубленном уровнях.
Предметные результаты … на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
Предметные результаты … на углубленном уровне ориентированы
преимущественно на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных
способностей обучающихся …
Предметные результаты освоения интегрированных учебных
предметов ориентированы на формирование целостных
представлений о мире и общей культуры обучающихся …
Предметные результаты освоения ООП должны обеспечивать
возможность дальнейшего успешного профессионального
обучения или профессиональной деятельности.

Требования к результатам освоения ООП
Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору
обучающихся должно обеспечить:
• удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
• общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении
среднего общего образования;
• развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно -смысловой сферы;
• развитие навыков самообразования и самопроектирования;
• углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной
области научного знания или вида деятельности;
• совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения
обучающихся.

Требования к результатам освоения ООП
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального (ых) проекта (ов).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой
избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно
-исследовательской, социальной, художественно - творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого
учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.

Требования к результатам освоения ООП
Освоение обучающимися ООП завершается обязательной
государственной итоговой аттестацией выпускников.
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших
основную образовательную программу, проводится в форме ЕГЭ
по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным
предметам:
«Русский язык и литература»;
«Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»;
«Иностранный язык».
Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый
или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться
государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ.
Допускается прохождение обучающимися государственной
итоговой аттестации по завершению изучения отдельных учебных
предметов на базовом уровне после 10 класса.

3 раздел Стандарта

Требования
к структуре ООП.

Требования к структуре основной
образовательной программы
Основная образовательная программа определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательной деятельности при
получении среднего общего образования и реализуется
организацией, осуществляющей образовательную
деятельность через урочную и внеурочную деятельность с
соблюдением требований государственных санитарно эпидемиологических правил и нормативов
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3
марта 2011 г., регистрационный № 19993. Российская газета, 2011, № 54)

Требования к структуре основной
образовательной программы
Основная образовательная программа должна содержать три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты
реализации ООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП;
систему оценки результатов освоения ООП.
Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и
включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу воспитания и социализации обучающихся ;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел должен включать:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
систему условий реализации ООП.
Основная образовательная программа разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учётом
примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Требования к структуре основной
образовательной программы
ТРЕБОВАНИЯ

Требования к структуре основной
образовательной программы
• ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
• Обязател ь н а я ч а сть О О П опред ел я ет сод ерж а н и е
образования общенациональной значимости и составляет
60%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, – 40% от общего объёма ООП.
• Разработанная организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, основная образовательная
программа должна обеспечивать достижение
обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными
Стандартом.

Требования к целевому разделу ООП
Пояснительная записка должна раскрывать:
•
•
•
•

1) цели и задачи реализации ООП,;
2) принципы и подходы к формированию ООП;
3) общую характеристику ООП;
4) общие подходы к организации внеурочной
деятельности.

Требования к целевому разделу ООП
Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программ ы должны:
1. обеспечивать связь между требованиями Стандарта,
образовательной деятельностью и системой оценки
результатов освоения ООП;
2. являться содержательной и критериальной основой
для разработки рабочих программ учебных
предметов, курсов, рабочих программ курсов
внеурочной деятельности, программ развития УУД,
воспитания и социализации, а также для системы
оценки качества освоения обучающимися ООП в
соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к целевому разделу ООП
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения ООП
должна включать описание:
1) организации и форм представления и учёта результатов
промежуточной аттестации обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности;
2) организации, содержания и критериев оценки
результатов по учебным предметам, выносимым
на ГИА;
3) организации, критериев оценки и форм представления и
учёта результатов оценки учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся.

Требования к содержательному разделу ООП
Программа развития УУД должна содержать:
•
•
•
•
•
•
•
•

1) цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся;
2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их
связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной
деятельностью,
3) типовые задачи по формированию УУД;
4) описание особенностей учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
5) описание основных направлений учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
6) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности;
7) описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся;
8) методику и инструментарий оценки успешности освоения и
применения обучающимися УУД.

Требования к содержательному разделу ООП
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе
внеурочной деятельности должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности;
• ) тематическое планирование

Требования к содержательному разделу ООП
Программа воспитания и социализации обучающихся
должна обеспечивать:

• достижение выпускниками личностных результатов
освоения основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта;
• формирование уклада школьной жизни на основе базовых
национальных ценностей российского общества,
учитывающего историко-культурную и этническую
специфику региона, в котором находится образовательная
организация, а также потребности и индивидуальные
социальные инициативы обучающихся, особенности их
социального взаимодействия вне школы, характера
профессиональных предпочтений.

Требования к содержательному разделу ООП

Программа коррекционной работы
должна быть направлена
на создание комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с
учётом состояния их здоровья и особенностей
психофизического развития, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся с ОВЗ и инвалидов,
оказание им помощи в освоении ООП.

Организацинный раздел. Учебный план
Трёхсоставный
учебный план

Двусоставный
учебный план

Федеральный
компонент

Требования
Стандарта

Региональный
компонент

Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений

Компонент ОУ

Требования к организационному разделу ООП
• Учебный план среднего общего образования
является одним из основных механизмов,
обеспечивающих достижение обучающимися
результатов освоения ООП в соответствии с
требованиями Стандарта.
• Основная образовательная программа может
включать как один, так и несколько учебных
планов, в том числе учебные планы различных
профилей обучения.

Организационный раздел ООП

Учебный план определяет:
• нормативный срок освоения основной
образовательной программы среднего общего
образования – 2 года;
• количество учебных занятий за 2 года на
одного обучающегося – не менее 2170 часов
и не более 2590 часов (не более 37 часов в
неделю).
Продолжительность учебного года
предусматривается в объёме 35 недель.

