2021 год 40.02.01 ОПОП ППССЗ Право-и-организация-социального-обеспечения

ЧПОУ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Утвержден приказом
директора техникума
от «___22__» __06___ 2021
№____1______

Основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по подготовке специалистов среднего звена
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(базовая подготовка)

КВАЛИФИКАЦИЯ: ЮРИСТ

В-Салда 2021 г.

ОПОП ППССЗ разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта по специальности

40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Организация-разработчик: ЧПОУ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Разработчики:

Макарова Л.Г. - ДИРЕКТОР
Кондрашов П.Н – КАНДИДАТ НАУК

Рассмотрено и одобрено
на заседании метод совета
Протокол № __5__ от
«_22_» ___05___ 2021_ г.

Изменения, внесенные в ППССЗ (начало обучения – 2021 год)

№

Документ ППССЗ

Содержание изменения

Кем внесено

1.

Учебный план

Введены новые
дисциплины

педсовет

2

Вариативные дисциплины

Созданы рабочие
программы

Метод совет

3

Разработана программа
воспитания на 2021 год

Новая программа

Педсовет

Программа практики

Созданы новые программы

4

студсовет
Педсовет
студсовет

2

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения .............................................................................................................................. 3
1.1. Содержание программы ОПОП по подготовке специалистов среднего звена по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения ........................................ 3
1.2.Нормативные документы для разработки ОПОП по подготовке ППССЗ по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения .................................................................. 3
1.3.Общая характеристика ОПОП по подготовке ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения ................................................................................................ 4
1.4.Требования к абитуриенту .............................................................................................................. 5
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП по подготовке
ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения..................... 6
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника .............................................................. 6
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника ............................................................. 6
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника ................................................................... 6
3. Компетенции выпускника ОПОП по подготовке ППССЗ по специальности 40.02.01 Право
и организация социального обеспечения ............................................................................................. 6
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
при реализации ОПОП по подготовке ППССЗ специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения ...................................................................................................................... 9
5. Ресурсное обеспечение ОПОП по подготовке ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения ................................................................................................ 14
6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися
ОПОП по подготовке ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения ............................................................................................................................................ 16
7. Характеристики среды техникума, обеспечивающей развитие общекультурных и
социально-личностных компетенций выпускников ........................................................................... 17
8. Возможности продолжения образования выпускника ................................................................... 18
Приложения
Приложение 1. Матрица соответствия компетенций и составных частей ППССЗ по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Приложение 2. Учебный план по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения
Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и
профессиональных модулей …
Приложение 4. Рабочие программы практики
Приложение 5. Программа ГИА
Приложение 6. Фонд оценочных средств
Приложение 7 Программа воспитания

4

1. Общие положения
1.1. Содержание программы ОПОП по подготовке специалистов среднего звена
ОПОП по подготовке специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, реализуемая в ЧПОУ
СТТ, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную учебным
заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 12.05.2014 N508 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2014,
регистрационный N33324).
ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии
реализация образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной
специальности и включает в себя: календарный учебный график, рабочий учебный план,
рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и
производственной практики и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующей образовательной технологии.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов,
состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных
модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов,
обеспечивающих качество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной
образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности
обучающихся и работников техникума.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности 40.02.01
Право и организация социального обеспечения
Нормативную правовую базу разработки ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения и составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года № 506);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»
Письмо Минобразования РФ от 20.10. 2010 г. N 12-696 "О разъяснениях по
формированию учебного плана основных профессиональных образовательных программ НПО
и СПО»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г.
№ 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования для использования в работе профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования»
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования";
5

Приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 "О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464";
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 "Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ";
Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 "Об утверждении порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования";
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 "Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их
дубликатов";
.
1.3. Общая характеристика ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения
1.3.1. Целью (миссия) ППССЗ среднего профессионального образования является
развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной
специальности. ППССЗ ориентирована на реализацию следующих принципов:
− приоритет практикоориентированных знаний выпускника;
− ориентация на развитие местного и регионального сообщества; -формирование
потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной
сфере, в том числе и к продолжению образования;
− формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в
нестандартных ситуациях.
1.3.2. Срок освоения ППССЗ базовой подготовки специальности и присваиваемая
квалификация: Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования базовой подготовки и присваиваемая
квалификация приводятся в таблице:
Образовательная база
приема

Наименование
Нормативный срок
квалификации базовой
освоения ППССЗ
подготовки
базовой подготовки
ОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
на базе среднего общего юрист
1 год 10 месяцев
образования
на базе основного
юрист
2 года 10 месяцев
общего образования
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
на базе среднего общего юрист
2 года 10 месяцев
образования

6

N
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.3.3. Трудоемкость ППССЗ специальности при очной форме получения образования
(базовая подготовка на базе среднего общего образования)
I. Общая структура основной образовательной
Единица
Значение
программы
измерения
сведений
Учебные циклы (профессиональные модули,
академические
2196
междисциплинарные курсы, дисциплины), суммарно
часы
академические
Обязательная часть учебных циклов, суммарно
1512
часы
академические
Вариативная часть учебных циклов, суммарно
684
часы
Практики, суммарно
недели
12
Государственная итоговая аттестация, суммарно
недели
6
Общий объем основной образовательной программы
недели
95
1.4. Требования к абитуриенту

Правила приема разрабатываются ежегодно в соответствии:
− Законами РФ «Об образовании в Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами Минобрнауки Российской Федерации.
− Уставом .

