Приложение 2 к приказу от 14.01.2021 г. № 1-Н Частное профессиональное образовательное учреждение Социально-технологический техникум Утвержден приказом директора техникума от «__14___» ___01__ 2021 №____1-ОС______ Регистрационный № __157_ ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ЧПОУ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в ЧПОУ Социально-технологическом техникуме (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества ЧПОУ Социально-технологическом техникуме (далее техникум, разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование". 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Координатор - сотрудник, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Куратор сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. 2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.9. Благодарный выпускник - выпускник, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1 Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) 3.2 Основными задачами наставничества являются: • разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; • разработка и реализация программ наставничества; • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; • осуществление персонифицированного учета обучающихся и педагогов, участвующих в программах наставничества; • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества; • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1 Наставничество организуется на основании приказа директора. 4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора. 4.3 Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.4 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором, координатором, куратором, педагогам и иными лицами, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся - будущих участников программы. 4.5 Наставляемым могут быть обучающиеся: • проявившие выдающиеся способности; • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; • с ограниченными возможностями здоровья; • попавшие в трудную жизненную ситуацию; 4.6 Наставляемыми могут быть педагоги: • молодые специалисты; • находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; • находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; • желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. Наставниками могут быть: • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; • родители обучающихся; • сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; • успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; • ветераны педагогического труда. 4.8 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей техникума в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся. 4.9 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.10 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы 4.11 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Студент – студент», «Преподаватель – преподаватель», «Преподаватель – студент» и тд) 5.2 Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете. 5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый: • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. • Регулярные встречи наставника и наставляемого. • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение срока обучения. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. • • • • • • • 7. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава техникума, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. • • • • • • • • 8. Права наставника: Вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Получать психологическое сопровождение. 9. Обязанности наставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава техникума, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого: Вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • • • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. • • • • • • • • Мероприятия по популяризации роли наставника. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение конкурсов профессионального мастерства "Наставник года", "Наставник + ". Создание на сайте методической копилки с программами наставничества. Доска почета «Лучшие наставники». Награждение грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития техникума. 12. Документы, регламентирующие наставничество • • • • • • К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве в техникуме Приказ директора о внедрении целевой модели наставничества; Целевая модель наставничества . Дорожная карта внедрения системы наставничества . Приказ о назначение координатора внедрения Целевой модели наставничества.