Организационный раздел ООП
Учебный план предусматривает изучение обязательных
учебных предметов:
• учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей,
• дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и
• общих для включения во все учебные планы учебных
предметов, в том числе на углубленном уровне.
Образовательные программы среднего общего образования
реализуются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации. В период каникул
используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ,
создаваемых на базе организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и организаций
дополнительного образования.

Общие предметы :
Русский язык и литература
Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия
Иностранный язык
История (или Россия в мире)
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура

Это обязательный набор, от которого никто не вправе отказаться
в рамках любого профиля обучения.

Особенности учебного плана
в соответствии с ФГОС СОО:
• учебный план профиля обучения (кроме
универсального) должен содержать не менее 3(4)
учебных предметов на углубленном уровне изучения из
соответствующей профилю обучения предметной
области и (или) смежной с ней предметной области;
• акцент на развитие индивидуального образовательного
маршрута каждого школьника (возможность
формирования индивидуальных учебных планов,
включающих обязательные учебные предметы: учебные
предметы по выбору из обязательных предметных
областей (на базовом или углубленном уровне), в том
числе интегрированные учебные курсы.);
• в учебном плане предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального проекта.

Профили обучения:
•
•
•
•
•

естественно-научный
гуманитарный
социально-экономический
технологический
универсальный

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный
учебный план должны содержать 10 (11) учебных
предметов и предусматривать изучение не менее одного
учебного предмета из каждой предметной области,
определенной Стандартом.

Предметы по выбору:
•
•
•
•

«Филология и иностранный язык» (русский язык и литература,
русская словесность, родной язык и литература, иностранный язык);
«Общественные науки» («Россия в мире», история, обществознание,
география, экономика, право;
«Математика и информатика» (математика и информатика,
математика, информатика);
«Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология,
экология).

Старшеклассники должны будут выбрать не только предмет,
но и уровень его обучения: базовый или углубленный.

Учебный план
1. Профили обучения
естественнонаучный

гуманитарный

социальноэкономический

технологический

универсальный

2. Уровень изучения предмета
У (углубленный)

Б (базовый)

3. Обязательные предметные области

Филология
У или Б

русский язык и
литература

Иностранные
языки

У или Б
иностранный язык

Общественные
науки

У или Б
история; география;
экономика; право
Б
обществознание
Россия в мире

Математика и
информатика
У или Б
математика;
информатика

Естественные
науки
У или Б
физика;
химия;
биология
Б
естествознание

ФЗК, экология
и ОБЖ
Б

4.Дополнительные учебные предметы и курсы по выбору: астрономия;
психология; дизайн; технология; искусство; история родного края и др.

5. Индивидуальный проект

ФЗК;
ОБЖ;
экология

Учебный план
• Учебный план включает в себя также учебные
предметы из обязательных предметных областей (на
базовом или углубленном уровне), в том числе
интегрированные учебные предметы «Естествознание»,
«Обществознание», «Россия в мире», «Экология».
• В учебные планы могут быть включены
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся, предлагаемые организацией,
осуществляющей образовательную деятельность
(например, «Астрономия», «Искусство», «Психология»,
«Технология», «Дизайн», «История родного края»,
«Экология моего края») в соответствии со спецификой
и возможностями организации, осуществляющей
образовательную деятельность

План внеурочной деятельности

Организация, осуществляющая
образовательную деятельность,
самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность (до 700 часов за два года обучения)
«Основная образовательная программа среднего общего образования
реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов» (ФГОС СОО).

Изменение взгляда на внеурочную деятельность
Раньше

Теперь

Вся деятельность
учащихся за
пределами
расписания

Вся деятельность
учащихся,
проходящая в формах,
отличных от урочной
деятельности

Внеурочная деятельность может осуществляться через:
часть учебного плана (образовательные модули, спецкурсы, НОУ,
проекты и исследования, практикумы и пр.);
«Деятельность учащихся по выполнению индивидуальных и групповых
проектов должна быть включена в расписание »

дополнительные образовательные программы ОУ (система
дополнительного образования);
программы учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы
соревнования и пр.);
деятельность иных педагогических работников (педагогаорганизатора, соц. педагога, вожатого и пр.).

Организационный раздел ООП
Система условий реализации ООП должна содержать:
• описание имеющихся условий: кадровых, психологопедагогических, финансовых, материально-технических,
информационно-методических;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся
условиях в соответствии с ООП среднего общего
образования;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе
условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию
необходимой системы условий;
• контроль за состоянием системы условий.

4 раздел Стандарта

Требования
к условиям реализации ООП.

Требования к условиям получения
общего образования

представляют совокупность условий
(материально-технических, финансовых,
учебно-методических, кадровых и других
ресурсов), необходимых и рекомендуемых
для обеспечения реализации
соответствующих образовательных программ

ГОС (2004 г)

ФГОС

Качество освоения стандарта 2004
года измерялось только освоением
предметных результатов.

Специфика требований к
результатам стандарта нового
поколения представляет три группы
результатов:
- личностные,
- метапредметные,
- предметные.

Не учитывали желания и
предпочтения населения
к получению общего образования.

Стандарт подразумевает ориентацию
на желания и потребности учащихся
и их родителей, подразумевает уход от
перегрузки обучающихся за счет
разумного выбора ими необходимых
предметов, курсов и кружков.
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность

ГОС (2004 г)

ФГОС

Качество освоения стандарта 2004
года измерялось только освоением
предметных результатов.

Специфика требований к
результатам стандарта нового
поколения представляет три группы
результатов:
- личностные,
- метапредметные,
- предметные.

Не учитывали желания и
предпочтения населения
к получению общего образования.

Стандарт подразумевает ориентацию
на желания и потребности учащихся
и их родителей, подразумевает уход от
перегрузки обучающихся за счет
разумного выбора ими необходимых
предметов, курсов и кружков.
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».