7

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ППССЗ по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника: реализация правовых
норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному
обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите
населения
2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
− документы правового характера;
− базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных
категорий
− граждан и семей, состоящих на учете;
− пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к компетенциям
органов и учреждений
− социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской
Федерации;
− государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям и категориям
граждан,
− нуждающимся в социальной поддержке и защите
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
Юрист (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
−
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
−
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты
населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Компетенции выпускника ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения
3.1. Юрист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
8

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы
и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
3.2. Юрист (базовой подготовки) должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций,
других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан,
нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат,
используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и
других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других
социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет,
используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами,
категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите
3.3 Структура основной профессиональной образовательной программы
ППССЗ имеет следующую структуру:
Код УД,

Наименование дисциплины, МДК

ПМ, МДК
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
ОГСЭ.01.

Основы философии

ОГСЭ.02.

История

ОГСЭ.03.

Иностранный язык

ОГСЭ.04.

Физическая культура

ОГСЭ.05

Основы финансовой грамотности
Математический и общий естественнонаучный цикл

9

ЕН.01.

Математика

ЕН.02.

Информатика
Профессиональный цикл
Общепрофессиональные дисциплины

ОП.01.

Теория государства и права

ОП.02.

Конституционное право

ОП.03.

Административное право

ОП.04.

Основы экологического права

ОП.05.

Трудовое право

ОП.06.

Гражданское право

ОП.07.

Семейное право

ОП.08.

Гражданский процесс

ОП.09.

Страховое дело

ОП.10.

Статистика

ОП.11.

Экономика организации

ОП.12.

Менеджмент

ОП.13.

Документационное обеспечение управления

ОП.14.

Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОП.15.

Безопасность жизнедеятельности

ОП.16.

Уголовное право

ОП.17

Основы предпринимательской деятельности
Профессиональные модули

ПМ.01

Обеспечение реализации прав граждан
обеспечения и социальной защиты

в

сфере

пенсионного

МДК.01.01.

Право социального обеспечения

МДК.01.02.

Психология социально-правовой деятельности

ПП.01.

Производственная практика

ПМ.02

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной

10

защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской
Федерации
МДК.02.01.

Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения
и органов ПФР

ПП.02.

Производственная практика

ПДП.00. Производственная практика (преддипломная)
ПА.00 Промежуточная аттестация
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы
Распределение вариативной части
Часы вариативной части в объеме 1026 часов распределены в структуре ППССЗ
следующим образом: Основы финансовой грамотности- 42ч, Уголовное право-175ч, Основы
предпринимательской деятельности -126ч, 683 час использован на углубление теоретической и
практической составляющих обязательной части учебных циклов
Матрица соответствия компетенций, составных частей ППССЗ представлена в
Приложении 1.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения
Организация образовательного процесса при реализации данной ППССЗ
регламентируется:
− календарным учебным графиком ,
− учебным планом специальности;
− рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;
− рабочими программами учебных и производственных практик;
− методическими материалами, обеспечивающими качество профессиональной
подготовки и воспитания обучающихся в соответствии с выбранными образовательными
технологиями.
4.1. Календарный учебный график
В Календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки,
включая теоретическое обучение, учебную и производственную практику, промежуточные и
итоговую аттестацию, каникулы.
Календарный учебный график и учебный план представлены в Приложении 2.
11

4.2. Учебный план подготовки выпускника по специальности
При составлении учебного плана ППССЗ по специальности реализованы общие
требования к условиям реализации ППССЗ, сформулированные в ФГОС СПО по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и
разделов ППССЗ (учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и
производственной практик), обеспечивающих формирование общих и профессиональных
компетенций. Указана общая и аудиторная трудоемкость учебных дисциплин, модулей,
практик в часах (и или в неделях).
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часов в неделю,
включая все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки.
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки при очной форме
обучения составляет 36 академических часов в неделю.
При реализации ППССЗ по специальности применяются основные виды обязательных
учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие,
контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная
практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) и другие виды учебных
занятий.
Самостоятельная работа организуется в форме выполнения курсовых работ,
индивидуальных заданий, подготовки докладов, конспектов, сообщений и рефератов,
самостоятельного изучения отдельных дидактических единиц и т.д.
Консультации для обучающихся по очной форме предусматриваются в объеме 100 часов
на учебную группу (25 чел) на каждый учебный год. Формы проведения консультаций
(групповые, индивидуальные, письменные, устные).
ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение:
учебных циклов:
ОГСЭ.00 - общего гуманитарного и социально-экономического;
ЕН.00 - математического и общего естественнонаучного;
ОП –общепрофессионального;
ПМ –профессиональных модулей:
разделов: УП.00 -учебная практика; ПП.00- производственная практика (по профилю
специальности);
ПДП.00 - производственная практика (преддипломная);
ГИА - государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной
квалификационной работы)
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий
естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав
профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов (МДК).
При освоении обучающимися профессиональных модулей проводится учебная практика.
Умения и знания, углубляются и расширяются в процессе изучения учебных дисциплин
таких циклов ППССЗ, как «Общий гуманитарный и социально-экономический»,
«Математический и общий естественнонаучный», а также отдельных учебных дисциплин и
профессиональных модулей «Профессионального цикла».
В целях расширения и углубления профессиональной подготовки, определяемой
содержанием обязательной части ППССЗ специальности, получения дополнительных умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника на региональном
рынке труда организаций (предприятий) социальной сферы, а также создания возможностей
для дальнейшего продолжения образования по программам высшего профессионального
образования (бакалавриат), объем времени, отведенный ФГОС на вариативную часть циклов
12

