Положение о наставничестве техникума

Приложение 2
к приказу от 14.01.2021 г. № 1-Н

Частное профессиональное образовательное учреждение
Социально-технологический техникум
Утвержден приказом
директора техникума
от «__14___» ___01__ 2021
№____1-ОС______
Регистрационный № __157_

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ЧПОУ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ
ТЕХНИКУМЕ.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в ЧПОУ Социально-технологическом
техникуме (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25
декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества ЧПОУ Социально-технологическом техникуме
(далее техникум, разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных
проектов
"Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)"
национального проекта
"Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования

навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через

взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Координатор - сотрудник, который отвечает за организацию программы
наставничества.
2.7. Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров,
который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой,
формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,

необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.9. Благодарный выпускник - выпускник, который ощущает эмоциональную связь с ней,

чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
3.

Цели и задачи наставничества

3.1 Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание
условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и
профессиональной
ориентации
всех обучающихся,
педагогических
работников (далее - педагоги)
3.2 Основными задачами наставничества являются:
• разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
• разработка и реализация программ наставничества;
• реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
• инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
• осуществление персонифицированного учета обучающихся и педагогов,
участвующих в программах наставничества;
• проведение внутреннего мониторинга реализации и
эффективности
программ наставничества;
• формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
• обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1 Наставничество организуется на основании приказа директора.
4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора.
4.3 Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и
кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.4 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором,
координатором, куратором, педагогам и иными лицами, располагающими
информацией о потребностях педагогов и обучающихся - будущих участников
программы.

4.5 Наставляемым могут быть обучающиеся:
• проявившие выдающиеся способности;
• демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
• с ограниченными возможностями здоровья;
• попавшие в трудную жизненную ситуацию;
4.6 Наставляемыми могут быть педагоги:
• молодые специалисты;
• находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
• находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
• желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
 Наставниками могут быть:
• обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
• педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
• родители обучающихся;
• сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
• успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
• ветераны педагогического труда.
4.8 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей техникума в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся.
4.9 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.10 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных
от совершеннолетних участников программы
4.11 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
5. Реализация целевой модели наставничества.

5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей в целевой модели наставничества рассматриваются
формы наставничества. (Например, «Студент – студент», «Преподаватель –
преподаватель», «Преподаватель – студент» и тд)
5.2 Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете.
5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый:
• Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
• Регулярные встречи наставника и наставляемого.
• Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
 Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение срока обучения.
 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи – планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе

наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
•
•
•
•
•
•
•

7. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава техникума, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
ним долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывает на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

•

Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.

•

Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора

•

Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.

•
•
•
•
•
•
•
•

8. Права наставника:
Вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию работы, связанной с
наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Получать психологическое сопровождение.
9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава техникума, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию работы, связанной с
наставничеством.

•
•
•

Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

•
•
•
•
•
•
•
•

Мероприятия по популяризации роли наставника.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение
конкурсов профессионального
мастерства "Наставник года",
"Наставник + ".
Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития
техникума.
12. Документы, регламентирующие наставничество
•
•
•
•
•
•

К документам, регламентирующим деятельность
наставников, относятся:
Положение о наставничестве в техникуме
Приказ директора о внедрении целевой модели
наставничества;
Целевая модель наставничества .
Дорожная карта внедрения системы наставничества .
Приказ о назначение координатора внедрения Целевой модели наставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».