направлен на:
−
увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной
части;

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и
профессиональных модулей
Образовательный процесс по реализации ППССЗ специальности регламентируется
Рабочими программами учебных дисциплины и междисциплинарных курсов; нормативными
документами, определяющими место учебной дисциплины или междисциплинарного курса в
подготовке специалиста; требованиями к знаниям, умениям и формируемым компетенциям в
области определенной учебной дисциплины или междисциплинарного курса, содержание
учебного материала и последовательность его изучения, способы проверки результатов
обучения, перечень и содержание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу.
Рабочие программы сформированы по всем учебным дисциплинам и междисциплинарным
курсам.
Нормативно-методической базой и источниками для формирования Рабочих программ
учебных дисциплин и междисциплинарных курсов явились Федеральный государственный
образовательный стандарт СПО по специальности подготовки и Рабочий учебный план ППССЗ
специальности СПО базовой.
Рабочие программы учебной дисциплины и междисциплинарных курсов разработаны
преподавателем (коллективом преподавателей), ведущими данную дисциплину (МДК), в
рамках утвержденной структуры (макета программы) и в соответствии с разъяснениями
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Министерства просвещения Российской Федерации.
Ежегодно, до начала учебного года, в Рабочие программы вносятся изменения и
дополнения с учетом развития науки, техники, культуры, технологий социальной работы, а
также в случае изменения ФГОС СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
или Учебного плана специальности.
Аннотации программ дисциплин, профессиональных модулей
Аннотации программ дисциплин
Дисциплина
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основные категории и понятия философии;
– роль философии в жизни человека и общества;
– основы философского учения о бытии;

13

–
–
–

сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
– о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Дисциплина
«ИСТОРИЯ»

Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
−
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в
России и мире;
−
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
−
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI
вв.);
−
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в
конце XX - начале XXI в.;
−
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
−
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности;
−
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
−
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
Дисциплина
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
−
общаться устно и письменно на иностранном языке на профессиональные и
повседневные темы;
−
переводить со словарем иностранные тексты профессиональной направленности;
−
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный
запас.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
− лексический (1200-1400 лексических единиц) грамматический минимум, необходимый
для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной
направленности.
Дисциплина
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
14

Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
– использовать физкультурно - оздоровительную деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии
человека;
– основы здорового образа жизни.
Дисциплина
Основы финансовой грамотности
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
- приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из
различных источников;
- развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
-расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного
бизнеса.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
- Экономические явления и процессы общественной жизни.
- Структуру семейного бюджета и экономику семьи.
- Депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о
кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане.
- Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных
пенсионных накоплений.
- Сферы применения различных форм денег.
- Основные элементы банковской системы.
- Виды платежных средств.
- Страхование и его виды.
- Налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация).
- Правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.
- Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
уметь:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
15

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически
рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег;
- использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным
банкингом, онлайн-банкингом.
- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании,
сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и
ответственности;
- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных
предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении
стоимости кредита.
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков,
рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом.

Дисциплина
«МАТЕМАТИКА»
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– решать задачи на отыскание производной сложной функции, производных второго и
высшего порядков;
– применять основные методы интегрирования при решении задач;
– применять методы математического анализа при решении задач прикладного
характера, в том числе профессиональной направленности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные понятия и методы математического анализа;
– основные численные методы решения прикладных задач.
Дисциплина
«ИНФОРМАТИКА»
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
–
использовать базовые системные программные продукты;
–
использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки
текстовой, графической, числовой информации
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
–
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных
систем;
–
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
Дисциплина
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

16

–

применять теоретические положения при изучении специальных юридических
дисциплин;
–
оперировать юридическими понятиями и категориями;
–
применять на практике нормы различных отраслей права.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
–
закономерности возникновения и функционирования государства и права;
–
основы правового государства;
–
основные типы современных правовых систем
–
понятие, типы и формы государства и права;
–
роль государства в политической системе общества;
–
систему права Российской Федерации и ее элементы;
–
формы реализации права;
–
понятие и виды правоотношений;
–
виды правонарушений и юридической ответственности.
Дисциплина
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
звена.

Дисциплина входит в общепрофессиональный

подготовки специалистов среднего

Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–
работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной
литературой;
–
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционноправовым отношениям;
–
применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–
основные теоретические понятия и положения конституционного права;
–
содержание Конституции РФ;
–
особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;
–
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
–
избирательную систему РФ;
–
систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской
Федерации.
Дисциплина
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–
отграничивать исполнительную (административную) деятельность от иных видов
государственной деятельности;
–
составлять различные административно-правовые документы;
–
выделять субъекты исполнительно-распорядительной деятельности из числа иных;
–
выделять административно-правовые отношения из числа иных правоотношений;
–
анализировать и применять на практике нормы административного законодательства;
–
оказывать консультационную помощь субъектам административных правоотношений;
–
логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по административноправовой проблематике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–
понятие и источники административного права;
–
понятие и виды административно-правовых норм;

17

–
–

понятия государственного управления и государственной службы;
состав
административного
правонарушения,
порядок
привлечения
к
административной ответственности, виды административных наказаний, понятие и виды
административно-правовых отношений;
–
понятие и виды субъектов административного права;
–
административно-правовой статус субъектов административного права.
Дисциплина
«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– толковать и применять нормы экологического права;
– анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим
правоотношениям;
– применять правовые нормы для решения практических ситуаций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– понятие и источники экологического права;
– экологические права и обязанности граждан;
– право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
– правовой механизм охраны окружающей среды;
– виды экологических правонарушений и ответственность за них.
Дисциплина
«ТРУДОВОЕ ПРАВО»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебныйциклпрограммы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять на практике нормы трудового законодательства;
– анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;
– анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;
– анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности
организации;
– оформлять трудовой договор и иные документы, регулирующие трудовые отношения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;
– содержание российского трудового права;
– основные положения о занятости в РФ, порядок и условия признания гражданина
безработным;
– права и обязанности работников и работодателей;
– порядок заключения, прекращения и изменения трудовых договоров;
– виды трудовых договоров;
– содержание трудовой дисциплины;
– порядок разрешения трудовых споров;
– виды рабочего времени и времени отдыха;
– формы и системы оплаты труда работников;
– основы охраны труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;
– основные положение о занятости в РФ, порядок и условия признания гражданина
безработным;
18

–
–
–
–

особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
способы и порядок защиты трудовых прав работников;
правовые особенности нормирования труда;
основные гарантии и компенсации связанные с трудовой деятельностью и обучением,
переобучением
Дисциплина
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

Дисциплина входит в общепрофессиональный учебныйциклпрограммы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических
ситуаций;
– составлять договоры, доверенности;
– оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
– анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
– логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой
тематике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– понятие и основные источники гражданского права;
– понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
– субъекты и объекты гражданского права;
– содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
– понятие, виды и условия действительности сделок;
– основные категории института представительства;
– понятие и правила исчисления сроков, в т.ч. срока исковой давности;
– юридическое понятие собственности; формы и виды собственности; основания
возникновения и прекращения права собственности, договорные и внедоговорные
обязательства;
– основные вопросы наследственного права;
– гражданско-правовая ответственность.
Дисциплина
«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
– составлять брачный договор и алиментное соглашение;
– оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
– анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные понятия и источники семейного права;
– содержание основных институтов семейного права.
Дисциплина
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
–
применять на практике нормы гражданско-процессуального права;
19

–
составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;
–
составлять и оформлять претензионно- исковую документацию;
–
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
–
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;
–
порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и
пересмотра решения суда;
–
формы защиты прав граждан и юридических лиц;
–
виды и порядок гражданского судопроизводства;
-

основные стадии гражданского процесса.
Дисциплина
«СТРАХОВОЕ ДЕЛО»

Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
–
оперировать страховыми понятиями и терминами;
–
заполнять страховые полисы и составлять типовые договоры страхования;
–
использовать законы и иные нормативные правовые акты в области страховой
деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
–
правовые основы осуществления страховой деятельности;
–
основные понятия и термины, применяемые в страховании, классификацию видов и
форм страхования;
–
правовые
основы
и
принципы
финансирования
фондов
обязательного
государственного социального страхования;
органы, осуществляющие государственное социальное страхование.
Дисциплина
«СТАТИСТИКА»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей
профессиональной деятельности;
– оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
– исчислять основные статистические показатели;
– проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолжензнать:
– законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и
ответственности за нарушение порядка ее представления;
– современную структуру органов государственной статистики;
– источники учета статистической информации;
– экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
– статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов,
происходящих в стране.
Дисциплина
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

20

Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности в
соответствии с принятой методологией;
–
оценивать эффективность использования основных ресурсов организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–
законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
организационно- хозяйственную деятельность организаций различных организационноправовых форм;
–
состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов
организации;
–
основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной
экономике;
–
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели
их эффективного использования;
–
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в
современных условиях;
–
экономику социальной сферы и ее особенности.
Дисциплина
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение
общих целей;
– принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед
структурным подразделением;
– мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в
соответствии с делегированными им полномочиями;
– применять приемы делового общения в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– особенности современного менеджмента;
– функции, виды и психологию менеджмента;
– основы организации работы коллектива исполнителей;
– принципы делового общения в коллективе;
– особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
– информационные технологии в сфере управления.
Дисциплина
«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины Документационное обеспечение управления обучающийся должен
уметь:
– оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с действующим
ГОСТом;
– осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов, контроль за их
исполнением;

21

– оформлять документы для передачи в архив организации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– понятие документа, его свойства, способы документирования;
– правила составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД);
– систему и типовую технологию документационного обеспечения управления (ДОУ);
– особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциального
делопроизводства
Дисциплина
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
обучающийся должен уметь:
– использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
– применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
– работать с информационными справочно-правовыми системами;
– использовать прикладные программы в профессиональной деятельности;
– работать с электронной почтой;
– использовать ресурсы локальных и глобальных сетей;
В результате освоения учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
обучающийся должен знать:
– состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их
использования в профессиональной деятельности;
– основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
– понятие информационных систем и информационных технологий;
– понятие правовой информации как среды информационной системы;
– назначение, возможности, структуру, принцип работы информационных справочноправовых систем;
– теоретические основы, виды и структуру баз данных;
– возможности сетевых технологий работы с информацией.
Дисциплина
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл программы подготовки
специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
– предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
– использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
– применять первичные средства пожаротушения;
– ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
– применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
– владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;

22

– оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
– основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
– основы военной службы и обороны государства;
– задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
– меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
– организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
– основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
– область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
–
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Дисциплина
Уголовное право

Учебная дисциплина «Уголовное право» относится к профессиональному циклу основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 40.02.01 Право
и организация социального обеспечения.
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять преступность деяний, нарушающих установленное законодательство Российской
Федерации; самостоятельно квалифицировать деяния в соответствии с Уголовным кодексом РФ;
самостоятельно пополнять свои знания и умения с учетом изменений в законодательстве, а также
совершенствовать навыки по практическому применению правовых норм.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и назначение уголовного права РФ, положения учения о преступлении и составе
преступления;
теоретические положения о принципах, институтах уголовного права; нормы
действующего уголовного законодательства РФ;
руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ о вопросам применения Уголовного
кодекса РФ;

Дисциплина
Основы предпринимательской деятельности

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы и
реализуется за счет вариативной части ФГОС СПО. Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных
рабочих и служащих / профессиональный цикл программы подготовки
23

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Знать:
- базовые определения, функции и задачи предпринимательства;
- сущность предпринимательской среды;
- историю развития предпринимательства в России;
- роль государства в развитии предпринимательской деятельности;
- различные способы создания предпринимательской организации;
- этапы организации собственного предприятия;
- механизм осуществления предпринимательской деятельности;
- этические нормы предпринимательской деятельности
Уметь:
- моделировать и корректировать предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса;
- разрабатывать бизнес-план предприятия;
- определять стратегию открываемого бизнеса;
- оценивать конъюнктуру рынка;
- определять эффективность бизнеса.

 Аннотации программ профессиональных модулей
Общая характеристика аннотаций программ
профессиональных модулей
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО
40.02.01Право и организация социального обеспечения предусматривает освоение следующих
профессиональных модулей:
1.Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной
защиты
2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты
населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Освоение каждого профессионального модуля завершается оценкой компетенций
студента в ходе квалификационного экзамена.
Профессиональный модуль
ПМ.01«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»
Обучение данному профессиональному модулю включает в себя изучение следующих
междисциплинарных курсов:
- МДК 01.01. Право социального обеспечения
- МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
студентами профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий,
компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям
граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат,
используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и

24

других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Производственная практика
профессионального модуля.

проводится

в

организациях

после

освоения

разделов

Содержание обучения по профессиональному модулю
Содержание междисциплинарного курса «Право социального обеспечения»:
Раздел 1. Организационно-правовые формы осуществления права на социальное
обеспечение
Раздел 2. Пенсионное законодательство РФ
Раздел 3. Социальное обеспечение и обслуживание в РФ
Содержание междисциплинарного курса «Психология социально-правовой деятельности»:
Тема 1. Общие основы психологии
Тема 2. Психические процессы и их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста
Тема 3. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста
Тема 4. Социально-психологический контакт с обеспечиваемыми и психологический
климат коллектива
Тема 5. Психологические основы деонтологии в социальном обеспечении
Профессиональный модуль
ПМ.02«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Обучение данному профессиональному модулю включает в себя изучение следующего
междисциплинарного курса:
- МДК 02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты
населения и органов ПФРФ.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
студентами профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и
других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет,
используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами,
категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Производственная практика
профессионального модуля.

проводится

в

организациях

после

освоения

разделов

Содержание обучения по профессиональному модулю
Содержание междисциплинарного курса «Организация работы органов и
учреждений социальной защиты населения и органов ПФРФ»:
Раздел 1 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения
Раздел 2 Организация деятельности территориальных органов социальной защиты
населения
Раздел 3 Организационное обеспечение деятельности органов пенсионного фонда
Российской федерации
Раздел 4 Организация работы районных и городских органов Пенсионного фонда РФ
Раздел 5 Основные направления организаторской деятельности органов социальной
25

защиты населения и Пенсионного фонда РФ

Рабочие программы представлены в Приложении 5.
4.4. Условия проведения производственной практик
Практика является обязательным разделом ППССЗ специальности, и представляет собой
вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Предусматриваются следующие виды практик:
производственная. В свою очередь,
производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и
преддипломной практики. Производственная практика проводятся в целях освоения
обучающимися профессиональных компетенций соответствующих видам профессиональной
деятельности специалиста.
Производственная практика (по профилю специальности и преддипломная) проводится
концентрированно в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки обучающихся. Организация и проведения всех видов практик, регламентируются
Положением о прохождении производственной практики студентами и соответствующими
Рабочими программами практик.
4.5. Государственная итоговая аттестация выпускника
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" итоговая аттестация выпускников, завершающих освоение ППССЗ среднего
профессионального образования, является обязательной.
Для выпускников
специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения проводится государственная итоговая аттестация. К государственной итоговой
аттестации допускается студенты, не имеющие академической задолженности и в полном
объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой
образовательной программе среднего профессионального образования. Государственная
итоговая аттестация выпускников проводится государственной экзаменационной комиссией в
целях определения соответствия результатов освоения выпускниками образовательных
программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования.
Формой государственной итоговой аттестации по ППССЗ является защита выпускной
квалификационной работы в виде дипломной работы. Темы и требования к содержанию,
объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются на основании
Порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников по программам
среднего профессионального образования, утвержденным Министерством просвещения
Российской Федерации.
Обязательным требованием для выпускной квалификационной работы является
соответствие ее тематики содержанию одному или нескольких профессиональных модулей. На
выполнение выпускной квалификационной работы в соответствии с ППССЗ специальности
предусмотрено 4 недели, на еѐ защиту - 2 недели.
Сроки проведения ГИА определяются Календарным учебным графиком на текущий
учебный год. Выпускникам, освоившим ППССЗ специальности в полном объеме и прошедшим
государственную итоговую аттестацию, выдается диплом государственного образца о среднем
профессиональном образовании соответствующего уровня
Процедура проведения государственной итоговой аттестации регламентируется
26

Программой государственной итоговой аттестации выпускников по специальности СПО
40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки, ежегодно
утверждаемой директором не позднее шести месяцев до проведения государственной
(итоговой) аттестации
Программа ГИА представлена в Приложении 5.

5. Ресурсное обеспечение ППССЗ по специальности
Ресурсное обеспечение ППССЗ специальности формируется на основе требований к
условиям реализации рабочих программ, определяемых ФГОС СПО по специальности 40.02.01
Право и организация социального обеспечения.
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация ППССЗ специальности обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими педагогическое базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых
дисциплин, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
К образовательному процессу привлекаются преподаватели, имеющие ученую степень и/или
ученое звание, а также действующие руководители и специалисты органов муниципального
управления, других профильных организаций, предприятий и учреждений. Преподаватели
регулярно повышают свою квалификацию

5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечена учебно-методической
документацией и материалами по всем дисциплинам (модулям) учебного плана. Основная
учебно-методическая литература, в программы дисциплин в качестве обязательной, включает в
основном учебные пособия с грифом Министерства просвещения РФ. Обеспеченность
основной учебной литературой находится в пределах установленного норматива. В качестве
дополнительной литературы используется фонд нормативных документов, сборники
законодательных актов, справочники, отраслевые журналы и другие издания
Наряду с учебниками по всем дисциплинам имеются учебные пособия, разработанные
преподавателями , которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный
учебными программами дисциплин. Учебный фонд регулярно пополняется, систематически
проводятся заказы на новые учебники, учебные пособия, ведется поиск учебной литературы по
прайс-листам и каталогам ведущих издательств, на основании чего и осуществляются заказы на
учебную литературу. Учебный процесс по дисциплинам имеет достаточное программноинформационное обеспечение. При проведении лекционных занятий используется
мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его
качество. Созданы электронные версии методических разработок преподавателей по изучению
дисциплин. Библиотечные фонды
имеют электронные варианты учебных планов
специальностей, электронные варианты методических разработок
по специальным
дисциплинам.
Используется справочно-правовая система «Консультант Плюс», ЭБС. Особое внимание
уделяется приобретению и использованию в учебном процессе по специальности прикладного
программного обеспечения, предназначенного для автоматизации
В техникуме имеется читальный зал. В читальном зале и библиотеке используются
персональные компьютеры. Наличие электронного каталога и подключение его к локальной
компьютерной сети дает возможность оперативно получить данные о запрашиваемом
источнике, библиографическую справку по интересующему вопросу, осуществить просмотр
бюллетеня новых поступлений.
27

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящего из материалов периодической печати. Обучающимся обеспечен доступ к
современным информационным системам: Росстата - www.gks.ru, Международная организации
труда - www.ilo.org, Информационным справочным и поисковым системам «Консультант
Плюс».
5.3. Материально – техническое обеспечение учебного процесса
Техникум реализует ППССЗ по направлению подготовки 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения, располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных Федеральным государственным
стандартом и учебным планом, соответствующей действующим санитарно-техническим
нормам. Для проведения аудиторных занятий (лекций, практических и лабораторных работ,
консультации и т.п.) техникум располагает достаточным объемом учебно-лабораторных
площадей, размещенных в едином учебном корпусе, оформленных в соответствии с
действующими санитарно-гигиеническими требованиями, противопожарными правилами и
нормами. Материально-техническая база включает компьютеры, объединенные в локальную
сеть и имеющие выход в Интернет.
Необходимый для реализации образовательной программы перечень материальнотехнического обеспечения включает в себя:
− лекционные
аудитории,
оснащенные
современным
видеопроекционным
оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие
выход в Интернет,
− лаборатории для проведения семинарских и практических занятий (оснащенные
мультимедийным и специальным оборудованием),
− библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с
доступом к базам данных, в локальную сеть колледжа и Интернет),
− компьютерные классы,
6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающимися ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена включает
текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию
обучающихся. Учебные дисциплины и профессиональные модули являются обязательными
для аттестации элементами ППССЗ, их освоение завершается одной из возможных форм
промежуточной аттестации.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются
фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции,
включающие: типовые задания, контрольные работы, планы практических заданий, зачетов и
экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых
работ, рефератов и др.
Контрольно-оценочные
представлены в Приложении .

средства

и

контрольно-измерительные

материалы

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
28

− оценка уровня освоения дисциплин;
− оценка компетенций обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, проведения промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
преподавателями и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от
начала обучения. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом учебном занятии.
Формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, классная контрольная
работа, практическая работа, лабораторная работа, зачет по теме, защита творческой работы,
портфолио и др.
Промежуточная аттестация студентов регламентируется Учебным планом, расписаниями
экзаменов, зачетов и рабочими программами учебных дисциплин (модулей), составленными в
соответствии с требованиями ФГОС по специальности. Каждый семестр, в соответствии с
Учебным планом и графиком учебного процесса на текущий учебный год, завершается
промежуточной (текущей) аттестацией - зачѐтно-экзаменационной сессией. На сессию
выносятся изучаемые по рабочему учебному плану в данном семестре учебные дисциплины и
междисциплинарные курсы. Экзаменационной сессии предшествуют промежуточная
аттестация в форме зачета, дифференцированного зачета , которая проводиться за счет часов,
отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального
модуля.
При реализации ППССЗ специальности приняты следующие формы промежуточной
аттестации: дифференцированный зачет, экзамен (устный) по отдельной дисциплине, экзамен
(письменный) по отдельной дисциплине, экзамен по междисциплинарному курсу, экзамен
квалификационный, курсовая работа.
Освоение ППССЗ по специальности, имеющей государственную аккредитацию
завершается государственной (итоговой) аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация
выпускников является обязательной и осуществляется по завершении освоения
образовательной программы в полном объеме. Государственная (итоговая) аттестация
выпускника осуществляется государственной экзаменационной комиссией.
Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы. Темы выпускных квалификационных работ должны
соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются на
основании Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по
программам СПО, утвержденным Минопросвещения России. На выполнение выпускной
квалификационной работы (ВКР) предусмотрено 4 недели, на еѐ защиту - 2 недели
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является
представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении
теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о
ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы)
олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест
прохождения преддипломной практики.
Выпускникам, освоившим ППССЗ специальности в полном объеме и прошедшим
государственную (итоговую) аттестацию, выдается диплом государственного образца о
среднем профессиональном образовании соответствующего уровня. Лицу, не завершившему
образование, не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на
государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка
установленного образца об обучении.
Нормативные документы, регламентирующие организацию учебного процесса и оценку
качества освоения ППССЗ по специальности:
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
29

− Положение о текущем контроле знаний и проведении промежуточной аттестации
студентов
− Положение о прохождении учебной и производственной практики студентами
.
7. Характеристики среды техникума, обеспечивающей развитие общекультурных и
социально-личностных компетенций выпускников
Воспитательные задачи техникума, вытекающие из гуманистического характера
образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в
совместной образовательной, научной, общественной и иной деятельности обучающихся и
преподавателей техникума. Воспитательная деятельность осуществляется системно через
учебный процесс, производственную практику и систему внеаудиторной работы.
Эффективность внеаудиторной работы обеспечивается формированием воспитательной
среды. Структура воспитательной среды техникума включает: среду творческих коллективов, в
которых студент участвует в выполнении НИР и проектов, среду творческих мастерских, ,
оздоровительную среду, информационную среду, среду самоуправления.
Среда творческих коллективов позволяет формулировать у студентов
общекультурные компетенции (способность совершенствовать и повышать свой
интеллектуальный и общекультурный уровень; способность проявлять инициативу;
способность адаптироваться к новым ситуациям). Развитие среды обеспечивают совместные
научные творческие коллективы, включая руководителей магистерских программ, научных
руководителей.
В оздоровительной среде студенты имеют возможность занятия спортом и
физкультурой. Обеспечивает ее развитие спортзал , где студенты имеют возможность
бесплатно заниматься в спортивных секциях, участвовать в волонтерских движениях, ходить в
туристические походы.
В среде творческих мастерских студенты имеют возможность развивать личные
творческие задатки. Среда создает условия для самореализации личности. Обеспечивает ее
развитие научно-исследовательской деятельности
Информационная среда создана для обеспечения информационно-консультационной
поддержки обучающихся. Центр трудоустройства – структура, призванная оказывать
информационно – консультационную поддержку обучающимся и выпускникам для построения
успешной карьеры, профессионального роста и развития. Центр занимается трудоустройством
студентов, сообщением им навыков, посредством которых выпускник мог бы трудоустроиться
самостоятельно. Основная цель деятельности Центра – формирование среды, которая позволит
выпускнику увидеть себя на рынке труда, сформулировать для себя конкретные задачи,
выбрать стратегию по достижению поставленных целей и на протяжении всего
профессионального пути успешно претворять в жизнь план своего карьерного роста, постоянно
переосмысливая его.
Среда самоуправления предназначена для развития управленческих навыков,
формирования компетенций социального взаимодействия, лидерство. Особенность
деятельности заключается в работе по нескольким направлениям, которые взаимно дополняют
друг друга. Такой подход позволяет работать как с отдельным студентом, так и с группой в
целом, создавать более благоприятные условия для формирования, как личности студента, так и
эффективных студенческих команд. Студенческий совет дает возможность обучающемуся
развивать лидерские качества будущего управленца, способного принимать обдуманные
решения и быть смелым и ответственным.
8. Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена по
30

специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, подготовлен:
−
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего
профессионального образования;
−
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего
профессионального образования по родственной специальности (направлению бакалавриата) в
сокращенные сроки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
3. Постановление Правительства Свердловской области от 09.04.2014г № 283-ПП «Об
утверждении Порядка перевода для получения образования по другой профессии,
специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в
государственных образовательных организациях свердловской области»
4. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013г. № 464 «Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования»
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674"Об утверждении
Положения об учебной практике (производственномобучении) и производственной
практике обучающихся, осваивающихосновные профессиональные образовательные
программы
начальногопрофессионального
образования".http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m674.html
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 673"Об утверждении
Положения об учебной и производственной практикестудентов (курсантов), осваивающих
основные профессиональныеобразовательные программы среднего профессионального
образования".http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m673.html
7. Базисные учебные планы по профессиям НПО, специальностям СПО
8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднегопрофессионального
образования (ФГОССПО), разработанные и утвержденныевпорядке, установленном
Правительством Российской Федерацииhttp://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/
9. Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплинначального
профессионального и среднего профессионального образования наосновеФедеральных
государственных образовательных стандартовначального профессионального и среднего
профессионального
образования.http://nnt.ugrasu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=262:prepodno
rm&

31

ПРИЛОЖЕНИЯ

32

Наименование программ,
предметных областей,
учебных циклов,
разделов, модулей,
дисциплин,
междисциплинарных
курсов
ОК-7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК-9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения
правовой базы
ОК-10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования
охраны труда

+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+
+

ОК-12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

ОК-11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические
основы общения, нормы и правила поведения

ОК-6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее
сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

1. Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Обязательная часть
ОГСЭ. 01 Основы
+
+
+
+
философии
ОГСЭ.02 История
+
+
+
+
ОГСЭ.04 Иностранный
+
+
+
+
язык
ОГСЭ.10 Физическая
+
культура
2. Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
Обязательная часть
ЕН.01 Информатика
+
+
+
+
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной
деятельности

ОК-4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития

ОК-3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество

ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Матрица соответствия компетенций
Общие компетенции

+

33

ЕН.02 Математика
+
+
3. Профессиональный учебный цикл
Обязательная часть
Общепрофессиональные дисциплины
ОП.01 Теория
государства и права
ОП.02 Конституционное
+
право
ОП.03
+
Административное право
ОП.04 Основы
+
экологического права
ОП.05 Трудовое право
+
+
ОП.06 Гражданское
+
право
ОП.07 Семейное право
+
ОП.08 Гражданский
+
+
процесс
ОП.10 Страховое дело
+
+
ОП.11 Статистика
+
ОП.12 Экономика
+
организации
ОП.13 Менеджмент
+
+
ОП.14
Документационное
+
+
обеспечение управления
ОП.16 Информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОП.25 Безопасность
жизнедеятельности
Профессиональные модули
ПМ 01 Обеспечение
реализации прав граждан
в сфере пенсионного
+
+
обеспечения и
социальной защиты
МДК 01.01 Право
+
социального обеспечения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
34

МДК 01.02 Психология
социально-правовой
деятельности
ПМ 02 Организационное
обеспечение
деятельности
учреждений социальной
защиты населения и
органов Пенсионного
фонда Российской
Федерации
МДК 02.01 Организация
работы органов
Пенсионного фонда
Российской Федерации,
органов и учреждений
социальной защиты
населения
5. Раздел
Практика
Практика для получения
первичных навыков
Производственная
практика (по профилю
специальности)
Квалификационная
практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

35

Наименование программ, предметных
областей, учебных циклов, разделов,
модулей, дисциплин,
междисциплинарных курсов
ПК 3.4 Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет
р необходимых
д
рдля принятия
уд
р
уц органом,
, должностным
р
,
документов,
решения
правомочным
лицом
арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях
единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочноПК 4.1 Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и
методы
ПК 4.2 Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам,
категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите
ПК 4.3 Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы
проявления) в муниципальном образовании
ПК 4.4 Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты
отдельных категорий граждан
ПК 4.5 Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных
организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения
ПК 4.6 Организовывать социологические исследования, обрабатывать результаты и планировать
мероприятия по обеспечению социальной защиты населения

ПК 3.3 Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с
использованием информационных справочно-правовых систем

ПК 3.2 Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных
интересов граждан

ПК 3.1 Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и
правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и
специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы

ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями
граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите

ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя
информационно-компьютерные технологии

ПК 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других
социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии

ПК 1.6 Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного
обеспечения и социальной защиты

ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других
социальных выплат

ПК 1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других
выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в
социальной защите
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные технологии

ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты

ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

Профессиональные компетенции

36

1. Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Обязательная часть
ОГСЭ. 01 Основы философии
ОГСЭ.02 История
ОГСЭ.04 Иностранный язык
ОГСЭ.10 Физическая культура
2. Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
Обязательная часть
ЕН.01 Информатика
ЕН.02 Математика
3. Профессиональный учебный цикл
Обязательная часть
Общепрофессиональные дисциплины
ОП.01 Теория государства и права
+
ОП.02 Конституционное право
+
ОП.03 Административное право
ОП.04 Основы экологического права
+
ОП.05 Трудовое право
+
+
+
+
ОП.06 Гражданское право
+
+
+
ОП.07 Семейное право
+
+
+
ОП.08 Гражданский процесс
+
+
+
ОП.10 Страховое дело
+
+
ОП.11 Статистика
ОП.12 Экономика организации
+
ОП.13 Менеджмент
+
ОП.14 Документационное обеспечение
+
+
+
+
управления
ОП.16 Информационные технологии в
профессиональной деятельности
ОП.25 Безопасность
+
+
+
+
жизнедеятельности
Профессиональные модули
ПМ 01 Обеспечение реализации прав
граждан в сфере пенсионного
+
+
+
+
обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01 Право социального
+
+
+
+
обеспечения
МДК 01.02 Психология социально+
+
+
+
правовой деятельности

+

+
+

+

+

+
+

+

+
+
+

+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

+

+
+
+
+
+
+
+

+
+

+

+
+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+
+
+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

37

+

ПМ 02 Организационное обеспечение
деятельности учреждений социальной
защиты населения и органов
Пенсионного фонда Российской
Федерации
МДК 02.01 Организация работы
органов Пенсионного фонда
Российской Федерации, органов и
учреждений социальной защиты
населения
4. Раздел
Практика
Практика для получения первичных
навыков
Производственная практика (по
профилю специальности)
Квалификационная практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».